ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

15 Ноября, 15:14
15 Ноября, 15:14
68,00 руб
76,76 руб

Фармкомпании ищут неподсудные способы рекламы лекарств

Анна Дерябина
31 Октября 2017, 15:05
2260
Фото: augustnews.ru
Фармкомпании – самые крупные рекламодатели в России, в 2016 году они заняли 20% рынка рекламы. Неудивительно, что у ответственной за регулирование рынка Федеральной антимонопольной службы (ФАС) начали все чаще возникать к ним вопросы – как оказалось, стороны в некоторых случаях по-разному толкуют закон, а разногласия означают ощутимые для бизнеса штрафы. Противоречия достигли такого масштаба, что ведущие отраслевые фармассоциации решили пригласить известную юридическую фирму «Гольцблат БЛП» для анализа существующей практики и разработки рекомендаций. Фармацевты не скрывают: их цель – перейти к саморегулированию рекламного рынка и надеются, что ФАС их в этом поддержит.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России и агентства Mediascope, доля фармкомпаний в структуре затрат на рекламу без учета интернета и скидок за объемы размещения в 2016 году составила 20%, это около 72 млрд рублей.

Статистика Федеральной антимонопольной службы свидетельствует, что доля выявленных нарушений в рекламе лекарственных средств, БАДов и медуслуг от общего числа всех нарушений с каждым годом растет: в 2014 году эта доля составляла 6,8%, в 2015-м – 7,61%, в 2016-м – уже 13,67%. 

Обеспокоенное таким положением дел фармсообщество собралось 25 сентября 2017 года на совместном заседании сразу трех экспертных советов в ФАС, где бурно обсудило с регулятором конкретные случаи нарушения закона «О рекламе». Дискуссия показала: ФАС и фармкомпании трактуют нормы закона по-разному. Поэтому стороны договорились выработать определенные рекомендации по толкованию норм рекламного законодательства.

«Последние решения ФАС по поводу неэтичной рекламы вызвали дискуссию, – комментирует генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. – Каких-то единых стандартов о том, как стоит трактовать закон, нет, поэтому многие положения ФАС небесспорны. В связи с этим мы и создали рабочую группу, которая предложит свои рекомендации после анализа той практики, которую мы наблюдаем».

Разработкой рекомендаций занялась юридическая компания «Гольцблат БЛП» совместно с Ассоциацией международных фармпроизводителей (AIPM), Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), АРФП и Союзом профессиональных фарморганизаций (СПФО).

«В настоящее время мы стремимся консолидировать фармацевтическую отрасль и представителей других заинтересованных сторон, включая медиасообщество и разработчиков рекламного контента, вокруг идеи ответственного саморегулирования, – комментирует исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. – Речь идет о том, чтобы фарминдустрия и другие участники процесса взяли на себя дополнительные обязательства и ответственность за соблюдение разработанных норм. Одновременно мы хотим предложить профильному регулятору конструктивное и глубоко профессиональное взаимодействие с целью решения текущих проблем мониторинга и правоприменения в данной сфере».

По словам руководителя группы по разрешению споров, адвоката «Гольцблат БЛП» Евгения Орешина, окончательной версии рекомендаций по применению рекламного законодательства пока нет. «Работа идет, еще ничего не готово», – сказал он.

Однако основные болевые точки и подходы к регулированию рекламы лекарств уже обозначены в черновике (есть в распоряжении Vademecum).

В документе говорится, что рекомендации позволят фарминдустрии «избежать ошибок» при подготовке рекламных материалов, а госорганам – снизить объем требуемого контроля и количество дел о нарушении закона «О рекламе».

В общей сложности в обзоре содержится 12 глав, посвященных рассмотрению отдельных норм закона, касающихся суррогатной рекламы, недостоверных сведений о характеристиках товара, некорректных сравнений и тому подобного. В докладе рассматриваются конкретные случаи нарушения фармкомпаниями закона «О рекламе» с выводами ФАС.

Одна из норм закона гласит, что недобросовестной признается та реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами конкурентов. Авторы документа предлагают в этом случае разрешить проводить сравнение по сопоставимым характеристикам (схожему составу, механизму действия, способу приема и так далее) на основе «точных, исчерпывающих и объективных данных». При этом сравнение должно охватывать репрезентативный круг аналогичных товаров, который явно демонстрировал бы критерии сравнения. Одновременно с этим не допускаются недостоверные высказывания, представляющие конкурентов и их товары в негативном свете.

Отдельно в обзоре рассматривается использование в рекламе слова «быстро» и сходных с ним слов. Составители рекомендаций считают, что слово «быстро» и аналогичные ему слова могут употребляться в том случае, если рекламные утверждения не противоречат информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению рекламируемого препарата, и являются достоверными (основаны на объективных исследованиях, в частности, клинических, и ссылки на эти исследования есть в рекламе). «Слова «быстро», «долго» и подобные им слова, описывающие скорость какого-либо процесса, не могут сами по себе гарантировать положительное действие и эффективность лекарственного средства, в сочетании с иными словами русского языка они способны усиливать значение этих слов и усиливать смысловой оттенок гарантии положительного результата, если слово само по себе имеет такой смысл», – сказано в документе.

Относительно пункта 8 части 1 статьи 24 закона «О рекламе», в котором говорится, что реклама лекарств не должна гарантировать «положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий», авторы доклада предлагают не включать в рекламу выражения, которые по своей языковой семантике совершенно определенно указывают на конечный результат. В частности, предлагается не использовать глаголы совершенного вида, такие, как «избавит», «вылечит», «победит», «решит» (проблему), «уничтожит», «устранит», «снимет» (боль, спазм) и тому подобные.

Глаголы и деепричастия несовершенного вида, указывающие на процесс, а не на результат, напротив, использовать можно, считают авторы рекомендаций. Это такие слова, как «помогает», «способствует», «оказывает», «снимает», «восстанавливает», «действует» и тому подобные. Также допускается указание на цель, которой стремится достигнуть рекламируемый препарат (например, «чтобы кашель пропал»).

Есть и некоторые пункты, по которым авторы документа пока не выработали единого подхода. Так, пока неразрешенным остается вопрос толкования результатов социологических опросов потребителей в отношении восприятия рекламы. «До сих пор нет понимания, какой процент потребителей достаточен для того, чтобы принять такие результаты во внимание при оценке рекламы», – говорится в докладе.

Представитель Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС сказал Vademecum, что регулятору разработанные фармсообществом рекомендации на согласование или в целях информирования пока не поступали.

«Однако мы понимаем, что тема, связанная с рекламой лекарственных препаратов, носит актуальный характер, – добавил он. – Соответственно, разработка правил поведения или рекомендаций внутри предпринимательского сообщества по данному вопросу направлена на выработку единообразных критериев для создания и распространения рекламы с учетом позиции антимонопольных органов, выраженной в том числе при рассмотрении ряда дел по фактам распространения рекламы лекарственных препаратов».

фас, реклама лекарств, бады, фармкомпании, владимир шипков
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
СК: главврач Калининградского роддома распорядилась не спасать ребенка из-за высокой стоимости препарата
Сегодня, 15:08
Bayer добился пересмотра решения суда в патентном споре с «Нативой» по сорафенибу
Сегодня, 14:05
В Екатеринбурге открылась многопрофильная клиника со стационаром
Сегодня, 13:16
Лишь 3,7% сельских жителей готовы платить за медуслуги
Сегодня, 9:11
Минздрав посоветовал аналоги Акинетона, на «исчезновение» которого жаловались врачи
14 Ноября 2018, 21:32
Мошенницу приговорили к 15 годам колонии за продажу БАДов под видом лекарств
7 Ноября 2018, 15:27
Параллельный импорт лекарств и медизделий может начаться уже в 2021 году
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила поправки в Гражданский кодекс РФ о легализации параллельного импорта. ФАС предлагает запустить механизм с 2021 года, разрешив на срок до пяти лет импортировать без согласия правообладателей отдельные группы товаров, отвечающие одному из четырех основных критериев: если такие продукты недоступны в России, если они присутствуют на отечественном рынке в недостаточном количестве, если цены на предлагаемые товары завышены, наконец, если они качественно отличаются от аналогов, продаваемых в других странах.
24 Октября 2018, 12:40
УФАС вынесла предупреждение Минздраву Дагестана за попытку создания единого поставщика лекарств
УФАС по республике Дагестан вынесло предупреждение региональному Минздраву о недопустимости совершения действий, которые могут привести к ограничению конкуренции. По мнению представителей службы, подобный риск несет разрабатываемый ведомством проект закона о наделении ГАУ «Аптечное управление Минздрава Республики Дагестан» статусом единственного поставщика лекарственных препаратов для нужд госучреждений.
22 Октября 2018, 13:22
Минздрав Ульяновской области вернет совместные закупки лекарств и медизделий
Министерство здравоохранения Ульяновской области рассмотрит вопрос о возвращении практики совместных закупок лекарств и медицинских изделий в 2019 году. Об этом сообщил глава минздрава региона Сергей Панченко на заседании Общественной палаты области.
11 Октября 2018, 12:07
ФАС предложила заключать офсетные контракты только под лекарства с патентом
ФАС России уведомила о начале разработки законопроекта, по которому долгосрочные контракты на поставку лекарств можно заключать только в отношении препаратов, находящихся под патентной защитой.
4 Октября 2018, 20:06
Компания Елены Малышевой лишилась контракта на разработку методички для ЕМИАС
26 Сентября 2018, 11:58
Артемьев: почти все страны ЕАЭС согласны на параллельный импорт лекарств и МИ
25 Сентября 2018, 12:32
Нацимбио впервые вошла в рейтинг крупнейших компаний
20 Сентября 2018, 18:09
ФАС: аукцион по строительству детского рехабцентра за 3 млрд рублей проводился с нарушениями
ФАС выявила ряд нарушений при проведении Минздравом РФ аукциона по строительству и вводу в эксплуатацию детского реабилитационного центра (какого именно, не уточняется) с ценой контракта около 3 млрд рублей.
18 Сентября 2018, 14:25
ФАС пресекла рассылку поставщиком перчаток писем с недостоверной информацией о конкуренте
Поставщик медицинских перчаток компания «Медбизнессервис» рассылала по медучреждениям письма с недостоверной информацией о том, что продукция их конкурента компании Ansell не имеет регистрационного удостоверения и запрещена к применению в России, следует из сообщения ФАС России. Служба потребовала от дистрибьютора прекратить распространение таких сведений.
10 Сентября 2018, 19:41
«Ростех» потратит 40 млрд рублей на закупку вертолетов для централизации санавиации
10 Сентября 2018, 16:40
Элиглустат от Sanofi исключен из перечней ЖНВЛП и «Семь нозологий» из-за спора о его цене
9 Сентября 2018, 21:36
Важнейшие новости прошедшей недели
Vademecum представляет самые важные и интересные новости прошедшей недели.
8 Сентября 2018, 8:02
Минздрав подал 16 исков к «Р-Фарму» на 387 млн рублей
6 Сентября 2018, 19:33
Яндекс.Метрика