19 Ноября, 7:50

Фармкомпании ищут неподсудные способы рекламы лекарств

Анна Дерябина
31 Октября 2017, 15:05
3081
Фото: augustnews.ru
Фармкомпании – самые крупные рекламодатели в России, в 2016 году они заняли 20% рынка рекламы. Неудивительно, что у ответственной за регулирование рынка Федеральной антимонопольной службы (ФАС) начали все чаще возникать к ним вопросы – как оказалось, стороны в некоторых случаях по-разному толкуют закон, а разногласия означают ощутимые для бизнеса штрафы. Противоречия достигли такого масштаба, что ведущие отраслевые фармассоциации решили пригласить известную юридическую фирму «Гольцблат БЛП» для анализа существующей практики и разработки рекомендаций. Фармацевты не скрывают: их цель – перейти к саморегулированию рекламного рынка и надеются, что ФАС их в этом поддержит.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России и агентства Mediascope, доля фармкомпаний в структуре затрат на рекламу без учета интернета и скидок за объемы размещения в 2016 году составила 20%, это около 72 млрд рублей.

Статистика Федеральной антимонопольной службы свидетельствует, что доля выявленных нарушений в рекламе лекарственных средств, БАДов и медуслуг от общего числа всех нарушений с каждым годом растет: в 2014 году эта доля составляла 6,8%, в 2015-м – 7,61%, в 2016-м – уже 13,67%. 

Обеспокоенное таким положением дел фармсообщество собралось 25 сентября 2017 года на совместном заседании сразу трех экспертных советов в ФАС, где бурно обсудило с регулятором конкретные случаи нарушения закона «О рекламе». Дискуссия показала: ФАС и фармкомпании трактуют нормы закона по-разному. Поэтому стороны договорились выработать определенные рекомендации по толкованию норм рекламного законодательства.

«Последние решения ФАС по поводу неэтичной рекламы вызвали дискуссию, – комментирует генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. – Каких-то единых стандартов о том, как стоит трактовать закон, нет, поэтому многие положения ФАС небесспорны. В связи с этим мы и создали рабочую группу, которая предложит свои рекомендации после анализа той практики, которую мы наблюдаем».

Разработкой рекомендаций занялась юридическая компания «Гольцблат БЛП» совместно с Ассоциацией международных фармпроизводителей (AIPM), Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), АРФП и Союзом профессиональных фарморганизаций (СПФО).

«В настоящее время мы стремимся консолидировать фармацевтическую отрасль и представителей других заинтересованных сторон, включая медиасообщество и разработчиков рекламного контента, вокруг идеи ответственного саморегулирования, – комментирует исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. – Речь идет о том, чтобы фарминдустрия и другие участники процесса взяли на себя дополнительные обязательства и ответственность за соблюдение разработанных норм. Одновременно мы хотим предложить профильному регулятору конструктивное и глубоко профессиональное взаимодействие с целью решения текущих проблем мониторинга и правоприменения в данной сфере».

По словам руководителя группы по разрешению споров, адвоката «Гольцблат БЛП» Евгения Орешина, окончательной версии рекомендаций по применению рекламного законодательства пока нет. «Работа идет, еще ничего не готово», – сказал он.

Однако основные болевые точки и подходы к регулированию рекламы лекарств уже обозначены в черновике (есть в распоряжении Vademecum).

В документе говорится, что рекомендации позволят фарминдустрии «избежать ошибок» при подготовке рекламных материалов, а госорганам – снизить объем требуемого контроля и количество дел о нарушении закона «О рекламе».

В общей сложности в обзоре содержится 12 глав, посвященных рассмотрению отдельных норм закона, касающихся суррогатной рекламы, недостоверных сведений о характеристиках товара, некорректных сравнений и тому подобного. В докладе рассматриваются конкретные случаи нарушения фармкомпаниями закона «О рекламе» с выводами ФАС.

Одна из норм закона гласит, что недобросовестной признается та реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами конкурентов. Авторы документа предлагают в этом случае разрешить проводить сравнение по сопоставимым характеристикам (схожему составу, механизму действия, способу приема и так далее) на основе «точных, исчерпывающих и объективных данных». При этом сравнение должно охватывать репрезентативный круг аналогичных товаров, который явно демонстрировал бы критерии сравнения. Одновременно с этим не допускаются недостоверные высказывания, представляющие конкурентов и их товары в негативном свете.

Отдельно в обзоре рассматривается использование в рекламе слова «быстро» и сходных с ним слов. Составители рекомендаций считают, что слово «быстро» и аналогичные ему слова могут употребляться в том случае, если рекламные утверждения не противоречат информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению рекламируемого препарата, и являются достоверными (основаны на объективных исследованиях, в частности, клинических, и ссылки на эти исследования есть в рекламе). «Слова «быстро», «долго» и подобные им слова, описывающие скорость какого-либо процесса, не могут сами по себе гарантировать положительное действие и эффективность лекарственного средства, в сочетании с иными словами русского языка они способны усиливать значение этих слов и усиливать смысловой оттенок гарантии положительного результата, если слово само по себе имеет такой смысл», – сказано в документе.

Относительно пункта 8 части 1 статьи 24 закона «О рекламе», в котором говорится, что реклама лекарств не должна гарантировать «положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий», авторы доклада предлагают не включать в рекламу выражения, которые по своей языковой семантике совершенно определенно указывают на конечный результат. В частности, предлагается не использовать глаголы совершенного вида, такие, как «избавит», «вылечит», «победит», «решит» (проблему), «уничтожит», «устранит», «снимет» (боль, спазм) и тому подобные.

Глаголы и деепричастия несовершенного вида, указывающие на процесс, а не на результат, напротив, использовать можно, считают авторы рекомендаций. Это такие слова, как «помогает», «способствует», «оказывает», «снимает», «восстанавливает», «действует» и тому подобные. Также допускается указание на цель, которой стремится достигнуть рекламируемый препарат (например, «чтобы кашель пропал»).

Есть и некоторые пункты, по которым авторы документа пока не выработали единого подхода. Так, пока неразрешенным остается вопрос толкования результатов социологических опросов потребителей в отношении восприятия рекламы. «До сих пор нет понимания, какой процент потребителей достаточен для того, чтобы принять такие результаты во внимание при оценке рекламы», – говорится в докладе.

Представитель Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС сказал Vademecum, что регулятору разработанные фармсообществом рекомендации на согласование или в целях информирования пока не поступали.

«Однако мы понимаем, что тема, связанная с рекламой лекарственных препаратов, носит актуальный характер, – добавил он. – Соответственно, разработка правил поведения или рекомендаций внутри предпринимательского сообщества по данному вопросу направлена на выработку единообразных критериев для создания и распространения рекламы с учетом позиции антимонопольных органов, выраженной в том числе при рассмотрении ряда дел по фактам распространения рекламы лекарственных препаратов».

фас, реклама лекарств, бады, фармкомпании, владимир шипков
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Минздрав: регионы собрали данные о мощностях первичного звена
18 Ноября 2019, 23:27
Экс-министру здравоохранения Челябинской области в шесть раз сократили назначенный за взятки штраф
18 Ноября 2019, 18:23
Центр здоровья детей опроверг закрытие программы трансплантации почки
18 Ноября 2019, 17:57
Roche за $1,4 млрд покупает разработчика средства от идиопатического легочного фиброза Promedior
18 Ноября 2019, 15:23
Компания Дмитрия Руцкого купила аптечную сеть «Фармастар»
УК «Аптечные традиции» приобрела 93 точки аптечной сети «Фармастар» в Москве и Московской области. Об этом Vademecum сообщил владелец «Аптечных традиций» Дмитрий Руцкой.
18 Ноября 2019, 14:46
Мединдустрия
Откуда кликуши растут: Что заставляет пациентские организации говорить о провале в России глобальной стратегии борьбы с ВИЧ
876
Минпромторг предложил установить 50-процентную квоту на госзакупки импортных лекарств
Министерство промышленности и торговли РФ предложило дополнительный способ господдержки российских производителей – установить квоты в размере не менее 50% на госзакупки отечественной продукции, в том числе в отношении лекарств и перевязочных материалов. В правительстве ранее обсуждали введение таких квот при закупках произведенной в России медтехники.
14 Ноября 2019, 16:00
Александра Караськова и Ирину Бойцову оставили под домашним арестом
Центральный районный суд Новосибирска до 19 февраля 2020 года продлил домашний арест экс-директору НМИЦ им. академика Е.Н. Мешалкина Александру Караськову и его супруге, руководителю организационно-клинической службы медцентра Ирине Бойцовой. Под этой мерой пресечения они находятся с 21 августа.
14 Ноября 2019, 15:06
Закупки для сельского здравоохранения могут централизовать
14 Ноября 2019, 8:35
Апелляционный суд отказался признавать «Евросервис» и «Мега Фарма» группой лиц в споре с ФАС
Девятый арбитражный апелляционный суд доказал, что договор доверительного управления долями между компаниями не исключает сговора между ними при участии в аукционах и на этом основании признал правомерным предписание ФАС России в отношении дистрибьюторов «Фирма Евросервис» и «Мега Фарма», ранее уличенных антимонопольной службой в поддержании цен на торгах и незаконном получении выручки в 814 млн рублей.
13 Ноября 2019, 17:11
Компания «Биокад» намерена производить вакцины от рака
Компания «Биокад» готова предоставить партнеру мощности для производства вакцин от рака, заявил гендиректор петербургской фармкомпании Дмитрий Морозов на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым о развитии генетических технологий в России. Одним из перспективных проектов он назвал совместную разработку с Институтом молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН.
13 Ноября 2019, 15:05
Медведев поддержал введение принудительного лицензирования в фармпроме
11 Ноября 2019, 14:10
«Квадрат-С» отстоял в московском арбитраже права на обращение БАДа Ферментозим форте
Арбитражный суд Москвы отказал немецкой фармкомпании Berlin-Chemie в удовлетворении иска о запрете обращения биологически активной добавки (БАД) Ферментозим форте от компании «Квадрат-С». Упаковка БАДа, по мнению истца, схожа до степени смешения с принадлежащей Berlin-Chemie серией товарных знаков, включающих словесный элемент «Мезим».
8 Ноября 2019, 19:27
Для дешевых препаратов в правилах перерегистрации цен могут сделать исключение
Для дешевых препаратов из перечня ЖНВЛП снимут ограничение по шагу повышения предельной отпускной цены при перерегистрации, сообщила на заседании комиссии Минздрава по формированию лекарственных перечней директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращений медицинских изделий Елена Максимкина. ФАС, по ее словам, уже поддержала это предложение.
7 Ноября 2019, 16:14
ФАС отменила итоги аукциона на 1 млрд рублей по выбору подрядчика строительства корпусов Башкирской РКБ
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок после жалобы компании «КС-Строй» в Башкирское управление антимонопольной службы отменила итоги аукциона по отбору подрядчика для строительства корпуса поликлиники Республиканской клинической больницы им. Г.Г. Куватова в Уфе. Максимальная цена контракта составляла более 1,044 млрд рублей, подрядчиком 24 октября было выбрано ООО «Дортрансстрой», предложившее выполнить работы за 1,038 млрд рублей.
6 Ноября 2019, 19:28
«Р-Фарм» оспорил штрафы ФАС на 97 млн рублей за участие в картеле
«Р-Фарм» доказал свою непричастность к заключению антиконкурентных соглашений при проведении лекарственных закупок в Хакасии, а потому не должен уплачивать назначенный компании ФАС России штраф в размере 97 млн рублей. Арбитражный суд Москвы 29 октября 2019 года вынес вердикт по длившемуся год разбирательству в пользу «Р-Фарм», признав недействительным прежнее решение ФАС.
6 Ноября 2019, 18:58
Минпромторг упразднит порядок формирования перечня поставщиков медизделий из ПВХ
Министерство промышленности и торговли РФ анонсировало отмену приказов, регламентирующих правила отбора производителей в перечень поставщиков одноразовых медицинских изделий из ПВХ, благодаря которым ГК «Медполимерпром» в октябре 2017 года оказалась единственным игроком на рынке профильного госзаказа. Ранее отмены приказов в Верховном суде пыталась добиться специализирующаяся на выпуске МИ из ПВХ компания «Виробан».
6 Ноября 2019, 16:43
Роспотребнадзор нашел запрещенное вещество в БАДе для потенции от Stada
В партии БАДа «Вука Вука» обнаружено содержание тадалафила – не заявленного при регистрации действующего вещества рецептурного лекарства, предназначенного для лечения эректильной дисфункции, сообщил Роспотребнадзор. Права на продвижение и продажу БАДа «Вука Вука» в России и СНГ принадлежат «Нижфарму» (входит в Stada CIS).
6 Ноября 2019, 13:20
Stada покупает часть портфеля Takeda в России и СНГ за $660 млн
5 Ноября 2019, 13:43
«Нижфарм» отзовет 171 серию ранитидина из-за содержания потенциально канцерогенной примеси
Росздравнадзор принял решение отозвать с рынка гастропротектор Ранитидин (ранитидин) от компании Hemofarm (входит в группу Stada CIS): компания использовала для производства лекарства индийскую субстанцию, содержащую потенциально канцерогенную примесь.
1 Ноября 2019, 18:00
«Фармстандарт» предложил исключить из перечня ЖНВЛП два гипотензивных препарата
Министерство здравоохранения РФ 28 октября опубликовало результаты рассмотрения заявок на включение лекарственных препаратов в перечни ЖНВЛП, ОНЛС и ВЗН на 2021 год. В частности, ведомством принята заявка «Фармстандарта» на исключение из перечня ЖНВЛП двух гипотензивных препаратов – пропранолола и атенолола, субстанции для производства которых заметно подорожали в последние два года. Причины отзыва своих препаратов из перечней в «Фармстандарте» не комментируют.
29 Октября 2019, 20:27
Яндекс.Метрика