Документ представляет собой перечень мероприятий из 40 наименований, которые перечислены в восьми блоках, с установленными сроками реализации.
Так, среди тематических блоков:
– «Совершенствование обращения лекарственных средств для медицинского применения»,
– «Совершенствование ценообразования на лекарственные препараты и установление приоритета российской фармпродукции»,
– «Системные меры поддержки организации производства лекарственных средств на территории России»,
– «Поддержка экспорта российской фармпродукции»,
– «Создание общей научно-исследовательской инфраструктуры»,
– «Декомпозиция задач для смежных отраслей российской фармацевтической промышленности»,
– «Подготовка научных, технологических и производственных кадров для российской фармацевтической отрасли».
К июлю 2024 года, согласно плану, Минздраву, Минобрнауки, Минпромторгу, ФМБА, РАН и Роспотребнадзору нужно представить в правительство предложения по разработке технологий, позволяющих на ранних этапах оценивать перспективы производства того или иного препарата. Инициативы должны учитывать потребности учреждений здравоохранения в новых лекарствах.
В октябре 2024 года Минздрав, Минпромторг, ФАС и ФМБА начнут разрабатывать законопроект о наделении Правительства РФ полномочиями по утверждению перечня стратегически значимых лекарственных средств, производимых в России.
Также предполагается, что в апреле 2025 года Минпромторг, Минздрав, Минфин, Минэкономразвития и ФАС приоритизируют для госзакупок стратегически значимые препараты. Для этого фармкомпаниям необходимо обеспечить на территории России или стран ЕАЭС все стадии производства.
В июне 2025 года Минпромторг сформирует базы данных регуляторных требований зарубежных стран, перспективных для развития экспорта российских лекарственных средств.
Первичный мониторинг проведенной работы проведут в 2026 году.
В качестве дополнительных механизмов поддержки предприятий фармотрасли планируется задействовать субсидирование расходов на разработку и исследование по ключевым компетенциям, направлениям и технологиям, грантовую поддержку доклинических и клинических исследований востребованных лекарств.
Кроме того, запланировано создание правовой основы для появления договоров о целевом обучении в вузах за счет бюджета, которые абитуриенты смогут заключать с фармпредприятиями. Это даст возможность для последующего притока в отрасль квалифицированных кадров.
Первую версию стратегии «Фарма-2030» Минпромторг представил в июле 2018 года. Документ носил рамочный характер и не включал четких индикаторов. Там говорилось о внедрении технологических компетенций, обеспечении достаточного уровня материально-технического развития и росте экспорта. После этого документ дорабатывался. Очередную версию представили на форуме «Биотехмед» осенью 2021 года, где большая роль была отведена перспективе разработки в России инновационных лекарств, рассчитанных в том числе на зарубежные рынки. В 2022 году эта версия потеряла актуальность.
В июне 2023 года, спустя пять лет после того, как был представлен первый вариант стратегии, Правительство России переутвердило план. Ключевые показатели стратегии к 2030 году (по отношению к уровню 2022 года): рост фармрынка в деньгах на 67% – до 3,7 трлн рублей; в упаковках на 5,3% – до 5,38 млрд упаковок; доля отечественных лекарств в общем объеме потребления в деньгах – рост с 36,6% до 42,7%, в упаковках – с 61,8% до 66,6%.
В марте 2024 года президент России Владимир Путин поручил правительству представить предложения о целесообразности корректировки Стратегии развития фармпромышленности России на период до 2030 года. Поручение должно быть исполнено до 1 июля 2024 года.