ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

20 Января, 15:41
20 Января, 15:41
66,33 руб
75,58 руб

Фармкомпании ищут неподсудные способы рекламы лекарств

Анна Дерябина
31 Октября 2017, 15:05
2447
Фото: augustnews.ru
Фармкомпании – самые крупные рекламодатели в России, в 2016 году они заняли 20% рынка рекламы. Неудивительно, что у ответственной за регулирование рынка Федеральной антимонопольной службы (ФАС) начали все чаще возникать к ним вопросы – как оказалось, стороны в некоторых случаях по-разному толкуют закон, а разногласия означают ощутимые для бизнеса штрафы. Противоречия достигли такого масштаба, что ведущие отраслевые фармассоциации решили пригласить известную юридическую фирму «Гольцблат БЛП» для анализа существующей практики и разработки рекомендаций. Фармацевты не скрывают: их цель – перейти к саморегулированию рекламного рынка и надеются, что ФАС их в этом поддержит.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России и агентства Mediascope, доля фармкомпаний в структуре затрат на рекламу без учета интернета и скидок за объемы размещения в 2016 году составила 20%, это около 72 млрд рублей.

Статистика Федеральной антимонопольной службы свидетельствует, что доля выявленных нарушений в рекламе лекарственных средств, БАДов и медуслуг от общего числа всех нарушений с каждым годом растет: в 2014 году эта доля составляла 6,8%, в 2015-м – 7,61%, в 2016-м – уже 13,67%. 

Обеспокоенное таким положением дел фармсообщество собралось 25 сентября 2017 года на совместном заседании сразу трех экспертных советов в ФАС, где бурно обсудило с регулятором конкретные случаи нарушения закона «О рекламе». Дискуссия показала: ФАС и фармкомпании трактуют нормы закона по-разному. Поэтому стороны договорились выработать определенные рекомендации по толкованию норм рекламного законодательства.

«Последние решения ФАС по поводу неэтичной рекламы вызвали дискуссию, – комментирует генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. – Каких-то единых стандартов о том, как стоит трактовать закон, нет, поэтому многие положения ФАС небесспорны. В связи с этим мы и создали рабочую группу, которая предложит свои рекомендации после анализа той практики, которую мы наблюдаем».

Разработкой рекомендаций занялась юридическая компания «Гольцблат БЛП» совместно с Ассоциацией международных фармпроизводителей (AIPM), Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), АРФП и Союзом профессиональных фарморганизаций (СПФО).

«В настоящее время мы стремимся консолидировать фармацевтическую отрасль и представителей других заинтересованных сторон, включая медиасообщество и разработчиков рекламного контента, вокруг идеи ответственного саморегулирования, – комментирует исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. – Речь идет о том, чтобы фарминдустрия и другие участники процесса взяли на себя дополнительные обязательства и ответственность за соблюдение разработанных норм. Одновременно мы хотим предложить профильному регулятору конструктивное и глубоко профессиональное взаимодействие с целью решения текущих проблем мониторинга и правоприменения в данной сфере».

По словам руководителя группы по разрешению споров, адвоката «Гольцблат БЛП» Евгения Орешина, окончательной версии рекомендаций по применению рекламного законодательства пока нет. «Работа идет, еще ничего не готово», – сказал он.

Однако основные болевые точки и подходы к регулированию рекламы лекарств уже обозначены в черновике (есть в распоряжении Vademecum).

В документе говорится, что рекомендации позволят фарминдустрии «избежать ошибок» при подготовке рекламных материалов, а госорганам – снизить объем требуемого контроля и количество дел о нарушении закона «О рекламе».

В общей сложности в обзоре содержится 12 глав, посвященных рассмотрению отдельных норм закона, касающихся суррогатной рекламы, недостоверных сведений о характеристиках товара, некорректных сравнений и тому подобного. В докладе рассматриваются конкретные случаи нарушения фармкомпаниями закона «О рекламе» с выводами ФАС.

Одна из норм закона гласит, что недобросовестной признается та реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами конкурентов. Авторы документа предлагают в этом случае разрешить проводить сравнение по сопоставимым характеристикам (схожему составу, механизму действия, способу приема и так далее) на основе «точных, исчерпывающих и объективных данных». При этом сравнение должно охватывать репрезентативный круг аналогичных товаров, который явно демонстрировал бы критерии сравнения. Одновременно с этим не допускаются недостоверные высказывания, представляющие конкурентов и их товары в негативном свете.

Отдельно в обзоре рассматривается использование в рекламе слова «быстро» и сходных с ним слов. Составители рекомендаций считают, что слово «быстро» и аналогичные ему слова могут употребляться в том случае, если рекламные утверждения не противоречат информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению рекламируемого препарата, и являются достоверными (основаны на объективных исследованиях, в частности, клинических, и ссылки на эти исследования есть в рекламе). «Слова «быстро», «долго» и подобные им слова, описывающие скорость какого-либо процесса, не могут сами по себе гарантировать положительное действие и эффективность лекарственного средства, в сочетании с иными словами русского языка они способны усиливать значение этих слов и усиливать смысловой оттенок гарантии положительного результата, если слово само по себе имеет такой смысл», – сказано в документе.

Относительно пункта 8 части 1 статьи 24 закона «О рекламе», в котором говорится, что реклама лекарств не должна гарантировать «положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий», авторы доклада предлагают не включать в рекламу выражения, которые по своей языковой семантике совершенно определенно указывают на конечный результат. В частности, предлагается не использовать глаголы совершенного вида, такие, как «избавит», «вылечит», «победит», «решит» (проблему), «уничтожит», «устранит», «снимет» (боль, спазм) и тому подобные.

Глаголы и деепричастия несовершенного вида, указывающие на процесс, а не на результат, напротив, использовать можно, считают авторы рекомендаций. Это такие слова, как «помогает», «способствует», «оказывает», «снимает», «восстанавливает», «действует» и тому подобные. Также допускается указание на цель, которой стремится достигнуть рекламируемый препарат (например, «чтобы кашель пропал»).

Есть и некоторые пункты, по которым авторы документа пока не выработали единого подхода. Так, пока неразрешенным остается вопрос толкования результатов социологических опросов потребителей в отношении восприятия рекламы. «До сих пор нет понимания, какой процент потребителей достаточен для того, чтобы принять такие результаты во внимание при оценке рекламы», – говорится в докладе.

Представитель Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС сказал Vademecum, что регулятору разработанные фармсообществом рекомендации на согласование или в целях информирования пока не поступали.

«Однако мы понимаем, что тема, связанная с рекламой лекарственных препаратов, носит актуальный характер, – добавил он. – Соответственно, разработка правил поведения или рекомендаций внутри предпринимательского сообщества по данному вопросу направлена на выработку единообразных критериев для создания и распространения рекламы с учетом позиции антимонопольных органов, выраженной в том числе при рассмотрении ряда дел по фактам распространения рекламы лекарственных препаратов».

фас, реклама лекарств, бады, фармкомпании, владимир шипков
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Важнейшие новости прошедшей недели
Сегодня, 9:34
Novartis намерена препятствовать выходу российских дженериков Гилении
18 Января 2019, 19:53
В Твери начнут строить здание для детской больницы, сгоревшей от окурка, за 1,9 млрд рублей
18 Января 2019, 19:45
В Челябинской области из роддома сделают дом для престарелых за 270 млн рублей
18 Января 2019, 18:16
ФАС: в Нижнем Новгороде поставщики МИ организовали картель на 100 млн рублей
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области признало ООО «Дженерал Медикал Системс» и ООО «Медицина и Диагностика» виновными в заключении антиконкурентного соглашения во время закупок медизделий для 19 крупнейших медучреждений области. Общая сумма аукционов, прошедших в 2016-2017 годах, превышает 100 млн рублей.
17 Января 2019, 12:57
Экс-главу Депздрава Ивановской области осудили за указание обслуживать медтехнику в госкомпании
28 Декабря 2018, 11:55
«Нужны контракты жизненного цикла»: что думают игроки рынка МИ о предоставлении заказчикам сервисных ключей
27 Декабря 2018, 14:38
ФАС призвала латвийского поставщика Совальди полюбовно договориться с «Р-Фармом»
Дистрибьютор SIA Tamro, по мнению ФАС, необоснованно уклоняется от заключения с компанией «Р-Фарм» Алексея Репика договора на поставку Совальди (софосбувир), самого дорогого в России препарата для лечения гепатита С.
25 Декабря 2018, 18:52
ФАС в третий раз оставила Нижневартовскую горбольницу без строителей
Федеральная антимонопольная служба аннулировала результаты аукциона по определению подрядчика на строительство Нижневартовской горбольницы мощностью 1100 коек и начальной стоимостью объекта почти 7 млрд рублей. ФАС посчитала, что госзаказчик – Управление капитального строительства (УКС) Тюменской области – неправомерно допустил к участию в конкурсе московскую компанию «УС-200».
24 Декабря 2018, 16:14
Правительство лишило монопольного статуса поставщиков медизделий из ПВХ
24 Декабря 2018, 14:24
Акционеры белгородской «Медтехники» не смогли сменить гендиректора
Миноритарий белгородского АО «Медтехника» Илья Коптяев по итогам внеочередного собрания акционеров поставщика медоборудования сохранил пост генерального директора. Компания с октября 2018 года находится в эпицентре антимонопольного дела, а сам Коптяев жаловался на «попытку рейдерского захвата» и говорил о планах региональных властей назначить нового руководителя «Медтехники».
5 Декабря 2018, 9:43
Арбитраж третьей инстанции обязал Минздрав РФ разработать лицензионные требования для медорганизаций
Арбитражный суд Московского округа поддержал позицию ФАС в споре с Минздравом, не установившим единые лицензионные требования для медицинских организаций. Суд очередной, третьей, инстанции обязал Минздрав исполнить предписание ФАС – разработать и утвердить лицензионный регламент.
30 Ноября 2018, 16:39
Новосибирское УФАС признало НМИЦ им. Мешалкина виновным в сговоре с поставщиком медизделий
28 Ноября 2018, 14:06
ФАС предлагает обязать поставщиков медоборудования передавать заказчикам ключи для ремонта техники
27 Ноября 2018, 17:48
Две клиники из Санкт-Петербурга не смогли оспорить в ФАС Порядок оказания помощи по профилю «пластическая хирургия»
22 Ноября 2018, 20:13
ФАС обнаружила картельный сговор при поставках лекарств и медизделий в восемь регионов России
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России заподозрила пять московских поставщиков – ООО «Аксонмед», ООО «Лотос», ООО «Дивайс», ООО «Интермед» и ООО «Сатори» в заключении антиконкурентного соглашения при проведении аукционов на поставку медицинских изделий и лекарств в восьми регионах России. Общая стоимость тендеров, на которых искусственно поддерживались цены, не раскрывается.
20 Ноября 2018, 15:14
Минздрав посоветовал аналоги Акинетона, на «исчезновение» которого жаловались врачи
14 Ноября 2018, 21:32
Вероника Скворцова: только 16% лекарств можно назвать взаимозаменяемыми
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова доложила президенту Владимиру Путину о нынешнем статусе законопроекта, расширяющего понятие взаимозаменяемости. Она утверждает, что к 2021 году удастся довести долю таких лекарств с 16% до 60–70%.
13 Ноября 2018, 9:09
Мошенницу приговорили к 15 годам колонии за продажу БАДов под видом лекарств
7 Ноября 2018, 15:27
Параллельный импорт лекарств и медизделий может начаться уже в 2021 году
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила поправки в Гражданский кодекс РФ о легализации параллельного импорта. ФАС предлагает запустить механизм с 2021 года, разрешив на срок до пяти лет импортировать без согласия правообладателей отдельные группы товаров, отвечающие одному из четырех основных критериев: если такие продукты недоступны в России, если они присутствуют на отечественном рынке в недостаточном количестве, если цены на предлагаемые товары завышены, наконец, если они качественно отличаются от аналогов, продаваемых в других странах.
24 Октября 2018, 12:40
УФАС вынесла предупреждение Минздраву Дагестана за попытку создания единого поставщика лекарств
УФАС по республике Дагестан вынесло предупреждение региональному Минздраву о недопустимости совершения действий, которые могут привести к ограничению конкуренции. По мнению представителей службы, подобный риск несет разрабатываемый ведомством проект закона о наделении ГАУ «Аптечное управление Минздрава Республики Дагестан» статусом единственного поставщика лекарственных препаратов для нужд госучреждений.
22 Октября 2018, 13:22
Яндекс.Метрика