Vademecum и «Нацимбио» фактически ровесники – и наш журнал, и биомедицинская дочерняя компания «Ростеха» появились на свет в 2013 году. Вместе с встревоженным фармрынком мы пристально наблюдали за приходом в нашу отрасль госкорпорации, вооруженной как гигантскими финансовыми ресурсами, так и почти безграничным лоббистским потенциалом ее бессменного главы Сергея Чемезова.
В 2014 году мы первыми на эксклюзивной основе поведали о стратегических планах «Нацимбио»: под лозунгом создания «биологического щита Родины» к 2020 году занять не менее 20% рынка лекарственного госзаказа, который в то время достигал 300 млрд рублей.
Стратегию готовил первый директор «Нацимбио» Николай Семенов, и на бумаге все выглядело четко и логично. Первое: получить статус единственного поставщика вакцин, препаратов от ВИЧ и гепатита, препаратов крови, иммунобиологических препаратов для «Семи нозологий», а также охватить своей заботой ФСИН.
Второе: напитавшись монопольными деньгами, начать не только поставлять, но и производить все эти критически важные для национальной безопасности лекарства.
Первое удалось лишь отчасти, со вторым вообще как-то не заладилось в связи с нехваткой средств. По итогам 2016 года (более свежих данных еще нет) чистый убыток «Нацимбио» превысил 1 млрд рублей. Но Семенов за это уже не отвечал – в августе 2016 года он покинул компанию.
«Ростех» откровенно начал терять интерес к своей иммунобиологической «дочке» и занялся поисками другого героя, готового подхватить тяжелый «биологический щит Родины». И нашел его в лице Александра Винокурова, чья компания «Марафон Групп» в 2018 году купила 25% «Нацимбио» с опционом довести свою долю до 100%.
Финальным штрихом в этой картине стало недавнее задержание Николая Семенова правоохранительными органами по подозрению в растрате, совершенной, как заявила судья во время заседания об избрании для него меры пресечения, именно в бытность директором «Нацимбио».
В общем, жизнь в очередной раз наглядно доказывает, что не следует плодить монструозные госкорпорации на тех рынках, которые создавали коммерсанты.