27 Июля 2024 Суббота

Елена Жидкова: «К 2020 году мы должны полностью отказаться от сметного финансирования»
Ольга Гончарова, Сергей Соболев Мединдустрия
22 мая 2017, 13:35
Елена Жидкова
22085

Глава дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» – о том, на чем стоит и куда движется медицинская служба РЖД

Дирекция здравоохранения ОАО «РЖД», безусловно, самый мощный оператор коммерческого рынка медуслуг в России: ее сеть раскинулась на 75 регионов страны, в принадлежащих корпорации 173 больницах и поликлиниках заняты 63,4 тысячи сотрудников, 12,8 тысячи из которых – врачи. Впрочем, тут необходимо сделать оговорку: сама компания на 100% принадлежит государству, а сеть лечебных учреждений досталась ей в 2003 году в результате реформы Министерства путей сообщения. Vademecum взялся выяснить, с каких позиций стартовала медслужба РЖД, что представляет собой сегодня и к чему стремится.

 

«В наследство от Министерства путей сообщения нам досталась сеть из дорожных больниц, но она заметно обветшала. Ее нужно было модернизировать, усиливать в кадровом и материальном отношении», – вспоминал в интервью Vademecum первый руководитель системы здравоохранения монополии Олег Атьков, пришедший в ОАО «РЖД» из космической медицины (подробнее – в материале «Мой полет был первым и единственным»).

Уже внутри РЖД сеть больниц и поликлиник сразу стала функционировать по другим, несвойственным государственной ведомственной медицине правилам. Во-первых, она стала участником программы ДМС, адресованной самим сотрудникам монополии. Весь персонал госкомпании и ее дочерних предприятий был застрахован в тесно связанной с РЖД компании «ЖАСО», которую в 2016-м приобрел СОГАЗ.

Прошлым летом уже этот страховщик выиграл открытый конкурс на право заключить с РЖД договор на оказание услуг ДМС с октября 2016-го по декабрь 2018 года. Страховая премия СОГАЗа на этот период превысила 15 млрд рублей, а полисы ДМС получили 794 тысячи сотрудников госкомпании. Помощь им предоставляется в медицинских учреждениях РЖД.

Во-вторых, медицинская сеть РЖД одной из первых среди ведомственных учреждений стала системно работать в ОМС и повсеместно оказывать платные услуги. По полисам ОМС, как рассказывал Vademecum Олег Атьков, в сети РЖД, в частности, стали лечиться семьи сотрудников монополии, на которых ДМС не распространяется, ну и, конечно, другие граждане. В систему ОМС, вспоминает Атьков, пробивались с боем: где-то пришлось «работать с первыми лицами регионов, вплоть до губернаторов», где-то – даже судиться с территориальными фондами.

В 2010-м монополия выделила все свои санатории в отдельное юрлицо – ОАО (теперь просто АО) «РЖД-Здоровье». Сейчас эта компания управляет 19 здравницами. В последнем доступном отчете «РЖД-Здоровья» говорится, что в 2015-м его выручка превысила 3,4 млрд рублей, из которых 1,6 млрд рублей обеспечили РЖД вместе с «дочками». Доходы от оказания платных услуг достигли 220 млн рублей. Прибыль от продаж по итогам 2015 года составила 132 млн, чистая – 51,6 млн рублей.

Несколько лет назад, рассказывает Атьков, были планы создать отдельную компанию, которая управляла бы и лечебными учреждениями, но после девальвации рубля в декабре 2014-го идея стала неактуальной.

В августе 2015 года Владимира Якунина на посту президента ОАО «РЖД» сменил Олег Белозеров, что вскоре отразилось и на управлении медицинской инфраструктурой. В 2016-м Атьков из РЖД ушел. Новым руководителем департамента здравоохранения, а потом профильной центральной дирекции госкомпании стала Елена Жидкова, прежде работавшая в Морозовской детской ГКБ. При ней все 173 принадлежащие монополии негосударственные учреждения здравоохранения получили единый бренд «РЖД-Медицина», однако отдельное юрлицо для управляющей компании создавать не стали.

О финансовых показателях медицинской сети РЖД – и сразу после создания корпорации, и сейчас – известно немного: в отчетности ОАО «РЖД» по МСФО раскрываются лишь доходы «от предоставления услуг здравоохранения»: в 2016-м они составили 33,6 млрд рублей, что на 7% больше, чем годом ранее.

