27 Июля 2024 Суббота

Лично на почку ношу: как чувствуют себя поставщики и адресаты диализных услуг
Михаил Мыльников Мединдустрия
23 февраля 2019, 12:04
Фото: komiinform.ru
19554

В 2018 году от операторов и пациентов гемодиализных центров с нарастающей регулярностью начали поступать сигналы о нехватке средств на проведение процедур заместительной почечной терапии (ЗПТ): в Томске и Перми жаловались на резкое и необоснованное снижение тарифов, в Новосибирске и Удмуртии – на сокращение финансирования лекарственного обеспечения пациентов. Vademecum решил провести свою ревизию в сегменте, исторически контролируемом мейджорами мировой диализной индустрии и еще несколько лет назад не знавшем подобных проблем.

У здания Минздрава Дагестана в Махачкале 12 ноября 2018 года вышли в пикет порядка 30 пациентов, недовольных тем, что ведомство собиралось перенаправить их на ЗПТ из частного диализного центра «Эверест» в профильное отделение госклиники. Люди жаловались на устаревшее казенное оборудование, грозящее побочными эффектами, и на отсутствие в больнице такой опции, как транспортировка к месту проведения процедур. Эта ситуация наглядно иллюстрирует тренд последних лет: пациенты стараются попасть на ЗПТ к частным провайдерам, способным предложить более качественный диализ и сервис, чем отделения диализа в государственных больницах. Данные Минздрава РФ свидетельствуют: госсектор обеспечивает проведение 1,7 млн сеансов ЗПТ в год. Исходя из экспертной оценки совокупного объема получаемых российскими пациентами диализных услуг в 8,7 млн процедур, можно предположить, что более 80% сегмента занято частниками.

ГЕРМАНСКОЕ ИНОЗЕМНОЕ

Проведенный Vademecum в начале 2019 года мониторинг позволил обнаружить 340 частных центров гемодиализа, из которых 330 принадлежат различным сетям. Крупнейшим игроком рынка был и остается немецкий Fresenius Medical Care (FMC), оперирующий в России 66 точками. FMC, как рассказали Vademecum в самой компании, удерживает лидерство и по числу обслуживаемых пациентов – около 8 тысяч больных проходят более 1,2 млн процедур в год. Условную вторую позицию занимает другой немецкий концерн – B.Braun, открывший в ноябре 2018 года в России свой 60-й центр и оказывающий услуги более чем 6 тысячам больных. Но если учесть обороты краснодарской сети «Нефрос», в которой 51% принадлежит B.Braun, а заодно мощности компаний, аффилированных с генеральным директором «Б.Браун Авитум Руссланд» Тйаги Судханшу («Ашлин», «Авиценна», Купчинский центр амбулаторного диализа, «Гиппократ», «Нефромед»), то лидером российского рынка, как минимум по количеству диализных центров, придется все же назвать B.Braun.

В тылу у пары немцев движется сеть «Нефролайн» (44 центра), принадлежащая группе «МедМа» Юлая Магадеева. Далее следует имеющий британское происхождение конгломерат «Метако», к которому можно отнести Британскую медицинскую компанию, Дальневосточную медицинскую компанию, Балтийскую медицинскую компанию, АО «Медторгсервис» и ООО «Эверест». Официально ГК «Метако» управляет в России 19 центрами. Однако через базу СПАРК-Интерфакс легко обнаружить связь между «Метако» и вышеназванными пятью операторами: АО «Медторгсервис» до выкупа гражданами РФ принадлежало британскому холдингу, у Балтийской медицинской компании указан e-mail с расширением metaco.co.uk, а доменное имя ООО «Эверест» принадлежит юрлицу Балтийской медицинской компании. Таким образом, можно предполагать, что «Метако» контролирует сеть из 37 центров. К слову, в России деятельность Metaco LLP координировал Вадим Ващенко, который в 2016 году зарегистрировал в Липецкой области ЗАО «Метако», ориентированное на строительство в ОЭЗ «Тербуны» завода по производству концентратов для гемодиализа с объемом инвестиций 500 млн рублей. Но британский инвестор не нашел общего языка с региональными властями и был вынужден свернуть проект.

«Если регион хочет переходить от ДЛО к КСГ и обеспечивать больных необходимыми препаратами за счет другого канала финансирования, то в систему должны передаваться деньги по соответствующей статье бюджета»

Крепкие середняки диализного рынка – Нефрологический экспертный совет (29 центров), оснащенный оборудованием итальянской компании Gambro. В сети «Нефрос» краснодарских врачей Анатолия и Михаила Ямпольских – 24 центра (считая точки, находящиеся в совместном владении с B.Braun), в основном расположенные на Юге России, а также в Липецкой, Тверской областях и Удмуртии.

Следом идет группа, к которой можно отнести ООО «Клиника диализа», «Диалам+», Клиники диализа Закамья и «Диамедика». Клиника диализа в Татарстане была основана Земфирой Губайдуллиной в 2008 году как Клиника современной медицины HD. Сейчас Клиники диализа Закамья и Клиника диализа принадлежат одному ООО «НЛТ», а с двумя другими игроками их роднит бывший или нынешний совладелец – Ольга Насибуллина. Кроме того, дизайн сайтов у всех четырех компаний идентичный. Так, Vademecum сумел насчитать в этой сети 14 центров, работающих в Татарстане, Москве, Тульской и Орловской областях, ХМАО и Мэрий Эл.

В мае 2013 года на российский рынок вышла шведская группа Diaverum, действующая в партнерстве с уральским холдингом «Юнона». Сейчас в пакете компании 12 точек, расположенных на Урале, в Поволжье и Чечне, при этом расходные материалы для центров поставляет в том числе «Юнона», точнее принадлежащий холдингу завод «Дизэт».

ТАРИФ НА ЧАС

С 2013 года, когда ЗПТ была включена в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) и по всей стране стали открываться частные диализные центры, число обслуживаемых ими пациентов выросло в семь раз. В 2015 году, по данным регистра ЗПТ Российского диализного общества, в стране провели 4,13 млн сеансов гемодиализа.

По самым актуальным данным, имеющимся в распоряжении Минздрава РФ, хронической почечной недостаточностью (ХПН) в России страдают более 100 тысяч человек (681,2 на 1 млн населения). Из них в ЗПТ, как правило, нуждаются пациенты только с терминальной, пятой, стадией ХПН: всего терапию по состоянию на конец 2017 года получали 56 149 человек.

Основным, если не единственным источником финансирования диализных центров стал фонд ОМС: в оказании платных диализных услуг признался только один крупный провайдер – B.Braun. При этом расценки, по которым оплачивается ЗПТ, определяются каждым регионом самостоятельно – тарифной комиссией ТФОМС. Размеры тарифа от региона к региону могут существенно различаться: например, на 2019 год в ЯНАО утверждены ставки в 7,3–8,6 тысячи рублей, а в Тверской области – всего в 5,1–5,5 тысячи за процедуру.

В марте 2018 года ФФОМС разослал по территориям письмо «О внесении изменений в Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования», согласно которому при расчете стоимости тарифа регионы могут применять коэффициенты относительной затратоемкости, зависящие от местных финансовых показателей. В результате субъекты получили право варьировать расценки на свой вкус и кошелек, что в ряде регионов привело к резкому снижению тарифов. В Самарской области в 2019 году ТФОМС урезал тарифы сразу на 15%: на гемодиафильтрацию – с 6,44 тысячи до 5,5 тысячи, на интермиттирующий гемодиализ – с 5,9–6,3 тысячи до 5,1–5,3 тысячи рублей. Для работающих в регионе операторов коррекция стала серьезным ударом. «Мы еще сами от этого шока не оправились, будем писать письма. Такого на нашей памяти еще не было», – констатируют участники рынка, намеренные настаивать на пересмотре решения тарифной комиссии ТФОМС.

Трудности у операторов возникают и в случае перехода региона на модель оплаты по клинико-статистическим группам (КСГ). Парадоксальная, если не сказать жестче, ситуация сложилась в Пермском крае и Тюменской области: в связи с переходом на КСГ тариф на диализ в условиях дневного стационара был снижен, а средства на дорогостоящее лекарственное сопровождение диализа в систему ОМС фактически не попали. КСГ была профинансирована из диализного тарифа, который «похудел» еще больше. «Подобное ноу-хау вообще-то не очень соответствует закону: если регион хочет переходить от ДЛО к КСГ и обеспечивать больных необходимыми препаратами за счет другого канала финансирования, то в систему должны передаваться деньги по соответствующей статье бюджета», – считает председатель наблюдательного совета Ассоциации медицинских организаций по нефрологии и диализу Валерий Шило.

