14 Мая 2024 Вторник

Минпромторг представил проект Стратегии развития медицинской промышленности до 2030 года
Дарья Шубина
Мединдустрия
14 августа 2018, 13:10
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ
Фото: news.medreestr.ru
9747

Авторы проекта документа признали, что «в целом в отрасли сохраняются системные проблемы», а целевых показателей, вроде доли медпрома от ВВП и объема потребления отечественных медизделий (МИ), к 2017 году достичь не удалось. Поэтому, чтобы к 2030 году увеличить выпуск российской продукции в 3,5 раза, а экспорт в 10 раз, в драфте стратегии предлагается целый комплекс мер – от расширения перечня изделий, подпадающих под протекционистское правило «Третий лишний», и создания кластеров до введения статуса российского поставщика и перехода на централизованные закупки МИ в лизинг.

Результаты реализации предыдущей стратегии, принятой на 2012–2017 годы, авторы документа называют положительными: доля российских МИ на внутреннем рынке выросла с 15,6% в 2012 году до 21% к 2017 году. Омрачают это обстоятельство «системные проблемы и ограничения, препятствующие динамичному развитию отечественной медицинской промышленности», которые авторы проекта не скрывают.

В частности, не удалось достичь ни одного целевого показателя, заявленного в предыдущем стратегическом  документе. По данным Минпромторга, в 2017-м доля медпрома в ВВП должна была составить 0,11%, но добралась только до 0,6%. Доля отечественных МИ в потреблении на внутреннем рынке планировалась на уровне 28%, но составила 21%. Плановая доля экспорта от локального производства была установлена в 10%, а достигла 7%. Эти показатели не менялись или почти не менялись (в пределах одного процентного пункта) в последние два года. И наконец, доля компаний, «осуществляющих технологические инновации», не только не достигла планового 41%, но даже сократилась до 25%.

Минпромторг выделил 169 проектам 17,6 млрд рублей на НИОКР, но регудостоверения получили только 42 изделия. Еще 2,5 млрд рублей были выделены из федерального бюджета в качестве субсидий. «Сохраняются проблемы с выводом медицинских изделий на рынок и их продвижением», – констатировали авторы проекта.

Влияет на это целый комплекс проблем. МИ в России выпускают около 550 компаний преимущественно малого и среднего бизнеса. В производстве занято также около 30 предприятий оборонно-промышленного комплекса и более 20 иностранных компаний, локализовавших производство на территории страны. У большинства российских производителей попросту нет денег на серьезные инвестиции. Глобальные игроки вкладывают в это не менее $1 млрд, тогда как крупнейшие отечественные предприятия могут похвастаться выручкой в 4-5 млрд рублей.

Отстают российские компании в научно-технологическом смысле, а до 90% комплектующих приходится покупать за рубежом. Соответственно, это влияет на рост цен конечного продукта. Среди других проблем – длительная регистрация МИ, недостаток производственных кадров, низкие бюджеты на маркетинг отечественных МИ и, самое главное, неравномерный и нестабильный спрос основных клиентов – госзаказчиков.

В связи с этим авторы проекта стратегии предлагают обсудить возможные варианты решения накопившихся в отрасли проблем.

• Организация кластеров, индустриальных парков, технопарков для консолидации усилий среднего и малого бизнеса.

• Господдержка разработок и производства критически важных видов МИ, их продвижения и коммерциализации. Например, с помощью уже известного инструмента НИОКР и субсидий, обеспечение рынка сбыта (через госзакупки).

• Ускорение процедуры регистрации и вывода МИ на рынок таким образом, чтобы к 2030 году добиться регистрации не менее 100 единиц МИ в год.

• Отменить нулевую ставку НДС для МИ, чтобы выровнять ценовую конкурентоспособность отечественной медицинской продукции, которая производится из налогооблагаемых импортных комплектующих.

• Стимулирование зарубежных игроков к локализации не только производств, но и инжиниринговых центров с помощью налоговых льгот и преференций.

• Стимулирование потребления отечественных МИ. Предлагается повысить ответственность госзаказчиков, сформировать требования к ТЗ на конкурсах «для обеспечения равенства российских и зарубежных игроков» и расширить перечень МИ, подпадающих под действие правила «Третий лишний».

• Введение статуса поставщика российских товаров для производителей, лизинговых и дистрибьюторских компаний. Создание объединений поставщиков для «структурирования спроса». Таким образом, полагают авторы документа, можно «вырастить» национальных интеграторов. Сейчас 25 крупнейших дистрибьюторов занимают 15% рынка госзаказа.

• Переход на централизованные закупки лизинговых услуг, предполагающих поставку оборудования и его обслуживание в срок до 6 лет.

Обсуждение документа продлится до 15 сентября.

Объем потребления продукции медицинской промышленности в России, в конечных ценах, млрд рублей


2016 2017
Потребление 245,5 255,3
Доля госзаказа, % 0,818 0,825

Источник: Минпромторг

Структура производства медицинских изделий в России, в ценах производителей, млрд рублей

  2016 2017
Совокупный объем производства  53,4 57,5
Потребление на внутреннем рынке 49,6 53,6
Экспорт 3,8 3,9

Источник: Минпромторг

Takeda вложит $2,2 млрд в разработчика вакцины от болезни Альцгеймера

Фарминдустрия

Сегодня, 11:15

Контроль подготовки медкадров в непрофильных вузах могут передать Минздраву

Медобразование

Сегодня, 9:57

Картина дня: дайджест главных новостей от 13 мая 2024 года

Минтруд предложил ужесточить контроль в сфере соцобслуживания

Регулятор составил список лекарств, запрещенных к употреблению водителями

В Москве пройдет форум «Правовые вызовы индустрии здравоохранения – 2024»

Обозначены требования для организаций о самостоятельном присуждении ученых степеней

Денис Мантуров покидает Минпромторг и идет на повышение

Татьяна Голикова остается на посту вице-премьера РФ

Представлен чек-лист по подготовке документов для аккредитации мед- и фармработников