В самой центральной дирекции здравоохранения доходы своих учреждений не афишируют, отмечая лишь, что общая выручка медицинской сети больше заявленного в отчетности показателя. Глава дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» Елена Жидкова в интервью Vademecum рассказала о том, как отраслевая медслужба со сметным финансированием перерождалась в многопрофильную коммерчески успешную сеть.

– Почему вас, врача детской больницы, позвали в РЖД?

– Мне сложно ответить на этот вопрос. Скорее его можно задать моему руководству. Но я могу предположить, что на момент моего прихода система здравоохранения ОАО «РЖД» требовала перемен. Поэтому искали молодого специалиста с современными взглядами и новыми подходами, который в первую очередь не побоится взять на себя такую большую ответственность и сможет реализовать масштабные изменения.

– Каково было ваше первое впечатление от хозяйства, которое вам досталось в наследство?

– Впечатления разные. С одной стороны, огромный масштаб системы. С другой, стали очевидными задачи, требующие незамедлительных решений. В первую очередь это сетевое строительство. Внедрение различных механизмов управления, которые делают из отдельных учреждений единую сеть. Стандартизация и унификация работы по различным направлениям, начиная от меню в наших больницах и заканчивая единой номенклатурой услуг, стали одним из важнейших аспектов деятельности департамента, а потом и дирекции здравоохранения как управляющего центра. Мы поставили себе цель сделать прозрачной деятельность учреждений, которые должны работать по единым правилам, но не только.

Если вернуться к впечатлениям, то особенно остро чувствовалась закрытость системы. А нам важно, чтобы мы были понятны. Понятны нашим партнерам – например, страховым компаниям. Понятны медицинскому рынку. Но главное, понятны нашим пациентам. В конечном счете все, что мы делаем, цель всех изменений – удовлетворить ожидания и потребности пациентов в любом учреждении сети, куда бы они ни пришли. Открытость и узнаваемость стали нашими главными принципами. Чтобы стать узнаваемыми в любой точке единой сети, мы сделали важный шаг в сетевом строительстве – создали и внедрили единый бренд «РЖД-Медицина».

Пожалуй, еще одно впечатление, о котором нужно непременно сказать, – осознание потенциала, возможностей для роста. Во-первых, необходимо более интенсивное развитие уже существующих направлений. Например, мы разработали для наших учреждений всю необходимую нормативную базу по телемедицинским услугам, чтобы максимально наполнить ими уже существующую технологическую сеть. С населением и страховыми медицинскими организациями, ТФОМСами работает каждое наше учреждение, но сегодня мы в корне изменили подходы к взаимодействию с регионами.

Во-вторых, помочь раскрыть потенциал наших учреждений и сети в целом должны новые направления. Каждое из них обладает стратегическими возможностями для увеличения доходов от платных услуг наших учреждений.

– Как сейчас формируется бюджет сети?

– В бюджете каждого учреждения есть корпоративные и внекорпоративные источники. К корпоративным мы относим финансирование РЖД, которое составляет не более 40% доходов. Сюда входят услуги по медицинскому обеспечению безопасности движения, добровольное страхование сотрудников компании, дополнительное финансирование, а также наши обязательства по коллективному договору. Некорпоративные доходы – это ОМС, ДМС пациентов, не являющихся сотрудниками РЖД, и платные медицинские услуги.

Некорпоративные поступления сейчас выступают основным драйвером роста доходности наших учреждений, а дополнительное финансирование РЖД, напротив, сокращается. Например, в этом году оно на 33% меньше прошлогоднего.

– Это корпоративное решение или ваша инициатива?

– Это стратегическая необходимость, которая обусловлена как задачами развития компании в целом, так и целями развития системы здравоохранения РЖД. Очевидно, что любая негосударственная хозяйствующая единица должна зарабатывать и быть финансово устойчивой за счет оптимальной организации своей деятельности. Наши учреждения не могут и не должны работать иначе, поэтому наша цель – к 2020 году полностью исключить дополнительное финансирование. Это заложено в концепции развития сети.

– Новое руководство РЖД не планировало вообще отказаться от медслужбы как от непрофильного бизнеса?

