В 2014 году Минстрой России утвердил первое в постсоветской истории руководство для архитекторов медучреждений – «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования». Инициатором и разработчиком документа стал один из лидеров рынка медицинского проектирования – НПЦ «Гипроздрав». Заместитель генерального директора НПЦ по научной работе Лариса Сидоркова рассказала VADEMECUM, зачем ее компания взялась за создание отраслевых стандартов, как добивалась их утверждения и из‑за чего сейчас конфликтует с органами госэкспертизы.
«РАЗДЕЛИЛ ПРОСТРАНСТВО НА ПАЛАТЫ, РАССТАВИЛ КОЙКИ»
– Как вышло, что частная компания «Гипроздрав» занялась созданием нормативных документов для отрасли?
– Это произошло случайно. Около 10 лет назад нам позвонил представитель проектной организации из города Котласа, который проектировал там перинатальный центр, и спросил: «Не могли бы вы рассказать вкратце, что это такое?» Мы были в шоке – если не знающие вопроса «специалисты» кинутся проектировать медицинские учреждения, ничего хорошего не будет. Тогда мы обратились в Минздрав РФ с предложением написать пособие по проектированию перинатальных центров. Мы, конечно, понимали, что в условиях рынка обучать конкурентов против наших интересов как коммерческой организации, но жалко, если все будет проектироваться и строиться как попало. Руководство Минздрава дало добро на разработку такого документа, но при условии, что будет объявлен конкурс на эту работу. Конкурс объявили, но никто не стал в нем участвовать, в результате мы написали пособие.
– Зачем же после такого сложного опыта взаимодействия с госорганами вы занялись разработкой еще более объемного регламента – свода правил для всей отрасли?
– Последний документ 1989 года, на который мы должны были ориентироваться, безбожно устарел. Многое изменилось, в том числе с точки зрения комфорта, форм медобслуживания, появились новые методы диагностики и лечения, а следовательно, новые типы помещений со специфическими требованиями к ним.
– Вы как-то говорили, что документ адресован в первую очередь непрофильным архитекторам, которые часто делают ошибки при проектировании. Проблема дилетантства настолько остра?
– Да, конечно. Мы регулярно сталкиваемся с тем, что непрофильные проектировщики часто и грубо ошибаются. Какое-то время назад нас пригласили помочь в проектировании онкологического корпуса, которым занимался «Гражданпроект». Мы встретились с директором компании, выигравшей конкурс, и попытались объяснить, насколько это сложный проект, а он нам в ответ: «Подумаешь, проблема! Разделил пространство на палаты и расставил в них койки. Что еще-то?» А ведь койки тоже нужно расставить по нормам, обеспечив трехсторонний подход к пациенту, приблизить к ним санузел, сделать удобное освещение, подвести медицинские газы и так далее. Наш оппонент, правда, осознал, что зря во все это ввязался, и конкурс переиграли. Но множество непрофильных проектировщиков по-прежнему берутся за медицинские объекты, и часто это заканчивается плачевно. Я даже собрала такие случаи в специальную папку «Парадоксы». Приведу пример. В некоем городе организация проектировала радиологический корпус. И все они вроде бы делали по нормам, только коридор весь состоял из углов. При таком коридоре пациента на каталке без травм не довезешь. Причина в том, что архитектор очень старался не отойти от нормативных площадей, чтобы было не больше и не меньше, чем написано. А ведь норма на самом деле диктует только минимальные площади. И таких примеров масса. Дело в том, что по сложности проектирования медицинские учреждения располагаются где-то между общественными и научными зданиями, и потому их проектирование все-таки требует особых знаний.
«ТРИ – МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНОЕ ЧИСЛО СОСЕДЕЙ»
– Внедрение свода правил в нормативное пространство проходило спокойнее, чем в случае с пособием для перинатальных центров?
– Вряд ли. Мы несколько лет пробивали этот документ. Сначала мы его разработали, но перед утверждением свод правил должен был рассмотреть профильный для отрасли ученый совет. Единственный орган, который это мог сделать, – ученый совет при ОАО «ЦНИИПромзданий». Сначала нам сказали, что заседание не состоится, пока мы не уберем из свода правил часть, касающуюся медицинского газоснабжения, убеждая нас, что такого понятия просто нет. На самом деле существует пять видов медицинских газов, и они фигурировали даже в старом советском пособии по проектированию медучреждений. Пришлось бороться и доказывать членам совета, что, например, без определенных газов в операционной пациент не выживет. В общем, все было сложно. Чтобы пройти этот этап, пришлось использовать различные дипломатические и психологические приемы. В итоге нормы были приняты.
– Какие принципиальные изменения к советским требованиям вошли в разработанный вами свод правил?
– В документе два типа изменений – улучшение условий пребывания пациентов и персонала в медучреждении и включение в понятийный ряд появившихся в отрасли форм диагностики и лечения. Например, мы установили норматив, что в палате не должно быть больше четырех коек, три – максимально комфортное число соседей для пациента. Конечно, мы прописали нормы проектирования и для высокотехнологичных отделений. В целом в документе прописаны правила проектирования не для типов отдельно стоящих зданий, а для подразделений и помещений, которые могут в это здание войти. Плюс, конечно, отдельные главы посвящены правилам создания систем инженерного обеспечения (в том числе медицинского газоснабжения), пожарной безопасности и других.
