Ассоциация онкологов России под председательством академика Михаила Давыдова готовит проект Национальной онкологической программы. Предыдущая, разработанная Минздравом, программа была закрыта в 2014 году, после погружения онкологической помощи в систему ОМС.
За пять лет на ее реализацию было потрачено 47,6 млрд рублей, что не способствовало достижению сколько-нибудь значимых результатов: за этот период смертность от онкозаболеваний в России снизилась лишь на 1%. Vademecum поинтересовался мнением экспертов о том, что должна представлять собой Национальная программа борьбы с раком.
Я видел эту программу. На мой взгляд, там не хватает каких-то грамотно разработанных ключевых показателей. В первую очередь нужно изменить систему образования, включая последипломное, разделять онкологов хирургических и онкологов медицинских и очень четко определить ответственность перед вузом за достижение контрольных точек, которые должны быть внедрены в программы обучения. Сам принцип обучения в ординатуре нужно поменять в сторону критического мышления, обучать людей доказательной медицине, общению с пациентами. В программе должно быть прописано направление развития паллиативной помощи, должна быть упрощена система выдачи обезболивающих препаратов.
Национальная стратегия объединяет все аспекты онкологической помощи, включая диспансеризацию, – во многих случаях онкопациентов нам приходится наблюдать пожизненно. И еще два момента, которые в стратегии будут обязательно затрагиваться, – это реабилитация и паллиативная помощь. Национальная стратегия по борьбе со злокачественными новообразованиями должна дать возможность эффективно использовать все медицинские технологии и средства, которые у нас сейчас есть, в полной мере и направить все на благо жителей нашей страны.
К нам идут люди, которым недофинансировали лечение, – в онкологической помощи многие вещи упираются в деньги и в образование врачей. Все медико-санитарные стандарты, которые приняты сейчас в РФ, отталкиваются не от международных протоколов лечения, а от того количества денег, которое государство готово потратить на одного больного. Современное лечение от рака очень дорого, и каждая развитая страна по-своему пытается справиться с этой ситуацией, но во всех странах пациент точно знает, что ему положено по базовой страховке, а что – нет.
Если разработчики Национальной онкологической программы исходят из того бюджета, который есть сейчас, они радикально ситуацию не изменят. Да, наверное, можно улучшить организацию процесса лечения, и прекрасно, если это получится. Но откуда возьмутся деньги на новейшие эффективные протоколы лечения?
Эта программа должна быть системной и предусматривать инструменты оплаты помощи. Основные механизмы лечения должно обеспечивать государство, для всего остального нужно создать возможности использования софинансирования. Но в первую очередь должна быть установлена ответственность организаторов здравоохранения на региональном уровне, местных минздравов и профильных вице-губернаторов за здоровье онкологического больного, прописаны механизмы проведения ранней диагностики и роль диспансеризации. Должен быть прописан алгоритм направления пациента к онкологам, сроки получения специализированной помощи должны быть сокращены. Комплексный подход онкологической программы должен обеспечивать повсеместное внедрение современных технологий, должна быть прописана связь со стратегией лекарственного обеспечения.