27 Июля 2024 Суббота

Кто стоит за кадровыми перестановками в «Склифе»
Мария Сидорова Мединдустрия
14 июня 2017, 16:33
Фото: sklifos.ru
12098

Скандальная эпопея с увольнением Анатолия Махсона с поста главного врача 62‑й онкобольницы, кажется, научила московские власти проводить судьбоносные для столичного здравоохранения кадровые перестановки, регулируя уровень их громкости. Снятие Анзора (Могели) Хубутии с поста директора НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского прошло по оптимальной для работодателя схеме: авторитетный руководитель публично возразил только против компрометирующей институт публикации на life.ru, вышедшей в день его отставки. Однако источники, знакомые с ситуацией вокруг НИИ, говорят, что история с отстранением Хубутии от оперативного управления «Склифом», превратившимся при нем в доходное предприятие с годовым оборотом более 4 млрд рублей, на этом себя не исчерпывает.

О том, что Анзор Хубутия уходит с поста директора института, но остается в НИИ президентом, стало известно в пятницу, 2 июня – об этом на встрече с коллективом института сообщил глава Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) Алексей Хрипун. Официальной причиной кадрового решения стало истечение срока контракта и его пенсионный возраст – академику 70 лет. «Нам просто сообщили, что Хубутия больше не будет директором, а исполнять обязанности будет его зам по науке Сергей Петриков, но на этом все, больше никаких подробностей не озвучили», – рассказывает один из врачей «Склифа». Опрошенные VM сотрудники НИИ говорят, что переход Хубутии на совершенно формальный президентский пост выглядел тем более странно, что эта пожизненная вакансия в институте вообще-то занята его ныне здравствующим предшественником Александром Ермоловым.

Сомневающимся в наличии веских для кадровой ротации поводов оперативно, тем же днем предложили дополнительные аргументы. В СМИ (эксклюзив принадлежал life.ru) появилась информация о шокирующих результатах свежей проверки института Росздравнадзором, якобы выявившей случаи незаконного проведения высокотехнологичных операций и вымогательства денег у пациентов. Глава ДЗМ Алексей Хрипун поспешил заявить, что не в курсе результатов проверки. А сам Хубутия опроверг выводы, сделанные СМИ, в эфире «Эха Москвы». «Наверное, кто-то думал, что я не уйду, и это было заказное», – отметил тогда академик.
Согласно единому реестру проверок Росздравнадзора, в 2017 году служба действительно выявила в «Склифе» 11 нарушений: в НИИ проводились высокотехнологичные вмешательства без соответствующих лицензий, хранились просроченные лекарства.

Подробностей своего увольнения Хубутия тогда коснулся вскользь: «Это решение, наверное, быстрее всего было принято каким-то другим человеком, а потом я, в принципе, с этим согласился». Собеседники Vademecum, знакомые с ситуацией в «Склифе», считают, что под «другим человеком» следует понимать вице-мэра Москвы Леонида Печатникова, отношения которого с Хубутией они недвусмысленно называют конфликтными.
Одной из причин разлада руководители нескольких московских и федеральных клинических центров называют рост независимости «Склифа» от ДЗМ. В финансовом плане эта независимость стала очевидна в 2016 году.
По данным Федерального казначейства, доходы института за этот период составили 4,2 млрд рублей, а потратило учреждение 4 млрд рублей. Для сравнения: расходы Боткинской больницы в 2016 году превысили доходы на 798,1 млн рублей; убыточной в 2016 году была и Городская клиническая больница №1 им. Н.И. Пирогова, где расходы превысили доходы на 652 млн рублей.

В абсолютном выражении доходы этих двух больниц составили соответственно 7,2 и 4,1 млрд рублей. Коллеги отставленного директора подтверждают, что именно при Хубутии «Склиф» вышел на передовые позиции и стал в большей степени соответствовать статусу федерального, а не регионального, хоть и столичного, медицинского учреждения (подробнее –в интервью бывшего директора НИИ СП). «При Хубутии НИИ скорой помощи преобразился. Здесь появились новые направления, он смог поднять на совершенно другой уровень трансплантологию, сердечно-сосудистую хирургию. Я считаю, что он очень хороший организатор. Еще когда работал в Институте трансплантологии, он был правой рукой Валерия Шумакова, так что в НИИ СП он пришел уже с большим опытом управленческой работы. Именно здесь он полностью раскрылся и стал одним из лучших организаторов здравоохранения», – говорит директор НИИ интервенционной кардиоангиологии Минздрава академик Давид Иоселиани.

В индустрии тем временем рассуждают о том, сможет ли молодой сменщик Хубутии Сергей Петриков (ему 43 года) стать полноценной заменой академику или окажется лишь переходной фигурой. По словам сотрудников НИИ СП, Петриков действительно для института человек родной: начал работать в «Склифе» санитаром в нейрохирургической реанимации и быстро сделал карьеру.

Руководитель отделения нейрохирургии с группой сосудистой и эндоваскулярной хирургии Научного центра неврологии Артем Гуща отмечает, что Петриков известен как отличный специалист, один из учеников Владимира Крылова, главного нейрохирурга ДЗМ и главного внештатного нейрохирурга Минздрава.

Сотрудники НИИ отмечают, что Петриков к подобному назначению морально готов не был, а потому охотно поддерживают версию о том, что в реальности директорское кресло освобождалось для совсем другого кандидата, а именно для Алексея Хрипуна. В ДЗМ это предположение комментировать отказались.
склифосовского, хубутия, печатников, минздрав
Источник: Vademecum №10, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении