«Я действительно помогал всем – вне зависимости от пола, супружеского статуса, сексуальной ориентации. Помогал потому, что в России это законно. <...> Теперь – в нынешней России – помощь в рождении собственного, генетически тебе родного ребенка считается преступлением. В нынешней России это криминал», – прокомментировал арест Свитнев.
В тот же день, 5 ноября, Свитнев сообщил, что подавал в Басманный суд ходатайство с требованием дать ему возможность выступить по видеосвязи, «чтобы с документами в руках доказать свою невиновность, невиновность моих коллег и товарищей». Однако ходатайство было отклонено. «Конечно, комично арестовывать человека, который никуда от «следствия» не только не скрывается, но и сам через Басманный же суд требует предоставить ему возможность дать показания по этому «делу», – заключил обвиняемый.
Уголовное дело, фигурантом которого является Константин Свитнев, было возбуждено в январе 2020 года после обнаружения в одной из столичных квартир тела младенца, рожденного по программе суррогатного материнства. В той же квартире были найдены еще трое детей от «сурмам». Для экстракорпорального оплодотворения, по версии следствия, применялись донорские ооциты и сперма «неустановленного лица».
Под следствием находятся 10 человек – это сотрудники фирмы «Росюрконсалтинг», занимающейся юридическим сопровождением программ суррогатного материнства, врачи и две суррогатные матери. Семь фигурантов – эмбриолог Тарас Ашитков, репродуктолог Юлиана Иванова, менеджер Валентина Чернышова, акушер-гинеколог роддома №3 Лилия Панаиоти, юрист Роман Емашев, переводчик Кирилл Анисимов, генеральный директор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников – содержатся в СИЗО.
По версии следствия, они являются организованной преступной группировкой, хотя, как утверждает Свитнев, многие из арестованных познакомились только в зале суда.
В конце июля 2020 года Константин Свитнев официально потребовал от Следственного комитета (СК) РФ провести генетическую экспертизу, которая установит родство между детьми и заказчиками. Он утверждает, что тесты ДНК «сделаны по всем четверым генетическим родителям и их детям» и родство между ними подтверждено. В середине октября он направил обращение в Генпрокуратуру и СК РФ, требуя возбудить уголовное дело в отношении руководителя следственной группы, задействованной в расследовании дела о торговле детьми, рожденными суррогатными матерями в Москве. По мнению Свитнева, следователь по особо важным делам Главного следственного управления СК РФ, майор юстиции Любовь Смирнова сфабриковала уголовное дело в отношении «заведомо для нее невиновных лиц», действуя из «карьеристских, корыстных побуждений».
UPD. Московский городской суд 9 декабря 2020 года оставил в силе постановление Басманного суда об аресте Свитнева. «Никакие доводы защиты не были приняты во внимание. <...> Ни то, что я никуда от «следствия» не скрывался. Ни то, что я через суд который уже месяц требую от «следствия» предоставить мне возможность дать показания по этому сфабрикованному СК РФ «делу». Ни то, что в обоснование своей шаткой позиции «следствие» ввело суд в заблуждение, сфальсифицировав доказательства – представив в суд якобы отправленные мне две повестки – которые, разумеется, никогда и никуда не были отправлены», – рассказал Свитнев в своем Facebook, добавив, что судья отказался выслушать его по видеосвязи.
Защита Константина Свитнева собирается обратиться в кассацию, а затем – в Европейский суд по правам человека.