В отчете J.P. Morgan Cazenove (есть в распоряжении Vademecum) говорится, что многие конкуренты компании «Мать и дитя» используют менее капиталоемкие бизнес-модели, например, арендуют помещения, и максимально пытаются повысить операционную загрузку за счет работы в системе ОМС. Кроме того, острой является проблема дефицита кадров, а «многие врачи с хорошей репутацией открывают свои частные клиники».
Стратегия расширения, представленная группой в 2017 году, амбициозна: до 2021 года планируется построить 10 новых госпиталей, в их строительство планируется вложить 28,4 млрд рублей. Эти средства «Мать и дитя» рассчитывает привлечь из разных источников, включая кредиты. Стратегия уже реализуется – открываются как клиники амбулаторно-поликлинического формата в Москве и регионах, так и госпитали. Например, открылся госпиталь в Самаре, началось строительство второй очереди госпиталя в Лапино и госпиталя в Санкт-Петербурге.
В J.P. Morgan отмечают, что с 2017 года стоимость капитала в стране выросла и вряд ли в среднесрочной перспективе ситуация изменится в лучшую сторону. В качестве примера аналитики приводят решения крупных игроков на рынке ритейла – сеть супермаркетов «Лента» ограничила органический рост, а «М.Видео», MediaMarkt и «Эльдорадо» объявили о слиянии.
«В связи с этим мы поддержали бы распределение капитала MDMG в пользу акционеров, замедление органического роста, сокращение региональной экспансии, чтобы минимизировать расходы и максимально использовать уже существующие средства, расширяя спектр услуг и работу в системе ОМС», – пишут авторы отчета.
Они также напоминают, что за 2018 год стоимость акций компании на Лондонской бирже снизилась на 55,3% – с $14,3 до $7,4. При этом в 2018 году и в 2019-м аналитики прогнозируют дальнейший рост выручки компании, а рейтинг ее акций – с «нейтрального» до «выше рынка».
В ГК «Мать и дитя» Vademecum ответили, что принципы и стратегия группы остаются прежними: «В своей работе компания принимает в расчет множество факторов, прежде всего потребности населения в высококачественных медицинских услугах и обеспеченность ими российских регионов, и видит значительный потенциал дальнейшего органического роста и развития своего бизнеса в целом».
Стратегию на 2019 год и далее в компании «Мать и дитя» обещают раскрыть в конце марта, после выпуска аудированных финансовых результатов во время традиционного конференц-звонка для инвесторов, аналитиков и журналистов.
«Не соглашусь с выводами аналитиков. Они судят о ситуации, опираясь только на цифры, недостаточно глубоко понимая специфику развития рынка. Формат расширения, который выбрал менеджмент ГК «Мать и дитя», – многопрофильные центры. В этой сфере у группы объективно меньше компетенций, что отражается на показателях в целом, однако прирост операционных показателей в сегменте «прочих медуслуг» весьма динамичный. Стратегически это в любом случае верно – надо и дальше развиваться как можно быстрее. Акционеры могут потерять в моменте, но в долгосрочной перспективе такой бренд с диверсифицированным спектром услуг принесет им гораздо больше», – прокомментировал умозаключения сотрудников J.P. Morgan управляющий партнер компании DMG Владимир Гераскин.
Действительно, в 2018 году продолжилась диверсификация услуг компании «Мать и дитя». Общее количество койко-дней в стационаре увеличилось на 18% – до 72,4 тысячи. Особенно удачным в этом смысле оказался четвертый квартал.
«Мы добились существенного роста показателей по направлению «прочие медицинские услуги». В частности, число койко-дней по этому направлению выросло на 67% в четвертом квартале 2018 года», – комментировал операционные показатели генеральный директор ГК «Мать и дитя» Марк Курцер.
Заметный вклад в увеличение количества койко-дней внесли госпитали в Уфе и Новосибирске, а также новые мощности в Самаре. По сопоставимым данным, этот показатель (без учета родов) в сегменте «акушерство и гинекология» сократился на 14% и вырос на 25% по направлению прочих медуслуг.
При этом не демонстрирует значительного роста сегмент ЭКО. Количество циклов в 2018 году сократилось на 1% – на это повлияла негативная динамика во втором квартале 2018 года. Эту тенденцию Курцер объяснял «возросшей конкуренцией» и «увеличением доступности ЭКО».
ГК «Мать и дитя» объединяет 40 медцентров, в том числе 5 стационаров и 35 амбулаторных клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Перми, Самаре и Самарской области, Иркутске, Ярославле, Костроме, Владимире, Новосибирске, Рязани, Костроме, Новокузнецке, Красноярске, Омске, Барнауле, Тюмени, Воронеже, Нижнем Новгороде, Волгограде, Туле и Казани. В 2017 году выручка группы компаний выросла на 13%, достигнув 13,8 млрд рублей. С этим показателем «Мать и дитя» в очередной раз возглавила рейтинг «ТОП100 частных многопрофильных клиник России» Аналитического центра Vademecum.