03 Декабря 2022 Суббота

Минпромторг представил проект Стратегии развития медицинской промышленности до 2030 года
Дарья Шубина
Мединдустрия
14 августа 2018, 13:10
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ
Фото: news.medreestr.ru
8815

Авторы проекта документа признали, что «в целом в отрасли сохраняются системные проблемы», а целевых показателей, вроде доли медпрома от ВВП и объема потребления отечественных медизделий (МИ), к 2017 году достичь не удалось. Поэтому, чтобы к 2030 году увеличить выпуск российской продукции в 3,5 раза, а экспорт в 10 раз, в драфте стратегии предлагается целый комплекс мер – от расширения перечня изделий, подпадающих под протекционистское правило «Третий лишний», и создания кластеров до введения статуса российского поставщика и перехода на централизованные закупки МИ в лизинг.

Результаты реализации предыдущей стратегии, принятой на 2012–2017 годы, авторы документа называют положительными: доля российских МИ на внутреннем рынке выросла с 15,6% в 2012 году до 21% к 2017 году. Омрачают это обстоятельство «системные проблемы и ограничения, препятствующие динамичному развитию отечественной медицинской промышленности», которые авторы проекта не скрывают.

В частности, не удалось достичь ни одного целевого показателя, заявленного в предыдущем стратегическом  документе. По данным Минпромторга, в 2017-м доля медпрома в ВВП должна была составить 0,11%, но добралась только до 0,6%. Доля отечественных МИ в потреблении на внутреннем рынке планировалась на уровне 28%, но составила 21%. Плановая доля экспорта от локального производства была установлена в 10%, а достигла 7%. Эти показатели не менялись или почти не менялись (в пределах одного процентного пункта) в последние два года. И наконец, доля компаний, «осуществляющих технологические инновации», не только не достигла планового 41%, но даже сократилась до 25%.

Минпромторг выделил 169 проектам 17,6 млрд рублей на НИОКР, но регудостоверения получили только 42 изделия. Еще 2,5 млрд рублей были выделены из федерального бюджета в качестве субсидий. «Сохраняются проблемы с выводом медицинских изделий на рынок и их продвижением», – констатировали авторы проекта.

Влияет на это целый комплекс проблем. МИ в России выпускают около 550 компаний преимущественно малого и среднего бизнеса. В производстве занято также около 30 предприятий оборонно-промышленного комплекса и более 20 иностранных компаний, локализовавших производство на территории страны. У большинства российских производителей попросту нет денег на серьезные инвестиции. Глобальные игроки вкладывают в это не менее $1 млрд, тогда как крупнейшие отечественные предприятия могут похвастаться выручкой в 4-5 млрд рублей.

Отстают российские компании в научно-технологическом смысле, а до 90% комплектующих приходится покупать за рубежом. Соответственно, это влияет на рост цен конечного продукта. Среди других проблем – длительная регистрация МИ, недостаток производственных кадров, низкие бюджеты на маркетинг отечественных МИ и, самое главное, неравномерный и нестабильный спрос основных клиентов – госзаказчиков.

В связи с этим авторы проекта стратегии предлагают обсудить возможные варианты решения накопившихся в отрасли проблем.

• Организация кластеров, индустриальных парков, технопарков для консолидации усилий среднего и малого бизнеса.

• Господдержка разработок и производства критически важных видов МИ, их продвижения и коммерциализации. Например, с помощью уже известного инструмента НИОКР и субсидий, обеспечение рынка сбыта (через госзакупки).

• Ускорение процедуры регистрации и вывода МИ на рынок таким образом, чтобы к 2030 году добиться регистрации не менее 100 единиц МИ в год.

• Отменить нулевую ставку НДС для МИ, чтобы выровнять ценовую конкурентоспособность отечественной медицинской продукции, которая производится из налогооблагаемых импортных комплектующих.

• Стимулирование зарубежных игроков к локализации не только производств, но и инжиниринговых центров с помощью налоговых льгот и преференций.

• Стимулирование потребления отечественных МИ. Предлагается повысить ответственность госзаказчиков, сформировать требования к ТЗ на конкурсах «для обеспечения равенства российских и зарубежных игроков» и расширить перечень МИ, подпадающих под действие правила «Третий лишний».

• Введение статуса поставщика российских товаров для производителей, лизинговых и дистрибьюторских компаний. Создание объединений поставщиков для «структурирования спроса». Таким образом, полагают авторы документа, можно «вырастить» национальных интеграторов. Сейчас 25 крупнейших дистрибьюторов занимают 15% рынка госзаказа.

• Переход на централизованные закупки лизинговых услуг, предполагающих поставку оборудования и его обслуживание в срок до 6 лет.

Обсуждение документа продлится до 15 сентября.

Объем потребления продукции медицинской промышленности в России, в конечных ценах, млрд рублей


2016 2017
Потребление 245,5 255,3
Доля госзаказа, % 0,818 0,825

Источник: Минпромторг

Структура производства медицинских изделий в России, в ценах производителей, млрд рублей

  2016 2017
Совокупный объем производства  53,4 57,5
Потребление на внутреннем рынке 49,6 53,6
Экспорт 3,8 3,9

Источник: Минпромторг

Картина дня: дайджест главных новостей от 2 декабря 2022 года

Во Владимирской области за 105 млн рублей организуют производство медицинских кроватей

Оспа обезьян. Мониторинг

Схема выплат медработникам за онконастороженность изменится

Минпромторг смягчит условия предоставления грантов на комплектующие для медпрома

Минздрав возобновил снабжение частных клиник госзаданием на ВМП-II

Мурашко: доступность психолого-психиатрической помощи в России повысится

ФРП предоставил «ПСК Фарма» 500 млн рублей на выпуск биологических субстанций

Заявки госклиник на повышение квалификации медиков будет одобрять федкомиссия

Столичные власти готовят офсетный контракт на медизделия для службы крови