18 Февраля 2025 Вторник

НССА может снова стать единственным поставщиком услуг по санавиации
Анастасия Шеина
Мединдустрия Регуляторы
31 января 2025, 18:45

Фото: vk.com/san.aviacia
1173

Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко направил обращение президенту Владимиру Путину, содержащее просьбу о передаче всех вертолетных перевозок для оказания медпомощи «Национальной службе санитарной авиации» (НССА, входит в структуру госкорпорации «Ростех»). Об этом сообщает журнал «Эксперт» со ссылкой на имеющуюся в распоряжении копию документа. Обоснованием решения служит то, что в 2025–2030 годах планируется нарастить число вылетов до 115,5 тысячи, а НССА активно участвует в этой деятельности. Так, в 2017–2024 годах компания выполнила 82 тысячи авиационных перевозок, а с 2018 по 2021 год была единственным на федеральном уровне поставщиком таких услуг.

Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Григорий Радионов в отзыве на инициативу отметил, что регулятор «считает возможным определить НССА единственным исполнителем авиаработ в целях оказания медицинской помощи» ввиду особых целей и задач закупки, а также опыта компании в этой сфере. Он также подчеркнул, что выбор подрядчиков на конкурентной основе способствует повышению прозрачности и качества работ, эффективному расходованию бюджетных средств и развитию конкуренции.

Как отмечают в Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ), частные и региональные компании могут потерять рынок в связи с инициативой «Ростеха». По мнению отраслевых операторов, решение может привести к «вымыванию» небольших авиакомпаний в регионах, неблагоприятным социальным последствиям, созданию рисков для нормальной работы других подрядчиков. В ответ на опасения местных авиакомпаний в «Ростехе» пояснили, что даже в случае положительного решения по поводу НССА у субъектов останется право проводить электронные конкурсы и самостоятельно выбирать поставщиков. По данным госкорпорации, в 2018–2021 годах НССА, имея статус единого поставщика, обслуживала около 40 регионов, в то время как в остальных работали другие операторы. Кроме того, в «Ростехе» считают, что монопольный статус НССА в указанный период принес положительный результат – была повышена оперативность оказания услуг (время вылета вертолетов сократилось на 15 минут), улучшено техническое состояние парка и т. д.

Согласно письму главы Минздрава РФ, в 2024 году НССА заключила 41 госконтракт на выполнение медицинских авиационных перевозок в 34 субъектах РФ. По данным «Ростеха», компания осуществляет такие работы в 54 регионах страны.

Данные АВИ свидетельствуют о том, что в 2024 году на госконтракты, связанные с санавиацией, было потрачено 20 млрд рублей. Более трети этой суммы (8,7 млрд рублей) ушло на заключение договоров с НССА. Помимо этого, 37 из 98 вертолетов, использовавшихся для эвакуации в том же году, принадлежали НССА. Основой флота НССА являются вертолеты Ми-8АМТ и «Ансат» производства Казанского вертолетного завода (входит в ГК «Ростех»).

НССА уже была единым поставщиком авиауслуг в регионах с 2018 по 2021 год. Изначально монопольный статус был присвоен компании в 2018-2019 годах, но впоследствии неоднократно продлевался. С 2022 года подрядчиков для нужд санавиации стали выбирать на конкурсной основе, причем структура «Ростеха» в некоторых регионах начала уступать рынок региональным поставщикам. НССА регулярно обжалует нарушения при выборе подрядчиков местными властями, апеллируя к фактам недобросовестной конкуренции.

В 2021 году Ненецкая окружная больница им. Р.И. Батмановой досрочно расторгла контракт с НССА, что стало первым подобным случаем. Причиной послужило то, что с января 2021 года НССА трижды не смогла вылететь на задание по эвакуации пациентов. Как сообщал на тот момент источник в «Ростехе», после победы в тендере НССА не смогла получить место для базирования воздушных судов на аэродроме Нарьян-Мара, находящегося под контролем традиционного поставщика авиауслуг санавиации в регионе, проигравшего тендер НССА, – АО «Нарьян-Марский объединенный авиационный отряд».

Правительство РФ в ноябре 2024 года утвердило типовые условия контрактов на выполнение авиационных работ в целях оказания медпомощи на территории России. Постановление регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок на проведение таких работ через Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок, в том числе при заключении контракта с единственным поставщиком. До 1 января 2025 года типовой контракт для санитарной авиации регламентировался совместным приказом Минтранса и Минздрава, однако он не применялся в отношении закупок авиационных работ, которые проводятся через ЕИС.

Источник: «Эксперт»

Положение об оказании паллиативной помощи изменится

Мединдустрия

Сегодня, 17:58

Три проекта «Альфасигма Рус» стали номинантами юбилейной Платиновой унции

Фарминдустрия

Сегодня, 17:01

Подготовлен обновленный Порядок содержания детей-сирот в медорганизациях

Мединдустрия

Сегодня, 16:44

Минздрав обновит Номенклатуру специальностей медработников

Мединдустрия

Сегодня, 15:42

Регулятор приведет Правила надлежащей аптечной практики в соответствие с нормами ЕАЭС

Фарминдустрия

Сегодня, 14:35

SuperJob: врачу УЗД в Хабаровске предлагают зарплату от 180 тысяч рублей

Карьера

Сегодня, 13:32

В Самарском областном онкодиспансере назначили главврача

Мединдустрия

Сегодня, 12:57

В Бурятии на строительство корпуса для интерната направят 693 млн рублей

Мединдустрия

Сегодня, 9:46

Картина дня: дайджест главных новостей от 17 февраля 2025 года

В 2024 году ГК «Медси» увеличила выручку на 21%