27 Июля 2024 Суббота

Зениц чемпион
Марина Кругликова Мединдустрия
22 июня 2015, 10:27
5866

Кто из отечественных производителей искусственных хрусталиков глаза вернет себе лидерство на офтальмологическом рынке страны

Участники рынка интраокулярных линз (ИОЛ), используемых при операциях по удалению катаракты, одними из первых в индустрии медизделий откликнулись на кризис и взяли курс на импортозамещение. Сразу несколько профильных компаний, в том числе МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н. Федорова и ГК «НаноВижн», планируют запустить масштабное производство искусственных хрусталиков, способных конкурировать с протезами иностранного происхождения. Инициативы игроков имеют весомую инвестиционную, технологическую и административную поддержку. И если все их намерения осуществятся, доля отечественных хрусталиков уже в 2017 году вырастет в пять раз, превысив 50% от общего объема рынка, а годовые продажи доберутся до отметки в 1 млрд рублей.

В июне производственная компания «НанОптика», основанная офтальмохирургом Дмитрием Дементьевым и входящая в группу «НаноВижн», отметила скромный юбилей – год назад владельцами бизнеса было объявлено о намерении наладить промышленный выпуск ИОЛ и построить фабрику в Зеленограде. Тогда местный завод «Квант», на базе которого планировалось начать производство, посетили первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов и глава Минпромторга Денис Мантуров. Встреча прошла с соответствующим статусу гостей пафосом. Как отмечали СМИ, Дементьев пообещал «вернуть России лидирующие позиции в области офтальмологии», а вице-премьер в ответ «высоко оценил перспективы работы компании». У основателя фабрики есть все шансы сдержать слово – по словам источников, близких к компании, запуск завода финансово поддерживает основатель USM Holdings Алишер Усманов.

Для рынка искусственных хрусталиков открытие завода в Зеленограде стало прецедентом. С конца 80-х годов прошлого века представители власти и крупные предприниматели не баловали производителей ИОЛ своим вниманием, а российские компании, которых в сегменте насчитывалось не более 10, совокупно занимали в индустрии с оборотом 1,5 млрд рублей не более 10–15%.

Несмотря на то что сам искусственный хрусталик был изобретен, а потом растиражирован по всему миру основателем МНТК «Микрохирургия глаза» Святославом Федоровым, за последние 20 лет российские офтальмохирурги, проводящие операции по удалению катаракты, почти полностью переориентировались на продукцию мировых мейджоров – Alcon, Carl Zeiss, Bausch&Lomb и других. Но вот в прошлом году, помимо новичка сегмента, «НанОптики», об укреплении производственных мощностей и расширении ассортимента задумались два старожила этого рынка – МНТК «Микрохирургия глаза» и компания «Репер». Почему же отечественные производители ИОЛ, когда-то скоропостижно потерявшие свои позиции на рынке, так активно пытаются сейчас вернуть их?

ТВЕРДЫЙ ЗНАК

Впервые речь об искусственном хрусталике зашла в середине 60-х годов, когда заведующий кафедрой глазных болезней в Архангельском медицинском институте офтальмохирург Святослав Федоров вместе с группой специалистов разработал твердую интраокулярную линзу. «Нами в 1964 году был создан хрусталик «Спутник» – так его позднее назвали американцы за соответствующую конфигурацию, потому что у него было три антеннки и три дужки.

В Архангельске мы сделали первые 375 операций с этим хрусталиком», – вспоминает завотделом витреоретинальной хирургии и диабета глаза МНТК им. академика С.Н. Федорова Валерий Захаров, участвовавший в то время в разработке ИОЛ. В 1967 году Федоров вместе с Захаровым и еще несколькими офтальмохирургами переехал в Москву, где поставил на поток операции замены хрусталика на протез при катаракте, сначала на различных клинических площадках, а затем и во вновь созданном институте МНТК «Микрохирургия глаза». «Тогда даже в США только единицы ставили хрусталики – хирурги осторожничали, очень боялись осложнений. А у нас на тот момент эта операция была уже на ходу. И американцы потом приезжали к нам учиться», – рассказывает Захаров. К концу 70-х в институте ежегодно производили около 9 тысяч хрусталиков, примерно тогда же эти изделия были запатентованы в ведущих странах мира, и патентованная продукция стала продаваться за границу. «Спутник» облетел весь мир», – с гордостью говорит сегодня гендиректор МНТК «Микрохирургия глаза» Александр Чухраев.

Однако вскоре мировые мейджоры, в том числе Alcon, Bausch&Lomb и другие, стали активно развивать советскую разработку и предлагать усовершенствованные варианты хрусталиков. В 90-е годы линзы производства МНТК постепенно потеряли былую мировую популярность. А после развала СССР стали терять позиции и в России. «В 90-е годы к нам пришли зарубежные производители, и у нас начался спад продаж. Офтальмологи повсеместно перешли на новую, прогрессивную технологию мягких интраокулярных линз, а в МНТК не смогли быстро переориентироваться», – объясняет Захаров.

МНТК специализировался и продолжает специализироваться на производстве твердых хрусталиков, для имплантации которых необходимо сделать разрез, удалить капсульный мешок вместе с естественным хрусталиком, поместить туда ИОЛ, прикрепив ее к радужной оболочке глаза, а после этого зашить разрез. Имплантация мягкой линзы считается гораздо более щадящей процедурой – для ее установки достаточно не требующего швов разреза менее чем 2 мм. Такая величина разреза связана с тем, что мягкий хрусталик доставляется в глаз в скрученном виде, после чего он разворачивается, принимая необходимое положение. При этом установка мягкой линзы не требует удаления капсульного мешка. По совокупности достоинств мягкие линзы очень быстро вытеснили «Спутник» с мирового и отечественного рынка.

Помимо МНТК «Микрохирургия глаза», на рынке появлялись и частные компании, специализировавшиеся на производстве искусственных хрусталиков, но прорыва в индустрии им совершить не удалось. Крупнейшим независимым игроком сегмента в отрасли называют компанию «Репер-НН». Предприятие образовалось в 1996 году, отделившись от МНТК «Микрохирургия глаза». «В 70-е годы группа советских ученых, которая впоследствии стала во главе «Репера», занималась физикой полимеров, и когда все в 1991 году развалилось, они хотели продолжить заниматься этим направлением, но не знали, куда его применить. Их нашел академик Святослав Федоров, который поставил перед ними задачу интегрировать эту технологию в медицину, он хотел наладить российское производство хрусталиков с применением новых технологий. Так и возникла компания», – проводит исторический экскурс глава отдела продаж «Репера» Александр Чигарев.

«Репер», как и МНТК, начинал с выпуска твердых хрусталиков, но в 2000-х переориентировался на производство мягких линз. «Мы следили за рынком. Появилась потребность в мягких линзах, – объясняет Чигарев, – сделали мягкие, когда стали популярными бифокальные линзы, сделали их».

В середине «нулевых» «Репер» предпринял самостоятельную попытку внедрения новых технологий при создании искусственных хрусталиков. Компания зарегистрировала в России первую трифокальную линзу « МИОЛ Рекорд-3», которая позволяет пациенту одинаково хорошо видеть как на ближнем и дальнем, так и на среднем расстояниях. Однако почти сразу после запуска производства «Репер» был вынужден отказаться от новинки: «К сожалению, поставщик форм для наших трифокальных линз закрылся, и мы не смогли найти ему замену».

Другие заметные российские производители, такие как «Латан» или «Оптимед», традиционно специализировались на монофокальных линзах и на прорыв в соседние ниши так и не решились.

НОВЫЙ ФОКУС

До конца «нулевых» российские компании продолжали уступать совокупную долю рынка зарубежным компаниям и о возвращении былого лидерства не помышляли. По словам Захарова, МНТК до последнего времени производил «Спутник» и некоторые другие хрусталики, в том числе мягкие, но о массовом производстве речи не шло: «Если говорить о «Спутнике», то это твердая линза, которая используется при замене хрусталика после травм, подвывихах хрусталика, когда рвутся связки, на которых он держится. Но это не более 1% от всех операций сегодня».

Из текущего числа вмешательств по поводу катаракты около 23% проводится в МНТК, и эта доля ежегодно растет (подробнее – в интервью с Александром Чухраевым в VADEMECUM #5 (72) от 9 февраля 2015 года). Однако центру не хватает собственного производства даже для проведения своих операций – ежегодно в МНТК производится около 20 тысяч хрусталиков, большая часть из которых продается в другие медучреждения. «По сравнению с тем, что было, мы уже не лидеры, – признается Чухраев, поясняя, что МНТК вынужден закупать ИОЛ у других производителей. – Мы закупаем линзы по тендеру, ориентируясь на соотношение цены и качества. Мы приобретаем лучшие линзы у всех производителей».

Идею трифокальных линз, предложенную в 2000-х компанией «Репер», быстро подхватили и развили зарубежные компании. После свертывания российского производства, которое, по оценке Чигарева, было первым в мире, трифокальные линзы в 2010–2012 годах начали появляться за границей. «Если почитать публикации западных компаний, можно найти ссылки на «Репер». Несколько лет назад я находил исследование Carl Zeiss по трифокальным линзам, в котором они учитывали разработки нашей компании», – говорит Чигарев.

А в конце прошлого года Carl Zeiss, чьи ИОЛ, по данным эксклюзивного дистрибьютора продукции немецкого мейджора компании «ОПТЭК», занимают около 5% нашего рынка, зарегистрировал в России трифокальную линзу AT LISA tri – пока единственную в своем роде. «Трифокальная линза была зарегистрирована, и продажи начались», – подтвердила VADEMECUM руководитель направления интраокулярных линз в «ОПТЭК» Лада Серебрякова. По ее словам, этой продуктовой позицией компания не ограничится: в ближайших планах дистрибьютора регистрация в России трифокальной торической линзы, которая позволяет одновременно корригировать астигматизм, лечить катаракту и решать проблему рефракции глаз у сложных пациентов.

Но и Carl Zeiss в этом сегменте ненадолго останется в одиночестве. «Мы бы хотели зарегистрировать трифокальные линзы на российском рынке», – признались VADEMECUM в компании Valeant, объединяющей таких крупных поставщиков хрусталиков, как Bausch&Lomb и Croma Pharma. Кроме того, в прессе уже появилась информация о намерении Abbott выйти в Россию со своей трифокальной ИОЛ.

«Конкуренция очень сильна», – подтверждает Лада Серебрякова из «ОПТЭК». И отечественных игроков в секторе ИОЛ дистрибьюторы всерьез не воспринимают: «Есть и российские производители, но они работают в сегменте, который не слишком пересекается с нашими линзами».

ПРЕЛОМЛЕНИЕ СИЛЫ

Растущая конкуренция и экономический кризис спровоцировали у российских компаний производственный зуд. «Из-за импорта доля хрусталиков от МНТК снижалась, но с 2014 года наше присутствие на рынке растет», – замечают представители Федоровского института. В последнее время МНТК старается вернуть себе прежние позиции и наладить сотрудничество по локализации на мощностях предприятия продуктов зарубежных компаний. В частности, институт ведет переговоры с крупнейшим на сегодняшний день поставщиком ИОЛ в Россию – американским Alcon. «Три месяца назад мы договорились о «дорожной карте». У нас есть территория для производства, рынок сбыта, логистика, у них тоже есть логистика, и мы можем объединять их», – говорит Александр Чухраев. По его словам, если МНТК наладит кооперацию с лидером рынка, то сможет добиться увеличения объемов производства ИОЛ, снижения цены минимум на 30%, а также восстановления бренда МНТК, поскольку хрусталик будет выпускаться под двумя торговыми марками. Кроме того, хрусталики МНТК вновь будут продаваться по всей стране, в том числе в частные клиники. В Alcon на запрос VADEMECUM о планах американского производителя в России на момент подписания материала не ответили.

Представители компании «Репер», увидев на российском рынке трифокальный хрусталик от Carl Zeiss, тоже спохватились и решили вернуться к своей давней разработке. «Сейчас наша компания намерена заново выводить на рынок трифокальную линзу. Мы нашли нового российского поставщика форм, протестировали, и результаты нам понравились. Думаем делать партию и выводить ее на рынок», – рассказал VADEMECUM Александр Чигарев.

Впрочем, «Репер», имеющий, по оценке самого Чигарева, около 15% российского рынка (другие участники рынка оценивают в 10–15% долю всех российских производителей ИОЛ), не рассчитывает заметно увеличивать свое присутствие на рынке благодаря новой разработке. «Трифокальная линза, как и бифокальная, попадает в премиум-сегмент, поэтому ее покупают в первую очередь частные клиники, – говорит Чигарев. – Считается, что премиум-сегмент – это около 4% от общего объема рынка, к тому же частные клиники пока занимают маленькую долю в наших продажах – около 12–14%. Для нас целевой сегмент – госбольницы и участие в тендерах».

Зато масштабные планы по захвату рынка хрусталиков строит офтальмологическая ГК «НаноВижн», которая к сентябрю может получить регистрацию пяти разных типов интраокулярных линз. Основным инвестором «НаноВижн», по словам участников рынка, выступает российский бизнесмен Алишер Усманов, состояние которого журнал Forbes оценивает в $14,4 млрд. В подконтрольных Усманову компаниях информацию о том, что он выступает инвестором отечественной офтальмологической компании, на момент написания материала не подтвердили. Однако имя инвестора называют источники, близкие к группе.

Основатель компании «НанОптика» Дмитрий Дементьев не комментирует происхождение средств, направляемых в производственный дивизион группы, зато охотно раскрывает продуктовые планы. «В нашей линейке будут разные линзы с точки зрения функций и стоимости, но самые простые будут дешевле того, что есть сейчас у зарубежных поставщиков, хотя по качеству они не будут им уступать. Вместо посредников и дистрибьюторов – другие налоги, не будет таможенных проблем – за счет этого и достигнем дешевизны, это привлекательно для госучреждений. Но у нас будут и дорогие линзы – мультифокальные, торакальные, рассчитанные на премиальный сегмент», – говорит Дементьев. Особенности линз «НаноВижн», по его словам, заключаются в том, что они создаются при комнатной температуре без замораживания, благодаря чему удается добиться предельной точности заданной оптической силы линзы, а также в особой ионной полировке, которая позволит сделать поверхность линзы более гладкой.

Сейчас компания уже наладила производство хрусталиков на территории завода «Квант» в Зеленограде. Пока ИОЛ «НаноВижн» идут на склад, чтобы компания могла начать продажи мгновенно после регистрации. «Наше производство сейчас достигает 180 тысяч линз в год, и в дальнейшем мы будем его расширять. К 2017 году мы планируем занять уже около 30% российского рынка», – делится Дементьев. По его словам, в следующем году продукция «НаноВижн» будет зарегистрирована и в европейских странах, и тогда часть продукции пойдет на экспорт.

Подспорьем российским операторам стала проводимая властью политика импортозамещения. «Было бы здорово, если бы посылы государства, обещающего поддержку в случае локализации производства, оказались реальными», – рассуждает глава МНТК Александр Чухраев. Конкурента поддерживает Дмитрий Дементьев из «НаноВижн»: «В какой-то момент информация о наших разработках просочилась в кабинет министров, лично Игорь Шувалов, посетив фабрику «НанОптика», позитивно оценил перспективы новейших отечественных разработок в офтальмологии, тем более что эта продукция укладывается в рамки импортозамещения. Когда мы начинали строить фабрику, мы рассчитывали, что наша продукция будет востребована и на российском, и на международном рынках, но мы рады, что благодаря программе импортозамещения мы сможем потеснить западных конкурентов значительно быстрее».

офтальмологический рынок, офтальмология

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении