27 Июля 2024 Суббота

«Как только собственник устает, компания начинает умирать»
Анна Дерябина Фарминдустрия
27 сентября 2017, 12:17
Дмитрий Руцкой
Фото: Оксана Добровольская, Vademecum
13551

Дмитрий Руцкой – о будничных заботах своей сети «Аптечные традиции»

Курские «Аптечные традиции», выбывавшие на пару сезонов из «золотой сотни» самых оборотистых, по версии Vademecum, игроков сетевого фармритейла, по итогам первых шести месяцев 2017 года вновь закрепились в ТОП100: компания Дмитрия Руцкого, выручив 696 млн рублей, заняла в нынешнем рейтинге 90‑е место. Владелец «Аптечных традиций» прокомментировал Vademecum эту динамику и рассказал о видах на будущие урожаи в регионах Черноземья.

– В первом полугодии 2016-го «Аптечные традиции» оперировали 81 точкой, по состоянию на 1 июля 2017 года этот показатель остался неизменным, а вот выручка, по вашим собственным данным, выросла на 78%. За счет чего?

– Я, наверное, последним на фармрынке начал переводить аптеки в формат дискаунтера. Всегда считал, что в этом формате аптека не может полноценно работать. Но когда движение конкурентов в эту сторону приобрело тотальный характер и спрос на формат дискаунтера со стороны населения существенно вырос, пришлось идти вслед за рынком. Год назад я начал реализовывать проект «Социалочка» и постепенно перевел в этот формат половину аптек своей сети. Сейчас этот бренд достаточно популярен на территории Курской области, и я планирую дальше развивать его. Скачок выручки – абсолютно нормальное явление при подобном переформатировании.

– Этим летом вы открыли сразу 20 аптек и вышли в новые для себя регионы Центрального Черноземья. Как и где планируете расти?

– После того как формат «Социалочка» прошел тестирование, мы начали его тиражировать. У нас сформировались определенная бизнес-модель и стандарты, а значит, появилась возможность ставить дискаунтеры на поток. Первые 20 аптек открыты, сейчас на подходе следующие 20, мы пошли по такому пути. В Орловской области у нас уже работает одна аптека, еще четыре проходят лицензирование. В Липецкой области открылись четыре аптеки, еще две – в процессе лицензирования. Скоро появятся такие же аптеки в Воронеже и Белгородской области. В следующем году Черноземье я освою полностью, открою в каждом регионе пробные точки. А потом, скорее всего, сосредоточусь на тех регионах, где обнаружится самая хорошая динамика.

– Где вы берете деньги на развитие?

– У меня такая позиция: большую часть того, что я зарабатываю, я инвестирую в развитие собственного бизнеса. Я на рынке уже 20 лет, имею возможность развиваться на свои деньги.

– Не поздновато ли вы начали региональную экспансию? И в родной для вас Курской области, и в соседних регионах активно оперируют «Имплозия» и «Апрель». Есть ли резервы конкурировать с ними?

– Любой рынок – конкурентный. А Курск, похоже, крайне концентрированный, потому что здесь на 1 800 человек есть одна аптека. В условиях такой жесткой конкуренции мы существуем очень давно, меня это не пугает. Каких-то суперамбициозных планов не вынашиваю. Для начала хочу попасть в ТОП50. Я себе эту цель поставил, к ней и иду. Потом буду замахиваться на ТОП20. Что касается конкурентов, то «Апрель» везде достаточно активен в последнее время. Но в его стратегии нет ничего нового – он ее полностью скопировал с «Имплозии». В ее основе – паразитизм за счет других аптек. Выбирают места дверь в дверь либо по соседству с уже раскрученной аптекой, открываются и паразитируют на готовом потоке. Я думаю, что со временем они наживут себе очень много «друзей», и их будут «любить» в каждом регионе. Это неправильно.

– Паразитирование на соседском трафике – единственное, что вас коробит в действиях конкурентов?

– Не только это. Например, активно переманивают кадры. Когда ты приходишь в аптеку и начинаешь уговаривать человека перейти к тебе на работу – это хамство. Дай объявление в газете, предложи условия работы, если они устроят, он к тебе придет, и никто тебе слова не скажет. А еще конкуренты присылают в аптеки крикунов. Нанимают людей, которые за 50 рублей заходят в аптеку, где есть очередь, и начинают орать: «Вы что, идиоты? Здесь дорого, а в аптеке за углом – дешево». Это уже край. Но и тут случаются анекдоты: недавно пришла какая-то тетка-наемница, поорала, что у нас дорого, а потом тихо встала в очередь и накупила лекарств – целый список.

– Черноземье не самая богатая территория. Как вы оцениваете покупательную способность в традиционных и новых для себя регионах?

– Среднестатистический покупатель стал ориентироваться на ассортимент российского производства. Раньше приходили и просили: «Дайте мне самый дорогой импортный препарат». А теперь говорят: «Дайте что-то наше и подешевле». Эта тенденция прослеживается с начала 2015 года.

– Многие сети сейчас готовы продаться. Как вы думаете, почему их владельцы выходят из бизнеса?

– Скорее всего, это усталость. В небольших компаниях все зависит от харизмы собственника: если он занимается всем сам, то бизнес живет. Как только собственник устает, компания начинает умирать. Самое главное – почувствовать эту точку. Если ты устал, немедленно продай, иначе твоя компания придет к банкротству.

– Вам поступают предложения продать «Аптечные традиции»?

– Регулярно. Но, во-первых, я еще пока не устал, во-вторых, это дело моей жизни. У меня есть силы, идеи. Хотелось бы все это реализовать, попробовать. О том, что будет потом, я не думал.


дмитрий руцкой, аптечные традиции, апрель, имплозия, аптеки
Источник: Vademecum №16, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении