Китайское правительство три года готовило реформу системы оборота лекарственных средств, и вот с 1 июня 2013 года новый свод правил вступил в силу. По замыслу чиновников, он должен способствовать консолидации фармрынка и уходу многочисленных мелких игроков. Однако план удался лишь отчасти – китайские предприниматели быстро нашли способ, как обойти жесткие требования закона.
Первый сборник правил контроля качества сбыта лекарственных средств (GSP – Good Supply Practice of Pharmaceutical Products) был принят в КНР в 2000 году и был действителен в течение 12 лет до тех пор, пока в 2009 году регулирующий орган КНР CFDA (Chinese Food and Drug Administration) не начал разрабатывать новую редакцию, которая и была обнародована в июне 2013 года. В только что вступившем в силу издании GSP были повышены требования и стандарты качества реализации ЛС, соответственно и повышена планка для участников фармрынка. Период перехода на новые правила, по установке правительства, составит три года. Основная функция GSP – это регулирование процесса реализации ЛС в оптовой торговле и в рознице, в новых правилах прописаны основные стандарты закупки, сбыта, хранения и послепродажного обслуживания лекарственной продукции.
Новое издание GSP скорее всего положительно скажется только на прибыли крупных предприятий, а 80% мелких могут и вовсе выпасть из рынка в результате его принятия. Китайские специалисты отмечают, что фактически это и было основной целью принятия GSP. Представители регулирующих органов не раз заявляли, что укрупнение и усиление концентрации предприятий на рынке являются ожидаемым результатом реформы, объясняя это тем, что существует ряд проблем, мешающих развитию отрасли, среди которых, например, нехватка аптек в сельской местности, маленькое количество аптечных сетей (около трети от общего числа аптек) и отсутствие крупных предприятий.
Начальник управления безопасности ЛС CFDA Ли Гоцинь открыто заявил, что на данный момент в Китае огромное количество компаний, занимающихся оптовыми продажами ЛС (13 тысяч), и благодаря новой GSP многие компании сами собой отсеются с рынка. По плану, должно остаться от 1 до 3 тысяч игроков, которые вполне смогут удовлетворить рыночный спрос. Того же мнения придерживается его коллега, инспектор управления безопасности ЛС CFDA Лю Сяопинь, он заявил, что новые правила ударят по беспорядку и неразберихепри продаже ЛС, а слабые компании уйдут с рынка и их доля рынка перейдет к крупным компаниям, что позволит сократить нездоровую конкуренцию.
Неудивительно, что представители крупных фармкомпаний Китая и государственные предприятия встретили новые правила с энтузиазмом. Вице-президент Guangzhou Pharmaceutical Чэнь Гуанъянь отметил, что с принятия первого GSP прошло более 12 лет и за это время в Китае произошли большие изменения в фармацевтической индустрии, поэтому новое издание весьма ожидаемо и необходимо. В свою очередь, вице-президент государственной компании Sinopharm Ли Гуанфу заявил, что начиная с этого года прибыльность сектора упала и не достигает 1%, но благодаря новой GSP повысится концентрация на рынке, что является хорошей новостью для их компании.
Мелкие и средние предприятия уже начали сдавать позиции. Например, небольшая китайская фармацевтическая компания Sichuan Dikang Pharmaceutical с капитализацией в 1,9 млрд юаней ($306 млн) 24 июня заявила, что уходит с розничного рынка из-за нерентабельности ее аптечной сети Heping. Она подтвердила информацию, что финансовое положение Heping совсем плохо и чистый убыток, который составил 887 млн юаней ($143 млн), в 19 раз превышает ее годовую выручку. О негативных сторонах новой редакции GSP уже заявил представитель аптечной ассоциации провинции Гуандун, он сообщил, что с принятием новых правил у розничной торговли в Китае появилось две проблемы: кадры и устаревшая система.
Особенно остро ощущается кадровый голод: с 1 июня 2013 года каждая аптека обязана иметь в штате своего фармацевта с лицензией. Проблема в том, что необходимого количества фармацевтов просто нет в стране. По данным министерства здравоохранения, в 2011 году по биохимическому и фармацевтическому направлениям было выпущено 85,3 тысяч студентов и еще 276,2 тысяч по направлению ≪Медицина≫, при этом 168,5 тысяч на данный момент обучаются в бакалавриате. Среди сильнейших вузов, готовящих специалистов по направлению ≪Фармация≫, выделяют China Pharmaceutical University, Peking University, Huazhong University of Science and Technology, Shangdong University и др.
Для того чтобы получить лицензию фармацевта, в Китае необходимо сдать специальный экзамен, после чего можно приступать к работе в отрасли. На данный момент более 200 тысяч человек принимало участие в экзамене по специальности фармацевт, но количество зарегистрированных действующих фармацевтов всего лишь около 80 тысяч, в то время как количество аптек в Китае составляет 420 тысяч учреждений.
Ситуация усугубляется тем, что не все специалисты работают в аптеках, некоторые из них заняты на фармпроизводстве или работают в оптовых компаниях, что резко сокращает количество возможных лицензированных работников, занятых в розничной торговле ЛС. К тому же китайские специалисты отмечают, что зачастую студенты, окончившие бакалавриат по специальности фармация, продолжают учебу за рубежом, где и остаются работать из-за весомой разницы в заработной плате.
Например, во Франции фармацевт получает в среднем 4 тысячи евро ($5200) в месяц, а в Китае – около 3 тысяч юаней ($485). Однако в преддверии вступления в силу нового издания GSP, особо предусмотрительные мелкие предприниматели подготовились заранее, взяв лицензии ≪в аренду≫. За небольшое вознаграждение лицензированный специалист формально числится работающим в аптеке, хотя фактически там никогда не появляется.
≪Арендная плата≫ варьируется от 800 до 1000 юаней ($130-160) в месяц. Найти желающих подзаработать таким образом фармацевтов совсем не сложно, китайские интернет-форумы пестрят объявлениями о соискателях невидимой должности. В результате такая схема весьма выгодна как для работодателя, так и для работника, первый экономит несколько десятков тысяч юаней в год, другой получает дополнительный доход в несколько тысяч юаней в год, при этом не работая в аптеке, где работает его ≪корочка≫.
Участники такой схемы мало чем рискуют: вряд ли покупатель будет рассматривать фотографию на лицензии, которая висит где-то в уголке аптеки, и сравнивать ее и стоящего перед ним работника, а проверки со стороны регулирующего органа CFDA весьма нечасты, один-два раза в год. На вопрос, где лицензированный специалист, в ответ можно услышать, что сегодня он не вышел на работу. Схема применяется массово – по статистике, собственного лицензированного фармацевта имеет в штате только одна из 10 китайских аптек.
И тем не менее розничный рынок ЛС в Китае активно развивается, ежегодный рост выручки аптек Китая составляет около 18%, и в 2012 году общая выручка составила 230 млрд юаней ($37 млрд), наиболее прибыльными оказались аптеки южной и наиболее экономически развитой провинции Гуандун, они заработали около 40 млрд юаней ($6,4 млрд). При этом следует отметить, что аптеки Китая сбывают только 20% лекарственных средств, остальное – госпитальный сегмент.
На рынке представлено шесть компаний, чья аптечная сеть включает более тысячи аптек, и пять с выручкой более 3 млрд юаней ($485 млн). При этом, по данным Института экономических исследований Южного Китая под эгидой CFDA, выручка ТОП100 аптечных сетей КНР за 2012 год выросла на 17,5%, до 87,8 млрд юаней ($14,2 млрд), и они занимают 38,2% розничного рынка. Выделяется три провинции с наибольшей концентрацией аптек: Гуандун (12,2%), Сычуань (9,8%) и Шаньдун (7,3%). Самая крупная выручка, зафиксированная в 2011 году, принадлежит аптеке Tongrentang, которая составила 311 млн юаней ($50 млн).
Аптеки в Китае в основном расположены в жилых кварталах, здесь сосредоточено до 79% аптек. Помимо этого, они присутствуют рядом или внутри больниц, в торговых районах и центрах, а также в супермаркетах.
Выделяется несколько видов аптек: аптечные сети от производителя, социальные одиночные аптеки, аптечные сети, работающие по франшизе и больничные аптеки.
Два мира – два клистира
Пока Китай ищет свой путь организации аптечного бизнеса, примеры Франции и США демонстрируют, что успешными могут быть абсолютно разные модели.
Во Франции создание аптечных сетей запрещено законом. Для того чтобы открыть аптеку во Франции, нужно соблюсти целый ряд правил. Во-первых, нужно иметь диплом фармацевта и опыт работы в этой сфере не меньше шести месяцев. Во-вторых, придется получить лицензию Агентства регионального здравоохранения (ARS). Для этого нужно предварительно получить одобрение профсоюза фармацевтов и Национального союза врачей, после чего ARS вынесет окончательное решение. Обычно процесс занимает около полугода.
Конкуренция строго ограничена государством: открытие аптеки напрямую зависит от количества жителей в населенном пункте. Одна аптека должна обслуживать как минимум 2,5 тысячи человек. Для открытия второй аптеки необходимо уже 7 тысяч человек. Если в городе проживает меньше 2,5 тысяч человек, аптеку открывать нельзя.
Владельцем аптеки должен быть сам фармацевт. Недопустимо, чтобы у одного фармацевта было несколько аптек, однако несколько фармацевтов могут открыть одну общую аптеку и работать вместе.
Ограничена и наценка на продукцию – она не должна превышать 25-30%, торговый оборот должен быть примерно 240 тысяч евро на одного сотрудника в год. Расположение аптеки, а также расстояние от одной аптеки до другой может быть продиктовано ARS.
Неудивительно, что при таких жестких условиях мало кому из выпускников фармацевтических факультетов удается устроиться на работу по специальности. В 2011 году такой выбор сделали 20% выпускников, а в 2012-м – 26%, сообщает французская газета Le Figaro.
В США, традиционно поддерживающих дух предпринимательства, конкуренцию, ситуация принципиально иная – аптека рассматривается как обычный розничный магазин, создавать торговые сети не воспрещается. Впрочем, в каждом штате США свои правила открытия аптек, существуют даже специализированные консалтинговые компании, которые помогают желающим разобраться во всех нюансах и выбрать оптимальный вариант.
В стране зарегистрировано 22 576 организаций, занятых в аптечном бизнесе, общее количество аптек – 62 тысячи. Выручка отрасли от продаж составляет $248 млрд в год, начиная с 2008 года этот показатель стабильно увеличивается на 1,6% ежегодно. Крупнейшими аптечными сетями США являются Walgreen Company (8300 аптек) и CVS Pharmacy (7400 аптек).
В отличие от Европы, фармацевты в США очень востребованы. По разным оценкам, стране не хватает от 7 до 10 тысяч специалистов. Чтобы стать фармацевтом, необходимо иметь докторскую степень по специальности фармация, пройти практику под надзором лицензированного фармацевта, а также сдать государственный экзамен North American Pharmacist Licensure Examination (NAPLEX).
Как правило, фармацевт работает 40-50 часов в неделю. Средняя зарплата американского специалиста составляет $9,9 тысяч в месяц.
Богатые и многочисленные
Количество и зарплата фармацевтом в разных странах мира
Страна |
Средняя
заработная
плата
лицензированного
фармацевта,
$/месяц
|
Количество
фармацевтов
|
Количество
аптечных
учреждений
|
США | 9900 | 272 320 | 62 000 |
Канада | 5300 | 33 000 | 9218 |
Франция | 5200 | 73 127 | 22 706 |
Великобритания | 4500 | 46 310 | 13 300 |
Австралия | 4500 | 26 434 | 5 250 |
Россия | 972 | н/д | 57 000 |
Китай | 485 | 80 000 | 420 000 |
Источник: VM