– Вы использовали какую-то иностранную нормативно-техническую базу?
– Конечно. Мы достаточно подробно изучили, например, американские и итальянские регламенты, что-то взяли оттуда. Например, в Европе и США при каждой крупной больнице есть вертолетные площадки. Мы включили этот пункт и в наш свод правил. Это очень актуально для России с ее расстояниями.
– После того как свод правил был утвержден, на рынке что-то изменилось? Многие ли проектировщики им пользуются?
– Немногие, к сожалению, документ пока носит рекомендательный характер, и мы не видим, чтобы свод вызвал широкий резонанс. По моим ощущениям, в России мало кто знает, что документ вообще появился. В СССР как было? Проект выходил, становился государственным нормативным документом, продавался в специализированных магазинах вместе с другими нормами. Сейчас все по-другому. Проектная организация, которая норматив отредактировала и выпустила, не занимается его активным продвижением на рынке в силу другого характера своей деятельности. Кто-то находит текст документа в свободном доступе в интернете, но таких компаний немного. В результате меня пригласили выступить осенью на одной из отраслевых выставок с докладом «Об отсутствии необходимой документации в области проектирования медицинских объектов». Я, конечно, объяснила организаторам, что такой проблемы больше нет, но как донести это до всех остальных участников процесса проектирования в России? В массовую продажу документ не поступает, а распределяется одним из подразделений Минстроя, которое не знает даже координат потенциальных потребителей.
«И ПРОЕКТ ЗАВИСАЕТ НА ГОСЭКСПЕРТИЗЕ»
– А вам самим этот документ облегчил работу?
– Безусловно. Хотя у нас по-прежнему остается нерешенной масса вопросов. Например, сейчас проектируемое медицинское сооружение должно соответствовать нескольким обязательным регламентам, в том числе противопожарным нормам, СанПиНу 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и др. Противоречия есть не только между разными документами, но и внутри некоторых из них. Например, в СП-12 перечень разрешенного поэтажного размещения палатных отделений противоречит сам себе. То, что в одном предложении разрешено, в следующем запрещено, и наоборот. Выполнить одновременно противоречивые требования невозможно. И поэтому экспертиза всегда имеет возможность не утвердить проект. Мы пытались взаимодействовать с ВНИИПО (институт, разрабатывающий противопожарные нормы) и сделать с ними совместный документ по медучреждениям – перевели для них аналогичные итальянские нормы, надеялись, что они загорятся новыми идеями и что-то сделают. Но, к сожалению, из этого содружества ничего не вышло. Поэтому сейчас все вопросы решаются в индивидуальном порядке. Например, для проектирования перинатальных центров руководство органов пожарной безопасности написало письмо экспертам о том, что некоторые элементы пожарных норм будут пересмотрены. Это должно учитываться экспертизой при рассмотрении проектов. Но письмо письмом, а нормы имеют большую юридическую силу. Поэтому далеко не везде эксперты согласились учесть это письмо. Аналогичные проблемы – с СанПиНом 2010 года. Во-первых, почему-то СанПиН практически посвящен вопросам проектирования, что не входит в функции санитарных органов. Санитарные органы должны контролировать работу действующих медицинских организаций, но не их проектирование. Некоторое время назад Роспотребнадзор пробовал отредактировать этот документ, но в новой версии оказалось еще больше противоречий, чем в прежней. Нам удалось добиться того, чтобы новый документ принят не был. Но, к сожалению, действующий СанПиН противоречит документу, выпущенному Минстроем. Несмотря на то что это санитарные нормы, там очень много касается проектирования, в том числе, например, вентиляционных систем, и многие из этих положений противоречат не только здравому смыслу, но и утвержденному Минстроем своду правил.
– Как же вы при таких условиях проходите со своими проектами государственную экспертизу?
– С органами госэкспертизы – отдельная история. Я сейчас составляю письмо в Минстрой о том, что у нас существенно осложнилось взаимодействие с этими структурами. Причин несколько. Первое – существование в нормативных документах внутренних противоречий. А также наличие документов, противоречащих друг другу, как я говорила выше. При этом довольно часто сотрудники госэкспертизы не только не имеют компетенций в проектировании медицинских учреждений, но плохо знакомы даже с общей нормативной базой, часто опираясь в своих замечаниях на уже отмененные нормы. Именно поэтому на этапе согласования проекта мы теряем очень много времени. Даже если мы укладываемся в сжатые конкурсным заданием сроки исполнения проекта, никакого ускорения все равно не получается, потому что проект зависает на госэкспертизе. Может быть, логичнее дать больше времени проектировщику, чтобы он в спокойном режиме делал свою работу? Ведь многие ошибки бывают из-за спешки и очень коротких сроков. Бывают, к счастью, эксперты, которые понимают, что не настолько хорошо владеют вопросами проектирования медучреждений, поэтому расспрашивают наших специалистов, почему принято то или иное решение, и с благодарностью расширяют свой кругозор. Но это, к сожалению, бывает не так часто.
– Вы планируете разрабатывать и продвигать еще какие-то отраслевые нормативы?
– Нет, пока мы хотим накопить практический опыт работы по нашему своду правил, выявить ошибки, описки, промахи и при возможности внести коррективы в него, добившись, чтобы он стал обязательным к применению.