В опросе приняли участие 1 250 врачей из различных регионов страны.
58% врачей встречаются с медицинскими представителями один раз в месяц, 32% – один раз в неделю, а 10% – каждый день. Многие врачи считают эти встречи полезными – 39% респондентов сказали, что в ходе общения с представителями фармкомпаний узнают много нового о лекарствах, 34% относятся к таким встречам формально («запасаюсь мелкой канцеляркой»), 26% воспринимают их как бесполезные.
Согласно результатам опроса, в большинстве случаев (88%) встречи происходят непосредственно на рабочем месте врача, а 12% опрошенных в целях конспирации общаются с медицинскими представителями за территорией медучреждения (в кафе, больничном парке и так далее).
По словам представителя компании "Гедеон Рихтер", медицинские представители могут легально приходить к врачам в рамках фармаконадзора - сбора информации о нежелательных явлениях и побочных реакциях препаратов. "Не стоит рассматривать эту профессию только как торговую", - пояснили в компании.
Запрет на общение врачей с медицинскими представителями, прописанный в ст. 74 ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», вступил в силу 1 января 2012 года. Согласно закону, руководители медучреждений, рядовые медицинские работники, а также руководители аптек и фармацевтические работники не имеют права принимать от фармкомпаний и их представителей деньги, подарки, заключать соглашения, договоры о рекомендации или назначении пациентам лекарств или медизделий, получать образцы лекарств и медизделий для передачи своим пациентам, выписывать лекарства на бланках, которые содержат рекламную информацию, а также на официальных рецептурных бланках, в которых было заранее проставлено наименование лекарства. Медицинские представители имеют право встречаться с руководством медучреждений только для обсуждения работ, связанных с проведением клинических испытаний.
Обоснованность этого запрета позже была подтверждена в ходе исследования, результаты которого были опубликованы в научном журнале JAMA Internal Medicine. Оказалось, что врачи намного охотнее прописывают пациентам брендированные препараты или медизделия тех компаний, которые не жалеют денег на угощение медиков.