Необходимый на выплаты объем средств в 2022 году подсчитан с учетом увеличения темпа роста заработной платы в 2023 году на 108,7% при среднемесячном доходе от трудовой деятельности в размере 55 732 рубля. По прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденному в сентябре 2023 года, на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, показатели на 2023 год составляют соответственно 112,4% и 56 967 рублей. Из-за разницы параметров возникла дополнительная потребность в 30,4 млрд рублей.
В сентябре 2022 года Минздрав России порекомендовал регионам до введения так называемой новой системы оплаты труда, запуск которой в пилотном режиме намечен на 2025 год, за счет собственных ресурсов «активизировать работу по совершенствованию» действующих систем, нарастить долю оклада в структуре зарплат медработников на уровне не ниже 55–60% (без учета компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях), самим регулировать соотношение постоянной и переменной составляющих в зарплатах и установить единый размер выплат в однотипных медучреждениях по одинаковым специальностям. Похожие рекомендации на 2023 год дала Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительство РФ в октябре 2022 года распределило по регионам дополнительные 58,6 млрд рублей на оплату медпомощи, оказанной в 2021-2022 годах по ОМС. Среди основных заявленных целей федеральной субсидии не только господдержка клиник, но также сохранение темпов роста зарплат медработников, согласно целям майских указов президента. Средства в этом случае поступали из резервного фонда в бюджеты ТФОМС.
Однако в январе 2023 года Общероссийский народный фронт (ОНФ) провел мониторинг зарплат медработников, чтобы узнать, насколько их доход отличается от нормативов, установленных майскими указами президента России от 2012 года. О том, что зарплата недотягивает до этих уровней, заявили 75% респондентов ОНФ.
Исполнение указа президента №597 от 7 мая 2012 года, который предполагает сохранение уровня зарплаты врачей на уровне не менее 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе, по крайней мере в 2019 году, по данным Счетной палаты РФ, проходило с опережением: фактически врачи получали 400% от нормы, средний персонал – 99,1% от среднего значения.