19 Мая 2024

Совет Федерации: в 25 регионах России отсутствуют инфекционные больницы
Сергей Галаянц
Мединдустрия COVID-19
24 февраля 2021, 19:46

Фото: government.ru
3142

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 24 февраля провел встречу с членами Совета Федерации (СФ), обсудив с ними вопросы внутренней социальной политики Правительства РФ. Заместитель председателя СФ Галина Карелова рассказала премьеру, что в настоящее время в 25 регионах России отсутствуют инфекционные больницы, и попросила ускорить разработку и принятие «отдельной крупной стратегической программы по модернизации инфекционной службы на период до 2026 года».

«Новые вызовы высвечивают и особо острые проблемы, которые требуют дальнейшего решения, одна из них – это необходимость модернизации инфекционной службы. В этом плане уже тоже многое начато. В экстремальной ситуации удалось совместными усилиями федеральных и региональных властей оперативно построить 40 быстровозводимых инфекционных госпиталей, и в текущем году на реализацию мер по развитию инфекционной службы тоже выделяются весьма солидные средства. Однако в 25 регионах все еще отсутствуют инфекционные больницы, сохраняется дефицит медицинских кадров в этом сегменте, и он намного выше, чем в среднем по всей системе здравоохранения», – подчеркнула Карелова.

В мае она уже предлагала вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой рассмотреть возможность включения в нацпроект «Здравоохранение» федерального проекта «Борьба с инфекционными заболеваниями». Голикова тогда заверила, что в правительстве подумают над тем, чтобы изменить подходы к развитию инфекционной службы.

Галина Карелова на встрече 24 февраля также отметила, что члены СФ считают необходимым предложить правительству ускорить принятие разрабатываемой Минздравом РФ программы модернизации инфекционной службы, которая будет рассчитана до 2026 года. «Эта концепция еще не утверждена, но основа очень добротная», – резюмировала зампред СФ.

В ответ Михаил Мишустин напомнил, что президентом РФ Владимиром Путиным подписан федеральный закон о биологической безопасности и правительство уже определяет единую государственную политику в этой сфере.

«Здесь я могу сказать только одно: то, что произошло за прошедший год с нашей инфекционной службой, наверное, не происходило много-много лет. Мы колоссальнейшие резервы мобилизовали на то, чтобы соответствующим образом построить эффективную работу нашей инфекционной службы, и очень много что сделали. <…> Другое дело, что сама угроза распространения подобных заболеваний требует пересмотреть подходы к работе наших инфекционистов. Поэтому мы предусмотрели меры по развитию этого направления, когда готовили (кстати, вместе с вами) общенациональный план действий, в том числе развитие лабораторной службы, а также инфекционных стационаров, амбулаторий, поликлиник, внедрение самых современных методов в этой области», – рассказал Мишустин.

Он подчеркнул, что к модернизации инфекционной службы «необходимо подходить очень комплексно», и добавил, что на эти цели в 2021 году предусмотрено 18 млрд рублей. При этом вице-премьер Татьяна Голикова в декабре 2020 года говорила, что на модернизацию инфекционной службы будет выделено 17 млрд рублей.

Отвечая на предложение об ускорении принятия стратегической программы по модернизации инфекционной службы, Михаил Мишустин заметил, что эту программу необходимо координировать с программой модернизации первичного звена здравоохранения.

Намерение разработать концепцию модернизации инфекционной службы Минздрав РФ анонсировал летом 2020 года, а в октябре 2020 года Владимир Путин поручил Правительству РФ до 1 декабря 2020 года рассмотреть совместно с региональными властями «вопрос о модернизации инфекционной службы, в том числе модернизации лабораторий, строительстве, оснащении или переоснащении медицинских центров в субъектах Российской Федерации».

Участники встречи 24 февраля также затронули вопросы развития телемедицинских технологий и государственного регулирования этой сферы. Первый заместитель председателя СФ Андрей Турчак отметил, что действующее законодательство существенно ограничивает возможности телемедицины – это только «консультации, сбор сведений о пациенте, дистанционное наблюдение».

«При этом врач не может поставить диагноз и назначить лечение без очного приема пациента. В результате медицинская помощь с применением такой современной технологии сегодня фактически представляет собой набор информационных услуг», – подчеркнул Турчак.

Он рассказал, что в 2020 году Совет по развитию цифровой экономики при СФ разработал поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан».

«Нашими поправками предлагается разрешить, подчеркиваю, в отдельных случаях и только по решению лечащего врача постановку предварительного диагноза, а также разрешить постановку окончательного диагноза при условии наличия результатов диагностики и проведения очного приема. Эти предложения мы детально обсуждали с профессиональным сообществом, Михаил Владимирович, врачи нас в этом поддержали. Дистанционная постановка предварительного диагноза и назначение лечения возможны по целому ряду нозологий», – поделился первый зампред СФ и добавил, что во многих регионах, в том числе в Москве и Республике Татарстан, уже разработаны и внедряются «продвинутые телемедицинские сервисы» с широким потенциалом использования.

Турчак подчеркнул, что «необходимо в кратчайшие сроки» обеспечить работу этих сервисов нормативной базой, и предложил правительству еще раз обсудить предложения СФ, «в том числе посмотреть на них с учетом опыта борьбы с коронавирусом и оперативно снять все разногласия».

«Конечно, было бы удобно оформить и электронный больничный в удаленном режиме, но здесь все врачи, которые так или иначе обсуждают эту тему, профессионалы, говорят о том, что есть определенные риски – риск неправильного диагноза, который может негативно отразиться на здоровье людей», – отреагировал Михаил Мишустин и добавил, что законодательно вопрос применения телемедицинских услуг уже урегулирован и «его ничто не мешает нам развивать».

«Кроме того, телемедицинские консультации активно развиваются в медицинской среде с помощью специальных мобильных приложений, знаю, что их очень активно использовали во время пандемии, эти платформы. Главное – точно понимать, кто стоит за мобильным приложением, что это действительно профессионал, врач, который способен оказать вам эту медицинскую услугу, – подчеркнул Мишустин. – При этом, мне кажется, здесь очень важно предусмотреть юридическую ответственность за жизнь и здоровье пациентов, так как телемедицина – это еще далеко не вся медицинская помощь, а лишь очень важная ее часть. Здесь, конечно, надо определять объемы и качество таких услуг».

Премьер пояснил, что необходимо также сформировать перечень услуг, которые могут быть связаны с использованием телемедицинских технологий.

«Скажу честно, я поддерживаю эти направления, но очень аккуратно, потому что, например, устройства для дистанционного наблюдения за здоровьем, о чем многие говорят, – это не телемедицина, это обычная дистанционная передача данных о показателях человека. Много можно здесь развивать, но очень аккуратно, потому что все равно никакая телемедицина, никакая цифровая платформа не заменит собой врача», – резюмировал Михаил Мишустин.

Источник: Правительство РФ

С Днем фармацевтического работника!

Картина дня: дайджест главных новостей от 17 мая 2024 года

Главу Еврокомиссии заподозрили в незаконной закупке вакцины Pfizer на 35 млрд евро

Роспотребнадзор подготовил для организаций правила самостоятельного санэпиднадзора

Московская компания не смогла взыскать с иркутского Минздрава свое оборудование на 30 млн рублей

Минздрав изменит учет ценного движимого имущества в подведомственных учреждениях

Росздравнадзор снова разрешил использование Botkin.AI

Госзаказчикам могут разрешить в любой момент разрывать контракт с подрядчиком

Подкаст «Люди в фарме» с Ольгой Глазковой

Экс-замглавы красноярского Минздрава обвинили в превышении полномочий