Опрос, автором которого обозначена замгендиректора ЦЭККМП Юлия Ледовских, проходил в онлайн-формате с апреля по июнь 2023 года, в нем приняли участие 375 врачей-онкологов и 61 радиотерпевт из 39 субъектов РФ. Большинство опрошенных являлись сотрудниками онкодиспансеров, меньшую долю заняли врачи из федеральных клиник и центров амбулаторной онкопомощи.
Среди прочего врачей просили оценить достаточность объемов ОМС по профилю «онкология» для проведения противоопухолевого лечения и в целом доступность терапии для пациентов.
Почти половина опрошенных – 47% – отметили проблемы с получением/освоением объемов медпомощи в круглосуточном стационаре (24,5% не сталкивались с ограничениями, остальные затруднились с ответом) и 40,8% – в дневном (26,8% и 32,3% соответственно). Детализации этих ограничений в исследовании не представлено.
Так или иначе сталкивались с недоступностью противоопухолевых препаратов порядка 60% врачей – это касается круглосуточного, дневного стационаров и амбулаторной медпомощи (льготное лекобеспечение). Что именно входит в понятие «доступность», вопрос также не конкретизировал: под это описание подпадает как нехватка объемов ОМС на оплату препаратов, так и отсутствие позиций в клинико-статистических группах (КСГ) или физическая недоступность препаратов.
Тем не менее на вопрос «Стала ли доступней медицинская помощь для пациентов, страдающих солидными опухолями, в 2019–2022 годах?» большинство респондентов – 73% – ответили утвердительно, 15,6% – отрицательно, а 10,6% респондентов затруднились ответить.
В отдельном блоке у врачей интересовались, как они оценивают развитие системы оплаты онкологической лекарственной терапии по КСГ в 2018–2023 годах. Мнения по этому вопросу разделились: большинство подтвердили, что в большей степени система стала адекватнее затратам (43,1% против 35,8%), понятнее (53% против 26,8%), одновременно 42% заметили, что затраты больницы стали покрываться меньше.
Подавляющее большинство врачей – также более 60% – подтвердили, что в первую очередь при выборе схемы противоопухолевого лечения смотрят на ее дефицитность или профицитность в модели КСГ. Это коррелирует с другим выводом исследования: респонденты признают, что тарифы на химиотерапию в 2019–2022 годах были скорее недостаточными, «определенно да» и «скорее да» ответили более 45% респондентов, 39,7% – «скорее нет» и «определенно нет», остальные затруднились ответить.
Недостаточным в целом названо количество схем противоопухолевой терапии в группировщике КСГ – так считают 46,1% респондентов, за достаточное количество проголосовали только 25,5%. Существующие схемы, с точки зрения онкологов, понятно описаны и соответствуют реальной практике в части описания режимов дозировки – за такие опции проголосовали более 2/3 участников анкетирования.
Не удалось выявить однозначного мнения онкологов о том, стоит ли переходить на другую модель финансирования – бюджетно-сметную, по факту выполнения услуг либо по клинико-профильной группе (КПГ). Около 40% предложили остаться на текущей модели КСГ, 28,2% склонились к переходу на оплату по смете, 10,8% – по КПГ.
Затраты системы ОМС на онкологическую помощь в 2019–2024 годах, по сравнению с прошлыми периодами, резко выросли вместе со стартом федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». Благодаря ежегодной федеральной финансовой помощи (в среднем, в размере 120–140 млрд рублей) удалось повысить профильный бюджет с 271 млрд рублей в 2020 году до 369,5 млрд рублей в 2023-м. В 2024-2025 годах бюджет вновь увеличится.
Одновременно в этот период стала развиваться система КСГ для оплаты онкологического лечения. Стало заметно больше групп для оплаты химиотерапии: на сегодня, например, терапия солидных опухолей оплачивается по тарифам 19 уровней, а в списке лекарственных схем – 803 позиции в круглосуточном и дневном стационарах.
Регионы, тем не менее, продолжают заявлять о недостаточности бюджета ФФОМС на медпомощь по профилю «онкология», притом что в 2024 году Минздрав РФ пересчитал и сократил стоимость большинства тарифов на солидную химиотерапию, а с 2025-2026 годов планирует начать оплачивать некоторые дорогостоящие препараты за фактическое их потребление (а не за случай лечения в целом, как сейчас).