13 Февраля 2025 Четверг

Гастро и прощай: Кто зарабатывает на поставках оборудования для диагностики и лечения опухолей желудка
Анна Родионова Госзакупки Мединдустрия
2 апреля 2018, 11:12
Фото: NHS Choices
10786

В попытке разобраться, почему отечественная медицина не справляется с онкозаболеваниями желудка, Vademecum, призвав в партнеры аналитиков Headway Company, решил оценить техническую оснащенность профильных госмедучреждений, выяснить, каким эндоскопическим аппаратам отдают предпочтение заказчики, а заодно узнать, кто из поставщиков преуспел на рынке тематического госзаказа.

По оценкам опрошенных Vademecum участников рынка, на долю государственного заказа приходится около 80% всего объема продаж реализуемого в стране эндоскопического оборудования. По нашим подсчетам, в настоящее время в российских клиниках используется 13 200 гастроскопов различной модификации, причем более 6 тысяч из них были приобретены до 2009 года. Наш результат несколько отличается от сведений, полученных аналитиками ГНЦК им. А.Н. Рыжих, ведущими собственный мониторинг оснащенности эндоскопической службы страны: по их оценке, государственные клиники вооружены 13 710 действующими эндоскопами для верхних отделов ЖКТ, в том числе 8 841 гастроскопом со сроком эксплуатации более семи лет.

оБЩественнЫй паРК.png

Всего же, по данным ГНЦК, на балансе госмедучреждений стоят 16 900 гастроскопов. На 96% в количественном выражении отечественный парк эндоскопического оборудования представлен продукцией трех японских мейджоров – Olympus, Pentax и Fujinon, исторически доминирующих в этом сегменте рынка. Впрочем, основная конкуренция в последние годы идет между двумя игроками – Olympus и Pentax, доля Fujinon по итогам 2017 года в денежном выражении не достигла и 2%. Суммарно закупки гастроскопов в прошлом году составили 1,149 млн рублей. Лидерство в деньгах осталось за Olympus (47,3%), в то время как по единицам отгруженного в клиники оборудования побеждает Pentax (45,8% от 711 приобретенных в прошлом году комплектов).

взяли смЫслом.png

В Olympus в целом согласились с приведенными Vademecum данными о закупках, уточнив, что в сегменте видеосистем, использующихся для всех эндоскопических обследований (не только гастроскопии), доли распределены следующим образом: Olympus – 49,5%, Pentax – 27,7%, Fujinon – 2,6%. Остаток приходится на китайских и российских игроков. Несмотря на безусловное доминирование японских компаний, за последние три года на рынке оформилась микротенденция – утверждение в сегменте китайских производителей, совокупная доля которых на рынке госзаказа выросла в денежном выражении с 1% в 2014 году до 7% в 2017 году. «На отечественный рынок Shanghai Aohua вышел 12 лет назад, а три года назад в России открылось наше представительство. Примерно тогда же появился другой производитель из Китая – Huger, но они почти не занимаются продвижением, их оборудование устарело, – говорит глава представительства Aohua в России Петр Баскаев. – А в прошлом году здесь появился еще один игрок – SonoScape. Как он себя зарекомендует, говорить пока рано, у SonoScape небольшой модельный ряд, основной профиль – УЗИ-сканеры».

освоили и освоились.png

Китайские игроки пытаются угнездиться в нише оборудования экономкласса. «Olympus – родоначальник направления, они выпускают наиболее технологичные вещи. Но ни у них, ни у Pentax нет понимания бюджетных моделей, поскольку основные рынки для них все-таки европейские, – поясняет Петр Баскаев. – На среднюю систему прайс порядка 5 млн рублей. Совсем «урезанная» стойка стоит в районе 2,2 млн рублей. Предлагаемые Pentax системы – несколько устаревшие, но стоящие порядка 2 млн рублей – уступают по соотношению цена – качество любой китайской». Бюджетная модель китайского видеогастроскопа обойдется примерно в 1,2 млн рублей, средний класс оборудования – 2,5 млн рублей, топовая комплектация – 3,5 млн рублей. 

Впрочем, китайские игроки пока продолжают сталкиваться с предвзятым отношением заказчиков. «Подход такой: если сломалось китайское оборудование – а что с него взять, а вот если японское – значит, надо искать виноватого. Но в реальности и то и другое оборудование быстро убивается младшим медперсоналом из-за неправильной эксплуатации, – уверен Баскаев. – Мы для борьбы с предубеждениями относительно Китая ввели двухгодичную гарантию на оборудование». В 2017 году Shanghai Aohua заключил партнерское соглашение с Pentax – бюджетные модели последних, которые пока поставляются только на азиатские рынки и в Индию, будут изготавливать на китайском заводе. С помощью этой линейки Pentax попытается захватить азиатский рынок, монополизированный Olympus. В компании Pentax на запросы Vademecum не ответили.

Другая тенденция – рост закупок видеосистем и традиционно немногочисленные приобретения госклиниками ультразвуковых гастроскопов. «Ультразвук дает больше диагностических возможностей. Представим ситуацию: врач осматривает слизистую в белом свете, замечает область с потенциальным патологическим изменением ткани. Для подтверждения своей находки он может использовать различные функции системы: многократное увеличение, максимальное приближение на расстояние до 2 мм или обе функции вместе, а также визуализацию в узкоспектральном режиме и многое другое, – объясняет менеджер направления «эндоскопия» Olympus Евгения Кавторева. – Оценив эндоскопическую картину и утвердив наличие образования с помощью выбранной системы классификации, он должен принять решение о тактике удаления. На этом этапе важно точно определить глубину инвазиции образования, его плотность, структуру и другие параметры. В этом врачу помогает ультразвуковая эндоскопическая система». Ультразвуковые эндоскопы предлагают те же два японских мейджора – Olympus и Pentax, но стоимость таких решений выше, чем у топовых видеостоек. Впрочем, цена – не единственный сдерживающий рост продаж фактор, другой – навыки эндоскопистов, специалисты, умеющие работать в этом направлении, немногочисленны.

углЫ зРения.png

«Когда молодые врачи приходят в эндоскопические отделения, они начинают проводить гастроскопии. Затем часть из них учатся выполнять и колоноскопии. До третьего этапа доходит незначительное число эндоскопистов – и здесь они уже делятся «по интересам»: бронхоскопия, энтероскопия и ультразвук, – поясняет Vademecum положение дел один из клиницистов. – Условно говоря, из 100 эндоскопистов 60–65 делают колоноскопию. На них приходится порядка 30–35 человек, выполняющих бронхоскопию, человек 10, умеющих проводить энтероскопию, и порядка семи, способных делать ультразвук». В 2017 году госзаказ на видеосистемы вырос до 467 единиц, то есть в полтора раза – против 315 комплектов, поставленных в 2016-м. 

По данным ГНЦК им. А.Н. Рыжих, в 2017 году в стране насчитывалось 5 280 эндоскопической видеогастроскопов, из которых 1 509 были со сроком эксплуатации менее трех лет. По подсчетам Headway Company, за 2014– 2017 годы госучреждения приобрели 1 423 комплекта видеогастроскопов. При этом клиницисты и участники рынка отмечают, что парк оборудования, несмотря на растущий интерес к видеосистемам, укомплектован, мягко говоря, неактуально. Фиброгастрокопы по-прежнему востребованы закупщиками, и в целом около 60% всего эндоскопического оборудования госклиник приходится на этот морально устаревший сегмент.

Кликините картинку, чтобы увеличить

пРониКновенная пРоза.jpg

«В 1998 году было запущено производство фиброэндоскопов серии Е, и ее закупки осуществляются в России по сей день, – говорит Евгения Кавторева. – Довольно часто я встречаю в российских медучреждениях эндоскопы 2000 года выпуска. В крупных федеральных центрах распространены видеосистемы и серии эндоскопов, выпущенных компанией в 2005 году. Эти показатели заставляются задумываться, поскольку современного оборудования, обладающего настоящей диагностической ценностью, в процентном соотношении к фиброэндоскопам или базовым видеосистемам закупается немного».

Срез оснащенности актуальным оборудованием в целом по стране не вызывает сильного воодушевления, но Vademecum вычленил регионы – лидеры по закупкам гастроскопов за последние три года. Максимально вложились в обновление эндоскопического парка за 2014–2017 годы Ханты-Мансийск (449,9 млн рублей), Москва (444,5 млн рублей), а также расположенные в столице ведомственные и федеральные медцентры и НИИ, которые мы объединили в одну группу для удобства подсчетов (415,4 млн рублей). Далее в этом рейтинге следуют Санкт-Петербург (347,9 млн рублей) и Московская область (216,84 млн рублей). Чуть иначе выглядит ТОП5 активных приобретателей в натуральном выражении: за три года наибольшее количество гастроскопов закупили расположенные в Москве ведомственные и федеральные центры (218 единиц), Ханты-Мансийск (177) и столичный Департамент здравоохранения (177), Санкт-Петербург (174) и Краснодарский край (134).

гонКа вооРуЖения.png

Анализ этого сегмента еще раз подтверждает тренд на централизацию закупок и консолидацию рынка госзаказа в руках нескольких «избранных» поставщиков. Из 415 млн рублей, потраченных в 2014–2017 годах Департаментом здравоохранения Москвы на закупки гастроскопов, 391 млн рублей отыграла компания «Викинг». Этот дистрибьютор занимает 10-ю строчку в ТОП100 поставщиков рынка госзаказа медизделий, сформированном Vademecum по итогам 2016 года. В том же 2016 году «Викинг» по программе «Столичное здравоохранение – 2012–2020» поставил ДЗМ эндоскопическое оборудование на сумму 1,8 млрд рублей. Из 449,9 млн рублей, отпущенных на аналогичные закупки Департаментом здравоохранения ХМАО в 2014–2017 годах, 222 млн рублей достались «Коммед Кардио», а 121,7 млн рублей – «Аэролайфу», что вывело эти компании в тройку лидеров по поставкам гастроскопов. Поставки в медучреждения ФСИН на общую сумму 82,4 млн рублей обеспечила «Нацимбио». Чуть больше половины – 49 млн рублей – из суммарно потраченных Главным инвестиционно-строительным управлением Татарстана на закупки гастроскопов 87,8 млн рублей освоены дистрибьютором «Акцент-сервис».

поставленному веРить.png

эндоскопия, рак желудка, онкология, викинг, медизделия, госзаказ
Источник: Vademecum №5, 2018

Форум «Новая культура качества. Современные технологии здравоохранения». Главное

Мединдустрия

Сегодня, 10:32

Проверки на порогах: законодатели намерены кратно повысить штрафы за уклонение от ревизий. Мнения

Невозвращенцы: медикам-«целевикам» грозит двукратное увеличение штрафов за отказ от работы у заказчика обучения. Мнения

Владислава Торшина: «Это не та сфера, в которую можно ворваться»

«Novabiom – не лабораторная услуга, а полноценный продукт»

Пробежимся по плану: как индустрия здравоохранения вписывается в стратегию достижения национальных целей развития