О неудавшейся концессии в Салавате Хрянин вспомнил, перечисляя «проблемы правоприменения» в государственно-частном партнерстве в сфере здравоохранения в 2018-2019 годах. По его словам, 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предполагает передачу в концессию имущества, свободного от прав третьих лиц, что подразумевает реконструкцию либо строительство объекта и его последующую эксплуатацию.
«Когда мы говорим о передаче части в инфраструктуру, которая не используется публичными органами государственного учреждения, здесь, в принципе, все понятно: когда объект будет реконструирован и получит соответствующую лицензию, то начнет работу по оказанию медицинской помощи. Когда мы говорим о ликвидации государственного учреждения и поступают такие предложения, то мы должны понимать всю сложность и ответственность, которая возникает и у публичной стороны, и у инвесторов. В данном случае [в Салавате. – Vademecum] не были синхронизированы все необходимые мероприятия по трансформации государственного учреждения в концессионный механизм. Затем необходимо было подготовить документы о технической реализуемости – на это, как правило, тратится достаточно большое количество времени», – пояснил Кирилл Хрянин.
Ранее в Минздраве салаватский «кейс» не комментировали.
Правительство Республики Башкортостан и уфимское ЗАО «Генус» подписали концессионное соглашение, согласно которому компания получает в управление на 23 года родильный дом в Салавате в ноябре 2017 года. Концессионер обязался вложить в медцентр 286 млн рублей и работать по ОМС. В январе 2018 года появилась проектная компания – АНО «Перинатальный центр». Однако в конце 2018-го стало известно об увольнении из учреждения 37 сотрудников – об этом сами врачи сообщили в башкирское отделение ОНФ.
Еще одним аргументом противников концессии было то, что сотрудники роддома утратили свое право на льготный медицинский стаж, необходимый для выхода на пенсию. Против ГЧП-проекта высказался и президент НМП Леонид Рошаль. Попытки переговоров инвестора с республиканскими властями успехом не увенчались. В итоге концессионное соглашение было расторгнуто.
Также в презентации Кирилла Хрянина говорилось о других проблемных случаях, а именно о расторгнутом инвестиционном меморандуме между компанией СМТ и правительством Самарской области о строительстве «Клиники сердца», неудачной попытке передать в концессию оперблок в Липецкой области и других. До середины декабря 2019 года Минздрав планирует предоставить региональным властям методические рекомендации по ГЧП.
На заседании координационного совета по ГЧП в Минздраве 22 ноября 2019 года замминистра Сергей Краевой предложил обсудить с экспертами и членами совета поправки в законодательство, которые позволили бы обеспечить сохранение прав и гарантий работников, переходящих на работу к концессионеру.
«Если юрлицо создается на инфраструктуре предыдущего учреждения, наша задача – не уменьшить права и гарантии сотрудников. Это должно находить расчет в экономической модели. Должны сохраняться определенные гарантии работников, чтобы было честное поле конкуренции», – сказал Краевой.