18 Января, 11:30

Фармкомпании ищут неподсудные способы рекламы лекарств

Анна Дерябина
31 Октября 2017, 15:05
3158
Фото: augustnews.ru
Фармкомпании – самые крупные рекламодатели в России, в 2016 году они заняли 20% рынка рекламы. Неудивительно, что у ответственной за регулирование рынка Федеральной антимонопольной службы (ФАС) начали все чаще возникать к ним вопросы – как оказалось, стороны в некоторых случаях по-разному толкуют закон, а разногласия означают ощутимые для бизнеса штрафы. Противоречия достигли такого масштаба, что ведущие отраслевые фармассоциации решили пригласить известную юридическую фирму «Гольцблат БЛП» для анализа существующей практики и разработки рекомендаций. Фармацевты не скрывают: их цель – перейти к саморегулированию рекламного рынка и надеются, что ФАС их в этом поддержит.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России и агентства Mediascope, доля фармкомпаний в структуре затрат на рекламу без учета интернета и скидок за объемы размещения в 2016 году составила 20%, это около 72 млрд рублей.

Статистика Федеральной антимонопольной службы свидетельствует, что доля выявленных нарушений в рекламе лекарственных средств, БАДов и медуслуг от общего числа всех нарушений с каждым годом растет: в 2014 году эта доля составляла 6,8%, в 2015-м – 7,61%, в 2016-м – уже 13,67%. 

Обеспокоенное таким положением дел фармсообщество собралось 25 сентября 2017 года на совместном заседании сразу трех экспертных советов в ФАС, где бурно обсудило с регулятором конкретные случаи нарушения закона «О рекламе». Дискуссия показала: ФАС и фармкомпании трактуют нормы закона по-разному. Поэтому стороны договорились выработать определенные рекомендации по толкованию норм рекламного законодательства.

«Последние решения ФАС по поводу неэтичной рекламы вызвали дискуссию, – комментирует генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. – Каких-то единых стандартов о том, как стоит трактовать закон, нет, поэтому многие положения ФАС небесспорны. В связи с этим мы и создали рабочую группу, которая предложит свои рекомендации после анализа той практики, которую мы наблюдаем».

Разработкой рекомендаций занялась юридическая компания «Гольцблат БЛП» совместно с Ассоциацией международных фармпроизводителей (AIPM), Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), АРФП и Союзом профессиональных фарморганизаций (СПФО).

«В настоящее время мы стремимся консолидировать фармацевтическую отрасль и представителей других заинтересованных сторон, включая медиасообщество и разработчиков рекламного контента, вокруг идеи ответственного саморегулирования, – комментирует исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. – Речь идет о том, чтобы фарминдустрия и другие участники процесса взяли на себя дополнительные обязательства и ответственность за соблюдение разработанных норм. Одновременно мы хотим предложить профильному регулятору конструктивное и глубоко профессиональное взаимодействие с целью решения текущих проблем мониторинга и правоприменения в данной сфере».

По словам руководителя группы по разрешению споров, адвоката «Гольцблат БЛП» Евгения Орешина, окончательной версии рекомендаций по применению рекламного законодательства пока нет. «Работа идет, еще ничего не готово», – сказал он.

Однако основные болевые точки и подходы к регулированию рекламы лекарств уже обозначены в черновике (есть в распоряжении Vademecum).

В документе говорится, что рекомендации позволят фарминдустрии «избежать ошибок» при подготовке рекламных материалов, а госорганам – снизить объем требуемого контроля и количество дел о нарушении закона «О рекламе».

В общей сложности в обзоре содержится 12 глав, посвященных рассмотрению отдельных норм закона, касающихся суррогатной рекламы, недостоверных сведений о характеристиках товара, некорректных сравнений и тому подобного. В докладе рассматриваются конкретные случаи нарушения фармкомпаниями закона «О рекламе» с выводами ФАС.

Одна из норм закона гласит, что недобросовестной признается та реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами конкурентов. Авторы документа предлагают в этом случае разрешить проводить сравнение по сопоставимым характеристикам (схожему составу, механизму действия, способу приема и так далее) на основе «точных, исчерпывающих и объективных данных». При этом сравнение должно охватывать репрезентативный круг аналогичных товаров, который явно демонстрировал бы критерии сравнения. Одновременно с этим не допускаются недостоверные высказывания, представляющие конкурентов и их товары в негативном свете.

Отдельно в обзоре рассматривается использование в рекламе слова «быстро» и сходных с ним слов. Составители рекомендаций считают, что слово «быстро» и аналогичные ему слова могут употребляться в том случае, если рекламные утверждения не противоречат информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению рекламируемого препарата, и являются достоверными (основаны на объективных исследованиях, в частности, клинических, и ссылки на эти исследования есть в рекламе). «Слова «быстро», «долго» и подобные им слова, описывающие скорость какого-либо процесса, не могут сами по себе гарантировать положительное действие и эффективность лекарственного средства, в сочетании с иными словами русского языка они способны усиливать значение этих слов и усиливать смысловой оттенок гарантии положительного результата, если слово само по себе имеет такой смысл», – сказано в документе.

Относительно пункта 8 части 1 статьи 24 закона «О рекламе», в котором говорится, что реклама лекарств не должна гарантировать «положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий», авторы доклада предлагают не включать в рекламу выражения, которые по своей языковой семантике совершенно определенно указывают на конечный результат. В частности, предлагается не использовать глаголы совершенного вида, такие, как «избавит», «вылечит», «победит», «решит» (проблему), «уничтожит», «устранит», «снимет» (боль, спазм) и тому подобные.

Глаголы и деепричастия несовершенного вида, указывающие на процесс, а не на результат, напротив, использовать можно, считают авторы рекомендаций. Это такие слова, как «помогает», «способствует», «оказывает», «снимает», «восстанавливает», «действует» и тому подобные. Также допускается указание на цель, которой стремится достигнуть рекламируемый препарат (например, «чтобы кашель пропал»).

Есть и некоторые пункты, по которым авторы документа пока не выработали единого подхода. Так, пока неразрешенным остается вопрос толкования результатов социологических опросов потребителей в отношении восприятия рекламы. «До сих пор нет понимания, какой процент потребителей достаточен для того, чтобы принять такие результаты во внимание при оценке рекламы», – говорится в докладе.

Представитель Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС сказал Vademecum, что регулятору разработанные фармсообществом рекомендации на согласование или в целях информирования пока не поступали.

«Однако мы понимаем, что тема, связанная с рекламой лекарственных препаратов, носит актуальный характер, – добавил он. – Соответственно, разработка правил поведения или рекомендаций внутри предпринимательского сообщества по данному вопросу направлена на выработку единообразных критериев для создания и распространения рекламы с учетом позиции антимонопольных органов, выраженной в том числе при рассмотрении ряда дел по фактам распространения рекламы лекарственных препаратов».

фас, реклама лекарств, бады, фармкомпании, владимир шипков
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Минздрав расширил номенклатуру медицинских специальностей
17 Января 2020, 20:01
Стадченко: ряд регионов в 2019 году некорректно спланировали межтерриториальные расчеты
17 Января 2020, 18:50
Строительство поликлиники на севере Москвы обойдется городу в 900 млн рублей
17 Января 2020, 18:38
Минздрав намерен ввести обязательное тестирование на ВИЧ-инфекцию для граждан в возрасте от 15 до 55 лет
17 Января 2020, 17:38
Минздрав разработает Правила регулирования цен на дешевые препараты
Минздрав РФ уведомил о разработке проекта постановления правительства, регламентирующего особенности госрегулирования предельных отпускных цен на ЖНВЛП. По задумке ведомства, создание особых условий позволит избежать дефектуры востребованных препаратов, в том числе дешевых.
30 Декабря 2019, 17:18
Фигуранты дела о хищениях в НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина возместили 850 млн рублей ущерба
27 Декабря 2019, 15:37
«Еда не должна управлять нами»
Почему ожирение необходимо лечить междисциплинарной врачебной командой, как избавить пациента от восприятия еды в качестве награды – об этом и многом другом, касающемся эпидемии ожирения, рассказывает Лариса Савельева, заведующая отделением эндокринопатий ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава РФ.
24 Декабря 2019, 8:31
Законопроект о взаимозаменяемости лекарств принят в третьем чтении
Госдума в третьем чтении приняла поправки в 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», регламентирующие определение взаимозаменяемости лекарств. В финальной редакции разрешен ввоз в Россию отдельных партий незарегистрированных препаратов с содержанием наркотических или психотропных веществ при наличии у пациента показаний.
18 Декабря 2019, 19:28
Защите Татьяны Быковской не удалось признать уголовное дело незаконным
Ленинский районный суд Ростова-на-Дону отклонил ходатайство адвоката министра здравоохранения региона Татьяны Быковской о признании незаконным уголовного дела по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Сейчас Быковская находится под домашним арестом до 27 января 2020 года.
17 Декабря 2019, 20:14
Самарский областной суд снял с рассмотрения апелляцию по делу Шатило
17 Декабря 2019, 17:10
Вступили в силу новые правила перерегистрации цен на ЖНВЛП
Постановление Правительства РФ №1683, утверждающее новые правила перерегистрации предельных цен на препараты из перечня ЖНВЛП в 2019-2020 годах, подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым и вступило в силу. Как следует из документа, Минздрав и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в ряде случаев смогут сами рассчитывать и менять предельную цену.
16 Декабря 2019, 20:00
Суд оправдал шесть казанских поставщиков МИ по делу о картельном сговоре
16 Декабря 2019, 8:59
Структура «Протека» выкупит 14% акций головной компании
ЦВ «Протек» направил в Банк России сообщение о намерении выкупить 72,4 млн обыкновенных акций головной компании ПАО «Протек». Это 13,37% всех акций ПАО, что превышает весь объем бумаг, находящихся в свободном обращении.
12 Декабря 2019, 19:49
ФАС будет оперативно передавать информацию о картелях МВД и ФСБ
11 Декабря 2019, 17:02
ГК «Эркафарм» намерена нарастить долю СТМ в обороте до 20%
Группа не первый год реализует СТМ в категории «парафармация», а сейчас начинает продажи под собственным брендом лекарств, включая рецептурные препараты. Запустив собственные лекарственные бренды, группа планирует нарастить долю СТМ в обороте до 20%, в том числе за счет оптовых продаж сторонним сетям.
10 Декабря 2019, 13:58
Юрий Жулев: «Уход препаратов с рынка может привести к социальному конфликту»
На прошедшем 9 декабря Международном семинаре, посвященном оценке технологий и ценообразованию в здравоохранении, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев высказал мнение, что на определенном этапе достигается порог в снижении цены лекарственных средств, а давление на производителя может привести к его уходу с российского рынка.
9 Декабря 2019, 17:17
Рэпер Птаха усомнился в целесообразности запрета снюса
7 Декабря 2019, 0:52
Липецкое УФАС признало четырех поставщиков МИ виновными в картеле на 316 млн рублей
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Липецкой области признало четырех дистрибьюторов медицинских изделий виновными в картельном сговоре при участии в проводившихся с 2016 по 2018 год 334 аукционах на поставку оборудования, реактивов и реагентов для лабораторных исследований и расходных материалов. Общий доход картеля, по оценке УФАС, превысил 316 млн рублей.
5 Декабря 2019, 19:08
Ростовский Минздрав после задержания Быковской отменил лекарственные аукционы на 44,7 млн рублей
Министерство здравоохранения Ростовской области 29 ноября, в день ареста задержанной накануне главы ведомства Татьяны Быковской, отменило ранее объявленные аукционы на поставку дорогостоящих лекарственных препаратов. Речь идет о тендерах по закупке миглустата, предназначенного для лечения болезни Гоше, финголимода – для терапии рассеянного склероза, а также силденафила, бозентана и амбризентана, используемых при лечении легочной гипертензии. Совокупная начальная максимальная цена контрактов (НМЦК) по пяти тендерам составляет 44,7 млн рублей.
5 Декабря 2019, 17:25
Уголовное дело о сговоре при поставках медоборудования на 148 млн рублей передано в горсуд Ессентуков
Прокуратура Ставропольского края передала в суд материалы уголовного дела в отношении гендиректора компаний «ЭКО-МЕД-СК» и «Медтехника Ессентукикурорт» и еще троих индивидуальных предпринимателей, обвиняемых в сговоре при проведении 169 аукционов на поставку медоборудования и незаконном извлечении дохода на общую сумму более 148 млн рублей.
5 Декабря 2019, 13:27
Sanofi за $350 млн продаст Baxter хирургический бренд Seprafilm
3 Декабря 2019, 13:21
Глава самарского Минздрава получил предостережение УФАС за совет частным клиникам отказаться от абортов
В Управлении ФАС по Самарской области в ответ на запрос Vademecum сообщили, что после обращения регионального министра здравоохранения Михаила Ратманова к частным клиникам с призывом отказаться от проведения абортов ведомство выдало чиновнику предостережение «о недопустимости совершения действий», которые могут привести к нарушению ч. 1 ст. 15 федерального закона «О защите конкуренции» (запрет органам исполнительной власти в субъектах РФ ограничивать конкуренцию). Делом заинтересовалась прокуратура.
29 Ноября 2019, 18:49
ТАСС: Татьяну Быковскую отправили в СИЗО
29 Ноября 2019, 9:29
Задержана министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская
28 Ноября 2019, 12:02
Яндекс.Метрика