27 Июля 2024 Суббота

«Мы с государством на одном пути, и вместе двигаться получается быстрее»
Партнерский материал Санофи
Сегодня, 4:33
10923

Французская Sanofi давно входит в число европейских и мировых лидеров по разработке и производству вакцин, средств для лечения диабета, сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний, развивает иммунологическое, а также онкологическое и орфанное направления. Как глобальная инновационная фармкомпания действует на российском рынке, как оценивает перспективу развития отрасли в ближайшее десятилетие – рассказала Оксана Монж, генеральный директор Sanofi в странах Евразийского региона.

– Изменилась ли инвестиционная привлекательность нашей страны за последнее время?

– В Sanofi мы смотрим на развивающиеся рынки как на источник роста, и на большинстве таких рынков мы в лидерах. Потенциал России в здравоохранении огромен: буквально на днях, в октябре, состоялась встреча Консультативного совета по иностранным инвестициям под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева, и Серж Вайнберг, председатель совета директоров Sanofi, присутствовал на этом совещании впервые с 2015 года. По его словам, атмосфера кардинально отличается от той, что была четыре года назад. В лучшую сторону. Государство более открыто к сотрудничеству с бизнесом, стабилизируется макроэкономическая ситуация.

– Какую инвестиционную стратегию Sanofi выбрала в России на 2020-е годы?

– Еще несколько лет назад мы определили для себя ключевой стратегический вектор – вектор инноваций. Его и придерживаемся. Причем инновации мы понимаем в широком смысле. С одной стороны, перед российским здравоохранением стоит множество все еще не решенных задач: увеличить продолжительность жизни, гарантировать пациентам доступ к передовым препаратам и так далее. Тут мы с государством на одном пути, и вместе двигаться получается быстрее. С другой стороны, меняются потребности наших клиентов – а это и пациенты, и врачи, и государство: людям все чаще нужен не только препарат, но и комплексное решение. То есть речь идет уже не только о создании эффективных препаратов, но и об изменении привычек, образа жизни, что необходимо для получения более эффективного результата лечения. А для этого нужны интегрированные решения, где препарат будет лишь частью.

Поэтому для нас инновации – больше, чем просто научные разработки: мы заинтересованы в тесных партнерских отношениях с государством, с клиниками, с НИИ, со стартапами, которые помогали бы нам разрабатывать решения, положительно влияющие на качество и результат лечения и, в конечном итоге, на жизнь конкретного пациента. Понятно, что мы учитываем и бурный рост цифровых технологий, преодолеваем характерный для фармы консерватизм по отношению к ним. Я уверена, что сегодняшний «диджитальный шум» вокруг нашей отрасли приведет в итоге к тому, что на рынок начнут заходить все новые и новые игроки, бросающие вызов существующим бизнес-моделям и методам повышения эффективности.

– Как вы оцениваете существующие инструменты господдержки? Какими видите итоги реализации «Фармы-2020», чего ожидаете от «Фармы-2030»?

– «Фарма-2020» была очень амбициозной программой, которая ставила перед собой задачи – запустить локальную фармацевтическую промышленность, привлечь крупные международные компании к локализации производства здесь, достичь определенной доли препаратов из списка ЖНВЛП, производящихся на территории России. На мой взгляд, эти задачи удалось решить. Мы принимаем самое непосредственное участие в этих процессах и, надеюсь, внесли свой вклад: еще в 2010 году Sanofi приобрела завод в Орле по производству инсулинов; инвестировала в модернизацию производства, и уже в 2013 году вся линейка инсулинов, которая оставляется для российских пациентов, производилась по полному циклу (кроме производства субстанции), то есть тут мы даже опередили тренд. К слову, мы также были первыми, кто наладил экспорт российских инсулинов в страны Европейского союза – мы добились этого в 2017-м.

«Фарма-2030» широко обсуждается: программа будет опубликована к концу года. Очевидно, что она затронет несколько основных направлений – экспорт, производство субстанций, инновации. И самый обсуждаемый накануне обнародования новой программы вопрос, конечно, тема господдержки и преференций. Что сделает государство, чтобы усилить позитивные тренды? Будет ли поддержка стимулировать экспорт, способствовать конкурентоспособности российских разработок на зарубежных рынках? Создаст ли она предсказуемую среду для доступа инновационных лекарственных препаратов, разработанных и произведенных в России?

– Как вы оцениваете эффективность СПИК в качестве инструмента привлечения инвестиций?

– В целом этот инструмент своего рода первая ласточка, показывающая, что государство думает о том, как привлекать инвестиции. Для нас это был полезный инструмент. Мы одни из первых подписали СПИК в 2017 году, и он уже принес результаты. В 2019 мы запустили производство ГЛФ Туджео на заводе в Орловской области.

– Как Sanofi эксплуатирует цифровые технологии, решения в сфере big data?

– Мы работаем в этом направлении – как на российском, так и на глобальном уровне. Еще в 2016 году мы подписали партнерское соглашение с Google о разработке интегрированных решений по диабету, начиная с Соединенных Штатов. Так родился проект OnDuo – с одной стороны, это приложение, непрерывно считывающее данные по уровню глюкозы в крови, с другой – механизм анализа этой информации и принятия решений о необходимости врачебного вмешательства. Важна и эмоциональная поддержка – не только от врача, но и от людей с тем же заболеванием: экосистема OnDuo позволяет организовать в том числе и такую поддержку. Результаты у проекта отличные. В России мы тоже планируем запускать подобные интегрированные решения в области диабета и сердечно-сосудистых заболеваний, созданные с учетом особенностей нашей системы здравоохранения. Сейчас мы на стадии подготовки проекта в пилотных регионах.

– Повлияло ли на ваши производственные планы появление биоаналогов?

– Биоаналоги для нас не секрет и не новость – появление дженериков является абсолютно закономерным этапом для любого препарата, чей жизненный цикл подходит к концу. Но мы делаем ставку на инновационные препараты, стараемся быть на шаг впереди, поэтому не могу сказать, что биоаналоги как-то на нашу стратегию повлияли. То же самое могу сказать и о преференциях: нас они не затронули. Все наши инсулины, включая инновационные препараты последнего поколения, имеют статус локального продукта (ГЛФ производится на заводе в Орле).

– Насколько инновационному препарату сложно выйти на рынок, даже при посредничестве государства?

– Здесь опять же хотелось бы вернуться к теме стабильности и предсказуемости, особенно когда мы говорим об инновациях. Инновации, безусловно, стоят дороже, но в долгосрочной перспективе они позволяют сэкономить бюджет, когда мы учитываем все расходы, связанные с заболеванием, а не только стоимость препарата и не в течение одного бюджетного года. Кроме того, инновации решают важные задачи, где не всегда есть решение, – увеличения продолжительности жизни, повышения ее качества. Многое было сделано со стороны Минздрава для того, чтобы расширить доступность инновационных препаратов, увеличить прозрачность принятия решений, но и есть над чем работать – в частности, над вопросами комплексной оценки лекарственного препарата и долгосрочного влияния на бюджет. Настораживает складывающийся тренд – компании-производители, стремясь обеспечить доступ к своему инновационному препарату, то есть включение в списки, дают скидки, которые делают цену препарата значительно ниже минимальной референтной цены в других странах. 

Этот тренд может оказать влияние, когда прогрессивные препараты будут приходить в Россию. Вопрос стоимости инноваций остро стоит везде – и в США, и в Европе, и в Японии. Тут всегда принципиален процесс диалога, когда государство и производитель могут встретиться и договориться о подходах к работе с такими препаратами. Наиболее эффективна система, когда государство платит не за продукт, а за результат – я говорю про соглашения о разделении рисков. Также существуют и объемные соглашения, и долгосрочные контракты. Мне очень хочется надеяться, что будут изменения в подходах к закупкам инновационных препаратов в ближайшие годы.

Долгосрочные контракты особенно важны в случае с вакцинами. В этом направлении я тоже вижу положительные тенденции: в 2019-м Минздрав впервые объявил о закупке вакцин на два года сразу. Надеюсь, что это станет системным подходом.

– Во всем мире к дорогостоящим продуктам применяются особые условия оплаты – pay as you go, риск- и кост-шеринг. Насколько, на ваш взгляд, Россия готова к их применению?

– Сохранять жизни людей и увеличивать продолжительность жизни – та задача, которая должна стоять перед всеми участниками системы здравоохранения на всех уровнях всегда. Вопросы введения альтернативных механизмов оплаты и закупки лекарств поднимаются регулярно, но на сегодня единственной системой, которая применяется, остается система аукционов. Эта система не всегда оптимальна, когда речь идет о закупках инновационных препаратов, у которых нет аналогов.

– Sanofi ранее высказывала обеспокоенность в связи с тем, что из-за введения обязательной маркировки могут произойти перебои в поставках препаратов. Как дела с маркировкой обстоят сейчас? Готова ли компания к 1 январю 2020 года, когда маркировка станет обязательной для всех?

– Мы на все сто процентов поддерживаем систему маркировки лекарственных средств. Это та система, которая поможет нам гарантировать, что пациент получил именно тот препарат, который выписал врач, и которая уничтожит «серый» рынок. Однако до введения маркировки остается всего два месяца, а нормативы все еще дорабатываются. Есть целый ряд вопросов к готовности всей цепочки поставки препарата от производителя до ЛПУ, аптеки и, в конечном счете, до пациента. Текущая ситуация, безусловно, усложняет задачу нам и нашим коллегам. У Sanofi без малого 50 заводов по всему миру, 130 производственных линий, и даже при самом большом нашем желании подготовить все наши заводы, с учетом изменившихся требований, к 1 января 2020 года будет очень трудно, и я точно скажу, что не каждый продукт нашего производства будет готов. Поэтапное введение маркировки могло бы позволить нам всем избежать крупных проблем с поставками.

– В августе 2019 года Sanofi говорила об ускоренной регистрации Фризиума в России. В итоге препарат подали на регистрацию только в конце сентября, и пройдет она по обычному регламенту Минздрава – в сроки, не превышающие 160 дней. Почему вопрос о перерегистрации не встал раньше? Почему не получилось зарегистрировать препарат быстрее?

– На вопрос, почему потребности в препарате не было раньше, я ответить не могу. Регистрация Фризиума закончилась еще в середине 90-х годов, и в течение 20 лет у государства не было необходимости в этом препарате, нас никто о нем не спрашивал. Ситуация, которая возникла сейчас, – это кризис, к решению подключились и Минздрав, и правительство, и мы сами, для того чтобы пациенты получили препарат как можно скорее. Мы провели экстренное совещание, по итогам которого определили, где нам взять необходимый объем препарата. В конце октября должна состояться первая поставка пока не зарегистрированного препарата. В то же время мы в кратчайшие сроки подготовили досье и подали его на регистрацию в конце сентября. Со своей стороны Sanofi делает все, что в наших силах, и в кризисной ситуации все работают как одна команда.


Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении