27 Июля 2024 Суббота

ГК 4П
Дарья Шубина, Сергей Соболев Мединдустрия
21 августа 2017, 13:40
Фото: yeltsincenter.ru
6452

«Дочка» Внешэкономбанка предлагает инвесторам заработать $10 млрд на революции в превентивной медицине

Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ) Внешэкономбанка планирует к 2018 году построить за 1,4 млрд рублей IT‑платформу, способную объединить основных поставщиков и потребителей медицинских услуг. Информационная система, по замыслу авторов, должна стать национальным оператором «персонализированного ведения здоровья». Генерировать выручку гигантский стартап собирается из двух источников: потребителям будут предлагаться упакованные в страховые программы медицинские и оздоровительные мероприятия, а поставщикам товаров и услуг – доступ к пациентской аудитории. Как выяснил Vademecum, сейчас ФЦПФ разыскивает инвесторов и партнеров для запуска и развития проекта. Соучастникам, в числе которых ФЦПФ уже видит ФМБА, Сбербанк, ГК «Ташир», «Яндекс» и многих других потенциальных интересантов, инициатор затеи уже через пять лет обещает капитализацию компании‑оператора на уровне $10 млрд.

В распоряжение Vademecum попала презентация проекта по созданию в России национального оператора так называемой 4П – персонализированной, партисипативной, превентивной и предиктивной – медицины. Генератором идеи выступает «дочка» госкорпорации «Внешэкономбанк» – ОАО «Федеральный центр проектного финансирования». В планах ФЦФП – создание IT-системы, к которой, помимо конечных потребителей услуг, будут подключены все так или иначе причастные к охране здоровья организации. В этой сети, по замыслу проектировщиков, должны оказаться не только клиники и диагностические лаборатории, фитнес- и велнес-центры, пациенты и их работодатели, но и страховщики, разработчики IT-решений и создатели онлайн-сервисов.

Авторы надеются, что проект, на старте требующий, по их расчетам, 1,4 млрд рублей инвестиций, уже через пять лет станет международной компанией с капитализацией более $10 млрд. Цифра, если учесть, что, например, «Яндекс» по состоянию на 16 августа 2017 года оценивался инвесторами всего в $9,8 млрд, странная. Однако подлинность презентации и намерений ФЦПФ подтвердили источник, близкий к Внешэкономбанку, и три игрока профильного рынка, которым предлагали соучастие в проекте. На запросы Vademecum ни в ВЭБе, ни в ФЦПФ не ответили.

ОТПЕЧАТКИ «П»

Как выяснил Vademecum, создать IT-интегратора в здравоохранении «дочка» ВЭБа задумала еще в 2015 году. В качестве консультанта ФЦПФ выбрал немецкую консалтинговую компанию Roland Berger – на проведение «исследований, направленных на поиск перспективных проектов для участия ОАО «ФЦПФ» и привлечения инвесторов в реализацию проектов» заказчик выделил 110 млн рублей. «Центр искал ниши, которые востребованы на международном уровне, но пока не заняты в России. Было понятно, что концепция «4П-медицины», популярная в мире, через несколько лет будет востребована и у нас, – рассказывает бывший сотрудник ФЦПФ. – Идеологом медицинской составляющей проекта стал академик Михаил Пальцев, который много лет занимался этой темой, в частности, представлял Россию в Европейской ассоциации предиктивно-превентивной и персонализированной медицины. Мы начали взаимодействовать с IT-провайдерами, подключили к этому процессу ФМБА, у которого тоже были научные и практические наработки по теме персонифицированной медицины и инфраструктура».

ФМБА действительно увлеклось в то время персонифицированной медициной. Интерес агентства к развитию этого нынче модного направления глава ФМБА Владимир Уйба подтверждает в своем авторском материале, опубликованном на страницах издания «Медицина экстремальных ситуаций». Ссылаясь на стратегию развития медицинской

науки в РФ до 2025 года, Уйба пишет, что персонифицированная медицина позволит «повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность российского здравоохранения», а также снизить стоимость медуслуг и исключить заведомо неэффективные процедуры. Так в учреждениях ФМБА стали открываться кабинеты и отделения превентивной персонализированной медицины, и только в 2015 году для них были подготовлены 60 врачей – они прошли специальный образовательный курс в Федеральном медицинском биофизическом центре им. А.И. Бурназяна ФМБА России. В агентстве подтвердили свои намерения «стать активным участником процесса формирования и внедрения концепции 4П на государственном уровне».

Что придумали в ФЦПФ с помощью медицинских и финансовых консультантов? Судя по презентации, на рынок планируется вывести продукт, схожий с популярными сегодня страховыми программами от критических заболеваний. Сначала клиент проходит комплексную диагностику, включая геномный тест, эти данные заносятся в его «маршрутную карту здоровья». Далее (и за отдельную плату) потребитель получает набор медицинских и сопутствующих услуг, а также онлайн-доступ к «истории здоровья», напоминания о приеме лекарств и чекапах. При необходимости клиент сможет рассчитывать на дорогостоящее лечение – расходы покроет оператор 4П.

