07 Декабря 2024 Суббота

Ирина Тобианская: «Наши медсестры занимают в междисциплинарной команде специалистов должное место»
Мнения Мединдустрия
27 октября 2023, 10:32
Фото: личный архив Ирины Тобианской
3352

Постоянные читатели Vademecum познакомились с Ириной Тобианской еще в 2018 году. В опубликованном тогда обширном кейсе о сестринской службе отдельный материал был посвящен организации работы медсестер в Израиле. Ирина, преодолевшая за 20 лет работы все ступени карьерной лестницы – от практикующей медсестры до управляющего и члена администрации сестринского дела медицинского холдинга «Ассута», рассказала в интервью Vademecum о структуре службы, статусе и условиях труда израильских сестер. В 2021 году Ирина переехала в Москву и была приглашена на позицию главной медицинской сестры Ильинской больницы. В этой авторской колонке Ирина Тобианская рассказывает, как ей удалось применить свой профессиональный опыт в одной из крупнейших частных клиник России.

На начальном этапе работы в Ильинской больнице мне виделось важным представить коллегам концепцию «безопасного госпиталя» и роль в ее реализации медицинской сестры. Был выстроен план инсталляции сестринских процессов, прежде незнакомых среднему медицинскому персоналу, и первоочередных изменений в работе сестринского департамента.

Сегодня уровень квалификации наших медицинских сестер уже достаточно высок – однозначно выше, чем у тех специалистов, которые откликаются на вакансии и приходят на собеседование. Селекция на входе очень жесткая – с нами остаются те, кто готов меняться, узнавать новое и привыкать к нашим стандартам, тем более что мы не останавливаемся, а постепенно внедряем в Ильинской больнице лучшие мировые практики. Сестрам нелегко – требований все больше, но все, кто пришел к нам на работу, стараются, неуклонно растут.

Клиники, в которых я работала в Израиле, прошли аккредитацию JCI, мне довелось принимать непосредственное участие в подготовке документов и персонала к подтверждению этого статуса. Исходя из прежнего опыта, могу смело утверждать: главное для медорганизаций, прошедших JCI, – сохранить неизменными процессы и алгоритмы, инсталлированные в клинике в ходе подготовки к аккредитации. И здесь, в Ильинской больнице, мы, понимая сложность освоения сестрами новых для них процессов и инструментов, стараемся внедрять инновации постепенно, отрабатывая каждый элемент отдельно. Понятно, что протокол JCI сейчас не совсем актуален для нашей страны, но заложенный в эту панель стандартов подход, нацеленный на качественную и безопасную медицину, для нас особенно важен и остается безусловным приоритетом в нашей работе.

Приведу пример. Стационар: сестринская служба Ильинской структурно ничем не отличалась от других – постовая, процедурная, перевязочная сестры. Первым делом нами была откорректирована именно структура: функционал процедурной медицинской сестры взяли на себя постовые сестры. Каждая медсестра в смене несет ответственность за определенное число пациентов, когорта которых формируется в зависимости от тяжести состояния больных. Сестры безусловно пациентоориентированы, отвечают за своих пациентов от начала и до конца своей смены. Такой подход позволяет медицинской сестре погрузиться в работу с конкретными пациентами, изучить подробнее анамнез жизни, врачебные назначения, составить план ухода, используя полученные во время обучения инструменты.

В профсообществе ни для кого не секрет, что информация, собранная любым способом, может иметь решающее значение в выборе терапии. И наши медицинские сестры занимают в междисциплинарной команде специалистов должное место. Они прекрасно понимают важность сбора сестринского анамнеза, формирующего основу оказания качественного ухода за пациентами и разработки индивидуальных планов лечения.

Проведение оценки истории болезни органично вписывается в функционал медицинской сестры по оказанию помощи, ориентированной на пациента. Тщательно собирая и документируя важную медицинскую информацию, наши медицинские сестры не сомневаются в том, что помогают междисциплинарной команде принимать обоснованные решения.

Сбор данных об истории болезни – динамичный процесс, требующий активного слушания, эмпатии, сильных коммуникативных навыков. Какие изменения я увидела, внедрив в практику этот инструмент? Несомненно, близкое знакомство с пациентом означает больший контроль за его состоянием и становится основой для выработки плана лечения.

