27 Июля 2024 Суббота

Камышовые КТ
Ольга Гончарова, Марина Кругликова Импортозамещение Мединдустрия
12 июля 2015, 12:34
Фото: tvoydom-sakh.do.am
13662

Где в России делают тяжелое оборудование для лучевой диагностики

Отечественным производителям высокотехнологичной лучевой аппаратуры пока, мягко говоря, далеко до ли­дерства в индустрии. По замерам Минпромторга, доля российских поставщиков на рынке МР‑томографов едва дотягивает до 5%. А в сегменте КТ импортозамещение и вовсе ограничивается отверточной сборкой устройств из ввезенных запчастей. Российским промышленникам построить масштабное производство не позволяет дефицит капитала – инвестиции в запуск завода по выпуску томографов оцениваются как минимум в 150–200 млрд рублей. В свою очередь отраслевые мейджоры, располагающие сопоставимыми финансовыми ресурсами, полностью лока­лизовать производство в России пока не спешат – государственная программа по закупкам томографов удовлетво­рила спрос на этом рынке.

Пять лет назад на фоне скандалов, связанных с растратой государственных средств при закуп­ках МРТ- и КТ-аппаратов, глава «Ростеха» Сергей Чемезов сделал заявление, вселившее оптимизм во многих участников программы модернизации здравоохранения. Он объявил о создании в России СП с корпорацией General Electric (GE) по масштаб­ному производству томографов. Предполагалось, что предприятие будет выпускать продукцию, значи­тельно уступающую по цене, но, не по качеству, импортной технике, что в результате непременно приведет к снижению государственных затрат по этой номенклатуре закупок.

«Приоритетом проекта должно было стать тяжелое оборудование для лучевой диагностики, но помимо этого, планировалось производить неонатальное оборудование, приборы для кардиологии, рентген- и другие аппараты. При совместном предприятии должен был быть создан учебный центр для подго­товки и переподготовки врачебного и технического персонала», – рассказывает бывший сотрудник «Ростеха». К июлю 2015 года основные капиталовло­жения в проект должны были быть освоены, а произ­водство – запущено.

Для управления проектом была зарегистрирована компания ООО «ДжиИ-РТ Медпром», которую на па­ритетных началах контролировали General Electric и дочка «Ростеха» «РТ-Биотехпром». Были составлены инвестплан и номенклатурный перечень оборудова­ния, планируемого к производству на предприятии. Но по начертанной «дорожной карте» проект так и не двинулся. «Какое-то время заняли согласования долевого участия сторон в производстве. Потом на­чались санкции и кризис. Сейчас реализация проекта приостановлена», – рассказал VADEMECUM источник в «Росте­хе». В GE на запрос о статусе проекта не ответили.

Впрочем, «ДжиИ-РТ Медпром» продвинулся на этом пути дальше других кооперативов. С другими анало­гичными инициативами дело застопорилось на этапе устных заявлений или протоколов о намерениях, а продуктам все же стартовавших производственных проектов пока не удалось занять на рынке заметную нишу. Почему в России не приживаются площадки по выпуску тяжелой лучевой техники?

ЛУЧЕВЫЕ ПРОСЕКИ

Первые КТ- и МРТ-аппараты на мировом рын­ке появились в начале 70-х. Тогда британский инженер-электрик Годфри Хаунсфилд изобрел первый рентгеновский компьютерный томограф для исследований головного мозга, а химик Пол Лотербур опубликовал в журнале Nature материал о технологии получения изображений с использованием явления магнитного резонанса. Этот принцип и лег в основу МРТ-отрасли. В СССР, по словам проводника мето­дик лучевой диагностики, академика РАН Сергея Тер­нового, первые КТ-устройства появились в 1978 году, МР-томографы – в 1984-м. Условно массовый импорт томографов начался в конце 80-х, когда в стране стар­товало строительство сети амбулаторно-диагности­ческих центров, куда и было поставлено около 45 КТ и МРТ (подробнее – в таймлайне «Полевая жизнь»).

В 90-е годы на российский рынок пришли мейджоры индустрии – голландская Philips, американская GE, немецкая Siemens. Вслед за ними появились японские Toshiba и Hitachi. Но предлагаемые глобальными лиде­рами устройства стоили, мягко говоря, недешево, чем и воспользовались «серые» поставщики: они демонти­ровали б/у оборудование в клиниках за рубежом, вво­зили его в Россию как металлолом и здесь собирали.

В «нулевые» расклад на рынке тяжелой медтехники почти не изменился, 80–90%-ное доминирование им­порта переломить никто не брался. «Если оценивать общий объем поставок в Россию КТ и МРТ из-за ру­бежа, то около 20% придется на восстановленное, 80% – на новое, закупаемое государственными клини­ками», – прикидывает Дмитрий Мараховский из ком­пании «Радиомед Центр», завозящей как раз восста­новленные аппараты. По его словам, после окончания в 2012 году программы модернизации в России ежегодно реализуется не более 400 единиц КТ и МРТ, а совокупная выручка операторов сегмента не пре­вышает 20 млрд рублей. Производители томографов, откликаясь на спрос, тоже начали поставки в Россию собственного восстановленного оборудования, одна­ко, по мнению Мараховского, у иностранцев меньше шансов в этой нише: «Мы вышли на этот рынок гораз­до раньше, и мы зачастую понимаем в восстановлении оборудования больше, чем официальные дистрибью­торы, у которых меньше подобного опыта».

Общее количество томографов, задействованных в частном и государственном секторах индустрии здра­воохранения, по данным VADEMECUM, не превышает 4 тысяч (подробнее – в материале «Вот вам и весь скан», VADEMECUM #2 (69) от 19 января 2015 года), точнее никто посчи­тать не пытался. «Количество томографов в России увеличивается, по официальным данным, каждый год в среднем на 12–14%. Но что реально творится с этими машинами – мало кто знает, потому что при замене томографа на новый старый не всегда списывают. И непонятно, идет рост машин в плюс или они просто заменяют собой старые», – объясняет бывший сотруд­ник Siemens, директор направления «Диагностика» в сети амбулаторий «Медскан» Алексей Эйрих.

Статус российских производителей КТ и МРТ участ­ники рынка определить не берутся. «Я не знаю ни одного российского разработчика КТ и МРТ, у нас есть в лучшем случае сборка КТ. Что касается МРТ, российского производства просто не существует, кроме устаревших МРТ «Образ», – уверен Эйрих. С ним согласен один из первопроходцев отечествен­ной лучевой индустрии – председатель правления ГК «ЛДЦ МИБС» Аркадий Столпнер: «Собственных производителей такого серьезного оборудования, как КТ и МРТ, у нас нет». На создание такого производ­ства нужны огромные инвестиции, минимум 150–200 млрд рублей, которых у российских производителей просто нет.

СОЛЯНКА СБОРОЧНАЯ

По сведениям Минпромторга, уже 45% действующих компьютерных томографов произведены в России. К 2018 году ведомство рассчитывает снизить долю им­порта в КТ-сегменте до 13% – этот целевой показатель заявлен в министерском приказе № 655 от 31 марта 2015 года. Однако, как рассказали VADEMECUM участники рынка, даже имеющиеся 45% КТ трудно назвать локально произведенными: существующие сборочные линии используют 70% импортных комплектующих. «Под импортозамещением можно понимать раз­ные вещи – есть импортозамещение от «А» до «Я», от начала разработки до массового производства. Есть импортозамещение от «Б» до «Я», когда разработанное за рубежом локализуется в России. А есть еще импор­тозамещение, условно, от «В» до «Я», когда в Россию ввозится много деталей, и их производство практиче­ски не локализуется, просто идет сборка», – объясняет Столпнер.

Среди отечественных производителей на рынке КТ наиболее заметна НИПК «Электрон», которая в 2010 году зарегистрировала в России линейку ком­пьютерных томографов. Это произошло сразу после того, как питерский концерн договорился с Philips об инновационной кооперации полного цикла. «Раз­витие нашего партнерства с Philips дало свой эффект – сегодня в портфеле компании представлена линейка КТ от 16 до 64 срезов», – подтверждает генеральный директор НИПК «Электрон» Александр Элинсон.

«У «Электрона» уже была определенная экспертиза и производственная база по другому лучевому обо­рудованию – по рентгенам и так далее. Наше согла­шение с «Электроном» предусматривает создание совместного продукта, произведенного в России, – линейки КТ, в том числе 16-срезового. Это массовый, относительно бюджетный сегмент, он был очень востребован благодаря госпрограмме помощи при ДТП. И на базе комплектующих Philips «Электрон» производит этот томограф», – раскрывает некоторые подробности сотрудничества коммерческий дирек­тор направления «Здравоохранение» Philips в России и СНГ Дмитрий Лисогор. По его словам, с точки зрения регистрационного удостоверения этот аппарат принадлежит «Электрону», но название Philips на про­изведенном в рамках партнерства томографе присут­ствует.

Аналогичная ситуация сложилась в отношениях GE Healthcare и российского ЗАО «Медицинские технологии Лтд» («МТЛ»). По словам коммерческого директора GE Healthcare Нины Канделаки, с 2010 года сборка некоторых КТ идет в России на площадке рос­сийского производителя рентгенов – «МТЛ». Сначала это были 16-срезовые КТ, около 200 единиц которых были поставлены в медучреждения страны по про­грамме модернизации, а сейчас GE собирает в России и 64-срезовые томографы. Локализация, по словам Канделаки, как правило, начинается с чего-то про­стого, например, со сборки комплектующих, а дальше постепенно расширяется.

Точку зрения менеджера GE Healthcare разделяет Аркадий Столпнер: «Самый оптимальный вариант с импортозамещением по КТ, как мне кажется, – взять готовую разработку, поработать над ней, а потом развить данную разработку, постепенно локализуя производство, одновременно развивая модель. Это как раз то, что сейчас делает «Электрон». Однако даже на организацию простой сборки КТ требуются нема­лые средства, считает Алексей Эйрих из «Медскана»: «Не менее 4-5 млрд рублей».

ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕЗОНАНСА

Ситуация с МРТ в России несколько иная – мейджо­ры не спешат локализовать здесь столь сложное производство и даже сборку местным площадкам не доверяют. По данным Минпромторга, 95% магнит­но-резонансных томографов пока ввозится из-за рубе­жа. Однако и в этом сегменте у подчиненных Дениса Мантурова есть амбициозная цель – к 2018 году сни­зить долю импорта до 50%. На запрос VADEMECUM о способах ее достижения в Минпромторге не ответили.

Впрочем, в МРТ-сегменте и сегодня есть производ­ственное движение. Наиболее активным участни­ком процесса маркетологи называют компанию НПФ «Аз», которая еще в советское время смогла разработать, собрать и поставить на рынок пер­вый отечественный МР-томограф. Его созданием занимался действующий член Академии электро­технических наук РФ Вячеслав Архангельский. По данным самой компании, первый МРТ под маркой «Образ-1» был установлен в 1991 году в На­учном центре психического здоровья. «Я прекрасно помню МРТ «Образ», но он был создан более 20 лет назад и уже тогда очень сильно уступал по своим характеристикам западным аналогам. Надо иметь в виду, что магнит у него все равно был импортный, наша была только электроника», – рассказывает Аркадий Столпнер.

Сейчас НПФ «Аз» выпускает два МРТ – «Аз-300» и «Аз-360», но оба томографа имеют напряженность магнитного поля не больше 0,4 Тл. «Актуальный стандарт для МРТ – 1,5 Тл. Низкопольные томогра­фы не могут давать такое качественное и быстрое изображение, как высокопольные, но ни один российский производитель не делает таких томогра­фов», – говорит Алексей Эйрих из «Медскана».

VADEMECUM удалось найти лишь одного российского про­изводителя МРТ с напряженностью магнитного поля в 1,5 Тл – ООО «МДС». «В начале 2000-х годов наша компания занималась продажей итальянских рентгенодиагностических комплексов, – рассказал коммерческий директор «МДС» Дмитрий Абрамов. – В 2010 году мы открыли свой цех по производству и сборке низкопольных МРТ напряженностью 0,25 – 0,3 Тл, а позже запустили в производство высо­копольный МРТ напряженностью магнитного поля 1,5 Тл». Продажники «МДС» ориентированы исклю­чительно на частные клиники в регионах, поскольку государственные отдают предпочтение импортным машинам. В целом, по оценке Абрамова, все россий­ские производители МРТ в совокупности сегодня имеют не более 4% рынка.

Развивать производство МРТ, равно как и КТ, российским производителям мешает дефицит средств, признается гендиректор ГК «Контрол» Валерий Крутских. Ему, как ученому-изобретателю, повезло меньше, чем главе НПФ «Аз». Разработан­ный Крутских в начале 90-х годов низкопольный МРТ «Юнитом» до сих пор не попал на конвейер. «Мы находимся на стадии поиска инвестиций для организации серийного производства с объемом выпуска до 100 томографов в год, причем для продаж как в России, так и за рубежом, – мы получили запросы на «Юнитом» из 40 стран», – рассказы­вает Валерий Крутских. По его словам, при таком объеме выпуска себестоимость МРТ может соста­вить от 6 до 12 млн рублей, тогда как средняя цена нового МРТ от зарубежных производителей взле­тела до отметки в 50–60 млн рублей. «Мы бы очень хотели работать с государственными больницами, наш проект – социальный. Однако в Минздраве нет четкого понимания, сколько и какие именно МРТ нужны госпитальному сектору, а государственные медучреждения на местах не могут самостоятельно сформулировать заказ», – сокрушается глава ГК «Контрол».

Стоимость организации производственной линии для выпуска МРТ «Юнитом» пару лет назад Крут­ских оценивал в 4 млрд рублей (подробнее – в ин­тервью изобретателя в VADEMECUM #5 от 17 июня 2013 года), однако аккумулировать эту сумму «Контрол» до сих пор не сумел. «К нам поступают предложения организовать серийное производство за предела­ми России, и сейчас мы ведем такие переговоры, – говорит Крутских, правда, имя партнера не на­зывает. – Но в этой ситуации мы будем продавать свои МРТ уже под другим брендом. Мы наверняка добьемся, чтобы эти томографы появились и в Рос­сии, но, к сожалению, цена будет другой».

ТОМОГРАММА В СТОЛ

По оценке участников рынка, в ближайшие годы оте­чественные производители КТ и МРТ вряд ли смогут заметно подвинуть импортеров. «Степень локализа­ции производства нашего МРТ могла бы составить 95%, но на его организацию нам нужны инвести­ции», – повторяет Валерий Крутских. – В Минздраве рассматривают только томографы с высоким маг­нитным полем, не обращая никакого внимания на качество получаемых томограмм. Это как выбирать машину, ориентируясь только на высокое потребле­ние бензина, без учета того, какой груз и сколько пассажиров она перевозит. Фактически они хотят, чтобы мы повторили старые разработки зарубежных томографов. Мы же не хотим участвовать в проектах псевдоимпортозамещения, а продвинуть российскую разработку нам не дают».

По мнению Аркадия Столпнера, денег на развитие российского производства томографов не появится, если на его продукцию не будет спроса: «На этом рынке нет смысла производить в стол, нужен госза­каз». Мнение коллеги подтверждает Алексей Эйрих из «Медскана»: «Собственного производства КТ и МРТ в России просто не существует, потому что не существует производства составляющих его компо­нентов, это абсолютно импортное производство, оно существует в Европе и Азии, но не в России. Рентге­новских трубок для КТ в России нет, бочки для МРТ производят всего три завода в мире. И чтобы изме­нить ситуацию, надо изобретать самим или покупать патент и делать здесь. Но проще все это покупать у зарубежных производителей, чем делать заново, поэтому в импортозамещение тяжелого медицинского оборудования я просто не верю. Эти затраты могут вообще не окупиться, тем более что государство ни одному подобному производителю не гарантирует госзаказа».

Частные клиники в большинстве своем отечествен­ным производителям не доверяют. «Вряд ли у ко­го-то из них есть отлаженная логистическая сеть, а значит, с поставкой запчастей, сервисом будут проблемы. Я не думаю, что кто-то из крупных игроков в ближайшем будущем обратится к российским устройствам. А сами производители ни ко мне, ни, насколько мне известно, к какой-либо другой частной сети клиник не обращались», – говорит заместитель гендиректора сети диагностических центров «МРТ24» Андрей Глебов.

В феврале текущего года Правительство РФ приняло постановление №102, так называемое правило «Тре­тий лишний», ограничивающее участие в конкурсе на поставку в госмедучреждения импортных МИ в случае подачи двух или более заявок от отечествен­ных производителей. Исключение может быть сде­лано только для производителей из ЕАЭС. В пере­чень медоборудования, подпадающего под правило «Третий лишний», среди прочего попали и ком­пьютерные томографы, что заставило мейджоров изменить свой взгляд на локализацию. «Россия для нас – стратегически важный рынок, и мы намерены расширять свое присутствие в регионе, – говорит коммерческий директор направления «Здравоохра­нение» Philips в России и СНГ Дмитрий Лисогор. – Наличие местного производства позволит нам быть более конкурентными и быстрее реагировать на за­просы рынка». Локализация производства других видов медоборудования от Philips может состояться уже в следующем году, добавил Лисогор, однако конкретизировать информацию о номенклатуре и партнерской площадке не стал.


НАЦПРОЕКТ

В РИО ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Как бразильцы заставили локализоваться в стране мировых лидеров рынка высокотехнологичной диагностической аппаратуры


Бразильский рынок лучевой диагностики уверенно следует курсом импортозамещения. Около 50% этого сегмента, оцененного в 2014 году примерно в $700 млн, приходится на рентген-аппараты и томографы бразильского производ­ства. Рост доли местных игроков поддерживается государственными программами, заодно стимулирующими миро­вых мейджоров лучевого рынка к локализации.


Текст: Софья Лопаева


По прогнозам аналитиков Frost & Sullivan, бразильский рынок высо­котехнологичного оборудования для визуализации внутренних органов и систем организма к 2017 году вырастет до $919,7 млн. Основным двигателем этой индустрии становится националь­ное производство – по данным профиль­ной национальной ассоциации ABIMED, уже сейчас около 50% радиологического оборудования производится в Бразилии. И в ближайшие годы, прогнозируют ана­литики, импортозамещение здесь будет только усиливаться.

Впрочем, локальной лучевую про­мышленность в Бразилии пока можно считать лишь условно – сегмент так или иначе контролируется глобальными кон­гломератами, которые ради ускоренного роста своей доли открывают фабрики, скупают маленькие и средние местные производства. Мейджоры потянулись в Бразилию в первой половине «ну­левых», откликнувшись на всплеск интереса к своей продукции – с 2003 по 2006 год местный рынок аппаратов диагностической визуализации рос ежегодно примерно на 20%, в то время как мировой – на 4-5%.

Центральную роль тут, несомненно, сыграло государство, разразившееся серией целевых программ. В этом ряду стоит упомянуть такие правительствен­ные акты, как «Политика в области про­мышленности, технологий и внешней торговли на 2003–2007 годы», «Политика развития производительности в 2008– 2010 годах», напрямую коснувшиеся лучевой индустрии. С середины 2000-х и по сей день действует проект Нацио­нального банка экономического разви­тия (BNDES), который по специальной кредитной линии Finame поддерживает профильные производственные ком­пании. Основным условием получения льготного кредита является соответ­ствие продукции «индексу национали­зации», учитывающему соотношение компонентов, – локально произведен­ных комплектующих в изделии должно быть не менее 60%. С нарушившим этот принцип производителем BNDES раз­рывает контракт.

В 2012 году национальное правитель­ство приняло еще одну тематическую стратегию – «Программу ускорения развития в области оборудования». Тогда же федеральный Минздрав начал переговоры с пятью мейджорами сег­мента – шведской Elekta, американски­ми General Electric и Varian, немецкой Siemens и голландской Philips – о лока­лизации в Бразилии производства обо­рудования. Государство намеревалось вложить эти проекты до $1 млрд.

В том же 2012 году профильное ве­домство объявило, что в приобретении оборудования для Единой системы здравоохранения предпочтение будет отдаваться продукции, произведенной на территории Бразилии. В соответ­ственный номенклатурный перечень вошли и компьютерные томографы. До июня 2017 года надбавка для оте­чественной продукции на аукционах госзаказа будет варьироваться от 8% до 25%. В числе монетарных решений следует упомянуть и такой инструмент, как «Технологическая компенсация»: компания, выигравшая госзаказ на по­ставку оборудования, получает возмож­ность на паях с государством построить производственную линию по выпуску изделий, признанных стратегически важными. Похожий принцип использует еще один проект властей – «Продуктив­ное партнерство в интересах развития»: иностранная компания, решившая передать местному партнеру ключевую технологию, может участвовать в госза­купках без конкурса.

Первый весомый ответ на инициативы в области промышленной политики бра­зильцы получили от Philips. В 2007 году она купила VADEMECUMI Sistemas Médicos, национального лидера в производстве диагностического медицинского обо­рудования. VADEMECUMI к моменту заключения сделки 25 лет управляла фабрикой рент­геновских аппаратов и маммографов в Минас-Жерайсе. В этот актив Philips вложила около 350 млн евро, но пред­метно работать с местным контрагентом начала в 2008 году: в Минас-Жерайсе была запущена линия по производству томографов под оригинальным брендом, сразу занявшим 35% рынка МРТ. Прода­вая по 47 аппаратов в год, мейджор на­чал переговоры о поглощении партнера и, как считают сами голландцы, не зря потратил на них около двух лет. Произ­водство на территории Бразилии сни­зило конечную стоимость оборудования Philips на 15%, а срок поставки томогра­фов потребителям – с восьми месяцев до 30 дней.

Практически одновременно с Philips на бразильский рынок вышла General Electric (GE). Свою первую в Южной Америке фабрику GE построила в пред­местье бразильского города Белу-Ори­зонти, где начала производить рентге­новские сканеры и аппараты для ПЭТ/ КТ. В 2012 году GE купила в Бразилии еще одну фабрику, поменьше, – XPRO, производящую рентгеновские аппараты и даже экспортирующую свою продук­цию в Индию. Суммарные инвестиции американцев в приобретение и модер­низацию этих производств составили $50 млн, кроме того, GE пообещала до 2018 года вложить в местные про­фильные проекты еще $25 млн.

Вслед за проектами по локализации GE год назад в сотрудничестве с бра­зильской образовательной организаци­ей Senai создала курсы для клиницистов. Если эта образовательная программа покажется партнерам эффективной, они откроют еще одну – для управленцев индустрии здравоохранения.

Третьим игроком лучевого сектора эксперты единогласно называют Siemens, которая уже сегодня 80% продаваемого ею в Бразилии обо­рудования производит на месте. В 2012 году концерн вложил 50 млн реалов в создание промышленного комплекса в Жоинвиле. Прави­тельство штата Санта-Катарина, где расположилось предприятие, через программу поощрения занятости Pró-Emprego предложило немецким приборостроителям пакет налого­вых льгот, что, конечно же, повлияло на выбор площадки для локализации. Завод, ставший 14-м подразделением Siemens Healthcare в мире и первым в Латинской Америке, выпускает МРТ MAGNETOM Spectra и цифровой рент­геновский аппарат Multix Select DR.

Слегка припоздали за глобальными кон­курентами японцы. В 2013 году Toshiba Medical do Brasil открыла в Кампинасе (штат Сан-Паулу) свое первое производ­ство – КТ, УЗИ-аппаратов и софта для них. Наконец, в июле 2015 года на бра­зильский рынок вышла Konica Minolta Inc и первым делом купила местного производителя рентгеновского оборудо­вания Sawae Technologica Ltda, чья доля в профильном сегменте по прошло­му году дотягивала до 20%, а выручка превышала $4 млн.

При деятельном участии глобальных мейджоров лучевого рынка Бразилия выдвигается в лидеры Латинской Аме­рики по экспорту высокотехнологичных аппаратов медицинского назначения. По данным национальной ассоциации ABIMO, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Чили и Перу забирают до 40% про­фильной номенклатуры бразильского производства. На экспортный потенциал местных активов, естественно, делают ставку и мейджоры. К 2016 году GE, например, рассчитывает экспортиро­вать до 30% аппаратов, сходящих с ее бразильских конвейеров. Те же целе­вые ориентиры называли и в Philips, правда, голландцы оказывались в своих экспортных желаниях заметно скромнее американцев, надеясь лишь на 5% продукции локализованного в Бразилии производства.

импортозамещение медизделий, импортозамещение

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении