За безнадежный отраслевой долгострой – Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – берется новый влиятельный и состоятельный девелопер. По информации Vademecum, до конца октября в Минздраве появится и будет замещена позиция замминистра, ответственного за налаживание в индустрии «единого цифрового контура». Наиболее вероятными кандидатами на эту должность источники Vademecum называют замдиректора Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Никиту Одинцова и главу Национального центра информатизации (входит в госкорпорацию «Ростех») Константина Солодухина. Последнего поддерживает вице-премьер Татьяна Голикова, которая взяла оцениваемую экспертами более чем в 100 млрд рублей программу цифрового здравоохранения под личный контроль.
КОДОВЫЙ ЗАМ
Необходимость создания в каждой из стратегических отраслей народного хозяйства собственного «цифрового контура» впервые была обозначена в программе «Цифровая экономика», утвержденной распоряжением Правительства РФ №1632 р от 28 июля 2017 года. Год спустя Дмитрий Медведев озвучил поручения, придающие «контурам» новые, актуализированные под майский указ, очертания. На заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам премьер-министр заявил, что в каждом ведомстве, участвующем в программе «Цифровая экономика», должен появиться заместитель министра по цифровому развитию. Непосредственно же Минздраву Медведев поручил интегрировать мероприятия «цифрового контура» в нацпроект «Здравоохранение» (притом что все прочие сегменты «Цифровой экономики» будут исполняться по общим лекалам правительственной программы).
Последнее решение, в общем-то, логично вытекает из предыдущего опыта информатизации здравоохранения. «Когда проект ЕГИСЗ только задумывался и его курировала Татьяна Алексеевна Голикова, он был частью программы модернизации здравоохранения, потом его мероприятия были интегрированы в программу «Развитие здравоохранения». Внедрение IT-решений здесь не может происходить без глубокой интеграции в специфику отрасли, очень много нюансов», – говорит первый директор IT-департамента Минздрава РФ Олег Симаков.
Впрочем, на этот раз следование традиции стало продуктом политической воли – источники Vademecum в правительстве утверждают, что интеграцию «цифрового контура» в отраслевой нацпроект пролоббировала Татьяна Голикова. «По сути, куратором цифрового контура в здравоохранении сейчас становится Минздрав и вице-премьер по социальной политике, а не Минцифразвития, курирующее всю «Цифровую экономику». Татьяна Алексеевна не раз выказывала свое недовольство состоянием дел в IT-инфраструктуре социальной сферы, и сейчас она фактически вернула себе контроль над «электронным здравоохранением», в разработке которого участвовала на самом старте, но который так и не достиг целевых показателей после расформирования Минздравсоцразвития и ее ухода с поста министра», – рассказывает собеседник Vademecum в Белом доме.
Персональное внимание к теме вице-премьера создало вокруг фигуры будущего замминистра здравоохранения по цифровому развитию серьезную корпоративную интригу. Пока, то есть временно, подготовку к запуску контура курирует заместитель министра Наталья Хорова, но уже в октябре, утверждают собеседники Vademecum в Минздраве, на эту позицию придет постоянный человек. По их словам, на вакансию претендуют замдиректора Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Никита Одинцов, прежде выполнявший обязанности помощника министра здравоохранения, и директор входящего в госкорпорацию «Ростех» Национального центра информатизации (НЦИ) Константин Солодухин. «Вероника Скворцова поддерживает Никиту Одинцова, она и предложила ему эту позицию, а Татьяна Голикова – Солодухина. У последнего – больший опыт управления масштабными IT-проектами, и утверждение его кандидатуры на данный момент более вероятно, – предполагает источник Vademecum в правительстве. – Хотя из-за некоторого расхождения позиций министра и вице-премьера обсуждение продолжается, и окончательное решение пока не принято».
По мнению собеседников Vademecum, в пользу Солодухина говорит его непосредственная вовлеченность в строительство ЕГИСЗ. В соответствии с распоряжением Правительства РФ №2424-р от 19 декабря 2013 года, «Ростех» с 2014 года по конец 2018 года остается единственным поставщиком услуг по разработке и внедрению прикладных сервисов федерального фрагмента ЕГИСЗ, а НЦИ – ответственным за это направление учреждением госкорпорации. Константин Солодухин на запрос Vademecum не ответил, представители «Ростеха» информацию о его возможном назначении в Минздрав комментировать отказались. Никита Одинцов от комментариев тоже уклонился. Представители Татьяны Голиковой предложили Vademecum обратиться в Минздрав, но и там запрос редакции оставили без ответа.
Весть о готовящемся назначении и старте нового цифрового проекта возбудила отраслевое сообщество. В конце августа президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ) Михаил Эльянов опубликовал открытое письмо министру здравоохранения с требованием отправить в отставку директора IT-департамента Минздрава Елену Бойко и заместителя директора по IT Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации Минздрава России, а также главного внештатного специалиста по внедрению современных информационных систем в здравоохранении Татьяну Зарубину. В своем обращении к Веронике Скворцовой глава АРМИТ приводит различные примеры неэффективности управленцев и категорически настаивает: при действующих менеджерах «темпы развития цифрового здравоохранения будут оставаться крайне низкими, миллиарды будут по-прежнему выкидываться на помойку, а выполнение указов Президента России (в той части, которая касается нашей сферы) будет, с высокой вероятностью, провалено».
«Толчком к публикации письма стало предстоящее назначение замминистра по IT. Нельзя даже мысли допустить, чтобы на эту позицию пришли люди из Минздрава, уже провалившие ЕГИСЗ, – тогда надежды на создание в России системы цифрового здравоохранения отодвинутся в далекое будущее», – объясняет Эльянов. Источники Vademecum в Минздраве в свою очередь утверждают, что кандидатура Елены Бойко на пост замминистра «действительно, на первом этапе рассматривалась, но поддержки не получила». Сама Бойко от комментариев отказалась.
Так или иначе, новому замминистра, кто бы им ни стал, предстоит решить крайне сложную задачу – обеспечить преемственность мероприятий по строительству ЕГИСЗ и продиктованной политическим руководством страны программы по созданию «цифрового контура» индустрии здравоохранения. То есть починить ужасно дорогую, но абсолютно не приспособленную к продуктивному использованию вещицу.
ДВОИЧНО В ГЛАЗАХ
Фундамент цифрового здравоохранения, как известно, был торжественно заложен в 2011 году, когда Минздравсоцразвития руководила еще Татьяна Голикова. В соответствии с «Концепцией развития ЕГИСЗ до 2020 года», на первом этапе строительства – до конца 2012 года – все государственные и муниципальные медучреждения должны были получить компьютеры, подключиться к сети Интернет и внедрить у себя основные прикладные IT-сервисы. На последующих этапах – с 2013-го по 2020 год – интеграторы должны были заниматься развитием региональных фрагментов ЕГИСЗ и синхронизацией их с федеральными. Из госбюджета на строительство системы было выделено около 33 млрд рублей, общая же смета проекта с учетом финансового участия регионов превысила 40 млрд рублей. Однако заложенные в концепцию целевые показатели так и не были достигнуты – накрыть индустрию полезно действующей информационной сетью не удалось.
Отраслевые эксперты, которых Vademecum последние пять лет регулярно опрашивал о состоянии дел в ЕГИСЗ, называли самые разные причины сбоев и, в конце концов, очевидного провала амбициозного проекта. Наиболее распространенное объяснение – организационные просчеты. ЕГИСЗ изначально была разделена на федеральный сегмент, за который отвечал Минздрав, и региональные участки инфраструктуры, курируемой администрациями субъектов РФ. Должного взаимодействия между этими двумя этажами, считают эксперты, не наблюдалось никогда.
Достаточно упомянуть, что Минздрав в первые годы строительства дважды менял «прорабов» – руководителей профильного департамента. Дольше других – с 2014 года по настоящий момент – на этой позиции сумела продержаться Елена Бойко.
На местах ситуация складывалась еще хуже. В части регионов – то ли по бедности, то ли по разгильдяйству – общенациональную концепцию фактически проигнорировали. Где-то не обеспечили медучреждения достаточным числом компьютеров, где-то не подключили к интернету, где-то все поставили и подключили, но разработали прикладные сервисы, не интегрируемые с федеральной системой.
Тем временем первый этап строительства ЕГИСЗ завершился – не потому, что был выполнен определенный концепцией объем работ и получен результат, а потому, что закончилось федеральное финансирование проекта.
Первый директор IT-департамента Минздрава РФ Олег Симаков, правда, считает, что ЕГИСЗ рисковала превратиться в долгострой еще на старте: «В 2009 году, когда мы просчитывали затраты по этому проекту, то закладывали 93,98 млрд рублей на пять лет внедрения системы. Но в итоге проект был растянут на более длительный период и получил только треть необходимого финансирования».
Оценить достижения и потери, случившиеся за годы строительства ЕГИСЗ, Минздрав пытается, собирая на местах отчеты об исполнении «Дорожной карты информатизации на 2015–2018 годы». «Этот документ впервые донес до регионов предъявляемые им единые критерии информатизации регионального здравоохранения и помог получить более объективную картину – критерии были составлены так, что их практически невозможно подтасовать», – подтверждает чистоту последнего в истории ЕГИСЗ аналитического эксперимента главный специалист по информатизации здравоохранения МИАЦ Санкт-Петербурга Евгений Коган.
Предварительные итоги этой ревизии Елена Бойко представляла узкому кругу коллег на сентябрьском форуме «Биотехмед» в Геленджике. Vademecum чиновница открыла единственную цифру своего отчета. По словам Бойко, более 80% российских медорганизаций достигли необходимого уровня IT-оснащенности.
Эксперты, ознакомившиеся со статистикой Минздрава, считают, что усреднение показателей благополучия общей картине не прибавляет. «Разные регионы находятся сейчас на разном уровне исполнения показателей «дорожной карты». Например, если для Тюменской области по основным показателям «дорожной карты» это 95%, то для Орловской – 24%, а для Московской области – 68%», – говорит Олег Симаков. Михаил Эльянов из АРМИТ отмечает, что и этими данными нужно оперировать с осторожностью: «Например, нам заявляют, что в 90% медучреждений региона существуют электронные истории болезни. Но это не значит, что эти сервисы там на самом деле работают. Это может означать, что там есть такая техническая возможность, которую они теоретически готовы реализовать».
КОНТУРНАЯ КАРМА
По мнению осведомленных участников индустрии, единый «цифровой контур» обречен стать преемником ЕГИСЗ – продолжить ее основные мероприятия и восполнить пробелы. «У этого проекта нет никакого идеологического разрыва с информатизацией. Даже с точки зрения правовой базы он фактически продолжает развитие этой системы», – говорит эксперт компании «Комплексные медицинские информационные системы» (КМИС) Александр Гусев.
И в то же время программа «Цифровое здравоохранение» рассматривает отличные от подразумевавшихся строительством ЕГИСЗ перспективные цели. Еще в мае 2017 года Гусев разместил на сайте компании цитаты из письма Минкомсвязи №НН П13 070 9602 о проекте программы «Цифровая экономика». В документе говорилось, что в части здравоохранения в новой модели дигитализации будет уделяться особое внимание превентивной медицине и персонализированному подходу, а сама концепция цифровой медицины нацеливает операторов на сбор и обработку больших объемов данных «на популяционном уровне для принятия обоснованных оптимальных стратегических решений».
По словам представителей Минздрава, подготовительные работы по «цифровому контуру» идут полным ходом: регионы предоставили ведомству свои «цифровые паспорта», которые изучаются, анализируются и в случае необходимости отправляются на доработку. Пока эту работу под присмотром замминистра Натальи Хоровой выполняет профильный департамент Минздрава. Кроме того, к процессу подключен консорциум «Цифровое здравоохранение», отвечающий за разработку медико технологических решений по проекту, среди его участников – НМИЦ им. В.А. Алмазова, структуры «Росатома» и «Ростеха».
«Проект, по сравнению с «дорожной картой», дает более четкие доказательства достижения его целевых показателей, как для регионов, так и для Минздрава. Он включает подробный план мероприятий и сметы затрат, связь мероприятий и итоговых показателей, то есть не просто итоговые критерии, как это было раньше, а очень детальное описание каждого этапа. Это дает возможность отследить возможные задержки проекта на ранних стадиях и в случае необходимости исправить их. Уже сейчас, на подготовительном этапе, Минздрав потребовал от регионов защиты своего паспорта проекта, что, должен признать, не так просто сделать», – признает Евгений Коган из МИАЦ Санкт-Петербурга.
Новая модель дигитализации здравоохранения вновь получит федеральное бюджетное финансирование. «Если ориентироваться на мировой опыт, то затраты на эксплуатацию цифровых сервисов в здравоохранении составляют обычно 3–5% от объема рынка медицинских услуг. В России совокупный бюджет здравоохранения оценивается в 3,3 трлн рублей. Соответственно, ежегодные затраты на этот проект, с учетом мирового опыта, должны составлять не менее 100 млрд рублей», – рассчитывает Олег Симаков.
Минздрав РФ объем планируемых на «Цифровое здравоохранение» затрат пока не раскрывает.
Какой бы ни оказалась эта сумма, ее распорядителям придется коммутировать очень разнородные по своему цифровому качеству и потенциалу системы. Разомкнутый контур никому не нужен, значит, придется интегрировать успешные практики повсеместно. «Уже несколько лет, как субъекты РФ фактически предоставлены в этом вопросе [информатизации здравоохранения. – Vademecum] сами себе, и первоочередная задача сейчас – централизовать систему внутри региона и обеспечить равномерность работы основных сервисов и систем во всех субъектах РФ», – считает начальник управления информационных технологий НМИЦ им. В.А. Алмазова Дмитрий Курапеев.
Наиболее близкой к погружению в «цифровой контур» опрошенные Vademecum эксперты считают Москву, где уже сейчас вышли на разработку технологий искусственного интеллекта.«Когда возникла идея «цифрового контура», у нас было многое готово, поскольку уже в прошлом году мы начали готовить приоритетный проект Санкт-Петербурга «Электронное здравоохранение», цели и задачи которого во многом были близки новой федеральной программе, – говорит Евгений Коган из питерского МИАЦ. – И хотя мы получили ряд рекомендаций Минздрава РФ о доработке нашего паспорта по единому цифровому контуру, насколько мне известно, он был признан ведомством одним из наиболее проработанных». А в МИАЦ Республики Тыва говорят, что системно новым цифровым проектом еще не занимались: «Ждем финансирования, начнем, когда получим».