Пять лет назад госкорпорацию высочайшим волевым решением бросили в прорыв – назначили завершать чужой долгострой и доводить до функционального блеска девять федеральных центров высоких медицинских технологий (ВМТ). Перестройка, на которую из совокупного бюджета программы организации сети центров в 77 млрд рублей осталась в лучшем случае треть (24 млрд рублей), спустя три года завершилась благополучно – сдачей объектов «под ключ». А обретение «Ростехом» девелоперских компетенций сделало логичным новое правительственное поручение – строительство 14 перинатальных центров с общим объемом финансирования 36 млрд рублей. О том, как корпорация осваивалась в роли заказчика-застройщика, VADEMECUM рассказал заместитель генерального директора «Ростеха» Николай Волобуев.
«БЫЛО ЛЕГЧЕ РЕШАТЬ ВОПРОС С ФИНАНСИРОВАНИЕМ»
– Почему «Ростех» проявил интерес к строительству медицинских учреждений?
– До недавнего времени корпорация не имела такого функционала, как строительство, поскольку была создана совсем для других целей. В 2008 году сложилась ситуация, когда Минздравсоцразвития, выполняя государственную целевую программу «Здоровье», строил федеральные центры ВМТ и столкнулся с трудностями. На эту программу были направлены большие средства, да и само строительство было уникальным: впервые в России медучреждения возводились модульным способом. Но, несмотря на серьезные затраты, построено было всего четыре центра [из 14. – VADEMECUM]. Кроме того, один из центров в Краснодаре получил серьезные грибковые поражения, что стало фатальным для медицинского учреждения (подробнее о строительстве федеральных центров ВМТ – в материале «Вавилонская басня», VADEMECUM #11 (36) от 31 марта 2014 года). После этого начали искать выход из положения, в результате приняли решение: строить будет корпорация.
– Были у вас трудности с реализацией, если учесть отсутствие опыта в строительстве таких объектов?
– Это не наш профиль. У нас не было ни опыта, ни навыков, ни соответствующих ресурсов, в первую очередь, человеческих – не было специалистов. Но нам было легче, чем ведомству Голиковой, решать вопрос финансирования работ. Мы могли внутри корпорации перераспределять финансовые потоки. После соответствующего указа президента и постановления правительства нам передали как имущественный взнос все завязанные на проект структуры. А после подписания 29 мая 2009 года тематического соглашения с Минздравсоцразвития – оставшиеся на реализацию программы средства. Еще почти полгода мы разбирались, что с этим проектом делать. Я раз в месяц ходил в Белый дом, где отчитывался перед вице-премьером Александром Жуковым, который тогда курировал все социальные проекты. В результате нам удалось разобраться, понять и перестроить работу ДЕЗЗа [Дирекции единого заказчика-застройщика. – VADEMECUM], которую нам передали как ФГУП. Мы ее акционировали, так появилась своя дочерняя строительная организация. И за три года [фактически за то же время, что до «Ростеха» Минздрав работал над этим проектом. – VADEMECUM] мы построили «под ключ» девять центров ВМТ. Последний мы сдали Дмитрию Анатольевичу в Калининграде.
«НАМ НИ НА КОПЕЙКУ БЮДЖЕТ НЕ УВЕЛИЧАТ»
– И потому «Ростех» был назначен единым заказчиком по строительству перинатальных центров?
– На заключительном совещании по программе организации центров ВМТ я обратился к Медведеву от имени корпорации. Доложил, что у нас появились опыт строительства медучреждений, очень неплохие специалисты и все возможности для дальнейшего развития этой тематики, но в законе о госкорпорациях не прописан соответствующий функционал. Он при мне дал команду вице-премьеру Ольге Голодец и главе Минздрава Веронике Скворцовой, чтобы они учитывали наш опыт и вовлекали нас в подобные программы. Когда начал разрабатываться проект строительства перинатальных центров, к его реализации было решено привлечь госкорпорацию. К тому времени в федеральный закон о «Ростехе» были внесены необходимые поправки, и мы смогли активно включиться в перинатальную программу. Этот проект, в силу своего регионального статуса, оказался значительно сложнее, чем программы сооружения федеральных центров ВМТ. Гораздо больше нюансов. Мы очень долго искали с правительством, Минфином и Минздравом компромисс, и в результате корпорация была определена заказчиком по строительству 14 из 32 предусмотренных программой перинатальных центров.
– Почему потребовалось деление, кому достались остальные объекты?
– Некоторые региональные руководители заявили, что не станут ждать корпорацию, будут строить перинатальные центры сами. Они и строят. Мы встречаемся с губернаторами и видим, что у кого-то это получается, например, у Андрея Воробьева в Московской области, а у кого-то не очень. Распоряжением президента нам было поручено строить центры в тех 14 регионах, которые согласились на наше участие.
– Как распределяются полномочия в этом девелоперском проекте?
– Наблюдательный совет «Ростеха» принял решение, что в качестве генерального подрядчика при реализации проекта будет выступать наша дочерняя организация «РТ-Соцстрой». И уже «РТ-Соцстрой» проводит конкурсы, привлекая субподрядчиков по отдельным проектам, выбирая их из большого количества компаний на рынке.
– Схема финансирования строительства такая же сложная?
– Непростая. Мы очень долго решали вопрос, как финансировать госкорпорацию, потому что деньги [52,66 млрд рублей на строительство 32 центров. – VADEMECUM] перечислялись фондом ОМС в территориальные подразделения, а уже местные законодательные органы закладывали их в свой бюджет. Позже в закон «О ФФОМС» внесли изменения, и финансирование госкорпорации стало осуществляться особым путем. Поэтому мы начали работать над программой значительно позже, чем регионы, решившие строить самостоятельно. На наши 14 центров из средств ФФОМС и региональных бюджетов направлено в общей сложности 36 млрд рублей. Изначально предполагалось, что субъекты выделят на строительство центров до 20% их стоимости: в эти деньги, как правило, укладываются перенос коммуникаций и строительство обеспечивающих объектов. Но возможности-то у всех разные: в некоторых регионах могут найти не больше 10% бюджета проекта, а в каких-то вообще нет денег на эти цели. Так или иначе, на местные деньги мы строим исключительно то, что должно обеспечивать деятельность медучреждения извне. Сейчас мы выплатили аванс подрядчикам и в целом по программе освоили чуть более 3 млрд рублей.
Расходуем средства очень аккуратно и экономно. Нам недвусмысленно объяснили, что ни на копейку бюджет не увеличат, и настоятельно рекомендовали укладываться в утвержденные финансовые параметры. У ФФОМС лишних денег тоже нет. Так что шикануть, как хотели некоторые губернаторы, не получится.
«ПО РЕКОМЕНДАЦИИ МИНЗДРАВА»
– Кто занимался проектированием перинатальных центров?
– У «Ростеха» нет собственной проектной организации, и создавать мы ее не планируем, так как убедились, что самый лучший способ – это проведение конкурса. Во-первых, сразу происходит удешевление, во-вторых, появляется лучший исполнитель. В апреле 2014 года мы провели такой конкурс. По рекомендации Минздрава, с учетом сжатых сроков, отдали предпочтение Гипроздраву, имевшему готовый проект, по которому уже были построены три перинатальных центра. Мы вместе с представителем Минздрава оценили реализацию проектов на месте, центры вполне отвечали всем требованиям. В результате нам удалось сэкономить время, в апреле мы провели конкурс, в июле получили проект, а в октябре уже начали строительство. Последние объекты мы запустили в январе-феврале 2015 года. Гипроздрав у нас выступает генпроектировщиком по девяти из 14 перинатальных центров. По оренбургскому центру имелся готовый проект, разработанный другой компанией, еще четыре региона провели конкурсы до нас.
– Согласно программе, в мае 2016 года строительная часть должна завершиться. Вы укладываетесь в график?
– Проводя конкурсы подрядчиков, мы посчитали возможным выбрать организации, способные выполнить контракты сразу по нескольким лотам. Например, у нас есть северо-западный «куст» – Архангельск, Петрозаводск и Гатчина, где центры строит одна выбранная нами организация. И большинство подрядчиков у нас строят по два-три центра. Конечно, есть случаи, когда подобная схема невозможна, например, никто не поедет строить в Якутию, и там мы выбирали местного застройщика. Губернаторы, как правило, настаивали, чтобы в реализации проекта принимали участие местные организации, так как налоги в таком случае идут в региональный бюджет.
Подобрав таким образом исполнителей, мы сегодня интенсивно строим все 14 центров. В передовиках те, где мы стартовали раньше – Брянск, Оренбург. Думаю, к концу июля мы уже подведем их под крышу. После праздников, 14 мая, прошло совещание со всеми подрядными организациями, где я поставил задачу: к августу-сентябрю закрыть контуры по всем центрам, затем надо будет пускать тепло и начинать внутреннюю отделку. И потому везде, где есть отставание, мы будем ускорять процесс, бросим на это все силы.
– А раскрыты конкретные причины отставаний?
– Есть регионы, отстающие из-за подрядчика, точнее, мы ошиблись при выборе подрядной организации, обманувшей наши ожидания. Пришлось проводить замену. Закон такое позволяет. Собственно, с проблемой смены контрагента мы столкнулись в Тамбове и Ульяновске, и эти два центра у нас отстают от остальных – мы там сейчас, к сожалению, только заливаем бетонную площадку. Но гендиректор подрядчика по этим объектам пообещал мне, что к августу они сроки нагонят.
Какие-то недочеты, повлиявшие на скорость реализации проектов, допустили представители региональных администраций. В Якутии, например, вышла задержка с выделением площадки под строительство, не сразу учли климатические особенности – то банальное обстоятельство, что земля там местами промерзает очень глубоко. Где-то не учли изначальное требование Минздрава по поводу привязки перинатальных центров к действующим в регионе медучреждениям. А где-то вдруг выяснилось, что через площадку будущего строительства проходят коммуникации, которые пришлось переносить, а значит, ждать подходящего сезона. Так и накопились перекосы – в Оренбурге мы уже шестой этаж заканчиваем, а где-то только заливаем бетон.
«21 ДЕНЬ БЕТОН ЗАСТЫВАЕТ, ХОТЬ ТЫ ТРЕСНИ»
– Знаете ли вы, как обстоят дела у неподотчетных «Ростеху» девелоперов перинатальных центров?
– Некоторые продвинулись очень неплохо, сообразно нашему продвижению в Оренбурге и Брянске. А вот в Смоленске, например, ничего не получилось. Почему-то у них не пошло взаимодействие с Гипроздравом, к тому же долго решался вопрос финансирования. Я не знаю подробностей. Губернатор области Алексей Островский понимает, что своими силами не справится, поэтому приезжал к Чемезову и просил корпорацию взять объект. В принципе мы готовы, хотя понимаем, что придется начинать с нуля. И, несмотря на весь наш опыт, строительство остается строительством: если ты заливаешь бетон, 21 день он должен застывать, хоть ты тресни. Но для передачи объекта мало нашей воли, на то должно быть постановление правительства. Кроме того, правительственная программа подробно очерчивает рамки и сроки строительства: к концу 2016 года все 32 перинатальных центра должны быть введены в эксплуатацию. А если мы получим смоленский центр, в график никак не впишемся.
– Сколько в среднем стоит строительство одного перинатального центра? Из чего складывается цена объекта?
– Стоимость прежде всего зависит от количества коек. Вот мы сейчас строим центры примерно на 130–150 коек, и это обходится в среднем в 2,5 млрд рублей. Но есть еще множество специфических условий, одно дело строительство в Брянске и совсем другое – в Якутии. Калькуляция также учитывает спецификацию оборудования, которое на тот или иной центр расписал Минздрав. Все это просчитывается, и деньги строго выделяются для каждого центра. В среднем, повторю, 2-3 млрд рублей – в зависимости от количества коек. На проектирование приходится менее 1% этой суммы, проекты для наших 14 центров стоили 360 млн рублей. Большую часть денег потратим на оборудование, тем более что изделия зарубежного происхождения сильно подскочили в цене. Будем ориентироваться на импортозамещение, искать компромиссы, но, как мы договорились с Вероникой Игоревной, без потери качества. Например, у нас есть Уральский оптико-механический завод, входящий в холдинг «Швабе»: тут выпускаются инкубаторы, кювезы, где выхаживают недоношенных младенцев. Эту продукцию покупают многие западные компании, мы до включения режима санкций продавали их в Швейцарию, а уж поставить их в наши перинатальные центры сам бог велел.
– «Ростех» будет поставлять оборудование только в свои 14 центров или по всей программе?
– Мне недавно подобный вопрос задали в контрольном управлении президента: а что, если корпорация возьмет на себя закупку оборудования для всех 32 центров? И вам я отвечу так же, как и «контролерам»: с точки зрения государственных интересов это правильно, потому как за счет увеличения объемов закупки можно сократить стоимость. Но для корпорации это будет дополнительная головная боль. У нас уже сейчас один центр на выходе, а другой только строиться начинает, и сдаваться они так же будут. А некоторое медоборудование требует особых условий хранения, что для нас будет означать поиск складов, средств на их аренду и так далее. Поэтому я в контрольном управлении сказал, что, по моему мнению, мы должны закупать оборудование только для своих центров. Мы создали специальную рабочую группу, в составе которой наши специалисты, представители Минздрава, ФФОМС. И эта группа определяет уровень качества и номенклатуру оборудования, которое мы хотим закупить и, соответственно, обозначить в техзадании на конкурс поставки.
– Планирует ли госкорпорация развивать накопленные компетенции в сооружении других медицинских объектов?
– Уверен, если мы достойно справимся с задачей по перинатальным центрам, нам будут давать новые подобные поручения. И этими соображениями я, конечно же, поделился с нашими подрядчиками, чтобы мотивировать их. У нас будут новые проекты – мы будем стараться привлекать тех, кого уже знаем, на кого мы можем опереться.