25 Сентября 2023 Понедельник

Экономика самоконтроля: сколько сможет выиграть государство, снабжая больных сахарным диабетом тест-системами
Партнерский материал LIFESCAN В РОССИИ
13 ноября 2019, 11:46
5467

Государству очевидно выгодно обеспечивать пациентов с сахарным диабетом (СД) средствами самоконтроля за счет бюджета – выигрыш от сокращения финансового бремени, накапливающегося в связи с развитием заболевания и его последствиями, превысит расходы на закупку тест-полосок в полтора раза, что позволит казне экономить порядка 20 млрд рублей в год. К такому выводу пришла группа исследователей из НИУ «Высшая школа экономики» и НМИЦ эндокринологии, изучивших корреляцию между полноценным самоконтролем гликемии у больных СД и снижением эпидемиологической, а значит, и экономической нагрузки на систему здравоохранения.

По данным ВОЗ, сахарный диабет во всем мире – одна из основных причин смертности и инвалидизации населения. Пациенты с СД в два раза чаще умирают от кардиологических и сосудистых заболеваний, слепнут в 10 раз чаще, чем остальное население. Без должной медицинской помощи у таких больных развиваются серьезные осложнения СД, которые приводят к снижению рабочей̆ активности, ранней потере трудоспособности, получению инвалидности и преждевременной̆ смерти. В совокупности эти обстоятельства оборачиваются существенными расходами, обременяющими экономику государства.

Самоконтроль гликемии – такой же неотъемлемый компонент борьбы с заболеванием, как сахароснижающая терапия и приверженность пациента здоровому образу жизни. Точность определения уровня сахара в крови важна для адекватной фармакотерапии сахарного диабета. Чем точнее работает система «глюкометр+ тест-полоска», тем ниже риск возможных осложнений заболевания. В противном случае за годы некорректно проводимого самоконтроля погрешность показателей будет накапливаться, что неизбежно приведет к назначению неверных доз лекарственных препаратов. Именно поэтому наблюдаемый в России уровень обеспеченности пациентов тест-полосками, закупаемыми за счет государственных противодиабетических программ, можно назвать эпидемиологически угрожающим, а следовательно, несущим риски значительных экономических потерь. Особенно остро эти тенденции проявляются в тех регионах, где госзакупки средств самоконтроля просто не проводятся.

Для иллюстрации происходящего конкретными цифрами исследователи проанализировали целевые затраты государства и оценили их экономическую эффективность. Для проекта ученые проанализировали данные о пациентах с сахарным диабетом, получавших в 2014 году инсулинотерапию, охватив аудиторию более 1 млн человек, больных СД1 и СД2.

Затем авторы исследования определили число больных, получивших медицинскую помощь в связи с основным заболеванием или его осложнениями, значительную долю которых составили болезни системы кровообращения, глаза и придаточного аппарата, мочеполовой и нервной систем. Следом были вычислены показатели инвалидизации и смертности по причине развития СД. Собранные данные послужили базой для определения масштабов связанной с болезнью дополнительной экономической нагрузки.

Прямые медицинские издержки для бюджета страны, по подсчетам исследователей, составили в 2014 году 15 млрд рублей (подробнее о методиках оценки и расчетов – здесь). При этом большая часть медицинских расходов пришлась на оказание помощи в связи с возникновением осложнений СД, в то же время затраты на лечение основного заболевания не превысили и трети целевых расходов. Например, на терапию наиболее распространенного осложнения СД – заболеваний системы кровообращения – пришлось более 40% всех медицинских затрат национальной системы здравоохранения на оказание помощи пациентам с сахарным диабетом.

Еще почти 81 млрд рублей «съели» прямые немедицинские затраты, такие как финансирование пенсий по инвалидности, ежемесячные и единовременные денежные выплаты. Однако максимальными по объему стали косвенные издержки, отражающие производственные потери: временная или стойкая утрата трудоспособности и преждевременная смерть граждан обошлись государству в 435,2 млрд рублей.

