27 Июля 2024 Суббота

Главным риском нацпроекта «Здравоохранение» признана коррупция
Владимир Жаров Мединдустрия
7 февраля 2019, 11:35
Фото: Олег Прасолов / РГ
13488

Представители отрасли сомневаются в эффективной реализации ключевых целей национального проекта «Здравоохранение», в том числе снижении смертности, заболеваемости и сокращении дефицита кадров в медучреждениях. Успешному старту госпрограммы, по их мнению, могут помешать недостаточная готовность к ней индустрии, организационные риски и, наконец, коррупция. Такие результаты показал тематический опрос, проведенный на сайте Vademecum.

Опрос, посвященный ожиданиям представителей отрасли от стартовавшего в 2019 году нацпроекта «Здравоохранение» с совокупным бюджетом 1,7 трлн рублей, проходил на сайте Vademecum в период с 1 по 4 февраля. В исследовании приняли участие 164 респондента, из которых более 50% – сотрудники государственных и частных клиник, еще 28% – представители компаний, производящих и/или поставляющих фарммедпродукцию, 12,2% – работники научных организаций в сфере здравоохранения. Оставшаяся часть опрошенных (один респондент мог быть задействован в нескольких сферах) пришлась на представителей консалтинга, PR, IT в здравоохранении, а также других отраслей.

Исследование показало, что осведомленность о проекте в отрасли очень высока. Почти 70% опрошенных отметили, что им хорошо известно о госпрограмме, а 27% по крайней мере что-то слышали о ней.

При этом респонденты крайне скептически отозвались о выполнении ключевых целей нацпроекта, таких как повышение доступности медицинской помощи, сокращение дефицита кадров, снижение заболеваемости и смертности. Больше половины респондентов считают, что нацпроект не сможет или вряд ли сможет способствовать решению этих проблем.

Правда, в отношении повышения доступности медицинской помощи и снижения заболеваемости представители фарминдустрии и поставщики медизделий настроены более оптимистично, чем сотрудники клиник, однако на общий подсчет отраслевых настроений их мнение существенного влияния не оказало. Наиболее достижимой целью кажется модернизация медицинских учреждений: 48% сотрудников клиник и 57% представителей фарм- и мединдустрии сочли эту задачу достижимой.

Отраслевой пессимизм объясняется рисками, которые, по мнению респондентов, обязательно затронут нацпроект, и лидирует здесь коррупция. Из всех опрошенных 82% считают, что госпрограмма однозначно столкнется с этой проблемой, 16% указали на ее высокую вероятность и только 2% посчитали, что проект вряд ли будет иметь коррупционную составляющую. Так комментировали респонденты эту главную, по их мнению, опасность для госпрограммы (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены):

«Коррупция Манипуляция статистикой», «Коррупция и воровство все погубят», «Коррупция будет препятствовать и погубит проект», «Коррупция и показуха», «Коррупция препятствует, совесть способствует».

Существенными угрозами, по мнению большинства респондентов, являются также недостаточная готовность отрасли к старту программы, низкий уровень и недостаточные компетенции менеджмента. Вот такие комментарии оставляли респонденты в отношении этих угроз:

«Основное препятствие, незнание реального состояния и практического здравоохранения идеологами проекта», «Глупый менеджмент», «Отсутствие реальной заинтересованности в здоровье граждан», «Неквалифицированные кадры в министерствах и ведомствах», «Чиновники не имеют представления о том, что происходит на местах. Живут и думают только с позиции крупных городов», «Некомпетентность руководства на всех уровнях. Слабая база подготовки специалистов», «Делом должны заниматься профессионалы, а не чинуши! Финансы – это здорово... системности и структурированности нет!!!», «Смена руководства министерства здравоохранения на руководителей, имеющих опыт практической работы в должностях зам и главных врачей областных больниц».

Более 70% опрошенных представителей клиник опасаются сложностей с финансированием проекта, которые, по их мнению, могут привести к дефициту средств на продолжение его реализации.

Среди всех составляющих нацпроекта наибольшей критике подвергся приоритетный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» – в его успешную реализацию не верят 74% опрошенных. Представители клиник наиболее скептичны в отношении качества реализации программ по развитию систем оказания медико-санитарной помощи и строительства единого цифрового контура в здравоохранении. IT-составляющая нацпроекта не вдохновляет и участников фармрынка и индустрии медизделий, хотя в отношении других мероприятий программы представители этих сегментов рынка настроены более оптимистичны (средняя оценка 3 из 5).

Половина опрошенных считает, что успешной реализации нацпроекта могли бы способствовать концентрация финансирования медпомощи и повышение тарифов ОМС, еще один эффективный механизм – привлечение частных инвестиций в обмен на гарантии госзаказа (на него указали 23% респондентов).

«Риски национального проекта «Здравоохранение» связаны с тем, что он не решает проблему дефицита Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. В ситуации, когда тарифы ОМС убыточны (ниже фактической себестоимости медицинских услуг, не включают в себя амортизационные отчисления и не покрывают обслуживание и ремонт оборудования), закономерный результат масштабных инвестиций в новые технологические мощности – «оптимизация», увольнения врачей и сокращение больниц. Именно это получилось после программы модернизации здравоохранения 2011-2012 годов и развития центров высокотехнологичной медицины, за амортизацию, обслуживание и ремонт которых не платит ни ОМС, ни бюджет. Поэтому, чтобы благие намерения национального проекта «Здравоохранение» пошли на пользу нашей медицине, а не обернулись новой «оптимизацией», нужно решать проблему дефицита Программы государственных гарантий. Проверенный мировой практикой путь - превращение системы ОМС в настоящее социальное страхование, которое консолидирует бюджетные и внебюджетные источники финансирования медицинской помощи населению: расходы государства, солидарные взносы работников и работодателей и соплатежи пациентов, интегрированные с тарифами ОМС и клиническими рекомендациями».

Владимир Гришин, первый директор ФФОМС, Андрей Рагозин, независимый эксперт



нацпроект, здравоохранение, минздрав, путин, скворцова, онкозаболевания, онкология, опрос
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении