16 Мая 2024 Четверг

ТФОМС Московской области собрался исключить из системы ОМС не получившие объемы клиники
Дарья Шубина, Дмитрий Камаев
Мединдустрия
22 марта 2021, 23:27

Фото: twitter.com/fomsmo
9144

ТФОМС Московской области разослал руководителям более 20 медицинских организаций письмо о расторжении договора на оказание и оплату медпомощи по ОМС. В фонде ссылаются на обновленный 326-ФЗ «Об ОМС», согласно которому в таком договоре должны быть прописаны плановые объемы медпомощи, а попавшим под секвестр медорганизациям комиссия по разработке терпрограммы ничего в 2021 году не выделила. В клиниках не согласны с предложением ТФОМС МО, а эксперты отмечают, что позиция фонда противоречит другим пунктам законодательства.

Первый вариант письма ТФОМС разослал 9 марта, но он ошибочно пришел и к тем медорганизациям, которые объемы на 2021 год получили. Поспешно отозвав эту рассылку, сотрудники фонда подготовили новую. Подлинность письма Vademecum подтвердили сразу несколько получивших его клиник. В ТФОМС МО пока не ответили на запрос.

По информации Vademecum, в списке оказались более 20 медорганизаций, в основном частных. Например, Клиника амбулаторной онкологии и гематологии доктора Ласкова, «Москворечье», Gamma Clinic и K+31 (обе входят в ГК «МедИнвестГрупп»),  «Нефросовет», GMS, «Семейная», Юсуповская больница, а также детский санаторий «Кратово» Минздрава РФ, ЦДКБ ФМБА и другие. Фонд направил им «для подписания» допсоглашение о расторжении договора на оказание и оплату медпомощи по ОМС на 2021 год «в связи с не выделением медицинской организации Комиссией по разработке Московской областной программы ОМС объемов предоставления медпомощи на 2021 год» (авторская орфография сохранена). В качестве аргумента ТФОМС привел ч. 1 ст. 39 326-ФЗ. В ней описывается договор, а с 1 января уточняется, что в нем должна идти речь об объемах медпомощи. Этот тезис дублируется и в типовой форме договора, тоже обновленной в нынешнем году.

В фонде требовали направить «заполненное, подписанное и заверенное печатью» допсоглашение в семи экземплярах до 16 марта. Как уточнил Vademecum, сделали это далеко не все получившие уведомление ТФОМС. Одни заняли выжидательную позицию, другие приостановили прием пациентов по ОМС, третьи направили запросы в Минздрав и ФФОМС и готовятся к оспариванию в суде.

Основатель и генеральный директор Клиники амбулаторной онкологии и гематологии Михаил Ласков уточнил, что последние 10 месяцев клиника оказывает медпомощь обратившимся по ОМС пациентам за свой счет, а теперь и это делать не сможет. «Гораздо больше от этого тезиса в 326-ФЗ пострадают госклиники, а не частные, которые умеют и без «организованного» пациентопотока зарабатывать. Я мало знаю частных клиник, которые выросли только благодаря ОМС.  А вот любую госмедорганизацию теперь можно точно так же быстро «вымести» из процесса. И если раньше, скажем, завотделением должен был выстраивать отношения с главным врачом, то теперь и от него ничего не зависит,  – говорит он. – Дальше – демотивация. Зачем развивать свое отделение, врачей или себя самого, если в любую секунду это может утратить всякий смысл? А пациентов вообще в этой схеме нет. То, что человек привык лечиться в определенном месте, там работает его врач, никого не волнует. Исходя из писем и новых позиций в законе, «лазеек» для людей, которые надеются получить помощь там, где им хотелось бы, нет. Знаете, это не совсем эффективно, осталось поработать с желанием людей жить. Если и его не будет, то управлять потоками станет совсем просто».

Заместитель директора ГК «Нефросовет» Роман Джапаридзе считает, что письмо ТФОМС МО не должно сеять панику среди медицинских организаций. «В данном случае необходимо понимать, что, согласно п. 4 ст. 15 326-ФЗ, медицинские организации, включенные в реестр ОМС, не имеют права в течение года, в котором они осуществляют деятельность в сфере ОМС, выйти из числа таких медицинских организаций, за исключением случаев ликвидации медицинской организации, утраты права на осуществление медицинской деятельности и банкротства. Таким образом, все попытки исключить вашу компанию из реестра ОМС методом писем или иных подобных обращений, при надлежащем сопротивлении со стороны медицинской организации, будут для фонда ОМС провальными», – отметил он. У «Нефросовета» уже был опыт, когда в Кировской области компанию в одностороннем порядке исключили из реестра медорганизаций, работающих по ОМС. Тогда свою правоту клинике удалось доказать в Верховном суде. С ТФОМС МО, по словам Джапаридзе, пока удалось «на словах» договориться о том, чтобы остаться в реестре.

Позицию Романа Джапаридзе поддерживает адвокат OneginGroup Алексей Николаев, который тоже ссылается на ст. 15 и отмечает, что медорганизации не могут выйти из реестра в течение года, за исключением случаев своей ликвидации, утраты права на осуществление медицинской деятельности, банкротства и так далее. «Предложение ТФОМС МО медицинским организациям, уже включенным в систему ОМС и с которыми уже заключены договоры, расторгнуть договоры по причине невыделения объемов не соответствует нормам 326-ФЗ», – полагает он.

В ФФОМС пока не ответили на запрос Vademecum. В ФАС же сообщили, что письмо ТФОМС в ведомство не поступало, но предложили обращаться с жалобой на невыделение объемов. К слову, еще в 2018 году ФАС утвердила «дорожную карту», согласно которой доля частных клиник в системе ОМС в разных регионах должна расти год от года. Мероприятия этой «дорожной карты» были рассчитаны до 2021 года.

«Сохраняется озабоченность в отношении объемов медпомощи. Помимо попыток жестко регулировать систему, надо говорить об увеличении финансирования здравоохранения. При существующем дефиците территориальных программ ОМС мы видим только стремление оптимизировать и перераспределить то, что есть. Кроме того, неоднократно заявлялось о необходимости расширения участия в системе ОМС частных медорганизаций – это приветствовалось. Теперь же они «режутся» в первую очередь, вне зависимости от того, что на этот счет думают пациенты. Инициатива ТФОМС очевидно влияет на реализацию важного права пациента на выбор медицинской организации», – прокомментировал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.

По мнению управляющего партнера OneginGroup Ольги Зиновьевой, позиция ТФОМС МО является практической реализацией позиции отдельных судей, ранее выраженной в решениях по взысканию сверхобъемов, о том, что медпомощь, не охваченная плановыми объемами, вообще не входит в терпрограмму.

«Подогретая ситуация в системе ОМС и циничные манипуляции страховых компаний и фондов правом пациентов на выбор медицинской организации и врача, а также правом хозяйствующих субъектов на свободный доступ на товарный рынок (а юридическое признание ОМС товарным рынком произошло много лет назад) крайне нуждается как в правовой оценке высших судов, так и во вмешательстве Федеральной антимонопольной службы. Что же до письма ТФОМС, то, поскольку речь идет о подписании заведомо незаконного дополнительного соглашения к договору, можно рекомендовать клиникам, получившим такие извещения, воздержаться от подписания предложенных допсоглашений и предложить ТФОМС МО попытаться в судебном порядке расторгнуть эти договоры», – заключила она.

Источник: Vademecum

Двух врачей клиники Хайдарова поместили под домашний арест

Мединдустрия

Сегодня, 18:55

Башанкаев: Госдума ждет решения Минздрава по списку «опьяняющих» водителей лекарств

Мединдустрия

Сегодня, 18:27

Минздрав намерен еще на год отложить перевод медкнижек в электронный вид

Мединдустрия

Сегодня, 17:01

Правительство изменило правила регулирования цен на дефектурные препараты

Фарминдустрия

Сегодня, 16:24

Прокуратура проверит информацию о массовом увольнении медиков в двух регионах

Мединдустрия

Сегодня, 15:57

Глава Минздрава Крыма покинул пост

Мединдустрия

Сегодня, 12:21

«Мединтех» получит 1,2 млрд рублей на достройку производства шприцев в астраханской ОЭЗ

Мединдустрия

Сегодня, 11:38

Минобрнауки до конца 2028 года направит 2 млрд рублей на четыре медицинских проекта

Медобразование

Сегодня, 10:08

Михаила Мурашко исключили из наблюдательного совета «Ростеха»

Мединдустрия

Сегодня, 9:32

Картина дня: дайджест главных новостей от 15 мая 2024 года