По подсчетам Международного общества эстетической пластической хирургии (ISAPS), в мире в 2014 году было выполнено 9,7 млн пластических операций. В каждой стране свои особенности спроса, но глобально лидирует блефаропластика – скорее всего, это эффект более тщательного учета рынков Японии и Южной Кореи, в которых чрезвычайно популярна «европеизация» разреза глаз. Как признают в ISAPS, методика еще не устоялась окончательно, поэтому делать обобщения, сравнения и выводы следует с осторожностью.
Исследованием рынка эстетической медицины ISAPS занимается с 2010 года. В нынешнем году ассоциация разослала анкеты 35 тысячам пластических хирургов и получила 1,4 тысячи ответов, что в целом меньше показателя прошлого года, когда было собрано 1,6 тысячи анкет. Полученные данные аналитики экстраполировали с учетом числа пластических хирургов в каждой стране, численности населения и ВВП. Определиться с числом хирургов и другими показателями ISAPS помогали национальные профессиональные ассоциации. Например, Американское общество пластических хирургов (ASPS), которое более 20 лет занимается аналогичными исследованиями рынка США.
По оценкам ISAPS, в среднем в 2014 году каждый пластический хирург сделал 239 операций. Наиболее популярными вмешательствами стали блефаропластика, увеличение молочных желез, липосакция, липофиллинг и ринопластика (подробнее см. инфографику «Блефаро тянет»).
Самая высокая хирургическая активность сосредоточена, как и прежде, в США и Бразилии – 1,5 млн и 1,34 млн операций в 2014 году соответственно. Это в несколько раз больше, чем в других странах, охваченных исследованием ISAPS. Главной эстетической операцией в США является увеличение груди – в прошлом году здесь было выполнено более 297 тысяч таких вмешательств, что почти на 112 тысяч больше, чем в Бразилии. Бразильские хирурги берут свое операциями на других частях тела, особенно за счет глютеопластики – увеличения ягодиц. Эту процедуру в Бразилии выполняют в среднем в два раза чаще, чем в других странах.
Значительный вклад в глобальное первенство блефаропластики сделали, по всей видимости, азиатские страны. В Азии операции на лице в принципе являются более популярными, чем коррекция контуров и объемов тела, – свыше 70% от общего числа эстетических вмешательств в Японии и Южной Корее в прошлом году пришлось именно на лицо, в основном на европеизацию век и ринопластику.
Спрос на блефаропластику оказался высоким и в Бразилии, где было сделано более 160 тысяч таких операций. Однако и здесь заметная часть приходится на европеизацию век, так как в Бразилии проживают около 1,5 млн японцев – их здесь больше, чем где-либо в мире, кроме, конечно, самой Японии.
Популярна у азиатов и европеизация носа, на Японию и Южную Корею пришлось почти 17% всех операций ринопластики. В этом сегменте, безусловно, доминируют корейцы, в прошлом году в Южной Корее было сделано 102,6 тысячи таких операций, не только за счет самих корейцев, но и за счет приехавших в страну медицинских туристов. Южнокорейское правительство тратит на привлечение иностранцев в клиники страны около $4 млн в год и большую ставку делает именно на пластическую хирургию.
Правда, вспышка коронавируса ближневосточного респираторного синдрома, разразившаяся в 2015 году, привела к тому, что поток иностранных пациентов сократился примерно на 40%. В надежде вернуть их в Корее приняли решение с апреля 2016 года возвращать иностранцам 10%-ный НДС, которым облагаются пластические операции.
Впрочем, подробно говорить о динамике мирового рынка эстетической пластической хирургии, как глобальной, так и в отдельных странах, пока рано – этому препятствует еще не устоявшаяся методика измерений.
Например, той же Кореи в 2013 году в отчетности ISAPS не было. В этом году она есть, зато пропали другие страны – в 2013 году ISAPS разбиралось в статистике 10 стран, в 2014-м – только восьми.
Эти разночтения в ISAPS объяснили тем, что в ежегодный рейтинг включаются лишь те государства, из которых было получено достаточное количество заполненных анкет.
В отчетах последних двух лет неизменно присутствуют лишь четыре страны – США, Бразилия, Мексика и Колумбия, однако динамику рынка даже для них проследить пока невозможно.
«До настоящего момента вопросы варьировались из года в год, так что сравнивать результаты разных лет не всегда правильно. В 2014 году мы попытались привести наш опрос к неким стандартам. Так что в будущем отчеты можно будет сравнивать», – пояснила Vademecum руководитель по связям с общественностью ISAPS Рози Тейлор.