Из всех навыков, которые развивают и используют медицинские сестры, общение, пожалуй, выступает в числе основных. Угроза безопасности больного, негативный пациентский опыт и следующие за этим финансовые потери клинки – все эти риски умножаются при нарушении коммуникации внутри сестринской команды. Чтобы снизить все эти риски, мы используем инструмент общения, известный как SBAR (английский акроним – ситуация, краткий анамнез пациента, оценка, рекомендации). Протокол SBAR применяется как язык коммуникации между сотрудниками клиники всех категорий (врач, медицинская сестра, администратор, младшая медсестра и другие), способствующий эффективности, безопасности лечения и ухода за пациентом, обеспечивающий непрерывность клинических процессов и правильное распределение рабочего времени.

На базе этой незамысловатой конструкции построено практически все общение медицинских сестер с коллегами. SBAR помогает предотвратить сбои в устном и письменном общении, создавая общую мысленную модель для всех этапов передачи информации о пациентах и ситуаций, требующих эскалации или критического обмена данными.

На основе SBAR мы построили внутри сестринской команды модель устной коммуникации при передаче смены. У нас, в Ильинской больнице, передача смены – это короткое совещание всех участников междисциплинарной сестринской бригады (старшая сестра, старшая смены, палатные и перевязочные сестры, младший медперсонал, буфет) продолжительностью не более 10–15 минут. Этот брифинг позволяет коллегам сосредоточиться на безопасности пациентов, выделить требующих особого внимания – например, готовящихся к операции, лучевому исследованию, имеющих высокий риск падения и так далее. Цель коммуникации – выявление проблем, делегирование их решения членам команды или вышестоящим коллегам. В идеале сведения, озвученные в ходе таких совещаний, затем транслируются всем заинтересованным участникам лечебного процесса. Порой даже самые опытные коллеги могут что-то упустить, забыть передать озвученную информацию. Для предотвращения таких потерь мы внедрили сестринский репортинг, проще говоря, медсестринскую запись.

Такой репортаж, как правило, включает объективные наблюдения медицинской сестры (слова «много/мало», «плохо/хорошо» здесь не используются, нужна конкретика и факты); указываются изменения психического, психологического и физиологического состояния пациента, реакции на процедуры и лекарства; описывается сестринский уход; дается оценка проведенным вмешательствам; расписывается план по уходу.

Качественная медсестринская запись не должна представлять собой сплошной текст, а, напротив, быть легкой для восприятия, грамотной. Приветствуется использование прямой речи, если цитируется пациент. Запись выстраивается по принципу «наблюдение/действие», а это означает, что медицинская сестра не может просто записать свое наблюдение и не упомянуть предпринятые ею или врачом меры. Даже если по окончании ее дежурства врач еще не сделал назначений, сестра пишет, что «врач оповещен». Здесь же отмечено взаимодействие с родственниками пациента, наличие жалоб, личные наблюдения или комментарии медсестры, содержащие ее субъективные суждения.

Составленная таким образом сестринская документация повышает уровень безопасности пациентов, качество оказания помощи и поддержки, персонализированного сестринского ухода. Сотрудники с меньшей вероятностью совершат ошибки, если их действия подкреплены точной документацией, будь то измерение температуры или описание уровня боли пациента, правильные данные уменьшат вероятность того, что медсестры пропустят важные симптомы или врачи неправильно диагностируют состояние пациента. Это особенно важно, когда речь идет об использовании лекарств. На этот счет, кстати, у нас тоже есть специальные протоколы. Формат колонки не позволяет подробно описать все решения и инструменты, используемые сестринским департаментом Ильинской больницы, рассказать о том, как и кого мы набираем в свою команду. Поэтому приглашаю всех, кому интересна затронутая мною тема, на кадровую сессию конгресса Vademecum MedDay. Обещаю: будет интересно!

медсестры, мнение
Источник: Vademecum

Минтруд велел делиться: регулятор намерен добавить младшему медперсоналу компетенций среднего. Мнения

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»