27 Июля 2024 Суббота

«Необязательно заключать СПИК, чтобы инвестировать»
Полина Гриценко Госзакупки Импортозамещение Фарминдустрия
20 марта 2018, 15:20
Ханс Дюиф, вице-президент Novo Nordisk в России и Беларуси
Фото: Novo Nordisk
7544

Российский рынок глазами игрока «большой инсулиновой тройки»

В организацию в России собственного инсулинового производства Novo Nordisk уже вложила более 8 млрд рублей. Датчане готовы играть и выигрывать на рынке госзаказа без расчета на быстрый возврат инвестиций. Но глубокая интеграция, подразумевающая выпуск на территории РФ субстанций, в ближайшие планы господрядчика, продающего инсулинов на 7 млрд рублей в год, пока не входит. О стратегии компании на российском и мировом рынках Vademecum рассказал вице-президент Novo Nordisk в России и Беларуси Ханс Дюиф.

– Приходилось ли вам сталкиваться на тендерах с протекционистским правилом «Третий лишний» или продукты Novo Nordisk уже локализованы до стадии, позволяющей считаться товаром российского производства?

– С учетом нашей степени локализации мы не были в такой ситуации, когда нас исключили бы из тендера по принципу «Третьего лишнего». Согласно нашим планам, во второй половине 2018 года мы перейдем на следующий этап локализации – полный цикл производства готовой лекарственной формы инсулина. Начнется выпуск шприц-ручек ФлексПен, тогда производственные операции на заводе будут включать изготовление готовых лекарственных форм инсулина, заполнение картриджей, сборку и упаковку предварительно заполненных шприц-ручек. Это значит, что мы достигнем той стадии, когда наши препараты получат статус локальных. Мы с нетерпением ждем этого момента.

– Готовы ли вы локализовать в России производство субстанции, если регуляторы ужесточат требования к участникам торгов?

– Сейчас ведутся разговоры по этому поводу, я уже слышал от российских чиновников, что должен быть введен следующий этап локализации. Предстоит еще много обсуждений,  переговоров. Ведь производство субстанций, особенно для биофармацевтических препаратов, каким является инсулин, – это очень сложный процесс, который невозможно легко локализовать. Мы не рассматриваем возможность локализации субстанций в России как непосредственную задачу на ближайшее время. С точки зрения экономики масштаба для бизнеса ецелесообразно вкладывать значительные средства в создание этого этапа производства на небольших рынках. Для организации производства субстанций в России у компаний должна быть сильная мотивация, чтобы они захотели это делать.

– У Novo Nordisk сейчас единственный завод, который делает субстанции для всего мира?

– Да, пока такой завод один, он находится в Дании. Но сейчас мы инвестируем в строительство нового завода по производству субстанций в США.

– Во сколько это обойдется Novo Nordisk?

– Больше $2 млрд – это рекорд по инвестициям, и не только для Novo Nordisk, но и среди мировых фармкомпаний, прецедента по такому объему еще не было. Завод будет, конечно, работать и на экспорт. Но мы бы хотели обратить внимание на то, что уже очень много инвестировали в создание и развитие производства в России. Растет число рабочих мест в смежных сферах, поскольку создание одного рабочего места влечет за собой появление еще четырех в смежных областях. Сделаны очень большие инвестиции и в клинические исследования в России.

– Сколько Novo Nordisk инвестировала в локализацию в России?

– На сегодняшний день это больше 8 млрд рублей, из них около 2 млрд рублей – в локализацию сборки предварительно заполненных шприц-ручек. Эти инвестиции были сделаны в два этапа – открытие завода, упаковка, налаживание линии по розливу, теперь у нас есть еще цех по сборке шприц-ручек. Мы гордимся тем, что построили завод с нуля. Надо учитывать и то, что завод в Калуге – фактически полная копия заводов Novo Nordisk в других странах – Дании, Франции или любой другой.

– Почему вы действовали здесь самостоятельно, не привлекая к организации производства российских партнеров?

– В первую очередь мы считаем, что у компании есть сильное конкурентное преимущество: мы владеем высокими технологиями, в том числе инженерными. Но также для нас очень важно качество, в том числе в строительстве такого сложного производства. Конечно, надо признать, что объем инвестиций оказался выше, чем был бы в случае с привлечением партнера. Но мы уже сто лет в этом бизнесе, планируем быть в нем еще как минимум столько же, поэтому считаем, что эти вложения обязательно окупятся.

– Когда планируете выйти на окупаемость по калужскому проекту?

– Сделанные инвестиции мы рассматриваем скорее как наш вклад в то, чтобы помочь российским пациентам получать лучшее лечение. Конечно, выход на окупаемость займет немало времени, прежде чем мы начнем получать какую-то прибыль, и импорт продукции из Дании экономически был бы гораздо более практичным. Но принимая во внимание, что заболеваемость диабетом растет во всем мире и Россия, к сожалению, не исключение (примерно половина из тех, кто уже имеет это заболевание, не подозревают о нем), мы видим, что у нас есть большие перспективы с точки зрения улучшения качества лечения пациентов, и российский рынок очень привлекателен.

– Калужский завод Novo Nordisk поставляет что-то на экспорт?

– В настоящий момент нет. Все-таки мы ориентированы прежде всего на производство препаратов по полному циклу для нужд России. Но в перспективе мы готовы рассматривать  возможность выхода на рынок стран Евразийского экономического союза.

– Удается ли вам удерживать долю рынка в России? Ваши продажи генно-инженерных инсулинов человека (ГИИЧ) падают. 

