Уровень зарплаты среднего медперсонала в 2019 году составил 99,1% от целевого значения в 100% от средней зарплаты в регионах. Согласно указу №597, целевой уровень для младшего персонала должен составлять 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе (фактический показатель в 2019 году – 89,9%), для врачей – 200% (фактический показатель в 2019 году – 400%).
Отдельно аудиторы отметили, что не достигли целевого показателя средней зарплаты младшего медперсонала в 48 субъектах. Это связано с «неравномерностью выполнения учреждениями объемов медицинской помощи, планов по оптимизации расходов в части привлечения дополнительных финансовых средств от внебюджетной деятельности и межтерриториальных расчетов, недостаточностью средств в системе ОМС».
При этом в федеральных организациях показатели указов достигнуты по всем категориям медработников. Более высокий уровень оплаты труда в федеральных учреждениях связан с тем, что в них в большинстве оказывается высокотехнологичная медпомощь, говорится в отчете СП.
Номинально начисленная заработная плата врачам и медработникам с высшим медобразованием в 2019 году ежемесячно составляла 80,7 тысячи рублей на человека, среднему медперсоналу – 39,5 тысячи рублей, младшему – 35,8 тысячи рублей.
Повышение уровня оплаты труда сопровождалось сокращением численности медперсонала. По данным Росстата, с 2013 года общая численность медработников снизилась с 2,7 млн человек до 2,1 млн человек в 2019-м. Больше всего снизилась численность младшего медперсонала – с 687,1 тысячи человек до 266,3 тысячи человек (на 61,3%). Укомплектованность штатов медицинскими кадрами на протяжении 2013–2019 годов также с каждым годом снижалась.
Ранее в СП уже заявляли о том, что уровень зарплат медиков растет недостаточно интенсивно, чтобы соответствовать целевым показателям майских указов. Причиной недостижения показателей является в том числе сокращение расходов государства на здравоохранение. «В условиях существенного роста оплаты труда медицинских работников доля расходов консолидированного бюджета на здравоохранение с 2012 года изменялась незначительно, а с 2016 года отмечается даже ее снижение», – констатируют аудиторы.
Реализация указов 2012 года, подчеркивается в отчете, осуществлялась в условиях децентрализации регулирования оплаты труда медработников, когда субъекты сами регулируют системы оплаты труда работников региональных медучреждений. Это привело к значительной дифференциации зарплат, что «существенно затруднило» реализацию майских указов.
Для ликвидации разницы в зарплатах от региона к региону в ноябре 2020 года Правительство РФ получило право устанавливать единую систему оплаты труда для работников системы здравоохранения, которая должна быть внедрена с 2022 года. Система предполагает внедрение фиксированного уровня окладов, ставок зарплаты, перечня и условий стимулирующих выплат. Отраслевую систему оплаты труда Счетная палата предлагает ввести и в своем отчете.