В публикациях на своей странице в Facebook Элина Сушкевич выражала благодарность коллегам за поддержку и веру в ее невиновность. «На судебном заседании в качестве доказательств необходимости взять Элину Сушкевич под стражу были предоставлены скриншоты постов, датированных 2020 годом, из социальной сети Facebook, в которых Элина поблагодарила коллег за поддержку. Суд счел, что Элина не соблюдала установленный режим меры пресечения в ходе судебного процесса в Калининграде, общаясь с коллегами, и через них оказывала давление на присяжных», – рассказал Бабасов.
Он подчеркнул, что события, относящиеся к калининградскому процессу, по которому Сушкевич и Белую оправдали, не имеют отношения к нынешнему. «Калининградский процесс завершен. Сейчас начался новый процесс, наказывать за нарушения в ходе закончившегося процесса – это незаконно. <...> После оправдательного решения по делу Сушкевич и Белой по инициативе обвинения в Калининграде были опрошены присяжные. Их опрашивали на предмет взаимодействия с обвиняемыми, но никаких доказательств давления на присяжных получить не удалось. Мы считаем судебное решение [Мособлсуда по поводу меры пресечения. – Vademecum] незаконным и будем его обжаловать», – подчеркнул адвокат.
Еще одним аргументом суда в пользу заключения Сушкевич под стражу стал факт ее проживания в том же городе, что и свидетели. Более того, Московский областной суд принял во внимание отсутствие у подсудимых жилья в Московской области. Между тем они обе ходатайствовали о повторном рассмотрении дела в Калининградской области, но прошения были отклонены и дело передали Мособлсуду.
Уголовное дело об убийстве (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ) возбудили в 2019 году. В 2018 году акушеры Калининградского областного роддома №4 экстренно приняли роды у женщины, которая прибыла в медучреждение на 24-й неделе беременности. Несмотря на тяжесть состояния родившегося мальчика, бригаду неонатологов из областного перинатального центра вызвали лишь через несколько часов. В ее составе была Элина Сушкевич. Спасти ребенка не удалось, и вину за его смерть возложили на нее и и. о. главврача роддома Елену Белую, которую также обвинили в организации убийства.
Сначала врачей поместили в СИЗО, однако после широкого резонанса в СМИ и возмущения врачебного сообщества перевели под домашний арест и назначили запрет определенных действий. В декабре 2019 года Сушкевич и Белой разрешили пользоваться интернетом и другими средствами связи. Именно в этот период, говорит адвокат Камиль Бабасов, его подзащитная публиковала в соцсетях тексты со словами благодарности коллегам за поддержку.
В декабре 2020 года коллегия присяжных заседателей вынесла врачам оправдательный вердикт: пятеро высказались за такое решение, трое – против. Через несколько дней Калининградский областной суд огласил оправдательный приговор. В апреле 2021 года по ходатайству прокуратуры, оспорившей решение суда, начались заседания Первого апелляционного суда общей юрисдикции в Москве.
В конце мая суд отменил оправдательный приговор и постановил вернуть дело на новое рассмотрение в Калининградский областной суд, а в июне Верховный суд (ВС) РФ удовлетворил ходатайство заместителя генерального прокурора РФ Игоря Ткачева о рассмотрении уголовного дела в Московском областном суде. Обвиняемые пытались оспорить решение ВС, но сделать это не удалось.
Камиль Бабасов утверждает, что следствие не предоставило веских доказательств для заключения подсудимых под стражу. Но несмотря на это, суд принял решение о помещении их в СИЗО до 4 января 2022 года.