15 Октября 2024 Вторник

Кто стоит за кадровыми перестановками в «Склифе»
Мария Сидорова Мединдустрия
14 июня 2017, 16:33
Фото: sklifos.ru
12264

Скандальная эпопея с увольнением Анатолия Махсона с поста главного врача 62‑й онкобольницы, кажется, научила московские власти проводить судьбоносные для столичного здравоохранения кадровые перестановки, регулируя уровень их громкости. Снятие Анзора (Могели) Хубутии с поста директора НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского прошло по оптимальной для работодателя схеме: авторитетный руководитель публично возразил только против компрометирующей институт публикации на life.ru, вышедшей в день его отставки. Однако источники, знакомые с ситуацией вокруг НИИ, говорят, что история с отстранением Хубутии от оперативного управления «Склифом», превратившимся при нем в доходное предприятие с годовым оборотом более 4 млрд рублей, на этом себя не исчерпывает.

О том, что Анзор Хубутия уходит с поста директора института, но остается в НИИ президентом, стало известно в пятницу, 2 июня – об этом на встрече с коллективом института сообщил глава Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) Алексей Хрипун. Официальной причиной кадрового решения стало истечение срока контракта и его пенсионный возраст – академику 70 лет. «Нам просто сообщили, что Хубутия больше не будет директором, а исполнять обязанности будет его зам по науке Сергей Петриков, но на этом все, больше никаких подробностей не озвучили», – рассказывает один из врачей «Склифа». Опрошенные VM сотрудники НИИ говорят, что переход Хубутии на совершенно формальный президентский пост выглядел тем более странно, что эта пожизненная вакансия в институте вообще-то занята его ныне здравствующим предшественником Александром Ермоловым.

Сомневающимся в наличии веских для кадровой ротации поводов оперативно, тем же днем предложили дополнительные аргументы. В СМИ (эксклюзив принадлежал life.ru) появилась информация о шокирующих результатах свежей проверки института Росздравнадзором, якобы выявившей случаи незаконного проведения высокотехнологичных операций и вымогательства денег у пациентов. Глава ДЗМ Алексей Хрипун поспешил заявить, что не в курсе результатов проверки. А сам Хубутия опроверг выводы, сделанные СМИ, в эфире «Эха Москвы». «Наверное, кто-то думал, что я не уйду, и это было заказное», – отметил тогда академик.
Согласно единому реестру проверок Росздравнадзора, в 2017 году служба действительно выявила в «Склифе» 11 нарушений: в НИИ проводились высокотехнологичные вмешательства без соответствующих лицензий, хранились просроченные лекарства.

Подробностей своего увольнения Хубутия тогда коснулся вскользь: «Это решение, наверное, быстрее всего было принято каким-то другим человеком, а потом я, в принципе, с этим согласился». Собеседники Vademecum, знакомые с ситуацией в «Склифе», считают, что под «другим человеком» следует понимать вице-мэра Москвы Леонида Печатникова, отношения которого с Хубутией они недвусмысленно называют конфликтными.
Одной из причин разлада руководители нескольких московских и федеральных клинических центров называют рост независимости «Склифа» от ДЗМ. В финансовом плане эта независимость стала очевидна в 2016 году.
По данным Федерального казначейства, доходы института за этот период составили 4,2 млрд рублей, а потратило учреждение 4 млрд рублей. Для сравнения: расходы Боткинской больницы в 2016 году превысили доходы на 798,1 млн рублей; убыточной в 2016 году была и Городская клиническая больница №1 им. Н.И. Пирогова, где расходы превысили доходы на 652 млн рублей.

В абсолютном выражении доходы этих двух больниц составили соответственно 7,2 и 4,1 млрд рублей. Коллеги отставленного директора подтверждают, что именно при Хубутии «Склиф» вышел на передовые позиции и стал в большей степени соответствовать статусу федерального, а не регионального, хоть и столичного, медицинского учреждения (подробнее –в интервью бывшего директора НИИ СП). «При Хубутии НИИ скорой помощи преобразился. Здесь появились новые направления, он смог поднять на совершенно другой уровень трансплантологию, сердечно-сосудистую хирургию. Я считаю, что он очень хороший организатор. Еще когда работал в Институте трансплантологии, он был правой рукой Валерия Шумакова, так что в НИИ СП он пришел уже с большим опытом управленческой работы. Именно здесь он полностью раскрылся и стал одним из лучших организаторов здравоохранения», – говорит директор НИИ интервенционной кардиоангиологии Минздрава академик Давид Иоселиани.

В индустрии тем временем рассуждают о том, сможет ли молодой сменщик Хубутии Сергей Петриков (ему 43 года) стать полноценной заменой академику или окажется лишь переходной фигурой. По словам сотрудников НИИ СП, Петриков действительно для института человек родной: начал работать в «Склифе» санитаром в нейрохирургической реанимации и быстро сделал карьеру.

Руководитель отделения нейрохирургии с группой сосудистой и эндоваскулярной хирургии Научного центра неврологии Артем Гуща отмечает, что Петриков известен как отличный специалист, один из учеников Владимира Крылова, главного нейрохирурга ДЗМ и главного внештатного нейрохирурга Минздрава.

Сотрудники НИИ отмечают, что Петриков к подобному назначению морально готов не был, а потому охотно поддерживают версию о том, что в реальности директорское кресло освобождалось для совсем другого кандидата, а именно для Алексея Хрипуна. В ДЗМ это предположение комментировать отказались.
склифосовского, хубутия, печатников, минздрав
Источник: Vademecum №10, 2017

Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»

Vademecum анонсировал на Евразийском женском форуме запуск Medeor BRICS Healthcare

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare