27 Июля 2024 Суббота

Звездно-полосатый рейс
Евгения Журавлева Мединдустрия
22 декабря 2014, 16:14
6399

Как двигалась к совершенству служба экстренной медпомощи в США

Сенатор Тед Кеннеди, разглагольствуя как‑то перед избирателями о здоровье нации, упомянул в качестве примера высочайшей эффективности медицинских проектов советскую скорую помощь. Вряд ли он тогда предполагал, что спустя полвека идеологи реформы российской службы СМП вернут ему комплимент и возь­мут за образец американскую ER (Emergency Room – экстренное приемное отделение).

Впервые с необходимостью наладить оказание экстренной медицинской помощи американ­цы столкнулись в разгар Гражданской войны 1861–1865 годов, но после остановки кровопроли­тия как-то успокоились и забросили идею почти на 100 лет. Всерьез к организации скоропомощной службы Штаты приступили только в 60-е годы XX века. Правда, сразу создать эффективный механизм американцам не удалось, «скорая» первоначально подчинялась Департаменту транспорта и считалась скорее логистической системой, нежели провайде­ром медпомощи. Специального персонала также не существовало, к делу привлекались больничные врачи, да и те не были доступны круглосуточно. Кроме медиков экстренную помощь оказывали пожарные и волонтеры. Тогда же в секторе появи­лись и частные операторы, неожиданно свои услуги предложили похоронные бюро – в салон катафалка было легко погрузить больного. Но единого центра управления «скорыми» долгое время не существова­ло, что приводило к высокому уровню смертности среди пациентов «небольничных скорых»: ни у похо­ронных бюро, ни у пожарных по-прежнему не было обученных специалистов. В то время только в шести штатах начали работать курсы по подготовке спаса­телей. Примитивный набор навыков неотложной помощи, и то благодаря тренингам Красного Креста, получили менее половины сотрудников, работаю­щих в выездных бригадах «скорой».

Тем не менее уже в 1961 году были предприняты первые попытки организовать специализированные отделения «скорой» при больницах. В Вирджинии четыре врача во главе с Джеймсом Д. Миллсом оставили частный прием и открыли свое отделе­ние «скорой», где помощь можно было получить круглосуточно. Аналогичную практику открыли 23 специалиста в Мичигане. Эти опыты и принято считать началом становления службы скорой помо­щи в США.

ЭНЕРГИЯ ЗАВИСТИ

Инициативу пионеров СМП поддержала Нацио­нальная академия наук, выпустившая в 1966 году исследование «Смерть и инвалидность в результате несчастного случая – забытая болезнь современного общества». Академики критиковали низкий уровень оказания скорой помощи и указывали на слабые места в организации службы. Федеральные власти отреагировали: в том же году были разработаны пер­вые отраслевые стандарты – Federal-Aid Highway Act, а затем, в 1968 году, основано первое специализиро­ванное образовательное учреждение The American College of Emergency Physicians, ставшее флагманом подготовки профильных специалистов и площадкой для разработки учебных программ.

Еще одним драйвером развития службы стали, как ни парадоксально, убийства национальных героев – Роберта (Бобби) Кеннеди и лидера афроамериканцев Мартина Лютера Кинга. Впрочем, все логично – в американском обществе укрепилось убеждение, что если бы скорая медпомощь оказалась рядом, их идолов можно было бы спасти.

К 70-м СМП настолько разрослась, что пошла речь о модернизации службы. Тренд задал президент Ричард Никсон, с чьей подачи Департамент здраво­охранения, образования и благосостояния профи­нансировал пилотные проекты обновления «скорой» в пяти штатах. Тему подхватил благотворительный фонд The Robert Wood Johnson Foundation, который выделил $15 млн на финансирование еще 44 ана­логичных проектов. Основными направлениями реализации программы стали разработка методов оказания помощи, обучение специалистов и межве­домственная координация.

Несмотря на прилагаемые с разных сторон уси­лия, статистика все еще спорила с реформаторами: в 1973 году только 7% автомобилей СМП соот­ветствовали стандартам и лишь 35% сотрудников службы прошли хоть какую-то подготовку. Про­пагандисты модернизации Эдвард (Тед) Кеннеди и Алан Кренстон в своих выступлениях ставили в пример советскую скорую помощь, чьи бригады прибывали на вызов в течение семи минут. Откуда сенаторы почерпнули сведения об успехах «красных» бригад, неизвестно.

Так или иначе, в 1973 году был принят Закон о служ­бе скорой помощи – Emergency Medical Services Systems Act, утвердивший направления развития сектора. Говоря об очередном всплеске обществен­ного интереса к проблематике ER, конечно, стоит упомянуть сериал «Скорая помощь» – его герои в 90-е стали безусловными кумирами страны.

ПЕРСОНАЛ ГРАТА

Сегодня служба скорой помощи в США фактиче­ски децентрализована, и хотя номинально, в силу традиции, ее координирует Национальное бюро по дорожной безопасности, в каждом штате существует собственное скоропомощное ведомство. Как правило, это офис экстренной медицинской помощи при Департаменте здравоохранения штата. Услуги по транспортировке больных оказывают сами клиники, пожарные службы, волонтеры и частные компании.

Системы организации службы в разных штатах могут заметно различаться – источниками и интенсивностью финансирования, схемами оплаты труда персонала, методиками его подготовки. Обычно материальные затраты на содержание выездных бригад «скорых» покрываются администрацией штата, государственными и частными фондами. На функционирование ER-подразделений ежегодно направляется, по разным оценкам, от 2–4% совокуп­ных расходов на здравоохранение страховых компа­ний, физических лиц и госпрограмм (в 2013 году эта сумма составила $2,9 трлн).

Обучение персонала, при всей либеральности си­стемы подготовки специалистов СМП, подчинено общему жесткому стандарту. Всего в США практи­куют примерно 40 тысяч врачей скорой помощи. Все они прошли обучение в резидентуре, представ­ляющей собой трех-пятилетний практический курс дипломированных врачей. Выпускники резидентур служат основой штата отделений скорой помощи, где на своих четко определенных позициях, помимо врачей, действуют медсестры, техники, парамедики и волонтеры. По данным National EMS Assessment за 2011 год, в США аккредитованы и лицензированы в общей сложности 826 тысяч специалистов ско­рой медицинской помощи. Исследование Current Population Survey, проведенное в 2013 году, насчитало 194,8 тысячи парамедиков и техников скорой помо­щи, занятых полный рабочий день. Эти специали­сты работают в выездных бригадах, обеспеченных авто-и авиатранспортом. Продолжительность базо­вого курса подготовки техника составляет минимум 100 часов, на обучение парамедика отводится тысяча и более часов, а в ряде случаев – до двух лет.

ШТАТНЫЙ ПАЦИЕНТ

О том, как больной или пострадавший попадает в американскую «скорую», у нас наверняка знают все, начиная с доросших до телевизора детей: паци­ент звонит в службу спасения «911», где натасканный диспетчер подбирает и высылает к нему соответ­ствующую сложности случая бригаду. Медпомощь оказывается на месте, в пути или в стационарном отделении ER. Тут пациентов, в зависимости от тя­жести состояния, различают по пяти категориям, за формирование потоков отвечает сестра экстрен­ного приемного пункта.

Скорую помощь оказывают практически всем в ней нуждающимся, предварительно не выяс­няя, есть у пациента страховка или нет. Расходы на доставку больного в отделение скорой помощи и прием врача обычно покрываются программами индивидуального страхования или льготной госпро­граммой Medicare. Правда, страхового покрытия на отдельный рейс может и не хватить. По данным Government Accountability Office, в 2012 году сто­имость самого вызова, без учета услуг скоропом­ощного отделения, колебалась в диапазоне от $224 до $2 204. Впрочем, пациент может и сэкономить, добравшись до ER самостоятельно.

В 2010 году в «скорую» поступил примерно 131 млн обращений. По оценке Центров по контролю за заболеваниями, только 10,8% от общего чис­ла обратившихся требуется срочная – в течение 15 минут – медпомощь. Национальный институт здравоохранения в 2013 году подсчитал, что каждый пятый американец хотя бы один раз в год обраща­ется за помощью в службу «скорой», а средний счет за услуги составляет $1 233. Хотя разброс цен чрезвы­чайно широк: за избавление, например, от головной боли пациент может заплатить от $15 до $17 797.

Верхняя ценовая планка возникает по той при­чине, что в 55% случаев оказание скорой помощи не компенсируется страховкой, которой у ча­сти пациентов может просто не быть, и финан­совое бремя ложится на обладателей полисов. С боями и скандалами принятая в нынешнем году программа Obamacare вроде бы обязывает всех американцев иметь медстраховку, но до тотальной реализации замысла пока далеко. Действующий американский президент, чьим именем назвали реформу, продвигая ее, обещал, что нововведе­ния в будущем способны повлиять и на тарифы «скорой». Впрочем, оппоненты Барака Обамы не сильно лукавили, когда говорили, что даже при снижении цены на скоропомощные услуги и по­головном обеспечении полисами в ряде случаев пациентам все равно придется самостоятельно оплачивать счета. И дело не только в применении высокотехнологичных и дорогих методик, а в по­зициях страховых компаний, принимающих или не принимающих доводы своих клиентов.

У ER существуют конкуренты – центры срочной помощи (Urgent Сare Сenter), чьи медуслуги не пре­тендуют на сверхоперативность – пациент может дожидаться приема врача до двух часов. Кроме того, UCC не занимаются случаями, угрожающими жизни больного, да и приезжать в них можно только само­стоятельно. Услуги новых провайдеров, как правило, страховкой не покрываются, но и стоят заметно дешевле традиционных скоропомощных – в среднем около $100 за прием.


ТРАДИЦИИ

СТАРУШКА ДНЕЙ СУРОВЫХ

Европа училась неотложной помощи в бою


Текст: Марина Кругликова, Ольга Каныгина


Отечественная модель СМП во многом схожа с организацией экстренных медслужб Германии и Франции. Европейцы также делят скоропомощные услуги по уровням угрозы для жизни пациента, соответствующим образом комплектуя бригады медиков-спасателей.

Французская «скорая» родилась на по­лях сражений. В 1792 году, во время войны с Австрией, главный полевой хирург французской армии Жан-До­миник Ларрей собрал специальный отряд, который подбирал раненых и вез их на подводах прямиком в госпиталь. В военной хирургии заметно увеличи­лось количество ампутаций, которые в те времена были единственным средством борьбы с сепсисом. Сам Ларрей по­сле особо тяжелых баталий проводил до 200 ампутаций в день.

Гражданские коллеги Ларрея значитель­но позже военного хирурга догадались, что выживаемость пациентов напрямую связана с неотложным оказанием им ме­дицинской помощи. Может быть, поэтому в мирной французской жизни первые бригады скорой помощи и реанимации (SMUR) появились лишь спустя полтора века.

Первоначально SMUR оказывала первую помощь жертвам ДТП и достав­ляла пострадавших в больницы. Одна часть врачебного сообщества привет­ствовала новацию, другая – относилась к идее догоспитальной медпомощи резко негативно.

Прогресс победил, и в 1968 году была создана служба скорой помощи (SAMU), призванная координировать работу вы­ездных бригад SMUR. Сейчас во Франции функционируют около 100 центров SAMU, отвечающих за разное число – от 200 ты­сяч до 2 млн – потенциальных пациен­тов и сотрудничающих более чем с 600 крупными больницами. Только собствен­ный автопарк службы насчитывает 350 машин. При этом парижский центр SAMU обслуживает по необходимости вызовы от пассажиров самолетов и поездов, а центр SAMU Тулузы – морских судов.

Бригады SMUR помимо водителя комплектуются врачом и медсестрой со скоропомощной подготовкой, в от­дельных случаях к экипажу присоединя­ется профильный специалист, например, хирург.

Ежедневно в SAMU поступает около 2,5 тысячи звонков. Для связи со служ­бой существует единый номер – «15» или «112» при звонке с мобильного. Диспетчер с медицинским образовани­ем может проконсультировать пациента по телефону, отправить к нему врача или выслать за ним «перевозку». Чистой транспортировкой пациентов занима­ются частные компании, пожарная или спасательная службы. Возмещение затрат производит Служба социального страхования, точнее больной самостоя­тельно оплачивает счета, затем получает компенсацию расходов. В какую именно клинику везти пациента – государствен­ную или частную – решает сотрудник SAMU, исходя из состояния больного и наличия свободных мест в госпитале. Стоимость вызова варьируется в зависи­мости от региона: на юге Франции услуги «скорой» оцениваются в 714 евро, на се­вере – в 605 евро. Рекордсменом в этом смысле стал город Сен-Клод на востоке Франции – вызов «скорой» здесь стоит 2 419 евро.

В Германии, как и в России, скорая помощь разделена по уровням угрозы для жизни пациента. В разработанный Федеральной медицинской ассоциацией перечень показаний для экстренной помощи, в частности, включены инфаркт миокарда, гипертонический криз и по­добные острые состояния. Врачи службы спасения также оказывают экстренную помощь при пожарах, несчастных слу­чаях и других чрезвычайных ситуациях. Немецкая «неотложка», по сути, подме­няет собой посещение врача поликлини­ки и приезжает в тех случаях, когда об­ратиться за помощью в медучреждение невозможно, например, если состояние пациента ухудшилось ночью.

В бригадах «скорой» работают меди­ки с высшим образованием, но если в службе неотложной помощи могут работать терапевты или хирурги без спецподготовки, то врачи экстренных бригад в обязательном порядке долж­ны пройти дополнительное двухлетнее скоропомощное обучение. В составе экстренных бригад врачу может помогать средний медперсонал.

Услуги скорой помощи, как правило, покрываются полисом государственно­го медстрахования, который обязаны приобретать все работающие гражда­не, чей месячный доход не превышает 4 463 евро, а также пенсионеры и сту­денты, которым часть страховых затрат компенсирует государство. Такой полис есть сегодня примерно у 70 млн немцев. В ряде случаев при вызове неотложной помощи пациенту придется заплатить еще и взнос в 10 евро. С дополнитель­ными расходами на экстренную помощь другая история: если вызов бригады признан необоснованным – страховка не работает и пациент обязан сам запла­тить службе за беспокойство в среднем 100–150 евро.

Еще 10 млн немцев застрахованы част­ными медицинскими компаниями, объем компенсации стоимости скоропомощных услуг зависит от тарифной программы, превышение заявленного в полисе ли­мита пациент покрывает сам.

скорая помощь

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении