«Это возможно на территории всей страны. Все специалисты на местах об этом знают, а профильная клинико-статистическая группа включена в базовую программу госгарантий. Да, не все регионы начали работать в этом направлении, но есть уже 10 субъектов, в которых эта система организована – от Костромской и Брянской областей до Красноярского края», – сообщил Богомолов во время пресс-конференции, посвященной Всемирному дню борьбы с гепатитами.
В настоящее время противовирусная терапия у пациентов с ХГС проводится не столько за счет ОМС (хотя погружена в нее с 2013 года), сколько по так называемым целевым региональным программам. Этот формат не отличается эффективностью. По подсчетам Коалиции по готовности к лечению (ITPCru), в 2017 году терапией были обеспечены лишь 9,7 тысячи пациентов с гепатитом С. Это 1,57% от расчетного числа пациентов с этой болезнью и менее 0,2% от общего оценочного количества пациентов с антителами к вирусному гепатиту С.
В России более 1,7 млн больных с хроническим гепатитом С, а лечение получают 15% из них, говорила главный гепатолог Минздрава РФ Ирина Шестакова в конце 2016 года. Более 10% от всех зарегистрированных пациентов имеют выраженный фиброз или цирроз печени. В 2017 году на закупку препаратов было потрачено 3,6 млрд рублей, что на 0,5% больше, чем в 2016 году.
На лечение в Московскую область приезжают в основном из Москвы (54,4% пациентов), а также из Тверской, Ленинградской, Рязанской областей и других регионов. Часть пациентов – 389 человек – поучаствовали в программе risk-sharing. Эта схема предполагает разделение ответственности между государством и фармпроизводителями, которые получают плату только за препараты, продемонстрировавшие терапевтический эффект. Бюджет программы на 2017 год в Московской области составил 19,8 млн рублей. Препараты поставляла компания «Биокад». По словам Павла Богомолова, она не получила из бюджета 5 млн рублей – за те случаи, в которых излечить пациентов не удалось. «Это финансовая ответственность компании», – сказал он, добавив, что помимо «Биокада» планируется партнерство с иностранной фармкомпанией, но ее название не раскрыл.
Одной из приоритетных задач Павел Богомолов назвал лечение детей с ХГС. По его данным, в Московской области в 2017 году было зафиксировано 10,6 больных детей (до 14 лет) на 100 тысяч человек детского населения и 21,1 (15–17 лет) на 100 тысяч детей. «Тот факт, что противовирусное лечение детям нередко не назначается, приводит к тому, что к 15–17 годам у них развивается выраженный фиброз печени, как следствие – худший жизненный прогноз. Московская область – первый регион, в котором стартовал проект массовой противовирусной терапии детей с ХГС в рамках программы ОМС», – пояснил Богомолов.