ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

24 Января, 0:27
24 Января, 0:27
56,63 руб
69,27 руб

Фармкомпании ищут неподсудные способы рекламы лекарств

Анна Дерябина
31 Октября 2017, 15:05
1544
Фото: augustnews.ru
Фармкомпании – самые крупные рекламодатели в России, в 2016 году они заняли 20% рынка рекламы. Неудивительно, что у ответственной за регулирование рынка Федеральной антимонопольной службы (ФАС) начали все чаще возникать к ним вопросы – как оказалось, стороны в некоторых случаях по-разному толкуют закон, а разногласия означают ощутимые для бизнеса штрафы. Противоречия достигли такого масштаба, что ведущие отраслевые фармассоциации решили пригласить известную юридическую фирму «Гольцблат БЛП» для анализа существующей практики и разработки рекомендаций. Фармацевты не скрывают: их цель – перейти к саморегулированию рекламного рынка и надеются, что ФАС их в этом поддержит.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России и агентства Mediascope, доля фармкомпаний в структуре затрат на рекламу без учета интернета и скидок за объемы размещения в 2016 году составила 20%, это около 72 млрд рублей.

Статистика Федеральной антимонопольной службы свидетельствует, что доля выявленных нарушений в рекламе лекарственных средств, БАДов и медуслуг от общего числа всех нарушений с каждым годом растет: в 2014 году эта доля составляла 6,8%, в 2015-м – 7,61%, в 2016-м – уже 13,67%. 

Обеспокоенное таким положением дел фармсообщество собралось 25 сентября 2017 года на совместном заседании сразу трех экспертных советов в ФАС, где бурно обсудило с регулятором конкретные случаи нарушения закона «О рекламе». Дискуссия показала: ФАС и фармкомпании трактуют нормы закона по-разному. Поэтому стороны договорились выработать определенные рекомендации по толкованию норм рекламного законодательства.

«Последние решения ФАС по поводу неэтичной рекламы вызвали дискуссию, – комментирует генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. – Каких-то единых стандартов о том, как стоит трактовать закон, нет, поэтому многие положения ФАС небесспорны. В связи с этим мы и создали рабочую группу, которая предложит свои рекомендации после анализа той практики, которую мы наблюдаем».

Разработкой рекомендаций занялась юридическая компания «Гольцблат БЛП» совместно с Ассоциацией международных фармпроизводителей (AIPM), Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), АРФП и Союзом профессиональных фарморганизаций (СПФО).

«В настоящее время мы стремимся консолидировать фармацевтическую отрасль и представителей других заинтересованных сторон, включая медиасообщество и разработчиков рекламного контента, вокруг идеи ответственного саморегулирования, – комментирует исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. – Речь идет о том, чтобы фарминдустрия и другие участники процесса взяли на себя дополнительные обязательства и ответственность за соблюдение разработанных норм. Одновременно мы хотим предложить профильному регулятору конструктивное и глубоко профессиональное взаимодействие с целью решения текущих проблем мониторинга и правоприменения в данной сфере».

По словам руководителя группы по разрешению споров, адвоката «Гольцблат БЛП» Евгения Орешина, окончательной версии рекомендаций по применению рекламного законодательства пока нет. «Работа идет, еще ничего не готово», – сказал он.

Однако основные болевые точки и подходы к регулированию рекламы лекарств уже обозначены в черновике (есть в распоряжении Vademecum).

В документе говорится, что рекомендации позволят фарминдустрии «избежать ошибок» при подготовке рекламных материалов, а госорганам – снизить объем требуемого контроля и количество дел о нарушении закона «О рекламе».

В общей сложности в обзоре содержится 12 глав, посвященных рассмотрению отдельных норм закона, касающихся суррогатной рекламы, недостоверных сведений о характеристиках товара, некорректных сравнений и тому подобного. В докладе рассматриваются конкретные случаи нарушения фармкомпаниями закона «О рекламе» с выводами ФАС.

Одна из норм закона гласит, что недобросовестной признается та реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами конкурентов. Авторы документа предлагают в этом случае разрешить проводить сравнение по сопоставимым характеристикам (схожему составу, механизму действия, способу приема и так далее) на основе «точных, исчерпывающих и объективных данных». При этом сравнение должно охватывать репрезентативный круг аналогичных товаров, который явно демонстрировал бы критерии сравнения. Одновременно с этим не допускаются недостоверные высказывания, представляющие конкурентов и их товары в негативном свете.

Отдельно в обзоре рассматривается использование в рекламе слова «быстро» и сходных с ним слов. Составители рекомендаций считают, что слово «быстро» и аналогичные ему слова могут употребляться в том случае, если рекламные утверждения не противоречат информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению рекламируемого препарата, и являются достоверными (основаны на объективных исследованиях, в частности, клинических, и ссылки на эти исследования есть в рекламе). «Слова «быстро», «долго» и подобные им слова, описывающие скорость какого-либо процесса, не могут сами по себе гарантировать положительное действие и эффективность лекарственного средства, в сочетании с иными словами русского языка они способны усиливать значение этих слов и усиливать смысловой оттенок гарантии положительного результата, если слово само по себе имеет такой смысл», – сказано в документе.

Относительно пункта 8 части 1 статьи 24 закона «О рекламе», в котором говорится, что реклама лекарств не должна гарантировать «положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий», авторы доклада предлагают не включать в рекламу выражения, которые по своей языковой семантике совершенно определенно указывают на конечный результат. В частности, предлагается не использовать глаголы совершенного вида, такие, как «избавит», «вылечит», «победит», «решит» (проблему), «уничтожит», «устранит», «снимет» (боль, спазм) и тому подобные.

Глаголы и деепричастия несовершенного вида, указывающие на процесс, а не на результат, напротив, использовать можно, считают авторы рекомендаций. Это такие слова, как «помогает», «способствует», «оказывает», «снимает», «восстанавливает», «действует» и тому подобные. Также допускается указание на цель, которой стремится достигнуть рекламируемый препарат (например, «чтобы кашель пропал»).

Есть и некоторые пункты, по которым авторы документа пока не выработали единого подхода. Так, пока неразрешенным остается вопрос толкования результатов социологических опросов потребителей в отношении восприятия рекламы. «До сих пор нет понимания, какой процент потребителей достаточен для того, чтобы принять такие результаты во внимание при оценке рекламы», – говорится в докладе.

Представитель Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС сказал Vademecum, что регулятору разработанные фармсообществом рекомендации на согласование или в целях информирования пока не поступали.

«Однако мы понимаем, что тема, связанная с рекламой лекарственных препаратов, носит актуальный характер, – добавил он. – Соответственно, разработка правил поведения или рекомендаций внутри предпринимательского сообщества по данному вопросу направлена на выработку единообразных критериев для создания и распространения рекламы с учетом позиции антимонопольных органов, выраженной в том числе при рассмотрении ряда дел по фактам распространения рекламы лекарственных препаратов».

фас, реклама лекарств, бады, фармкомпании, владимир шипков
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Минздрав хочет упростить процедуру согласования ГЧП-проектов
23 Января 2018, 18:58
Экс-министру здравоохранения Забайкальского края продлили срок ареста
23 Января 2018, 17:23
В Самарской области решат судьбу объектов медицинского долгостроя
23 Января 2018, 16:35
Самарская область подала в суд на инвестора «Клиники сердца»
23 Января 2018, 14:54
ФАС признала ООО «Медтехника» недобросовестным поставщиком
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России включила екатеринбургское ООО «Медтехника» в реестр недобросовестных поставщиков с запретом в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
22 Января 2018, 15:58
ФАС обязала Костромскую область снизить надбавки на ЖНВЛП
19 Января 2018, 7:57
Расходные материалы для медоборудования сделают взаимозаменяемыми

Правительство поручило Минздраву, Минфину и ФАС России разработать критерии для определения медизделий закрытого типа (которые могут использоваться только с оригинальными расходными материалами) и открытого типа (могут работать с расходными материалами разных производителей). После этого планируется перейти к госзакупкам только медизделий и приборов открытого типа, чтобы обеспечить конкуренцию среди поставщиков.  

18 Января 2018, 16:42
Правительство утвердило план развития конкуренции в здравоохранении
18 Января 2018, 11:46
В Татарстане обнаружен сговор поставщиков медизделий на 107 млн рублей

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Татарстан возбудило антимонопольное дело в отношении шести компаний, которые ведомство заподозрило в картельном сговоре на 34 аукционах по поставке медизделий для больницы скорой медицинской помощи, нескольких районных и республиканских больниц Татарстана на общую сумму в 107 млн рублей. 

17 Января 2018, 11:58
ФАС заподозрила «Р-Фарм» в картельном сговоре
В ходе проверки «одной крупной фармкомпании» Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обнаружила у ее менеджеров несколько десятков ключей для участия в электронных торгах от имени разных юрлиц, рассказал на встрече с журналистами начальник Управления по борьбе с картелями ведомства Андрей Тенишев. По этому факту в ФАС намерены возбудить антимонопольное дело. Представители ведомства не уточнили, о какой крупной компании идет речь, но в ходе пресс-конференции был показан слайд, на котором видно, что это может быть «Р-Фарм».
12 Января 2018, 14:20
Поставщики лекарств и медизделий лидируют по количеству картелей

В 2017 году количество картельных сговоров, выявленных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России на госзакупках лекарств и медизделий, достигло 19% от всех дел о картелях. Больше нарушений оказалось только на строительном рынке.

11 Января 2018, 15:27
Госзакупки
Почему рынок госзаказа медизделий не держит строй
2092
ФАС обязал ФНЦИРИП им. Чумакова продать вакцины против бешенства
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в конце декабря вынесла предупреждение Федеральному научному центру исследований и разработки иммунобиологических препаратов (ФНЦИРИП) им. М.П. Чумакова, который уклоняется от заключения договоров на поставку вакцины для профилактики бешенства и клещевого энцефалита для компании «Трейд-Фарм».
9 Января 2018, 19:05
ФАС аннулировала цену на Нексиум производства AstraZeneca
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приняла решение об отмене регистрации предельных отпускных цен на лекарственный препарат Нексиум производства AstraZeneca. По мнению регулятора, цены на это лекарство в России были завышены более чем в 10 раз.
29 Декабря 2017, 17:14
Суд подтвердил сговор Минздрава Удмуртии с поставщиками лекарств

Арбитражный суд Удмуртской Республики подтвердил факт заключения антиконкурентного соглашения между Минздравом региона, ГУП УР «Аптеки Удмуртии» и ГУП УР «Фармация». Об этом сообщает Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Удмуртской Республике. 

22 Декабря 2017, 14:27
ФАС разрешила «Биокаду» использовать производство «Фармстандарта»
ФАС удовлетворила ходатайство фармкомпании «Биокад» об использовании производственной площадки «Фармстандарт-Томскхимфарм» в Томске. Соответствующее ходатайство компания подала в начале ноября 2017 года. 
22 Декабря 2017, 8:27
Владимир Путин подписал указ о развитии конкуренции

Президент России подписал указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», документом также утвержден Национальный план развития конкуренции. Соответствующий документ опубликован на сайте Кремля.

22 Декабря 2017, 8:13
Хабаровский Минздрав уличили в картельном сговоре на 6 млн рублей
21 Декабря 2017, 16:16
Правительство Израиля займется судьбой сотрудников Teva
18 Декабря 2017, 12:28
ФАС признала ненадлежащей телерекламу Быструмгеля
14 Декабря 2017, 18:59
Яндекс.Метрика