Полученные данные совпали с результатами зарубежных исследований, выявивших обусловленность роста экономического бремени от эпидемий СД за счет увеличивающихся косвенных издержек – как правило, в странах, где проводились подобные замеры, связанные с заболеванием, немедицинские расходы заметно превышали объем прямых затрат национальной системы здравоохранения на терапию СД. Так, обобщенные данные по 25 странам Латинской Америки свидетельствуют, что производственные потери, обусловленные СД, оказались в пять раз масштабнее медицинских расходов на лечение этого заболевания.

Совокупные экономические потери, связанные с распространением сахарного диабета в России, в 2014 году превысили 531 млрд рублей, при этом большая часть финансового бремени – порядка 82% – прямого отношения к медицине не имела.

Определив принципы формирования и масштаб наносимого СД экономического ущерба, ученые решили вывести формулу нивелирования связанных с заболеванием потерь, то есть найти ответ на вопрос, насколько возможно сократить издержки, если в полном объеме обеспечить профильных пациентов средствами контроля уровня глюкозы.

Ключевой фактор, позволяющий сдерживать СД и снижать уровень затрат на борьбу с заболеванием, – возможность предотвращать и тормозить проявление осложнений. Для этого, помимо приверженности здоровому образу жизни, необходимы своевременная диагностика, доступность средств самоконтроля и адекватная сахароснижающая терапия. Увы, в настоящее время обеспеченность пациентов закупаемыми за счет государства тест-системами значительно ниже нормативного уровня, признают ведущие эндокринологи страны.

«Исходя из численности больных, находящихся на инсулинотерапии, нормативов частоты самоконтроля [«Алгоритмы специализированной медицинской помощи», утвержденные Российской ассоциацией эндокринологов] и структуры этой когорты больных по типам инсулинотерапии, расчетная усредненная нормативная потребность составляла 3,2 тест-полоски в день на одного больного, – отмечается в исследовании. – Анализ рынка государственных закупок тест-полосок показал крайне низкий уровень обеспеченности больных СД этим важнейшим инструментарием проведения самоконтроля. В 2014 году в среднем на одного больного СД приходилось 0,1 тест-полоски в день, закупленной за государственный счет».

Расчеты ученых показали: если довести уровень обеспечения больных СД тест-полосками до нормативов, рекомендуемых Российской ассоциацией эндокринологов, связанные с заболеванием финансовые потери государства можно сократить почти на 20 млрд рублей. Причем наибольшую экономию в данном случае даст минимизация косвенных издержек, обусловленная предотвращением инвалидизации пациентов.

Источник: журнал «Сахарный диабет» №20 (2), 2017 год

«Как показывают проведенные модельные расчеты, улучшение обеспеченности тест- полосками больных СД позволяет заметно сократить эпидемиологическое и, соответственно, экономическое бремя, возлагаемое этим заболеванием на общество. Если бы удалось поднять уровень потребления тест-полосок до рекомендуемого, то есть как минимум 4 тест-полоски в день для каждого больного, то это позволило бы сократить частоту развития осложнений заболевания, – пояснила один из авторов исследования, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. – Как показывает расчетная модель, проведение регулярных замеров уровня глюкозы в крови позволило бы сократить экономическое бремя на 5%. Таким образом, адекватные вложения в такой простой инструментарий проведения самоконтроля, как тест-полоски, не только могли бы окупиться, но и принесли бы существенную чистую экономическую выгоду за счет улучшения качества жизни и состояния здоровья больных СД».

В рассматриваемом периоде дополнительные расходы на госзакупки тест-полосок в объеме, позволяющем достичь нормативных показателей обеспеченности, составили бы 13,7 млрд рублей. Таким образом, суммарная экономия для государства в полтора раза превысила бы его затраты на приобретение тест-полосок для больных СД граждан страны.



Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»

Первого звонок: какие нормативные новеллы в сфере здравоохранения вступают в силу 1 сентября 2023 года