ГП не обнаружила нормативных противоречий в решении Минздрава ограничить максимально допустимый размер на платежи по лизинговым договорам по ОМС, поскольку министерство вправе корректировать Правила ОМС, включая методику расчета тарифов. Генпрокуратура считает решение обоснованным и по ряду других причин.
Приказ №789н, который ввел лимит в Правила ОМС, принят Минздравом после «замечаний» Федерального казначейства, говорится в ответе на письмо Национальной ассоциации негосударственных медорганизаций (НАНМО) о проверке законности нового лимита, с которым ознакомился Vademecum.
В Генпрокуратуре не уточняют, чем именно было недовольно казначейство, но считают, что новелла направлена на «ограничение экономически необоснованного завышения арендных платежей, а также сокращение кредиторской задолженности медицинских организаций по другим статьям расходов».
Минздрав, ранее давая пояснения к нормативному изменению, обходился общими фразами о необходимости сделать расходование средств ОМС на лизинг «более эффективным» и прозрачным. Среди других аргументов ведомства – желание перенести финансовую нагрузку с системы ОМС на бюджеты регионов, в обязанности которых, уверены в министерстве, и входит снабжение подведомственных клиник медтехникой. У Минздрава также был тезис о необходимости соблюдать «устойчивость» системы ОМС и ликвидировать «диспропорцию» в статьях расходов ОМС клиник.
Ответ Генпрокуратуры косвенно подтверждает, что Правила ОМС изменились отчасти из-за ряда уголовных дел, когда компании либо самостоятельно, либо в сговоре с медорганизациями искусственно завышали арендную ставку в отношении медоборудования либо заключали фиктивные договоры аренды, присваивая бюджетные средства.
В июне 2023 года по такому делу признана виновной бывшая замминистра здравоохранения Республики Бурятии и экс-главврач городской поликлиники №6 Наталья Бухольцева. Следствие и суд установили, что Бухольцева, являясь главврачом поликлиники, в конце 2017 года вступила в сговор с представителем неназванной компании, чтобы похитить деньги медучреждения под видом оплаты фиктивного договора аренды офтальмологического медоборудования.
Правоохранительные органы и ранее раскрывали подобные схемы: в марте 2021 года в Ставропольском крае МВД возбудило уголовное дело в отношении двух предпринимателей, которые предоставляли в аренду больницам медоборудование по значительно завышенной стоимости. По версии следствия, обвиняемые через подконтрольные им фирмы искусственно создавали видимость конкурентной борьбы для получения контрактов на аренду рентген-аппаратов. Фигуранты заключили два контракта на сумму более 19 млн рублей, что в два раза превышает рыночную стоимость аналогичного оборудования, уточняли в пресс-службе ГУ МВД по Северо-Кавказскому ФО. Итоговый ущерб клиникам составил 9 млн рублей.
О фактах искусственно завышенной стоимости аренды медобрудования в 2017 году сообщали и в СУ СКР по Ульяновской области. Тогда стало известно о том, что сотрудники Ульяновской ОКБ пытались похитить средства в сговоре с аффилированными поставщиками оборудования.
Ограничение на лизинговые платежи за счет бюджета ОМС Минздрав ввел в январе 2023 года. Поправка гласит: размер лизингового платежа теперь составляет максимум 1 млн рублей в год (ранее – без ограничений для договоров лизинга без выкупа оборудования), если медорганизация не имеет просроченной кредиторской задолженности, а если задолженность есть, лишь 100 тысяч рублей. Правила лизинга медтехники за счет иных источников бюджета не изменились.
Новое положение Правил ОМС пытались, пока безуспешно, оспорить в НАНМО через обращение в Минздрав, Правительство и Генпрокуратуру РФ. Против лимита выступила и Счетная палата РФ, аудиторы которой зафиксировали срыв закупок медоборудования в госклиниках семи регионов из-за решения министерства.