– Да, действительно, по ГИИЧ наши продажи снижаются, но этот сегмент не является нашим приоритетом. Будущее нам видится за новым поколением препаратов – это не только современные инсулины, но и инcулины нового поколения. И когда врачи видят, что новые инновационные препараты дают преимущество в лечении, конечно, это очень помогает.

– Чем они лучше инсулинов человека?

– В первую очередь, современные инсулины дают меньше побочных эффектов, чем человеческие. Одним из таких побочных эффектов является гипогликемия, когда очень сильно падает сахар, если ввести большую дозу. Потенциально это может привести к коме. Если посмотреть на результаты исследований, современные инсулины, и в особенности инсулины нового поколения, обладают гораздо меньшим риском развития гипогликемии, это более «умные» препараты. Конечно, это придает больше уверенности как пациенту, так и врачу, потому что они могут эффективнее контролировать процесс лечения. Такие свойства препарата также позволяют снижать количество и тяжесть поздних осложнений диабета: это проблемы с почками, сосудами, слепота, ампутации и так далее.

– Собираетесь ли вы регистрировать на российском рынке новые препараты?

– Мы относительно недавно выпустили инсулин деглудек. Это базальный инсулин сверхдлительного действия, разрешенный для лечения пациентов с сахарным диабетом с года жизни.

– В портфеле Novo Nordisk есть инсулин аспарт, и ваши конкуренты, в том числе российские, готовятся выпустить биоаналоги этого типа инсулина. Считаете ли вы, что в перспективе вам будет сложнее удержать свою долю в этом сегменте рынка?

– Когда патент истекает, так происходит всегда. И компании помогают выжить на рынке только инновации. Что касается этого типа инсулина, то в США и Европе мы уже зарегистрировали  новые продукты – инсулины ультракороткого действия. И скоро мы будем выводить этот продукт и на российский рынок. Мы считаем, это будет хорошей новостью для наших пациентов.

– Вы ощущаете активность российских производителей на рынке госзакупок инсулинов или у вас конкуренция только внутри «большой тройки»?

– По клиническим данным видно, что наши препараты отличаются от имеющихся у конкурентов, и поэтому врачи отдают предпочтение нашим продуктам, независимо от ситуации с локализацией.

– Какая доля сейчас у Novo Nordisk в России?

–На российском рынке ключевые направления для нас – рынок современных инсулинов и инсулинов нового поколения, здесь на конец 2017 года наша доля в пациентах составила 47,1%, в денежном выражении – 23%.

– Производители, конкурирующие с вами на инсулиновом рынке, а именно «Санофи» и «Герофарм», заключили специальные инвестиционные контракты (СПИК). Вы изучали такую возможность?

– Мы начали инвестировать в российский рынок, потому что изначально расценивали его как привлекательный. Не секрет, что мы рассматривали возможность подписания СПИК, вели переговоры по этому вопросу с властями. Но так сложились обстоятельства, экономические условия, что мы не могли ждать подписания СПИК и приступили к углублению локализации, сделав дополнительные инвестиции. Для Novo Nordisk было крайне важно реализовать проект в установленные сроки и не выйти за рамки утвержденного штаб-квартирой бюджета, чтобы избежать возможного перераспределения этих инвестиций в другой регион присутствия компании. Мы построили вторую очередь производства на заводе в Калужской области прежде, чем смогли бы подписать такой контракт, поэтому необходимость в нем фактически отпала.

– Какие преференции вы оценивали, когда предполагали заключение СПИК?

– Мы рассматривали возможность облегчения регуляторных процедур по регистрации, ценообразованию. Но потом мы поняли, что это не является важнейшим фактором. Конечно, международные компании оценивают национальные рынки с точки зрения привлекательности ведения бизнеса, стабильности, которую рынок может предложить, чтобы не менялись правила игры. И мы здесь смотрели на статус-кво, стабильность. 

– Если возникнет потребность в модернизации, в каких-то дополнительных инвестициях, готовы ли вы еще раз рассмотреть вариант СПИК?

– Прежде всего мы сопоставим возможные выгоды для нас с теми обязательствами, которые должны будем на себя принять. Мы исходили из того, что необязательно заключать СПИК, чтобы инвестировать, это не является условием инвестиций. Все-таки основное для любого бизнеса – это потенциал рынка.

– Регуляторы готовятся в очередной раз пересматривать методику ценообразования на ЖНВЛП. И ФАС все больше ориентируется на цены в референтных странах. Как у Novo Nordisk соотносятся цены на инсулин в России и других странах?

– Российская ситуация в этом смысле не уникальна, во всех странах госструктуры ищут возможности пересмотра цен. Их можно понять: это часть игры на фармрынке. Мы считаем несправедливым, что для сопоставления берется самая низкая цена и до нее пытаются опустить стоимость препарата. Но при этом если эта цена поднимется в какой-то стране, то никто не будет адаптировать ее для других стран, повышать цену – обратного механизма не существует. Это не совсем правильно, особенно если принимать во внимание, что цены на инсулины в России одни из самых низких в мире. И если предположить, что все страны займутся процессом выстраивания ценообразования по такой логике, то в конце концов у компаний не будет стимула инвестировать средства в разработку инновационных препаратов. 

ханс дюиф, ново нордиск, novo nordisk, спик, флекспен, инсулин, калужская область, деглудек, тресиба, шприц-ручки, гиич, третий лишний, аспарт
Источник: Vademecum №4, 2018

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении