27 Июля 2024 Суббота

Гастро и прощай: Кто зарабатывает на поставках оборудования для диагностики и лечения опухолей желудка
Анна Родионова Госзакупки Мединдустрия
2 апреля 2018, 11:12
Фото: NHS Choices
10524

В попытке разобраться, почему отечественная медицина не справляется с онкозаболеваниями желудка, Vademecum, призвав в партнеры аналитиков Headway Company, решил оценить техническую оснащенность профильных госмедучреждений, выяснить, каким эндоскопическим аппаратам отдают предпочтение заказчики, а заодно узнать, кто из поставщиков преуспел на рынке тематического госзаказа.

По оценкам опрошенных Vademecum участников рынка, на долю государственного заказа приходится около 80% всего объема продаж реализуемого в стране эндоскопического оборудования. По нашим подсчетам, в настоящее время в российских клиниках используется 13 200 гастроскопов различной модификации, причем более 6 тысяч из них были приобретены до 2009 года. Наш результат несколько отличается от сведений, полученных аналитиками ГНЦК им. А.Н. Рыжих, ведущими собственный мониторинг оснащенности эндоскопической службы страны: по их оценке, государственные клиники вооружены 13 710 действующими эндоскопами для верхних отделов ЖКТ, в том числе 8 841 гастроскопом со сроком эксплуатации более семи лет.

оБЩественнЫй паРК.png

Всего же, по данным ГНЦК, на балансе госмедучреждений стоят 16 900 гастроскопов. На 96% в количественном выражении отечественный парк эндоскопического оборудования представлен продукцией трех японских мейджоров – Olympus, Pentax и Fujinon, исторически доминирующих в этом сегменте рынка. Впрочем, основная конкуренция в последние годы идет между двумя игроками – Olympus и Pentax, доля Fujinon по итогам 2017 года в денежном выражении не достигла и 2%. Суммарно закупки гастроскопов в прошлом году составили 1,149 млн рублей. Лидерство в деньгах осталось за Olympus (47,3%), в то время как по единицам отгруженного в клиники оборудования побеждает Pentax (45,8% от 711 приобретенных в прошлом году комплектов).

взяли смЫслом.png

В Olympus в целом согласились с приведенными Vademecum данными о закупках, уточнив, что в сегменте видеосистем, использующихся для всех эндоскопических обследований (не только гастроскопии), доли распределены следующим образом: Olympus – 49,5%, Pentax – 27,7%, Fujinon – 2,6%. Остаток приходится на китайских и российских игроков. Несмотря на безусловное доминирование японских компаний, за последние три года на рынке оформилась микротенденция – утверждение в сегменте китайских производителей, совокупная доля которых на рынке госзаказа выросла в денежном выражении с 1% в 2014 году до 7% в 2017 году. «На отечественный рынок Shanghai Aohua вышел 12 лет назад, а три года назад в России открылось наше представительство. Примерно тогда же появился другой производитель из Китая – Huger, но они почти не занимаются продвижением, их оборудование устарело, – говорит глава представительства Aohua в России Петр Баскаев. – А в прошлом году здесь появился еще один игрок – SonoScape. Как он себя зарекомендует, говорить пока рано, у SonoScape небольшой модельный ряд, основной профиль – УЗИ-сканеры».

освоили и освоились.png

Китайские игроки пытаются угнездиться в нише оборудования экономкласса. «Olympus – родоначальник направления, они выпускают наиболее технологичные вещи. Но ни у них, ни у Pentax нет понимания бюджетных моделей, поскольку основные рынки для них все-таки европейские, – поясняет Петр Баскаев. – На среднюю систему прайс порядка 5 млн рублей. Совсем «урезанная» стойка стоит в районе 2,2 млн рублей. Предлагаемые Pentax системы – несколько устаревшие, но стоящие порядка 2 млн рублей – уступают по соотношению цена – качество любой китайской». Бюджетная модель китайского видеогастроскопа обойдется примерно в 1,2 млн рублей, средний класс оборудования – 2,5 млн рублей, топовая комплектация – 3,5 млн рублей. 

Впрочем, китайские игроки пока продолжают сталкиваться с предвзятым отношением заказчиков. «Подход такой: если сломалось китайское оборудование – а что с него взять, а вот если японское – значит, надо искать виноватого. Но в реальности и то и другое оборудование быстро убивается младшим медперсоналом из-за неправильной эксплуатации, – уверен Баскаев. – Мы для борьбы с предубеждениями относительно Китая ввели двухгодичную гарантию на оборудование». В 2017 году Shanghai Aohua заключил партнерское соглашение с Pentax – бюджетные модели последних, которые пока поставляются только на азиатские рынки и в Индию, будут изготавливать на китайском заводе. С помощью этой линейки Pentax попытается захватить азиатский рынок, монополизированный Olympus. В компании Pentax на запросы Vademecum не ответили.

Другая тенденция – рост закупок видеосистем и традиционно немногочисленные приобретения госклиниками ультразвуковых гастроскопов. «Ультразвук дает больше диагностических возможностей. Представим ситуацию: врач осматривает слизистую в белом свете, замечает область с потенциальным патологическим изменением ткани. Для подтверждения своей находки он может использовать различные функции системы: многократное увеличение, максимальное приближение на расстояние до 2 мм или обе функции вместе, а также визуализацию в узкоспектральном режиме и многое другое, – объясняет менеджер направления «эндоскопия» Olympus Евгения Кавторева. – Оценив эндоскопическую картину и утвердив наличие образования с помощью выбранной системы классификации, он должен принять решение о тактике удаления. На этом этапе важно точно определить глубину инвазиции образования, его плотность, структуру и другие параметры. В этом врачу помогает ультразвуковая эндоскопическая система». Ультразвуковые эндоскопы предлагают те же два японских мейджора – Olympus и Pentax, но стоимость таких решений выше, чем у топовых видеостоек. Впрочем, цена – не единственный сдерживающий рост продаж фактор, другой – навыки эндоскопистов, специалисты, умеющие работать в этом направлении, немногочисленны.

углЫ зРения.png

«Когда молодые врачи приходят в эндоскопические отделения, они начинают проводить гастроскопии. Затем часть из них учатся выполнять и колоноскопии. До третьего этапа доходит незначительное число эндоскопистов – и здесь они уже делятся «по интересам»: бронхоскопия, энтероскопия и ультразвук, – поясняет Vademecum положение дел один из клиницистов. – Условно говоря, из 100 эндоскопистов 60–65 делают колоноскопию. На них приходится порядка 30–35 человек, выполняющих бронхоскопию, человек 10, умеющих проводить энтероскопию, и порядка семи, способных делать ультразвук». В 2017 году госзаказ на видеосистемы вырос до 467 единиц, то есть в полтора раза – против 315 комплектов, поставленных в 2016-м. 

По данным ГНЦК им. А.Н. Рыжих, в 2017 году в стране насчитывалось 5 280 эндоскопической видеогастроскопов, из которых 1 509 были со сроком эксплуатации менее трех лет. По подсчетам Headway Company, за 2014– 2017 годы госучреждения приобрели 1 423 комплекта видеогастроскопов. При этом клиницисты и участники рынка отмечают, что парк оборудования, несмотря на растущий интерес к видеосистемам, укомплектован, мягко говоря, неактуально. Фиброгастрокопы по-прежнему востребованы закупщиками, и в целом около 60% всего эндоскопического оборудования госклиник приходится на этот морально устаревший сегмент.

Кликините картинку, чтобы увеличить

пРониКновенная пРоза.jpg

«В 1998 году было запущено производство фиброэндоскопов серии Е, и ее закупки осуществляются в России по сей день, – говорит Евгения Кавторева. – Довольно часто я встречаю в российских медучреждениях эндоскопы 2000 года выпуска. В крупных федеральных центрах распространены видеосистемы и серии эндоскопов, выпущенных компанией в 2005 году. Эти показатели заставляются задумываться, поскольку современного оборудования, обладающего настоящей диагностической ценностью, в процентном соотношении к фиброэндоскопам или базовым видеосистемам закупается немного».

Срез оснащенности актуальным оборудованием в целом по стране не вызывает сильного воодушевления, но Vademecum вычленил регионы – лидеры по закупкам гастроскопов за последние три года. Максимально вложились в обновление эндоскопического парка за 2014–2017 годы Ханты-Мансийск (449,9 млн рублей), Москва (444,5 млн рублей), а также расположенные в столице ведомственные и федеральные медцентры и НИИ, которые мы объединили в одну группу для удобства подсчетов (415,4 млн рублей). Далее в этом рейтинге следуют Санкт-Петербург (347,9 млн рублей) и Московская область (216,84 млн рублей). Чуть иначе выглядит ТОП5 активных приобретателей в натуральном выражении: за три года наибольшее количество гастроскопов закупили расположенные в Москве ведомственные и федеральные центры (218 единиц), Ханты-Мансийск (177) и столичный Департамент здравоохранения (177), Санкт-Петербург (174) и Краснодарский край (134).

гонКа вооРуЖения.png

Анализ этого сегмента еще раз подтверждает тренд на централизацию закупок и консолидацию рынка госзаказа в руках нескольких «избранных» поставщиков. Из 415 млн рублей, потраченных в 2014–2017 годах Департаментом здравоохранения Москвы на закупки гастроскопов, 391 млн рублей отыграла компания «Викинг». Этот дистрибьютор занимает 10-ю строчку в ТОП100 поставщиков рынка госзаказа медизделий, сформированном Vademecum по итогам 2016 года. В том же 2016 году «Викинг» по программе «Столичное здравоохранение – 2012–2020» поставил ДЗМ эндоскопическое оборудование на сумму 1,8 млрд рублей. Из 449,9 млн рублей, отпущенных на аналогичные закупки Департаментом здравоохранения ХМАО в 2014–2017 годах, 222 млн рублей достались «Коммед Кардио», а 121,7 млн рублей – «Аэролайфу», что вывело эти компании в тройку лидеров по поставкам гастроскопов. Поставки в медучреждения ФСИН на общую сумму 82,4 млн рублей обеспечила «Нацимбио». Чуть больше половины – 49 млн рублей – из суммарно потраченных Главным инвестиционно-строительным управлением Татарстана на закупки гастроскопов 87,8 млн рублей освоены дистрибьютором «Акцент-сервис».

поставленному веРить.png

эндоскопия, рак желудка, онкология, викинг, медизделия, госзаказ
Источник: Vademecum №5, 2018

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении