ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

23 Июля, 1:33
23 Июля, 1:33
63,49 руб
73,93 руб

Фармкомпании ищут неподсудные способы рекламы лекарств

Анна Дерябина
31 Октября 2017, 15:05
1952
Фото: augustnews.ru
Фармкомпании – самые крупные рекламодатели в России, в 2016 году они заняли 20% рынка рекламы. Неудивительно, что у ответственной за регулирование рынка Федеральной антимонопольной службы (ФАС) начали все чаще возникать к ним вопросы – как оказалось, стороны в некоторых случаях по-разному толкуют закон, а разногласия означают ощутимые для бизнеса штрафы. Противоречия достигли такого масштаба, что ведущие отраслевые фармассоциации решили пригласить известную юридическую фирму «Гольцблат БЛП» для анализа существующей практики и разработки рекомендаций. Фармацевты не скрывают: их цель – перейти к саморегулированию рекламного рынка и надеются, что ФАС их в этом поддержит.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России и агентства Mediascope, доля фармкомпаний в структуре затрат на рекламу без учета интернета и скидок за объемы размещения в 2016 году составила 20%, это около 72 млрд рублей.

Статистика Федеральной антимонопольной службы свидетельствует, что доля выявленных нарушений в рекламе лекарственных средств, БАДов и медуслуг от общего числа всех нарушений с каждым годом растет: в 2014 году эта доля составляла 6,8%, в 2015-м – 7,61%, в 2016-м – уже 13,67%. 

Обеспокоенное таким положением дел фармсообщество собралось 25 сентября 2017 года на совместном заседании сразу трех экспертных советов в ФАС, где бурно обсудило с регулятором конкретные случаи нарушения закона «О рекламе». Дискуссия показала: ФАС и фармкомпании трактуют нормы закона по-разному. Поэтому стороны договорились выработать определенные рекомендации по толкованию норм рекламного законодательства.

«Последние решения ФАС по поводу неэтичной рекламы вызвали дискуссию, – комментирует генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. – Каких-то единых стандартов о том, как стоит трактовать закон, нет, поэтому многие положения ФАС небесспорны. В связи с этим мы и создали рабочую группу, которая предложит свои рекомендации после анализа той практики, которую мы наблюдаем».

Разработкой рекомендаций занялась юридическая компания «Гольцблат БЛП» совместно с Ассоциацией международных фармпроизводителей (AIPM), Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), АРФП и Союзом профессиональных фарморганизаций (СПФО).

«В настоящее время мы стремимся консолидировать фармацевтическую отрасль и представителей других заинтересованных сторон, включая медиасообщество и разработчиков рекламного контента, вокруг идеи ответственного саморегулирования, – комментирует исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. – Речь идет о том, чтобы фарминдустрия и другие участники процесса взяли на себя дополнительные обязательства и ответственность за соблюдение разработанных норм. Одновременно мы хотим предложить профильному регулятору конструктивное и глубоко профессиональное взаимодействие с целью решения текущих проблем мониторинга и правоприменения в данной сфере».

По словам руководителя группы по разрешению споров, адвоката «Гольцблат БЛП» Евгения Орешина, окончательной версии рекомендаций по применению рекламного законодательства пока нет. «Работа идет, еще ничего не готово», – сказал он.

Однако основные болевые точки и подходы к регулированию рекламы лекарств уже обозначены в черновике (есть в распоряжении Vademecum).

В документе говорится, что рекомендации позволят фарминдустрии «избежать ошибок» при подготовке рекламных материалов, а госорганам – снизить объем требуемого контроля и количество дел о нарушении закона «О рекламе».

В общей сложности в обзоре содержится 12 глав, посвященных рассмотрению отдельных норм закона, касающихся суррогатной рекламы, недостоверных сведений о характеристиках товара, некорректных сравнений и тому подобного. В докладе рассматриваются конкретные случаи нарушения фармкомпаниями закона «О рекламе» с выводами ФАС.

Одна из норм закона гласит, что недобросовестной признается та реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами конкурентов. Авторы документа предлагают в этом случае разрешить проводить сравнение по сопоставимым характеристикам (схожему составу, механизму действия, способу приема и так далее) на основе «точных, исчерпывающих и объективных данных». При этом сравнение должно охватывать репрезентативный круг аналогичных товаров, который явно демонстрировал бы критерии сравнения. Одновременно с этим не допускаются недостоверные высказывания, представляющие конкурентов и их товары в негативном свете.

Отдельно в обзоре рассматривается использование в рекламе слова «быстро» и сходных с ним слов. Составители рекомендаций считают, что слово «быстро» и аналогичные ему слова могут употребляться в том случае, если рекламные утверждения не противоречат информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению рекламируемого препарата, и являются достоверными (основаны на объективных исследованиях, в частности, клинических, и ссылки на эти исследования есть в рекламе). «Слова «быстро», «долго» и подобные им слова, описывающие скорость какого-либо процесса, не могут сами по себе гарантировать положительное действие и эффективность лекарственного средства, в сочетании с иными словами русского языка они способны усиливать значение этих слов и усиливать смысловой оттенок гарантии положительного результата, если слово само по себе имеет такой смысл», – сказано в документе.

Относительно пункта 8 части 1 статьи 24 закона «О рекламе», в котором говорится, что реклама лекарств не должна гарантировать «положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий», авторы доклада предлагают не включать в рекламу выражения, которые по своей языковой семантике совершенно определенно указывают на конечный результат. В частности, предлагается не использовать глаголы совершенного вида, такие, как «избавит», «вылечит», «победит», «решит» (проблему), «уничтожит», «устранит», «снимет» (боль, спазм) и тому подобные.

Глаголы и деепричастия несовершенного вида, указывающие на процесс, а не на результат, напротив, использовать можно, считают авторы рекомендаций. Это такие слова, как «помогает», «способствует», «оказывает», «снимает», «восстанавливает», «действует» и тому подобные. Также допускается указание на цель, которой стремится достигнуть рекламируемый препарат (например, «чтобы кашель пропал»).

Есть и некоторые пункты, по которым авторы документа пока не выработали единого подхода. Так, пока неразрешенным остается вопрос толкования результатов социологических опросов потребителей в отношении восприятия рекламы. «До сих пор нет понимания, какой процент потребителей достаточен для того, чтобы принять такие результаты во внимание при оценке рекламы», – говорится в докладе.

Представитель Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС сказал Vademecum, что регулятору разработанные фармсообществом рекомендации на согласование или в целях информирования пока не поступали.

«Однако мы понимаем, что тема, связанная с рекламой лекарственных препаратов, носит актуальный характер, – добавил он. – Соответственно, разработка правил поведения или рекомендаций внутри предпринимательского сообщества по данному вопросу направлена на выработку единообразных критериев для создания и распространения рекламы с учетом позиции антимонопольных органов, выраженной в том числе при рассмотрении ряда дел по фактам распространения рекламы лекарственных препаратов».

фас, реклама лекарств, бады, фармкомпании, владимир шипков
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Полина Киселева может уйти из «36,6»
21 Июля 2018, 0:41
Заведующую бактериологической лабораторией в Коми заподозрили во взяточничестве
21 Июля 2018, 0:29
СК и НМП разрабатывают новые статьи в УК о врачебных ошибках. Главное
20 Июля 2018, 21:56
Павел Богомолов передал свой пост в ГК «Медси» Аделю Вафину
20 Июля 2018, 20:11
Госзакупки
Вице-премьер Дмитрий Козак уполномочил ФАС на борьбу с монополией «Медполимерпрома»
1390
Нижегородское УФАС возбудило дело о сговоре во время поставки медоборудования

Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Нижегородской области возбудило дело в отношении ООО «Дженерал Медикал Системс» и ООО «Медицина и Диагностика». Ведомство подозревает их в заключении антиконкурентного соглашения при поставках медизделий. 

19 Июля 2018, 14:39
Чиновников Минздрава Дагестана подозревают в организации картеля на 7 млрд рублей
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Дагестан обнаружило картельный сговор на 7 млрд рублей во время закупок лекарств и медицинской техники. В организации картеля подозреваются шесть поставщиков и чиновники регионального Минздрава. По материалам проверки возбуждено уголовное дело.
11 Июля 2018, 16:09
ФАС: сфере медуслуг нужны дополнительные меры по развитию конкуренции
10 Июля 2018, 20:12
Американская фармкомпания применит блокчейн для обмена онкопрепаратами
Институт технологий американской службы доставки FedEx 6 июля сообщил о заключении партнерского соглашения с фармацевтической компанией Good Shepherd Pharmacy. Совместно они будут разрабатывать проект REMEDI – блокчейн-систему для распределения онкопрепаратов среди больных.
9 Июля 2018, 17:25
ФАС обнаружила сговор при поставке медизделий на Алтае на 6 млн рублей

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю подозревает три барнаульские компании в сговоре на торгах по поставке медицинских изделий на общую сумму 6 млн рублей. Заявление в ФАС подала Краевая клиническая больница Алтайского края.

6 Июля 2018, 21:24
В России может появиться портал для госзакупок лекарств
5 Июля 2018, 13:40
ФАС: количество картельных сговоров на медицинских торгах постоянно растет
Из-за увеличения числа картельных сговоров на торгах с 2015 года обеспеченность граждан лекарствами падает, несмотря на рост финансирования здравоохранения в стране. Об этом заявил начальник Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по борьбе с картелями Андрей Тенишев.
4 Июля 2018, 15:22
«Р-Фарм» опять обвинили в срыве поставок АРВ-препаратов
Движение «Пациентский контроль», как и в прошлом году, получает из регионов жалобы от пациентов с ВИЧ  на нехватку антиретровирусных (АРВ) препаратов. Один из крупнейших поставщиков препаратов от ВИЧ – «Р-Фарм». В Чувашии подтвердили, что компания еще не поставила в регион ритонавир, хотя должна была сделать это до 1 июня.
28 Июня 2018, 21:20
Екатеринбургскую стоматологию заподозрили в незаконном использовании символики ЧМ-2018
Свердловское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) возбудило дело в отношении МАУ «Стоматологическая поликлиника №1» в Екатеринбурге из-за несакционированного использования символики ЧМ-2018 на вывеске и официальном сайте. FIFA не заключала с медучреждением договоров, дающих право ассоциировать себя с чемпионатом. 
27 Июня 2018, 13:45
Четыре фармкомпании поставят Минздраву АРВ-препараты на 4 млрд рублей

Четыре фармацевтических компании – «Р-Фарм», «Фармстандарт», «Профарм» (входит в группу «Фармасинтез» Викрама Пунии) и ЗАО «ГлаксоСмитКляйн Трейдинг» – поделили между собой контракты из серии объявленных Минздравом аукционов на поставку антиретровирусных (АРВ) препаратов на общую сумму 3,95 млрд рублей. На каждый аукцион заявлялась только одна фармкомпания, в результате производители поставят лекарства ведомству по максимальной цене. 

26 Июня 2018, 15:47
Медвузам запретили использовать в рекламе образы врачей
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разослала руководителям территориальных управлений разъяснение (есть в распоряжении Vademecum), в котором говорится, что в рассчитанной на массовую аудиторию рекламе медицинских вузов нельзя использовать образы врачей, а также упоминать конкретные врачебные специальности.
25 Июня 2018, 19:33
Важнейшие новости прошедшей недели
Vademecum представляет самые важные и интересные новости прошедшей недели.
23 Июня 2018, 8:16
ФАС заподозрила «Нативу» в недобросовестной конкуренции
ФАС по итогам обращения Bristol-Myers Squibb и Pfizer возбудила два дела о нарушении «Нативой» антимонопольного законодательства. Российскую фармкомпанию обвиняют в недобросовестной конкуренции за продажу аналогов защищенных патентами препаратов.
21 Июня 2018, 20:58
«АстраЗенека» изменила производственные планы из-за ценового спора с ФАС
«АстраЗенека», российское подразделение англо-шведской AstraZeneca, под давлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС) снизила на 12–92% предельные цены на восемь МНН (11 товарных позиций) своих препаратов из списка ЖВНЛП. Из-за этого компании пришлось скорректировать свои производственные планы.
21 Июня 2018, 19:41
В Татарстане узаконили единственного поставщика лекарств
Государственный совет Республики Татарстан принял закон, согласно которому единственным поставщиком лекарств и медицинских средств в медучреждения региона стало ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» («Таттехмедфарм»).
21 Июня 2018, 17:33
Яндекс.Метрика