– Да, такой вопрос прорабатывался.

– Сложно было доказывать, что эта медицинская сеть необходима РЖД?

– Не могу сказать, что сложно. Один из основных принципов ОАО «РЖД» – социальная ответственность. Есть система добровольного страхования сотрудников РЖД, а вся компания – это практически миллион человек. Есть система медицинского обеспечения безопасности движения. И для всех важных решений готовится обоснование. Мы просто подсчитали, сколько будет тратить РЖД на здравоохранение, медицинское обслуживание своих сотрудников, если сеть будет закрыта или продана как непрофильный актив.

– В своей отчетности РЖД указывает, что в 2016 году выплатила СОГАЗу по договорам ДМС 7,07 млрд рублей. Это серьезные затраты.

– Если говорить о медицинской части, то эта стоимость меньше. Если РЖД откажется от своей сети, то на ДМС будет тратить в два раза больше. А отказаться от ДМС компания не может – есть коллективный договор, и в нем сказано, что каждому сотруднику предоставляется помощь в рамках ДМС. Коллективный договор только-только был перезаключен и действует три года. Соответственно, три года ДМС у наших сотрудников должно быть.

Далее, у РЖД есть затраты на безопасность движения – предрейсовые и другие медицинские осмотры. Эти услуги РЖД оказываем мы – у нас есть свои врачебные экспертные комиссии. Цена этих услуг считается практически по их себестоимости, рентабельность не превышает 5%. Никто из операторов частной медицины на такие условия не согласится.

Плюс многое дает сам по себе персонифицированный подход к каждому сотруднику РЖД, а это мы можем предоставить. У нас ежегодную диспансеризацию проходит 99,8% всех сотрудников, что, поверьте, очень много. По всей стране диспансеризацию проходит, в лучшем случае, 20% населения, а у нас почти 100%. Как следствие, это совершенно другая выявляемость заболеваний, на более ранних стадиях, другое лечение, которое предоставляется сразу же. И благодаря нам РЖД тратит меньше на дни нетрудоспособности, больничные листы. Если работник уходит на больничный, приходится брать замену. И того и другого надо содержать, а второго еще и обучить. Подготовка обычного машиниста обходится компании в 343 тысячи рублей, а машиниста первого класса – в 670 тысяч. Если мы сейчас уберем систему здравоохранения, то расходы компании резко возрастут.

– При этом сейчас расходы медслужбы превышают ее доходы?

– Вся наша сеть работает с прибылью, особенно заметный рост прибыли зафиксирован в прошлом году. Когда наша команда пришла, рассматривались концепции создания двух «дочек» – здравоохранения и стоматологии. Но мы быстро поняли, что пока это невозможно. Уйти прямо сейчас в «дочку» мы не готовы, в первую очередь по финансовым причинам. Соответственно, мы разработали концепцию, в соответствии с которой, как я уже говорила, к 2020 году должны полностью отказаться от сметного финансирования.

– Есть ли приоритет в развитии с точки зрения источников дохода? Что прежде всего – ОМС или платные услуги?

– И то и другое. Медицина – это прежде всего социально ориентированное направление. В некоторых удаленных регионах, кроме нас, вообще никого нет. Сотрудников РЖД среди наших пациентов там не более 10%.

– Изменилось ли что-то в ваших взаимоотношениях с ТФОМСами?

– Мы стали более открытыми. Безусловно, там, где уже созданы какие-то масштабные отделения, центры по оказанию ВМП или специализированной помощи, мы боремся за объемы госзадания и количество оказываемых услуг. Закрывать эти учреждения точно не планируем. Но в новых проектах мы пытаемся перестроиться и, если это нужно, перепрофилировать наши подразделения. Например, мы решили создавать в нашей сети центры реабилитации. Актуальный пример – у нас во Владимирской области четыре учреждения, и в трех из них мы открываем реабилитацию. Два уже действуют, третий должен заработать в августе. Все это делается совместно с регионом, на взаимовыгодной основе. Мы вкладываем свои средства – во Владимирскую область было инвестировано 68 млн рублей, а регион увеличивает нам объем заказа по программе государственных гарантий. И за счет этого увеличивается финансирование наших учреждений.

ведомственные клиники, ведомственные поликлиники, ржд
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении