27 Июля 2024 Суббота

Надевайте бациллы: По какой формуле «Ростех» будет централизовать лаборатории страны
Тимофей Добровольский Госзакупки Импортозамещение Фарминдустрия Мединдустрия
27 февраля 2018, 9:59
Фото: Siemens Healthineers
11131

Госкорпорация послала «дочку» на лабораторную службу

По информации Vademecum, входящее в госкопорацию «Ростех» АО «Инженерно‑маркетинговый центр концерна «Вега» в ближайшие дни подпишет с Федерацией лабораторной медицины (ФЛМ) соглашение о совместном участии в централизации региональных лабораторных служб. Согласно достигнутой договоренности, ФЛМ поможет консолидаторам из «Ростеха» провести аудит действующих лабораторных мощностей, наладить контакты с местным профсообществом, скорректировать с учетом региональных особенностей финансовые модели оптимизации. ИМЦ концерна «Вега», используя механизм концессии и опираясь на экспертизу ФЛМ, намеревается к 2021 году централизовать КЛД‑службы в 10 регионах страны, а заодно стимулировать к локализации зарубежных производителей лабораторного оборудования и реагентов.

Реформа национальной лабораторной службы, заявленная еще Минздравом СССР, безрезультатно буксовала несколько десятилетий. Разархивировать советскую идею централизации диагностических лабораторий и придать ей актуальное звучание удалось в 2014 году участникам новой общественной профорганизации – Федерации лабораторной медицины, которую возглавил главный внештатный специалист по лабораторной диагностике Минздрава Анатолий Кочетов. ФЛМ занялась продвижением модели и методическим сопровождением проектов централизации КЛД-службы в регионах, решившихся на передел обветшалой, некорректной и в целом неэффективной системы.

Кочетов сулил распорядителям региональных бюджетов не только новый качественный уровень КЛД-помощи, но и экономию – до 600 млн рублей в год. Как показал мониторинг Vademecum, в последние три года при поддержке ФЛМ или по собственной инициативе за оптимизацию своих лабораторных служб взялись по меньшей мере 28 субъектов РФ (подробнее – в материале «По добру по забору», Vademecum #18 (153) от 30 октября 2017 года). 

Организаторы здравоохранения на местах выбирали наиболее удобную для них модель реформы: аутсорсинг – когда заказы на исследования отдаются в частные руки, инвестиционный проект, упакованный в формат государственно-частного партнерства, или наиболее затратный, но менее рискованный – за счет собственных средств. При этом централизоваться в сотрудничестве с частным бизнесом по незнанию или осторожности решились только 11 регионов, остальные – за свои деньги. 

Параллельно с ФЛМ, продолжавшей словом и делом пропагандировать централизацию, к модернизации национальной лабораторной службы подключился «Ростех». В октябре 2016 года его «дочка» – АО «Национальная иммунобиологическая компания» – подписала соглашение о сотрудничестве с ООО «Сименс Здравоохранение». Документ определял немецкий концерн как главного поставщика оборудования для централизованных лабораторий – с условием, что он локализует производство реагентов на территории России. Партнерство, правда, с первого захода не задалось – через некоторое время в «Нацимбио» признали лабораторный проект непрофильным и вверили его судьбу «материнской» госкомпании. Уже в декабре 2017 года Siemens и «Ростех» озвучили новую кооперативную смету, пообещав вложить в централизацию 10 регионов 4 млрд рублей. «Сименс Здравоохранение» готова предоставить свои технологии и экспертизу для реализации этого проекта», – заявила тогда Vademecum представитель Siemens Инна Доморацкая, а в «Ростехе» уточнили, что обязательство по локализации производства немцы по-прежнему готовы выполнять. 

Федерация лабораторной медицины, залучившая к тому моменту в свои ряды представителей основных мировых производителей анализаторов и реагентов, к монобрендовой централизации отнеслась скептически. К тому же аудит лабораторных служб показал, что ни Siemens, ни любой другой мейджор не способен в одиночку закрыть своим оборудованием полную номенклатуру централизованных исследований. Представители ФЛМ настаивали на том, что задуманный «Ростехом» проект эксклюзивным для Siemens быть не может, и предлагали привлечь к модернизации Abbott, Roche, Beckman Coulter и других поставщиков профильной продукции, в том числе отечественных. С этой позицией в конце концов согласились в «Ростехе». 

О том, как будет вестись централизация, кто и как сможет в ней участвовать, на чем зарабатывать и экономить, Vademecum рассказал генеральный директор АО «Инженерно-маркетинговый центр концерна «Вега» Александр Кулиш.

Кулиш1.jpg

– «Ростех» до недавнего времени интереса к лабораторной диагностике не проявлял, да и ваша карьера в госкорпорации, насколько мне известно, лабораторного бизнеса не касалась. Как вы попали в этот проект?

– Компании под управлением «Ростеха» уделяют внимание реализации проектов в сфере здравоохранения целенаправленно. Задача простая: вывести эффективность и доступность медуслуг в стране на новый уровень. Помимо работы на предприятиях под управлением «Ростеха», я занимаю должность заместителя генерального директора Ассоциации производителей медизделий оборонно-промышленного комплекса. Концерн «Вега» [входит в состав АО «Росэлектроника». – Vademecum] является одним из учредителей этой ассоциации, а кроме того, определен Минпромторгом в качестве головной организации в области разработки и производства медицинских изделий в радиоэлектронной отрасли. Главная проблема лабораторной службы мне хорошо известна: 70% оборудования – в изношенном состоянии. Централизация лабораторий – это мировой тренд, и не потому что это модно, а потому что эффективно. Повышается качество услуги и снижается ее цена, а на Западе умеют считать. Если не централизоваться, то, по нашим оценкам, каждому региону в ближайшие 5–10 лет придется снова закупать оборудование на сумму от 200 млн до 500 млн рублей. Конечно, эти суммы можно спрятать в столь популярные сейчас реагентные контракты (когда оборудование поставляется практически бесплатно, но его стоимость заложена в цены реагентов для этого оборудования на несколько лет вперед). Еще один аргумент – мы в ОПК услышали наказ президента «встать на мирные рельсы» и увеличить производство гражданской продукции. Соотнеся потребности страны и коммерческие перспективы сегмента, мы выбрали одним из основных направлений деятельности концерна «Вега» в части медицинских проектов развитие лабораторной техники. Первой нашей идеей стал проект централизации лабораторной службы, в котором бы участвовали исключительно отечественные производители. Это была ошибка – российские компании производят оборудование, которое способно обработать не больше 15% всех требуемых современной медициной исследований. А мы хотели выработать комплексное решение. Стало ясно: чтобы финансовые потоки оставались в стране и их можно было бы использовать для развития отечественной медицины, нам надо локализовать иностранных производителей. К ним мы и обратились. Наиболее заинтересованным в идее централизации с условием локализации оказался Siemens.

– «Нацимбио» заключила соответствующий меморандум с Siemens еще в 2016 году. Почему был отложен старт реализации партнерства?

– Процесс согласования занял время. Самое главное, что мы сделали с Siemens, – утвердили позицию по локализации: партнеры из Германии построят в России завод по производству реактивов и оборудования, а мы взамен включим их в проект централизации лабораторных служб регионов. Достигнув успеха в консультациях, мы начали аудит региональных лабораторных служб, который показал, что силами одного только Siemens трансформировать отрасль не получится – оборудование немецкого концерна покрывало около 70% всей номенклатуры исследований. А в некоторых секторах лабораторной диагностики российское оборудование, как выяснилось, не хуже, чем иностранное. С другой стороны, повсеместно устанавливать Siemens оказалось не просто невозможно, но и бессмысленно – в малых регионах массивные трековые анализаторы всегда будут недозагружены. Это просто экономически невыгодно и снижает эффективность проекта. Тогда мы благодаря рекомендации Федерации лабораторной медицины приняли решение пустить в проект всех производителей, готовых к локализации.

– Предположим, в одном секторе КЛД заявителей окажется несколько. Как будете выбирать?

– По принципу «чем глубже локализация – тем больше шансы и экономическая эффективность, качество». Локализуясь, компании снизят себестоимость своей продукции и получат конкурентные преимущества на рынке стран ЕАЭС, где будет общая регистрация медизделий. Кто первым локализуется и войдет в проекты централизации лабораторий, тот будет владеть этим рынком лет 10, пока на смену не придут новые технологии. Функция отбора заявок будет возложена на независимую организацию – Федерацию лабораторной медицины, соглашение с которой мы подпишем в ближайшее время. ФЛМ сформирует честный конкурс на закупку оборудования для каждого региона с привлечением лучших экспертов России в данной области.

– Сколько регионов проявили заинтересованность в сотрудничестве с «Вегой»?

– У нас есть подтверждающие письма от администраций восьми регионов – от губернаторов, министров здравоохранения. Еще несколько регионов подтвердили свои намерения устно. При этом везде понимают, что централизация неизбежна и необходима – сейчас масса маленьких лабораторий в регионах потребляют огромный ресурс, а их производительность, по сравнению с большими централизованными решениями, на уровне плинтуса. Затраты на содержание зданий и сооружений, отопление, свет, ремонт, закупку и ремонт оборудования, закупку разношерстных реактивов для этого «разноцветного» оборудования и так далее – это все большие деньги. Соответственно, у нас стоимость анализа по стране зашкаливает. При централизации стоимость зданий и сооружений по отношению ко всем площадям в разы ниже, а одного исследования – на 10–30% меньше. Противники реформы – региональные медицинские элиты – пытаются сохранить контроль над этими финансовыми потоками, не понимая, что у страны сейчас недостаточно финансов. Кризис, стоимость валюты, за которую покупаются оборудование и реактивы, санкции. Жирные годы закончились. По нашим ощущениям, таких масштабных программ модернизации здравоохранения, как в прошлом, нам еще долго не увидеть. Пора искать и применять другие, более эффективные решения, иначе скоро будет просто нечем и негде делать рутинные исследования. Ну а потом – и некому. Поэтому единственная возможность сейчас развивать (а не поддерживать жизнь в системе из последних сил) лабораторную диагностику – привлекать частные инвестиции. Нельзя забывать и о необходимости повышать качество исследований. Сейчас просто нет стандартов. Каждая лаборатория делает анализы по-своему. Так быть не должно. Внедряя новые стандарты с новой системой менеджмента качества, мы гарантируем европейский уровень лабораторной службы. А с локализацией вся система будет прозрачна и контролируема – от производства реагентов и оборудования до получения результата лабораторного исследования.

– Реагенты и часть лабораторного оборудования находятся в перечне «Третий лишний». Каким образом вы решили обойти это ограничение?

– С помощью механизмов государственно-частного партнерства, в частности концессии. «Третий лишний» на ГЧП не распространяется. Да и в ограничительном перечне лабораторного оборудования пока крайне мало. И не забывайте, что локализованное производство получает статус российского. Чем концессия хороша? Регион сохраняет контроль над объектом, и мы фактически бесплатно, без вложений со стороны бюджета субъекта, создаем ему медицинское предприятие, которое, после того как оно окупается, передаем региону. Либо можем продолжать им управлять по дальнейшей договоренности.

– В роли концессионера будет выступать концерн «Вега»?

– Будет создана единая компания-оператор – дочернее предприятие «Веги», которая откроет региональные филиалы. Эти представительства и будут концессионерами, которые возьмут на себя создание лабораторий и управление ими. Доли в уставном капитале этих бизнес-единиц будут как наши, так и частные. Иначе как мы привлечем частные инвестиции?

– В каждом регионе будет свой инвестор или у вас есть генеральный финансовый партнер?

– У нас есть предварительное соглашение с одним из крупных финансовых институтов развития, который готов профинансировать проект. Сейчас мы думаем, как увязать его участие с санкциями и минимальным ограничением по инвестициям – не меньше 1 млрд рублей. При этом максимальные затраты на централизацию в одном регионе могут доходить до 500 млн рублей, поэтому нам будут нужны и региональные участники. Ими могут стать местные непрофильные предприниматели, участники лабораторного рынка, кто угодно. Но надо понимать, что это «длинные» деньги. А российские инвесторы в основном работали с «короткими».

– Какие условия вы предлагаете частным инвесторам?

– Главное наше условие – сохранить блокирующий пакет в 25% за компанией-оператором в регионе, компанией, которая идет в концессию. Но и здесь могут быть исключения, если, скажем, российский производитель захочет поучаствовать. В таком случае блокпакет отдадим без проблем, при условии окупаемости наших инвестиций.

– При централизации закрывается большая часть поликлинических и больничных лабораторий. В регионах часто возникают скандалы, поскольку сокращаются рабочие места. Несколько таких «вспышек» могут дискредитировать ваш проект.

– Вопрос последующего трудоустройства медработников мы обсуждаем на уровне руководителей регионов и в обязательном порядке ставим этот вопрос. В условиях дефицита медиков в регионах это не станет главной проблемой. Синхронизация программ переподготовки медицинского персонала в регионе с централизацией – это и есть ключ к решению. К тому же централизация должна и будет проходить поэтапно, без рывков. В первую очередь она затронет поликлиники. На втором этапе – плановые исследования в стационарах. Третий этап – специализированные виды исследований, то есть те, которые делаются в срочном порядке в больницах. Также есть территориальная этапность в регионах. Притом что мы понимаем актуальность централизации, она будет проводиться исключительно на добровольной основе, никого не будем насильно в этот процесс завлекать. Нужны и политическая воля, и желание руководства региона сделать медицинскую помощь доступнее и лучше, и надо работать с медицинскими работниками, их видением развития своих направлений.

– Вы сами решили не подключать административный ресурс для ускорения процесса согласования или кто-то подсказал?

– Давайте я приведу пример. В 2017 году мы зашли с проектом централизации во Владимирскую область. Согласовали с руководством региона, организовали совещание с министром здравоохранения, достигли определенных договоренностей, развернулись и уехали. После попытки перехода в процесс аудита лабораторной службы региона, отправив им информационные запросы, получаем письмо от министра, в котором сказано: «Нам централизация не нужна». Это их решение и видение процесса на месте. И его также надо уважать. Ведь именно эти люди отвечают головой за качество оказания медицинской помощи в области. Не надо ломать то, что и так хорошо работает. Главное – провести оценку и понять, можно ли сделать лучше. Использовать административное давление при централизации, ломать через колено – это крах, потому что сопротивление на уровне главных лаборантов, простых медработников может загубить весь проект. Нам, наоборот, нужно заручиться их поддержкой, и мы хотим в первую очередь видеть в них не противников, а помощников.

– Сколько централизованных лабораторий вы планируете открыть в 2018 году?

– Не больше двух-трех, всего планировали к 2021 году запустить 10 лабораторий. Под каждую из них мы заложили порядка 100 млн рублей собственных средств.

– Вы рассчитываете открывать лаборатории на базе существующих объектов?

– Концессия подразумевает, что мы должны либо построить новое здание, либо реконструировать существующее. В некоторых регионах это бывшие детские сады, в некоторых – и котельная нам подходит, где-то – спортивный объект, а где-то и поликлиника. Нам важно, чтобы здание подходило для лаборатории логистически и принадлежало региону. Ну и, конечно, не совсем разваливалось. Создаваемый объект концессии с самого начала принадлежит региону.

– Как вы пришли к сотрудничеству с Федерацией лабораторной медицины?

– Как только мы подписали меморандум с Siemens в 2016 году, у нас начались консультации с ФЛМ. По многим вопросам мы не могли достичь взаимопонимания – они в первую очередь стремились учесть интересы членов ФЛМ в регионе, чем тормозили наш проект. Мы же считали, что все время гладить по голове – непродуктивно, надо иногда и пинка мягкого дать. Мы, конечно, тоже делали ошибки – часто начинали проект прямо с руководства регионов, подписывали, брали под руку министра, главного лаборанта и начинали готовить документы. А о среднем звене забывали или просто не учитывали его позицию. Тогда в ФЛМ нам пояснили, что административные методы в этой индустрии не слишком эффективны, и взяли на себя задачу объяснить людям, зачем нужна централизация и что от нее выиграют регион, медработники и, главное, пациенты. Федерация будет проводить для нас общественный контроль аудита служб регионов, экспертизу финансовых моделей и бизнес-планов, консультировать в узких местах, договариваться с производителями о соблюдении баланса интересов, решать профессиональные проблемы в регионах. С помощью ФЛМ мы сможем не только эффективно оптимизировать лабораторные службы регионов, но и учесть специфику каждого.

лабораторная диагностика, реагенты, централизация, ростех, сименс, siemens, abbott, roche, beckman coulter inc
Источник: Vademecum №3, 2018

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении