Яндекс.Метрика
26 Июня 2022
Vademecum с прямой доставкой: подписывайтесь на журнал
4 апреля 2022, 12:00
Доступно исследование «Онкологическая помощь в частных клиниках»
2 декабря 2021, 16:00
Шарко шагая: как санкур перенес пандемию и попытался обернуть ее последствия в свою пользу
20 июня 2022, 14:55
Ноунейм ковчег: какой инфраструктурой пополнилась инфекционная служба за годы пандемии и как по ее окончании будут использоваться ковидные стационары
6 июня 2022, 19:40
26 июня, 11:46

«Страна задолжала здравоохранению». Инвесторы – о последствиях запрета свободного расходования средств ОМС

Дарья Шубина, Дмитрий Камаев
25 марта 2021, 14:25
Фото: Яндекс
Правительство РФ подготовило поправки в 326-ФЗ «Об ОМС», конкретизирующие статьи, на которые запрещено тратить средства ОМС, среди них – возмещение капитальных затрат, приобретение транспорта, имущества, а также погашение кредитов. На возможности свободно расходовать эти деньги настаивали члены Национальной ассоциации негосударственных медорганизаций (НАНМО). Теперь они сомневаются в целесообразности дальнейших инвестиций в проекты, ориентированные на работу по ОМС.

Проект поправок пока не опубликован, но изменения планируется реализовать через законопроект № 875655-7, прошедший первое чтение и находящийся на рассмотрении в Госдуме РФ. Согласно предлагаемым изменениям, медорганизациям, работающим в ОМС, при отсутствии у них просроченной кредиторской задолженности и долгов по зарплате, а также только после завершения участия в реализации терпрограммы в текущем году разрешается использовать полученные за медпомощь средства ОМС «в том числе по направлениям, не предусмотренным программами ОМС», за исключением некоторых статей расходов.

К исключениям относятся капитальные вложения, приобретение недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, акций, уплата процентов и погашение основной суммы долга по целевым кредитам, уплата иных платежей, предусмотренных кредитными договорами, включая платежи, связанные с предоставлением кредита, уплата процентов и погашение основной суммы долга по целевым займам.

За использование средств ОМС на указанные цели полагается штраф в пользу территориального фонда. Медорганизация должна будет вернуть фонду 10% от суммы нецелевого использования средств и пени (0,03 ставки рефинансирования ЦБ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки). Контроль за целевым расходованием будет осуществлять ТФОМС.

Основные позиции законопроекта обсуждаются с лета 2020 года. Частные клиники лоббировали исключение из 326-ФЗ тезиса о целевом характере средств ОМС и отмене ограничений на их использование. На «круглом столе» 27 июля 2020 года глава ФФОМС Елена Чернякова согласилась с позицией частных игроков, сказав, что структура тарифа должна остаться лишь для определения «нормативной стоимости единицы услуги». «Ни один контролирующий орган сегодня не заходит в учреждение образования и не смотрит, на самом ли деле столько ли выплатили зарплаты, сколько в структуре тарифа заложено и умножено на объем заказанных услуг по образованию, сколько купили авторучек и так далее. Такой атавизм сохранился только в системе ОМС», – подчеркнула она.

По итогам «круглого стола» Минфин направил позитивный отзыв на предложения клиник в Комитет Госдумы по охране здоровья, поддержали поправки и в Минздраве. В Минфине посчитали «возможным» после проведения контроля, сроков, объемов качества медпомощи направить средства ОМС на укрепление «материально-технической» базы медорганизаций, а также на погашение процентов по кредитам.

Минздрав в своем отзыве, с которым ознакомился Vademecum, заверил, что законопроект №875655-7 снимет ограничения на использование средств ОМС и даст возможность использовать их на уставные цели медорганизаций. В итоге в сентябре ведомство внесло в правительство законопроект, исключив п. 5 из ч. 2 ст. 20 326-ФЗ, в котором закреплена обязанность медицинской организации использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, а также отменив ответственность за нецелевое использование средств ОМС (ч. 9 ст. 39). Однако эта редакция так и не дошла до рассмотрения Госдумой, изменившись к марту 2021-го.

Новая версия законопроекта оставляет в силе п. 5 ч. 2 ст. 20 326-ФЗ, не содержит предложений частных клиник и, наоборот, конкретизирует ответственность за нецелевые расходы.

«Я как эксперт в сфере здравоохранения оцениваю текущее состояние медицинской инфраструктуры (зданий, строений, оборудования) как критическое. По моей оценке, страна задолжала здравоохранению. Добавьте к этому дефицит кадров, падение интереса к профессии, снижение, если не полное отсутствие, трансфера технологий из стран Америки и Европы, медленную потерю лучших практик, и перед нами открывается полная картина состояния дел», – говорит президент ГК «МедИнвестГрупп» Сергей Нотов.

По его мнению, решить «наболевшие вопросы» можно в течение пяти лет, если кардинально изменить подходы к расходованию средств, полученных медорганизациями за работу в системе ОМС.

«Сегодня проект закона запрещает финансирование за счет средств, полученных в системе ОМС на цели строительства современных высокотехнологичных центров, приобретение дорогостоящего оборудования, оплату кредитов банков, и это является основным стоппером назревших изменений, – считает Нотов. – Снятие всех и любых запретов расходования честно заработанных средств в системе ОМС станет безусловным драйвером для масштабных финансовых инвестиций как банковской системы, так и крупных российских корпораций. Вот что нужно делать в первую очередь».

Председатель правления МИБС Аркадий Столпнер отмечает, что если законопроект будет принят в этой редакции, инвестиционная привлекательность высокотехнологичных сегментов медицины приблизится к нулевой, так как ввиду низкой платежеспособности населения такие проекты могут быть ориентированы в основном на работу по ОМС.

«Если объем выручки на 45–50% приходится на ОМС, а использование этих средств строго регламентировано, то бизнес будет нуждаться в постоянной поддержке за счет собственных ресурсов или средств инвесторов. В таких условиях трудно говорить не то что о развитии, но и о перспективах существования такого бизнеса», – полагает он.

В ФФОМС и Минздраве газете «Коммерсантъ» сообщили, что последняя версия поправок «направлена исключительно на обеспечение и защиту прав граждан для получения ими качественной медпомощи» и не вводит дополнительных ограничений. Поправками в 326-ФЗ понятие «структура тарифа на оплату медпомощи» заменяется на «расходы, включаемые в тариф на оплату медпомощи». В расходы, как и прежде, включается зарплата, приобретение лекарств, расходных материалов, инструментов, реактивов, питание, транспортные и коммунальные услуги, работы по содержанию имущества и другие статьи. Порог в 100 тысяч рублей на закупку оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря законопроектом поднимается до 400 тысяч рублей, а к работам по содержанию имущества предлагается отнести и «техническое обслуживание и ремонт основных средств».

Источник: Vademecum
Поделиться в соц.сетях

Ещё новости

Опрос: за медуслугами по самостоятельно купленному полису ДМС обращаются 2,2% россиян
24 июня 2022, 19:28
Клиникам разрешили использовать остатки средств от оказания ВМП-II на свои нужды
21 июня 2022, 20:18
СП: экспертиза медпомощи в федеральных клиниках проводилась с дефектами
21 июня 2022, 17:14
В перечень медизделий для упрощенной регистрации вошло лабораторное оборудование и реагенты
21 июня 2022, 13:08
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.