Усугубляет положение операторов, а значит, и пациентов, лукавая методика расчета численности нуждающихся в ЗПТ больных: по данным Минздрава, терапию методом диализа ежегодно начинают 6 тысяч новых пациентов с ХПН (40,9 на 1 млн населения), но в бюджет фонда ОМС на следующий год попадают цифры, не учитывающие ежегодный прирост аудитории. «Мы недополучим за проведенные процедуры порядка 11,5 млн рублей, – рассказывает главврач диализного центра «Нефрос» Михаил Ямпольский. – В других регионах ситуация ненамного лучше, просто у нас пациентов больше – в Краснодарском крае это 700 диализных пациентов на 1 млн населения. Мы как отставали в выявлении хронической болезни почек 5 лет назад, так и продолжаем отставать на порядок. Как не хватало финансирования нефрологических больных, так и не хватает».

Конечно, власти региона могут адресно помочь гемодиализным центрам – например, выдать дополнительный муниципальный заказ, но это не решает финансовых проблем. «Мы обращаемся с письмами, нам добавляют деньги, – говорит Ямпольский. – Если бы нас не поддерживали, в частности министр здравоохранения края [Евгений Филиппов. – Vademecum], у нас была бы дыра не в 11,5 млн, а в 300 млн рублей».

ЭЙ, НА МАРЖЕ

И все же несмотря на тарифную «диету» последних лет, общее количество диализных центров в стране, пусть заметно медленнее, чем прежде, но растет. Стоимость организации точки варьируется, в зависимости от мощности, от 150 до 250 млн рублей, но открывались центры и за 300 млн рублей – это серьезные инвестиции с очень долгой отдачей, отмечают опрошенные Vademecum эксперты. Диализный кабинет с одним-двумя аппаратами в уже существующей больнице можно оборудовать и за 10 млн рублей. При этом о высокой рентабельности говорить не приходится, поскольку услуги оказываются по тарифу ОМС, а он не предполагает извлечения прибыли, а только оплату лечения пациентов. Солидную маржу имеют провайдеры, которые одновременно являются поставщиками расходных материалов или оборудования, а если компания выступает лишь оператором центра, маржинальность колеблется в районе 15%. «Суперпривлекательность бизнеса – в прошлом, сейчас новых игроков становится все меньше», – замечает один из собеседников Vademecum.

В условиях роста пациентской аудитории, но сокращающегося «подушевого» финансирования частники конкурируют друг с другом за счет сервисных предложений. Зачастую это бесплатная транспортировка пациентов из отдаленных пригородов до гемодиализных центров и обратно или дополнительное питание. Британская медицинская компания предлагает услугу диализного туризма – когда пациент, находящийся в деловой поездке или путешествии, может воспользоваться ближайшим региональным центром диализа. Как правило, эти затраты компенсируются из бэк-маржи – бонусов от поставщика оборудования и расходных материалов.

Крепкие связи с мейджорами на диализном рынке – традиционная практика, часто завершающаяся приобретением локального бизнеса крупным игроком. Так, например, в 2012 году FMC выкупил центр «Фесфарм» в Омске. Аналогичная история – упоминавшийся выше краснодарский «Нефрос», для которого B.Braun сначала был просто поставщиком, а затем стал партнером с 51-процентной долей (сумму сделки эксперты оценивали в 94 млн рублей).

Практикуется и создание центров под конкретного поставщика, в том числе и по схеме ГЧП. «Некоторые компании именно для этого и работают – они строят или арендуют помещения, открывают центр, пользуясь связями в руководстве региона, и уже заранее знают, для кого это делают», – рассказывает один из собеседников.

Бывают и неожиданные инвесторы – например, в августе 2018 года близкая к ГК «Ташир» Самвела Карапетяна структура приобрела 94% компании, управляющей географически разрозненной сетью гемодиализных центров «Диалог».

По мнению Валерия Шило, консолидация – не самое дурное явление на диализном рынке: крупные сети уделяют больше внимания качеству, безопасности, да и набор инструментов у них заметно богаче, чем у локальных игроков с одним-двумя филиалами.

У АППАРАТА

Игру в монополию на отечественном рынке поддерживают глобальные производители оборудования и расходников – почти вся диализная номенклатура имеет иностранное происхождение. Как следует из государственного реестра Росздравнадзора, в РФ зарегистрированы диализные системы немецких FMC, B.Braun, итальянской Gambro, японских Nipro и Nikkiso. Кстати, FMC с кровопроводящей магистралью еще в 2010 году попала в реестр ФАС в связи с долей рынка более 35%.

Ситуацию усугубляет и сам принцип работы гемодиализного оборудования – производители выпускают запчасти и расходные материалы, подходящие только для своего бренда. Некоторые провайдеры пытаются диверсифицировать закупки, составляя аппаратный парк из оборудования разных производителей, но эти попытки не приносят желаемый экономический эффект, а потому крайне редки.

Составить серьезную конкуренцию иностранным компаниям российские производители пока не могут. Vademecum обнаружил в реестре зарегистрированных Росздравнадзором медизделий лишь несколько продуктов отечественного происхождения – гемодиализный аппарат ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр медицинской техники» и установку «Малахит» завода «Дизэт» (холдинг «Юнона»). Диализаторы – пока только низкопоточные – выпускает подмосковное «Русское диализаторное производство», системы водоподготовки – «НПК Медиана-Фильтр».

С концентратами дела обстоят заметно лучше, их выпускают сразу несколько компаний – НПО «Нефрон», завод «Дизэт», НПФ «Технахим», «Востоквит», «Медсинтез». Совокупная мощность предприятий оценивается в 6,5 млн упаковок концентратов в год. В августе 2018 года Минпромторг предлагал включить концентраты для гемодиализа в протекционистское правило «Третий лишний»: это как минимум должно означать, что на выпускающих эти продукты предприятиях внедрена система менеджмента качества, а адвалорная доля отечественных материалов, используемых в производстве, составляет не менее 50%. Однако вице-премьер Татьяна Голикова отправила заявку на доработку. В Минпромторге текущий статус документа прояснить не смогли.

«Крепкие связи с мейджорами на диализном рынке – традиционная практика, часто завершающаяся приобретением локального бизнеса крупным игроком»

На отечественных расходных материалах и оборудовании холдинга «Юнона» работают компании Diaverum – «Диасан», Уральская медицинская компания. В 2014 году «Юнона» вложилась в гемодиализные центры производственно-медицинской компании «Медэк», расположенные в Центральной России и Забайкалье.

Иностранцы, за редким исключением, разворачивать в России производство не торопятся. По мнению директора консалтинговой компании MDPro Алексея Ванина, у нескольких мейджоров, контролирующих гемодиализную индустрию, нет стимула к локализации в России: «Мы понимаем, что рынок узкий, в мире три-четыре компании-лидера, которые обеспечивают поставки по полному циклу: оборудование и вся расходка. Конкуренция в России не такая значительная, а локальных сильных игроков нет. В этом смысле локализовать финальную сборку томографа проще, чем организовать полный цикл выпуска диализаторов или магистралей. Вся их стоимость в том, из чего они собраны. В этих элементах, в материалах есть ноу-хау, которые почти наверняка не будут переносить в Россию».

FMC несколько лет вынашивает проект по локализации производства диализного оборудования: немецкая компания анонсировала намерение вложить 1,6 млрд рублей в строительство завода в ОЭЗ «Дубна», где планировалось ежегодно выпускать 1 тысячу аппаратов «искусственная почка» и порядка 5 млн диализаторов для них. Как сообщили в FMC, проект состоялся – сейчас на предприятии заканчивается монтаж оборудования, запуск намечен на 2019 год.

Тем временем в мире продолжают разрабатываться новые решения для борьбы с ХПН, призванные заменить традиционный диализ. Среди передовых разработок – несколько вариантов портативной «искусственной почки»: WAK (Wearable Artificial Kidney), ее усовершенствованная и автоматизированная версия AWAK и имплантируемая IAK. Прототипы носимых искусственных почек созданы на основе кремниевых нанофильтров, они закрепляются на поясе пациента, работают от аккумулятора и не нуждаются в подключении для очистки воды. Аналогичные изделия разрабатываются и в России – в частности, в 2017 году группа ученых из Московского института электронной техники представила портативный переносной диализный аппарат и даже провела его испытания в лабораторных условиях и на животных. Однако отечественная разработка пока не настолько автономна, как зарубежные, поскольку требует регулярной смены раствора для очистки крови.

Но пока до внедрения новых технологий, облегчающих жизнь гемодиализных пациентов, в рутинную практику очень далеко. «Мы постоянно с коллегами обсуждаем ближайшие перспективы: специалисты в России и за рубежом единогласно подтверждают, что бизнес будет продолжаться, даже снижение маржи не повлияет на компании-провайдеры, производящие аппаратуру и расходные материалы, – рассказывает Михаил Ямпольский. – Я уверен, что новые технологии в ЗПТ активно разрабатываются, но сегодня я не вижу предпосылок к тому, чтобы в ближайшие 15 лет традиционный диализный бизнес прекратил свое существование».



Источник: Vademecum №1, 2019

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении