Результаты реализации предыдущей стратегии, принятой на 2012–2017 годы, авторы документа называют положительными: доля российских МИ на внутреннем рынке выросла с 15,6% в 2012 году до 21% к 2017 году. Омрачают это обстоятельство «системные проблемы и ограничения, препятствующие динамичному развитию отечественной медицинской промышленности», которые авторы проекта не скрывают.
В частности, не удалось достичь ни одного целевого показателя, заявленного в предыдущем стратегическом документе. По данным Минпромторга, в 2017-м доля медпрома в ВВП должна была составить 0,11%, но добралась только до 0,6%. Доля отечественных МИ в потреблении на внутреннем рынке планировалась на уровне 28%, но составила 21%. Плановая доля экспорта от локального производства была установлена в 10%, а достигла 7%. Эти показатели не менялись или почти не менялись (в пределах одного процентного пункта) в последние два года. И наконец, доля компаний, «осуществляющих технологические инновации», не только не достигла планового 41%, но даже сократилась до 25%.
Минпромторг выделил 169 проектам 17,6 млрд рублей на НИОКР, но регудостоверения получили только 42 изделия. Еще 2,5 млрд рублей были выделены из федерального бюджета в качестве субсидий. «Сохраняются проблемы с выводом медицинских изделий на рынок и их продвижением», – констатировали авторы проекта.
Влияет на это целый комплекс проблем. МИ в России выпускают около 550 компаний преимущественно малого и среднего бизнеса. В производстве занято также около 30 предприятий оборонно-промышленного комплекса и более 20 иностранных компаний, локализовавших производство на территории страны. У большинства российских производителей попросту нет денег на серьезные инвестиции. Глобальные игроки вкладывают в это не менее $1 млрд, тогда как крупнейшие отечественные предприятия могут похвастаться выручкой в 4-5 млрд рублей.
Отстают российские компании в научно-технологическом смысле, а до 90% комплектующих приходится покупать за рубежом. Соответственно, это влияет на рост цен конечного продукта. Среди других проблем – длительная регистрация МИ, недостаток производственных кадров, низкие бюджеты на маркетинг отечественных МИ и, самое главное, неравномерный и нестабильный спрос основных клиентов – госзаказчиков.
В связи с этим авторы проекта стратегии предлагают обсудить возможные варианты решения накопившихся в отрасли проблем.
• Организация кластеров, индустриальных парков, технопарков для консолидации усилий среднего и малого бизнеса.
• Господдержка разработок и производства критически важных видов МИ, их продвижения и коммерциализации. Например, с помощью уже известного инструмента НИОКР и субсидий, обеспечение рынка сбыта (через госзакупки).
• Ускорение процедуры регистрации и вывода МИ на рынок таким образом, чтобы к 2030 году добиться регистрации не менее 100 единиц МИ в год.
• Отменить нулевую ставку НДС для МИ, чтобы выровнять ценовую конкурентоспособность отечественной медицинской продукции, которая производится из налогооблагаемых импортных комплектующих.
• Стимулирование зарубежных игроков к локализации не только производств, но и инжиниринговых центров с помощью налоговых льгот и преференций.
• Стимулирование потребления отечественных МИ. Предлагается повысить ответственность госзаказчиков, сформировать требования к ТЗ на конкурсах «для обеспечения равенства российских и зарубежных игроков» и расширить перечень МИ, подпадающих под действие правила «Третий лишний».
• Введение статуса поставщика российских товаров для производителей, лизинговых и дистрибьюторских компаний. Создание объединений поставщиков для «структурирования спроса». Таким образом, полагают авторы документа, можно «вырастить» национальных интеграторов. Сейчас 25 крупнейших дистрибьюторов занимают 15% рынка госзаказа.
• Переход на централизованные закупки лизинговых услуг, предполагающих поставку оборудования и его обслуживание в срок до 6 лет.
Обсуждение документа продлится до 15 сентября.
Объем потребления продукции медицинской промышленности в России, в конечных ценах, млрд рублей
|
2016 | 2017 |
Потребление | 245,5 | 255,3 |
Доля госзаказа, % | 0,818 | 0,825 |
Источник: Минпромторг
Структура производства медицинских изделий в России, в ценах производителей, млрд рублей
2016 | 2017 | |
Совокупный объем производства | 53,4 | 57,5 |
Потребление на внутреннем рынке | 49,6 | 53,6 |
Экспорт | 3,8 | 3,9 |