14 Июня 2025 Суббота

Суд отказал в удовлетворении иска на 10,8 млн рублей за посмертное изъятие органов без уведомления близких донора
Шекер Аскералиева
Мединдустрия
19 февраля 2019, 9:27

Фото: ridus.ru
3560

Кузьминский райсуд отказал в удовлетворении иска по делу об изъятии органов родственникам Павла Мардаря, скончавшегося после ДТП в 2017 году. Мать, брат и жена погибшего требовали 10,8 млн рублей в качестве компенсации морального вреда, так как врачи не уведомили их ни о готовящемся, ни о совершенном изъятии органов.

В ноябре 2018 года родственники Мардаря обратились в суд с иском «о компенсации морального вреда в связи с тайным изъятием органов у трупа». Об изъятии сердца, печени, почки и фрагмента селезенки они узнали из акта исследования тела погибшего, полученного после похорон. В документе было сказано, что тело поступило в морг уже без органов.

В иске отмечено, что «Павел никогда не давал согласия стать донором органов». Кроме того, «никто не спросил близких родственников Павла, был ли он согласен стать донором или согласны ли близкие родственники на изъятие органов для трансплантации». Истцы, ссылаясь на ФЗ №8 «О погребении и похоронном деле», заявили, что в случае отсутствия волеизъявления умершего «право на разрешение изымать органы имеют близкие родственники».

Ответчиками по иску выступали Городская клиническая больница им. В.П. Демихова, куда был доставлен гражданин Молдавии Мардарь, ГКБ им. С.П. Боткина, при которой функционирует Московский координационный центр органного донорства, и НМИЦ трансплантологии им. В.И. Шумакова.

Рассмотрение дела Павла Мардаря прошло в закрытом режиме – об этом попросили представители НМИЦ им. В.И.  Шумакова, сославшись на ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которому сведения о факте обращения гражданина за оказанием медпомощи, состоянии его здоровья и диагнозе, а также иные сведения, полученные при его медобследовании, составляют врачебную тайну. Представители ГКБ им. В.П. Демихова в ходе заседания заявили, что по закону РФ №4180-I от 22 декабря 1992 года «О трансплантации органов» врачи не обязаны информировать об изъятии органов. В частности, оно допускается, если медучреждение, где скончался пациент, не было поставлено в известность, что при жизни он или его близкие родственники возражали против изъятия органов после его смерти.

Суд постановил «в удовлетворении исковых требований в компенсации морального вреда отказать». Решение может быть обжаловано в Московском городском суде в течение 30 дней со дня принятия.

Адвокат истцов Антон Бурков заявил, что семья Павла Мардаря намерена обжаловать решение суда, пройдя все стадии, «вплоть до Верховного суда». Ранее Бурков представлял интересы родственников Алины Саблиной, скончавшейся в 2014 году в результате ДТП. Врачи столичной ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова без согласия родственников изъяли органы у 19-летней студентки. ГСУ СК по Москве тогда провело доследственную проверку, в ходе которой не обнаружило в действиях врачей состава преступления. Уголовное дело следователи возбуждать не стали.

Мать студентки обратилась с жалобой в Конституционный суд, потребовав признать неконституционными нормы закона «О трансплантологии». Конституционный суд отказал в принятии жалобы к рассмотрению, отметив, что «презумпция согласия на изъятие органов имеет целью развитие в стране донорства и трансплантации и конституции не нарушает».

Источник: Коммерсантъ

Картина дня: дайджест главных новостей от 11 июня 2025 года

Бюджет Национальных институтов здоровья США в 2026 году планируют сократить на 40%

В Госдуме обсудили здоровье школьников. Главное

ФФОМС: социальные выплаты медикам помогли привлечь 4,4 тысячи врачей в малонаселенные пункты

СП: возведение Севастопольской БСМП затянулось более чем на 5 лет

Генпрокуратура требует признать недействительной сделку от 2017 года между АО «Медицина» и СТД

ГК «Медскан» откроет медцентр в Ростове-на-Дону за 1,9 млрд рублей

«Биннофарм Групп» запустила образовательный проект «Феникс» для медицинского сообщества СНГ

Бывшего главу кемеровского Минздрава отправили в СИЗО

Минздрав разработал порядок консультаций СМО застрахованных при отказе клиник от медпомощи