27 Июля 2024 Суббота

Минздрав усовершенствует правовую базу для федеральных ГЧП-проектов
Дарья Шубина, Тимофей Добровольский Мединдустрия
18 апреля 2017, 18:00
Фото: veteranspanama.com
4086

В 2017 году Министерство здравоохранения рассчитывает модернизировать нормативно-правовую базу для реализации медицинских проектов в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Из планов ведомства следует, что оно ориентируется в основном на создание правовых условий для ГЧП на базе федеральных медучреждений, тогда как основные трудности реализации большинства ГЧП-проектов в регионах останутся нерешенными, в частности, отсутствие механизмов возмещения инвестиций и технические проблемы реализации частных инициатив. И вообще, одна из задач министерства на этот год – запуск «пилотных проектов» в отношении объектов инфраструктуры здравоохранения федеральной собственности.

Весь 2016 год Минздрав посвятил «расширению инструментария» и «созданию правовых условий» для привлечения инвестиций в развитие и модернизацию здравоохранения. Основные нормотворческие достижения ведомства описаны в докладе «Об итогах работы Министерства здравоохранения РФ в 2016 году и задачах на 2017 год», презентованном на коллегии Минздрава 12 апреля, а до этого – частично – на заседании Координационного совета по ГЧП 20 марта.

Совместно с Минэкономразвития, Минфином и ФАС был разработан и внесен в Правительство РФ проект поправок в ФЗ «О концессионных соглашениях», который позволяет федеральным государственным медцентрам выступать в роли концедента в ГЧП-проектах, то есть фактически определять условия сотрудничества. «При реализации концессионного соглашения участие учреждения здравоохранения на стороне концедента невозможно, – говорил ранее Vademecum  руководитель Департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава России Андрей Казутин. – Получается, что госучреждение полностью выпадает из проекта, который реализуется инвестором на базе инфраструктуры, находившейся до концессии в оперативном управлении учреждения». В случае принятия законопроекта эта проблема будет разрешена.

Уровень собственного влияния Минздрав также намерен повысить: для этого ведомство предложило Минэкономразвития предоставить ему (Минздраву) возможность самостоятельно рассматривать «частные концессионные инициативы в отношении федеральных объектов здравоохранения» и принимать решения. Согласно разработанному министерством проекту поправок в Земельный кодекс РФ, инвестор сможет получить земельный участок, находящийся в распоряжении Минздрава, без торгов. Пока эти предложения и проекты не утверждены.

Обновить нормативную базу есть ради чего. Сейчас Минздрав рассматривает более 20 заявок на развитие проектов государственно-частного партнерства, предполагающих задействование различных юридических механизмов их реализации: концессионные соглашения, соглашения о ГЧП, инвестиционные договоры, а планируемый объем инвестиций в них превышает 10 млрд рублей. 

В действительности федеральных ГЧП-проектов, находящихся на стадии реализации или близких к ней, немного – организация производства эндопротезов в Новосибирске, реконструкция Центра микрохирургии глаза в Екатеринбурге (объем инвестиций – 300 млн рублей), развитие учебной инфраструктуры Пермского ГМУ им. академика Е.А. Вагнера и СЗГМУ им. И.И. Мечникова, а также строительство Центра спортивной медицины ФМБА в Сочи (6,6 млрд рублей). 

В регионах, напротив, реализация государственно-частного партнерства проходит куда активнее. На конец 2016 года активно реализовывались 76 проектов, 62 из них на стадии строительства и эксплуатации. Общий объем инвестиций в них составляет 61 млрд рублей, в том числе средства инвесторов – 57 млрд рублей.  Регионами-лидерами по количеству ГЧП-проектов в сфере здравоохранения в Минздраве называют Самарскую, Новосибирскую, Московскую, Ульяновскую области, Москву и Санкт-Петербург.

Проектов было бы больше, отмечают эксперты, но этому мешают бюрократические барьеры, снятие которых в планах Минздрава, увлеченного привлечением инвестиций в федеральные объекты, почему-то не конкретизируется. В документе говорится только, что Минздрав запланировал «совершенствование методической основы реализации проектов ГЧП на федеральном и региональном уровнях», а также «снятие институциональных ограничений, позволяющих обеспечить развитие и модернизацию инфраструктуры здравоохранения на всех уровнях госуправления». Какие действия кроются за этими формулировками, на момент написания материала в Минздраве ответить не смогли.

Помимо технических сложностей во взаимодействии с государственным партнером, есть проблемы правового и финансового характера. Их обсуждали участники тематической секции на Форуме регионов, прошедшем 11 апреля в Москве. По словам замминистра экономического развития Самарской области Олега Майорова, один из перспективных ГЧП-проектов в регионе – организация службы лечебного питания для Самарской ОКБ им. В.Д. Середавина. Инвестором и оператором выступает местная компания «Калинка-95». Но есть проблема: инвестору раз в три года необходимо участвовать в конкурсе по ФЗ №44, то есть рисковать своими инвестициями. «Две процедуры по 44-ФЗ существенно ограничивают реализацию проектов ГЧП. Мы сейчас стучимся во все двери. Обратились в Минэкономразвития, нам обещали оказать содействие», – сказал Майоров.

Старший юрист компании  Herbert Smith Freehills Роман Чураков добавил, что для решения этой проблемы инвесторы и региональные власти вынуждены толковать 44-ФЗ «более либерально»: они заключают контракты на поставку услуг не на три года, а на более длительный срок в соответствии с производственным циклом ГЧП-проекта.

Вторая проблема – отсутствие инвестиционной составляющей в тарифах ОМС и возможностей гарантировать госзаказ. Наиболее успешной практикой ГЧП участники круглого стола назвали диализные центры, когда концессионер зарабатывает на расходных материалах, которые как раз входят в структуру тарифа ОМС. В остальных случаях возмещение инвестиций выходит на первый план, особенно в тех случаях, когда трудно наладить коммерческий поток пациентов.

Эту проблему примером из практики проиллюстрировал управляющий партнер консалтинговой компании DMG Владимир Гераскин: «В Краснодаре много лет пытаются реализовать проект создания центра ядерной медицины. Объем инвестиций – $15 млн. Многие инвесторы им интересовались, но так и не решились за него взяться. Региональные власти ничего не могут предложить – денег нет, госзаказа не гарантируем, земельных участков нет. Есть только старый корпус на территории больницы, но и снести его нельзя, потому что он на балансе стоит». 

Владимир Гераскин также отметил, что государство не создает условий для реализации капиталоемких инициатив, а в нынешних условиях возможно реализовывать только небольшие медицинские и сервисные проекты. «Возьмите инвестпрограмму «Мать и дитя» – один госпиталь стоит 3 млрд рублей, «Медси» – 4 млрд рублей один КДЦ. А у нас получается, что один из передовых в плане ГЧП регионов имеет проекты на общую сумму всего 6 млрд рублей. Такое ощущение, что все это со стороны государства только демонстрация желания реализовывать ГЧП», – заключил он.

гчп, минздрав, инвестиции, казутин, самарская область, клиника сердца, шатило, гераскин
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении