ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

20 Ноября, 16:57
20 Ноября, 16:57
59,63 руб
70,36 руб

Фармкомпании ищут неподсудные способы рекламы лекарств

Анна Дерябина
31 Октября 2017, 15:05
1339
Фото: augustnews.ru
Фармкомпании – самые крупные рекламодатели в России, в 2016 году они заняли 20% рынка рекламы. Неудивительно, что у ответственной за регулирование рынка Федеральной антимонопольной службы (ФАС) начали все чаще возникать к ним вопросы – как оказалось, стороны в некоторых случаях по-разному толкуют закон, а разногласия означают ощутимые для бизнеса штрафы. Противоречия достигли такого масштаба, что ведущие отраслевые фармассоциации решили пригласить известную юридическую фирму «Гольцблат БЛП» для анализа существующей практики и разработки рекомендаций. Фармацевты не скрывают: их цель – перейти к саморегулированию рекламного рынка и надеются, что ФАС их в этом поддержит.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России и агентства Mediascope, доля фармкомпаний в структуре затрат на рекламу без учета интернета и скидок за объемы размещения в 2016 году составила 20%, это около 72 млрд рублей.

Статистика Федеральной антимонопольной службы свидетельствует, что доля выявленных нарушений в рекламе лекарственных средств, БАДов и медуслуг от общего числа всех нарушений с каждым годом растет: в 2014 году эта доля составляла 6,8%, в 2015-м – 7,61%, в 2016-м – уже 13,67%. 

Обеспокоенное таким положением дел фармсообщество собралось 25 сентября 2017 года на совместном заседании сразу трех экспертных советов в ФАС, где бурно обсудило с регулятором конкретные случаи нарушения закона «О рекламе». Дискуссия показала: ФАС и фармкомпании трактуют нормы закона по-разному. Поэтому стороны договорились выработать определенные рекомендации по толкованию норм рекламного законодательства.

«Последние решения ФАС по поводу неэтичной рекламы вызвали дискуссию, – комментирует генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. – Каких-то единых стандартов о том, как стоит трактовать закон, нет, поэтому многие положения ФАС небесспорны. В связи с этим мы и создали рабочую группу, которая предложит свои рекомендации после анализа той практики, которую мы наблюдаем».

Разработкой рекомендаций занялась юридическая компания «Гольцблат БЛП» совместно с Ассоциацией международных фармпроизводителей (AIPM), Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), АРФП и Союзом профессиональных фарморганизаций (СПФО).

«В настоящее время мы стремимся консолидировать фармацевтическую отрасль и представителей других заинтересованных сторон, включая медиасообщество и разработчиков рекламного контента, вокруг идеи ответственного саморегулирования, – комментирует исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. – Речь идет о том, чтобы фарминдустрия и другие участники процесса взяли на себя дополнительные обязательства и ответственность за соблюдение разработанных норм. Одновременно мы хотим предложить профильному регулятору конструктивное и глубоко профессиональное взаимодействие с целью решения текущих проблем мониторинга и правоприменения в данной сфере».

По словам руководителя группы по разрешению споров, адвоката «Гольцблат БЛП» Евгения Орешина, окончательной версии рекомендаций по применению рекламного законодательства пока нет. «Работа идет, еще ничего не готово», – сказал он.

Однако основные болевые точки и подходы к регулированию рекламы лекарств уже обозначены в черновике (есть в распоряжении Vademecum).

В документе говорится, что рекомендации позволят фарминдустрии «избежать ошибок» при подготовке рекламных материалов, а госорганам – снизить объем требуемого контроля и количество дел о нарушении закона «О рекламе».

В общей сложности в обзоре содержится 12 глав, посвященных рассмотрению отдельных норм закона, касающихся суррогатной рекламы, недостоверных сведений о характеристиках товара, некорректных сравнений и тому подобного. В докладе рассматриваются конкретные случаи нарушения фармкомпаниями закона «О рекламе» с выводами ФАС.

Одна из норм закона гласит, что недобросовестной признается та реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами конкурентов. Авторы документа предлагают в этом случае разрешить проводить сравнение по сопоставимым характеристикам (схожему составу, механизму действия, способу приема и так далее) на основе «точных, исчерпывающих и объективных данных». При этом сравнение должно охватывать репрезентативный круг аналогичных товаров, который явно демонстрировал бы критерии сравнения. Одновременно с этим не допускаются недостоверные высказывания, представляющие конкурентов и их товары в негативном свете.

Отдельно в обзоре рассматривается использование в рекламе слова «быстро» и сходных с ним слов. Составители рекомендаций считают, что слово «быстро» и аналогичные ему слова могут употребляться в том случае, если рекламные утверждения не противоречат информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению рекламируемого препарата, и являются достоверными (основаны на объективных исследованиях, в частности, клинических, и ссылки на эти исследования есть в рекламе). «Слова «быстро», «долго» и подобные им слова, описывающие скорость какого-либо процесса, не могут сами по себе гарантировать положительное действие и эффективность лекарственного средства, в сочетании с иными словами русского языка они способны усиливать значение этих слов и усиливать смысловой оттенок гарантии положительного результата, если слово само по себе имеет такой смысл», – сказано в документе.

Относительно пункта 8 части 1 статьи 24 закона «О рекламе», в котором говорится, что реклама лекарств не должна гарантировать «положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий», авторы доклада предлагают не включать в рекламу выражения, которые по своей языковой семантике совершенно определенно указывают на конечный результат. В частности, предлагается не использовать глаголы совершенного вида, такие, как «избавит», «вылечит», «победит», «решит» (проблему), «уничтожит», «устранит», «снимет» (боль, спазм) и тому подобные.

Глаголы и деепричастия несовершенного вида, указывающие на процесс, а не на результат, напротив, использовать можно, считают авторы рекомендаций. Это такие слова, как «помогает», «способствует», «оказывает», «снимает», «восстанавливает», «действует» и тому подобные. Также допускается указание на цель, которой стремится достигнуть рекламируемый препарат (например, «чтобы кашель пропал»).

Есть и некоторые пункты, по которым авторы документа пока не выработали единого подхода. Так, пока неразрешенным остается вопрос толкования результатов социологических опросов потребителей в отношении восприятия рекламы. «До сих пор нет понимания, какой процент потребителей достаточен для того, чтобы принять такие результаты во внимание при оценке рекламы», – говорится в докладе.

Представитель Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС сказал Vademecum, что регулятору разработанные фармсообществом рекомендации на согласование или в целях информирования пока не поступали.

«Однако мы понимаем, что тема, связанная с рекламой лекарственных препаратов, носит актуальный характер, – добавил он. – Соответственно, разработка правил поведения или рекомендаций внутри предпринимательского сообщества по данному вопросу направлена на выработку единообразных критериев для создания и распространения рекламы с учетом позиции антимонопольных органов, выраженной в том числе при рассмотрении ряда дел по фактам распространения рекламы лекарственных препаратов».

фас, реклама лекарств, бады, фармкомпании, владимир шипков
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
В Новой Москве построят две клиники и две подстанции скорой помощи
Сегодня, 15:52
Томская компания начала производство мини-кардиографов
Сегодня, 15:22
Фармкомпании просят продлить срок внедрения маркировки лекарств
Сегодня, 12:31
Группа МИГ планирует построить клиники на Сахалине
Сегодня, 12:18
Фармкомпании просят продлить срок внедрения маркировки лекарств
Сегодня, 12:31
Центр им. Алмазова заново объявил конкурс на строительство нейрохирургического института
14 Ноября 2017, 19:24
Фармбизнес
Слоган сломлен
519
ФАС выдвинула условия для слияния Bayer и Monsanto
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предъявила ряд требований, которые придется выполнить перед слиянием немецкой фармкомпании Bayer и американскому производителю семян Monsanto. Служба обязала Bayer обеспечить российским компаниям доступ к своим агротехнологиям, в том числе к разработкам в области цифрового земледелия.
9 Ноября 2017, 0:41
«Биокад» попросил разрешения производить лекарства на заводе «Фармстандарта»
Компания «Биокад» попросила Федеральную антимонопольную службу (ФАС) разрешить использовать «основные производственные средства» завода «Фармстандарт-Томскхимфарм», который находится в Томске, следует из базы решений ФАС. В июле 2017 года регулятор подозревал «Биокад» и «Фармстандарт» в картельном сговоре на торгах.
8 Ноября 2017, 11:28
ГУП «Фармация» сохранило статус единого поставщика лекарств в Чувашии

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Чувашия не смогло опротестовать в Верховном суде (ВС) РФ закон, согласно которому ГУП «Фармация» Минздрава Чувашии назначено единственным поставщиком медикаментов и расходных материалов для медучреждений республики.

7 Ноября 2017, 13:16
Важнейшие новости прошедшей недели

Vademecum представляет самые важные и интересные новости прошедшей недели.

5 Ноября 2017, 11:15
Петербургские фармпредприятия увеличат экспорт на 25%
3 Ноября 2017, 18:29
Семь частных клиник Рязани уличили в картельном сговоре
3 Ноября 2017, 17:16
Минздрав опроверг риск роста цен из-за системы мониторинга закупок
2 Ноября 2017, 15:30
ФАС поддержала саморегулирование рынка рекламы лекарств
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) «обеими руками» поддерживает идею саморегулирования рынка рекламы лекарственных препаратов. Об этом во время своего выступления на Национальном рекламном форуме рассказала заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. Идею саморегулирования активно продвигают профильные ассоциации, которые готовят для фармкомпаний рекомендации по толкованию норм рекламного законодательства.
2 Ноября 2017, 6:25
ФАС: мониторинг закупок лекарств может повлиять на их цены
1 Ноября 2017, 14:17
ФАС не нашла нарушений в работе «Биокада» и «Фармстандарта»
В ходе проверки российских фармкомпаний «Биокад» и «Фармстандарт» Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не выявила признаков нарушения антимонопольного законодательства, сообщила пресс-служба ведомства.
31 Октября 2017, 12:43
Медведев поручил изучить возможность ускоренной регистрации лекарств
31 Октября 2017, 12:39
Картель при закупках медизделий организовали аукционные роботы
Федеральная антимонопольная служба России возбудила дела по признакам картельного сговора на аукционах на поставку расходных материалов для коронарографии и стентирования в отношении ООО «Валирия» и ООО «Эгамед». Общая сумма начальных цен на аукционах превысила 145 млн рублей. Ведомство подозревает поставщиков в использовании специального программного обеспечения, настроенного на поддержание максимальной цены на аукционе.
30 Октября 2017, 18:14
Яндекс.Метрика