Помимо платежей от физлиц и их работодателей, платформа, по замыслу инициаторов проекта, будет получать средства от поставщиков услуг – абонентскую плату и некую сумму за каждого направленного к ним клиента. Взамен «подписчики» получат возможность зарабатывать не только на предоставляемых ими услугах, но и на отчислениях за каждого из своих клиентов, вошедших в систему. Онлайн-сервисы и IT-разработчиков платформа должна привлечь доходом от кросс-продаж и получением доступа к сведениям о здоровье всех пользователей системы. Страховщикам же и фармкомпаниям, считают авторы проекта, будет достаточно консолидированных данных о пользователях сервиса, возможностей получить новых клиентов и удержать старых.

МЕЖБАНКОВСКИЕ ПЕРЕВОДЫ

Амбициозный стартап, вероятно, взлетел бы тогда же, в 2015-м, если бы не смена команды в ФЦПФ, случившаяся вслед за кадровыми обновлениями в ВЭБе. В своем ежегодном, а в тот раз – антикризисном, послании Федеральному Собранию президент Путин заметил, что многие институты развития «превратились в настоящую помойку для плохих долгов». Ни для кого не секрет, что ВЭБ с активами в 3,6 трлн рублей всегда считался флагманским «институтом развития», затапливать который было бы опасно, а вот перенастроить навигацию и обновить команду, наверное, стоило. В феврале 2016-го ФЦПФ покинула отвечавшая за проекты социальной инфраструктуры управляющий директор Екатерина Мелешко, которая сегодня не захотела комментировать для Vademecum свое участие в создании «оператора 4П-медицины». Академик Пальцев подтвердил, что занимался проектом в качестве члена экспертного совета ФЦПФ, но с тех пор, как в центре сменилось начальство, от участия в нем отстранился.

Председателем ВЭБа стал Сергей Горьков, прежде около 10 лет проработавший в Сбербанке. Ключевые позиции в ВЭБе и его «дочках» заняли еще несколько бывших топ-менеджеров Сбера, в частности – Вячеслав Синюгин, ставший и. о. гендиректора ФЦПФ и советником Горькова. И потому нет ничего удивительного в том, что Сбербанк в нынешней презентации «оператора 4П-медицины» значится одним из потенциальных инвесторов. На момент подготовки материала подтвердить Vademecum эти планы в Сбере не смогли.

В числе возможных инвесторов проекта заявлены также «Яндекс», сооснователь «Тим Драйва» Леонид Меламед, бизнесмен Александр Мамут, чья A&NN Investments вкладывается сейчас в многопрофильную клинику премиум-класса в Москве, а также ГК «Ташир» Самвела Карапетяна. И хотя представители перечисленных в презентации компаний воздержались от комментариев инициативы, интерес как минимум одного из них к медицинскому IT-проекту известен. В конце июля нынешнего года управляющий партнер «Ташир Медики» Арсен Галстян рассказывал «Ведомостям» о том, что его компания планирует не только вложить до 15 млрд рублей в госпиталь на территории международного кластера в «Сколково»и до 12 млрд рублей – в сеть диагностических центров, но и начать работать с big data в медицине.

Другие потенциальные партнеры «оператора 4П-медицины» – онлайн-сервисы и разработчики информационных систем, например, DocDoc, служба для вызова врачей на дом Doc+, занятые в индустрии здравоохранения страховые компании СОГАЗ, «АльфаСтрахование», «Ренессанс Страхование», «Ингосстрах». Сейчас, по информации Vademecum, представители ФЦПФ продолжают проводить встречи с инвесторами и поставщиками услуг. «Мы пока не вошли в проект и хотя не подписывали соглашение о неразглашении информации, комментировать его официально не можем», – пояснил Vademecum основатель одного из онлайн-сервисов. Знакомый с презентацией топ-менеджер столичной сети клиник рассказывает о том, что ФЦПФ предлагает возможным партнерам жесткие условия вхождения в проект, касающиеся формата взаимодействия с платформой действующего медицинского бизнеса инвестора. Официальный представитель группы «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук отказался комментировать готовность компании войти в проект ФЦПФ, заметив лишь, что в настоящее время страховщик ведет большое количество переговоров, связанных с новыми IT-проектами. «Есть несколько потенциальных инвесторов, готовых включиться в работу. О документальном соглашении говорить пока рано», – сообщили в ФМБА.

Так или иначе, в презентации четко обозначены все вехи рождения «4П-платформы», которая к началу 2018-го должна заработать в тестовом режиме. В первые три года в IT-систему необходимо будет инвестировать как минимум 750 млн рублей, затраты на маркетинг авторами презентации оцениваются в 660 млн рублей на пять лет. В конце 2021 года компания-оператор должна, по расчетам ФЦПФ, показать рентабельность по EBITDA в 16% и «выйти на окупаемость». Сама «дочка» ВЭБа, задача которой получить финансирование от госкорпорации и привлечь соинветоров, рассчитывает на выход из проекта уже во второй половине 2018 года.

ПРИКРУТИЛИ ПРЕВЕНТИВНОСТЬ

Интерес ФЦПФ к превентивной и персонализированной медицине объясним. В последнее время это направление приобретает все большую популярность – как среди клиник, так и онлайн-сервисов, которые помимо телемедицинских консультаций развивают системы личных кабинетов пациентов с возможностью хранения, передачи, а в перспективе – и анализа медицинской информации. Однако для строительства IT-платформы, обслуживающей поставщиков и потребителей услуг «4П-медицины», считают игроки рынка, комфортные условия пока не сложились. Рынок, на который ориентирован этот проект, очень мал и сегментирован, говорит управляющий партнер компании DMG Владимир Гераскин: «В данном случае речь идет сразу о нескольких группах – пациенты, страховые компании, работодатели и провайдеры – клиники, профильные IT-компании. При этом непонятно, кто из них является ключевым заказчиком. У большинства пациентов нет ни времени, ни денег на то, чтобы заниматься профилактикой. Соответственно, клиники рискуют не получить большого потока новых клиентов. Страховые компании, конечно, заинтересованы в снижении издержек, но и они заключают договоры ДМС на год, максимум на три, а так быстро эффект от превентивной медицины не проявится».

Сегмент ДМС действительно растет незначительно: в 2016 году, по данным ЦБ РФ, страховщики собрали 137,8 млрд рублей премий – на 6,9% больше, чем в 2015 году. Страхование от критических заболеваний, особенно онкологических, утверждают участники рынка, показывает более убедительную динамику, но эта ниша не сравнится по объемам с рынком ДМС. СК «ВТБ Страхование», зашедшая в сектор «критических заболеваний» одной из первых, в первом полугодии 2017 года продала 280 тысяч таких полисов – на 15% больше аналогичного показателя 2016 года. «Традиционно классические полисы ДМС не покрывают риски, связанные с критическими заболеваниями, а также не предусматривают прохождение чекапа. Для этого существуют отдельные специальные программы, которые стоят дешевле, чем полисы ДМС, – говорит первый замгендиректора компании «ВТБ Страхование» Олег Меркулов. – Поэтому программы на случай диагностирования онкологических и других серьезных заболеваний пользуются очень большой популярностью. Причем их могут купить не только корпорации для своих сотрудников, но и частные лица».

Может быть, поэтому и к созданию специализированной IT-платформы Меркулов относится с интересом: «Мы внимательно изучаем такие возможности и уже в ближайшее время предложим рынку несколько новых продуктов». Позицию страховщика разделяет гендиректор Ondoc Александр Константинов, компания которого самостоятельно занимается интеграцией клиник, страховых компаний и пациентов – пока в сфере удаленных консультаций и хранения медицинских данных.

Наибольшее недоумение у экспертов и участников рынка вызывает заявленный ФЦПФ масштаб IT-платформы. У каждого потенциального участника проекта действует собственная информационная система, между собой их интегрировать крайне сложно, на решение такой задачи потребуется два-три года, говорит Константинов: «Да, продукт актуален для рынка, сейчас формируется тренд на персонализированную медицину, наверняка концепция «4П-медицины» будет интересна – и клиникам, и пациентам. В то же время заявленный объем стартовых инвестиций выглядит избы- точным – хорошую платформу можно сделать и за половину этой суммы». Но и тут однозначного ответа на вопрос о времени и деньгах нет: достаточно вспомнить долгострой ЕГИСЗ, поглотившей за последние шесть лет почти 40 млрд рублей инвестиций, но так ничего толком и не объединившей.

Впрочем, как считает управляющий директор инвесткомпании VIY Management Дмитрий Шицле, с раз- витием «4П-медицины» рынку все равно потребуется мощный интегратор: «Постепенно все больше и больше медицинских компаний будут внедрять персонализированные услуги, тот же чекап в последнее время стал довольно популярной услугой. «4П-медицина» обладает хорошим потенциалом для привлечения инвестиций. Сегодня мы видим много проектов, имеющих связь с этой идеологией, но, к сожалению, полноценных структурированных примеров пока нет». Перспективы «4П-оператора» теоретически видит и Юрий Нехайчук из «АльфаСтрахования»: «Современные IT-системы, позволяющие накапливать данные, контролировать состояние здоровья пользователя, частоту чекапов, медицинские назначения, выписку и реальную продажу лекарств и многое-многое другое – вплоть до передачи в них регистрационных сведений о рождении и смерти человека, уже создаются в Европе и США. Но создатели такого проекта должны понимать, что им придется работать с массивами персональных данных, историями болезни огромного числа россиян, их нужно будет хранить, за них придется отвечать».


Источник: Vademecum №14, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении