27 Мая, 6:07

Фармкомпании ищут неподсудные способы рекламы лекарств

Анна Дерябина
31 Октября 2017, 15:05
2750
Фото: augustnews.ru
Фармкомпании – самые крупные рекламодатели в России, в 2016 году они заняли 20% рынка рекламы. Неудивительно, что у ответственной за регулирование рынка Федеральной антимонопольной службы (ФАС) начали все чаще возникать к ним вопросы – как оказалось, стороны в некоторых случаях по-разному толкуют закон, а разногласия означают ощутимые для бизнеса штрафы. Противоречия достигли такого масштаба, что ведущие отраслевые фармассоциации решили пригласить известную юридическую фирму «Гольцблат БЛП» для анализа существующей практики и разработки рекомендаций. Фармацевты не скрывают: их цель – перейти к саморегулированию рекламного рынка и надеются, что ФАС их в этом поддержит.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России и агентства Mediascope, доля фармкомпаний в структуре затрат на рекламу без учета интернета и скидок за объемы размещения в 2016 году составила 20%, это около 72 млрд рублей.

Статистика Федеральной антимонопольной службы свидетельствует, что доля выявленных нарушений в рекламе лекарственных средств, БАДов и медуслуг от общего числа всех нарушений с каждым годом растет: в 2014 году эта доля составляла 6,8%, в 2015-м – 7,61%, в 2016-м – уже 13,67%. 

Обеспокоенное таким положением дел фармсообщество собралось 25 сентября 2017 года на совместном заседании сразу трех экспертных советов в ФАС, где бурно обсудило с регулятором конкретные случаи нарушения закона «О рекламе». Дискуссия показала: ФАС и фармкомпании трактуют нормы закона по-разному. Поэтому стороны договорились выработать определенные рекомендации по толкованию норм рекламного законодательства.

«Последние решения ФАС по поводу неэтичной рекламы вызвали дискуссию, – комментирует генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. – Каких-то единых стандартов о том, как стоит трактовать закон, нет, поэтому многие положения ФАС небесспорны. В связи с этим мы и создали рабочую группу, которая предложит свои рекомендации после анализа той практики, которую мы наблюдаем».

Разработкой рекомендаций занялась юридическая компания «Гольцблат БЛП» совместно с Ассоциацией международных фармпроизводителей (AIPM), Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), АРФП и Союзом профессиональных фарморганизаций (СПФО).

«В настоящее время мы стремимся консолидировать фармацевтическую отрасль и представителей других заинтересованных сторон, включая медиасообщество и разработчиков рекламного контента, вокруг идеи ответственного саморегулирования, – комментирует исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. – Речь идет о том, чтобы фарминдустрия и другие участники процесса взяли на себя дополнительные обязательства и ответственность за соблюдение разработанных норм. Одновременно мы хотим предложить профильному регулятору конструктивное и глубоко профессиональное взаимодействие с целью решения текущих проблем мониторинга и правоприменения в данной сфере».

По словам руководителя группы по разрешению споров, адвоката «Гольцблат БЛП» Евгения Орешина, окончательной версии рекомендаций по применению рекламного законодательства пока нет. «Работа идет, еще ничего не готово», – сказал он.

Однако основные болевые точки и подходы к регулированию рекламы лекарств уже обозначены в черновике (есть в распоряжении Vademecum).

В документе говорится, что рекомендации позволят фарминдустрии «избежать ошибок» при подготовке рекламных материалов, а госорганам – снизить объем требуемого контроля и количество дел о нарушении закона «О рекламе».

В общей сложности в обзоре содержится 12 глав, посвященных рассмотрению отдельных норм закона, касающихся суррогатной рекламы, недостоверных сведений о характеристиках товара, некорректных сравнений и тому подобного. В докладе рассматриваются конкретные случаи нарушения фармкомпаниями закона «О рекламе» с выводами ФАС.

Одна из норм закона гласит, что недобросовестной признается та реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами конкурентов. Авторы документа предлагают в этом случае разрешить проводить сравнение по сопоставимым характеристикам (схожему составу, механизму действия, способу приема и так далее) на основе «точных, исчерпывающих и объективных данных». При этом сравнение должно охватывать репрезентативный круг аналогичных товаров, который явно демонстрировал бы критерии сравнения. Одновременно с этим не допускаются недостоверные высказывания, представляющие конкурентов и их товары в негативном свете.

Отдельно в обзоре рассматривается использование в рекламе слова «быстро» и сходных с ним слов. Составители рекомендаций считают, что слово «быстро» и аналогичные ему слова могут употребляться в том случае, если рекламные утверждения не противоречат информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению рекламируемого препарата, и являются достоверными (основаны на объективных исследованиях, в частности, клинических, и ссылки на эти исследования есть в рекламе). «Слова «быстро», «долго» и подобные им слова, описывающие скорость какого-либо процесса, не могут сами по себе гарантировать положительное действие и эффективность лекарственного средства, в сочетании с иными словами русского языка они способны усиливать значение этих слов и усиливать смысловой оттенок гарантии положительного результата, если слово само по себе имеет такой смысл», – сказано в документе.

Относительно пункта 8 части 1 статьи 24 закона «О рекламе», в котором говорится, что реклама лекарств не должна гарантировать «положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий», авторы доклада предлагают не включать в рекламу выражения, которые по своей языковой семантике совершенно определенно указывают на конечный результат. В частности, предлагается не использовать глаголы совершенного вида, такие, как «избавит», «вылечит», «победит», «решит» (проблему), «уничтожит», «устранит», «снимет» (боль, спазм) и тому подобные.

Глаголы и деепричастия несовершенного вида, указывающие на процесс, а не на результат, напротив, использовать можно, считают авторы рекомендаций. Это такие слова, как «помогает», «способствует», «оказывает», «снимает», «восстанавливает», «действует» и тому подобные. Также допускается указание на цель, которой стремится достигнуть рекламируемый препарат (например, «чтобы кашель пропал»).

Есть и некоторые пункты, по которым авторы документа пока не выработали единого подхода. Так, пока неразрешенным остается вопрос толкования результатов социологических опросов потребителей в отношении восприятия рекламы. «До сих пор нет понимания, какой процент потребителей достаточен для того, чтобы принять такие результаты во внимание при оценке рекламы», – говорится в докладе.

Представитель Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС сказал Vademecum, что регулятору разработанные фармсообществом рекомендации на согласование или в целях информирования пока не поступали.

«Однако мы понимаем, что тема, связанная с рекламой лекарственных препаратов, носит актуальный характер, – добавил он. – Соответственно, разработка правил поведения или рекомендаций внутри предпринимательского сообщества по данному вопросу направлена на выработку единообразных критериев для создания и распространения рекламы с учетом позиции антимонопольных органов, выраженной в том числе при рассмотрении ряда дел по фактам распространения рекламы лекарственных препаратов».

фас, реклама лекарств, бады, фармкомпании, владимир шипков
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Самые важные новости прошедшей недели
26 Мая 2019, 19:55
Воронежский онкодиспансер тратил по 2 млн рублей в год на сервис аппарата Teragam
24 Мая 2019, 19:43
УФАС заподозрило правительство Дагестана в ущемлении прав частных клиник
24 Мая 2019, 18:31
Первый клинико-лабораторный форум пройдет в Санкт-Петербурге
24 Мая 2019, 18:00
И. о. директора НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина назначен кардиохирург Александр Чернявский
Руководитель Центра хирургии аорты и коронарных артерий НМИЦ им. академика Е.Н. Мешалкина Александр Чернявский назначен на должность исполняющего обязанности директора центра. На этой позиции он сменил уволенного 17 мая Александра Караськова.
21 Мая 2019, 11:36
Сотрудникам интернет-магазина «Виагра гуру» грозит срок за контрабанду препарата против курения
14 Мая 2019, 15:03
В Алтайском крае поставщиков медизделий признали виновными в сговоре на 54 млн рублей
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю признало двух барнаульских поставщиков – ООО «Медоника» и ООО «Медикс» – виновными в картельном сговоре. Компании участвовали в 16 аукционах на поставку медицинских расходных материалов, реагентов и инвентаря для учреждений здравоохранения региона на общую сумму 54 млн рублей.
6 Мая 2019, 12:12
Правительство РФ обозначило плановую долю частных клиник на рынке ОМС
25 Апреля 2019, 7:55
Евгения Покушалова отправили под домашний арест
Центральный районный суд Новосибирска перевел члена-корреспондента РАН Евгения Покушалова из СИЗО под домашний арест на два месяца. Смягчить меру пресечения подозреваемому в хищении более 1,3 млрд рублей просило следствие.
15 Апреля 2019, 14:13
Шесть томских поставщиков МИ признаны участниками картеля на 700 млн рублей
Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области признало шесть компаний участниками картельного сговора на 140 электронных аукционах по поставке медицинских изделий в 2014–2017 годах. Об этом 9 апреля рассказал глава ведомства Владимир Шевченко.
9 Апреля 2019, 17:14
ФАС разработала порядок принудительного лицензирования
Федеральная антимонопольная служба предлагает дополнить статью Гражданского кодекса РФ Порядком принятия решения о выдаче принудительной лицензии в случае угрозы жизни и здоровью граждан. Например, когда единственный производитель отказался от поставок в Россию важных лекарств или медизделий. Получателя такой лицензии предлагается определять профильному ведомству или через конкурс среди российских компаний.
3 Апреля 2019, 7:31
ФАС прекратила дело о сговоре Минздрава с «Р-Фармом»
19 Марта 2019, 19:37
В якутском Минздраве прошли обыски по делу о картельном сговоре на 3 млрд рублей
Правоохранительные органы Республики Саха (Якутия) 13 марта провели обыски в Министерстве здравоохранения. Поводом послужили уголовные дела о мошенничестве и ограничении конкуренции при поставке лекарств и медицинских изделий на общую сумму 3 млрд рублей.
13 Марта 2019, 13:10
Самарская СМТ обжалует решение УФАС о сговоре в Верховном суде РФ
Верховный суд РФ рассмотрит жалобу самарского дистрибьютора медизделий «Современнные медицинские технологии» (СМТ) на решение регионального Управления ФАС об участии компании в сговоре с Минздравом Самарской области при проведении закупки на техобслуживание медоборудования. Компании уже пришлось выплатить назначенный антимонопольной службой штраф в 29 млн рублей.
7 Марта 2019, 14:45
Новосибирский облсуд оставил членкора РАН Евгения Покушалова в СИЗО
Новосибирский областной суд оставил в СИЗО члена-корреспондента РАН, замдиректора Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) им. академика Е.Н. Мешалкина Евгения Покушалова, отказав в удовлетворении апелляции защиты.
6 Марта 2019, 11:20
ФАС оштрафовала «Фарм-Проект» и «Веста Фарм» на 5 млн рублей за сговор с заказчиками
25 Февраля 2019, 16:56
По делу о хищениях в НМИЦ имени Мешалкина арестованы топ-менеджеры ГК «Клатона»
Центральный районный суд Новосибирска арестовал основного бенефициара дистрибьютора лекарств и медизделий ГК «Клатона» Александра Сорокина и его партнера Евгения Первушина, генерального директора ряда юрлиц, подконтрольных Сорокину. Бизнесмены были задержаны 20 февраля одновременно с заместителем директора Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) им. академика Е.Н. Мешалкина Евгением Покушаловым по делу о хищении 1,3 млрд рублей на госзакупках в 2015–2018 годах.
22 Февраля 2019, 14:07
Членкор РАН Евгений Покушалов отправлен в СИЗО на два месяца по делу о хищении 1,3 млрд рублей в НМИЦ имени Мешалкина
22 Февраля 2019, 12:00
По делу о хищении 1,3 млрд рублей в НМИЦ имени академика Е.Н. Мешалкина задержан членкор РАН Евгений Покушалов
20 Февраля 2019, 13:55
Правительство сможет предлагать поставщикам лекарств госконтракты на срок более года
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила наделить Правительство РФ правом устанавливать особые условия контракта на поставку лекарств по госзаказу на срок более одного года. Проект поправок в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
18 Февраля 2019, 13:40
Яндекс.Метрика