Согласно предыдущей редакции Порядка, размер НСЗ не должен был превышать «среднемесячный размер планируемых поступлений средств территориального фонда на очередной год». Эту строчку Правительство РФ исключило из 326-ФЗ во время подготовки законопроекта об электронных полисах ОМС, который был принят Госдумой в конце ноября. Теперь ФФОМС внес соответствующие изменения и в правила расходования средств НСЗ.
Кроме того, фонд добавил к статьям трат средств НСЗ и компенсацию клиникам недополученных доходов в связи с сокращением объемов медпомощи во время ограничительных эпидмероприятий. Несмотря на то что в бюджетах фондов на 2021 год была прописана возможность компенсации медорганизациям таких расходов, порядка использования таких выплат не было, что, по утверждению самих ТФОМС, лишало их возможности оплатить растущие долги перед клиниками.
Сейчас НСЗ используется на межтерриториальные расчеты (МТР), допобразование медиков, приобретение медоборудования и его ремонт, зарплату вновь нанятым медработникам и допобеспечение терпрограмм ОМС. Причем МТР зачастую занимает наибольшую долю страхового запаса. Так, в бюджете ТФОМС Кировской области на расчеты с другими регионами на 2021 год зарезервировано 1,49 млрд рублей, в то время как весь НСЗ ограничен 1,52 млрд рублей.
В связи с низкими темпами расходования НСЗ на зарплату врачам, в Минздраве в ноябре 2021 года предложили расширить список организаций – получателей дотаций и включили в него профильные диспансеры и родильные дома.
UPD. В новость от 6 декабря 2021 года о проекте поправок в правила расходования средств НСЗ 4 февраля 2022 года были внесены изменения в связи с утверждением приказа ФФОМС №149н от 29 декабря 2021 года «Об установлении Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования».