27 Июля 2024 Суббота

Заземление в Поднебесной
Евгения Журавлева, Ольга Каныгина Фарминдустрия
8 июля 2013, 20:04
8216

FDA Китая ужесточило госрегулирование частных аптек и фармдистрибьюторов

Китайское правительство три года готовило реформу системы оборота лекарственных средств, и вот с 1 июня 2013 года новый свод правил вступил в силу. По замыслу чиновников, он должен способствовать консолидации фармрынка и уходу многочисленных мелких игроков. Однако план удался лишь отчасти – китайские предприниматели быстро нашли способ, как обойти жесткие требования закона.

Первый сборник правил контроля качества сбыта лекарственных средств (GSP – Good Supply Practice of Pharmaceutical Products) был принят в КНР в 2000 году и был действителен в течение 12 лет до тех пор, пока в 2009 году регулирующий орган КНР CFDA (Chinese Food and Drug Administration) не начал разрабатывать новую редакцию, которая и была обнародована в июне 2013 года. В только что вступившем в силу издании GSP были повышены требования и стандарты качества реализации ЛС, соответственно и повышена планка для участников фармрынка. Период перехода на новые правила, по установке правительства, составит три года. Основная функция GSP – это регулирование процесса реализации ЛС в оптовой торговле и в рознице, в новых правилах прописаны основные стандарты закупки, сбыта, хранения и послепродажного обслуживания лекарственной продукции.

Новое издание GSP скорее всего положительно скажется только на прибыли крупных предприятий, а 80% мелких могут и вовсе выпасть из рынка в результате его принятия. Китайские специалисты отмечают, что фактически это и было основной целью принятия GSP. Представители регулирующих органов не раз заявляли, что укрупнение и усиление концентрации предприятий на рынке являются ожидаемым результатом реформы, объясняя это тем, что существует ряд проблем, мешающих развитию отрасли, среди которых, например, нехватка аптек в сельской местности, маленькое количество аптечных сетей (около трети от общего числа аптек) и отсутствие крупных предприятий.

Начальник управления безопасности ЛС CFDA Ли Гоцинь открыто заявил, что на данный момент в Китае огромное количество компаний, занимающихся оптовыми продажами ЛС (13 тысяч), и благодаря новой GSP многие компании сами собой отсеются с рынка. По плану, должно остаться от 1 до 3 тысяч игроков, которые вполне смогут удовлетворить рыночный спрос. Того же мнения придерживается его коллега, инспектор управления безопасности ЛС CFDA Лю Сяопинь, он заявил, что новые правила ударят по беспорядку и неразберихепри продаже ЛС, а слабые компании уйдут с рынка и их доля рынка перейдет к крупным компаниям, что позволит сократить нездоровую конкуренцию.

Неудивительно, что представители крупных фармкомпаний Китая и государственные предприятия встретили новые правила с энтузиазмом. Вице-президент Guangzhou Pharmaceutical Чэнь Гуанъянь отметил, что с принятия первого GSP прошло более 12 лет и за это время в Китае произошли большие изменения в фармацевтической индустрии, поэтому новое издание весьма ожидаемо и необходимо. В свою очередь, вице-президент государственной компании Sinopharm Ли Гуанфу заявил, что начиная с этого года прибыльность сектора упала и не достигает 1%, но благодаря новой GSP повысится концентрация на рынке, что является хорошей новостью для их компании.

Мелкие и средние предприятия уже начали сдавать позиции. Например, небольшая китайская фармацевтическая компания Sichuan Dikang Pharmaceutical с капитализацией в 1,9 млрд юаней ($306 млн) 24 июня заявила, что уходит с розничного рынка из-за нерентабельности ее аптечной сети Heping. Она подтвердила информацию, что финансовое положение Heping совсем плохо и чистый убыток, который составил 887 млн юаней ($143 млн), в 19 раз превышает ее годовую выручку. О негативных сторонах новой редакции GSP уже заявил представитель аптечной ассоциации провинции Гуандун, он сообщил, что с принятием новых правил у розничной торговли в Китае появилось две проблемы: кадры и устаревшая система.

Особенно остро ощущается кадровый голод: с 1 июня 2013 года каждая аптека обязана иметь в штате своего фармацевта с лицензией. Проблема в том, что необходимого количества фармацевтов просто нет в стране. По данным министерства здравоохранения, в 2011 году по биохимическому и фармацевтическому направлениям было выпущено 85,3 тысяч студентов и еще 276,2 тысяч по направлению ≪Медицина≫, при этом 168,5 тысяч на данный момент обучаются в бакалавриате. Среди сильнейших вузов, готовящих специалистов по направлению ≪Фармация≫, выделяют China Pharmaceutical University, Peking University, Huazhong University of Science and Technology, Shangdong University и др.

Для того чтобы получить лицензию фармацевта, в Китае необходимо сдать специальный экзамен, после чего можно приступать к работе в отрасли. На данный момент более 200 тысяч человек принимало участие в экзамене по специальности фармацевт, но количество зарегистрированных действующих фармацевтов всего лишь около 80 тысяч, в то время как количество аптек в Китае составляет 420 тысяч учреждений.

Ситуация усугубляется тем, что не все специалисты работают в аптеках, некоторые из них заняты на фармпроизводстве или работают в оптовых компаниях, что резко сокращает количество возможных лицензированных работников, занятых в розничной торговле ЛС. К тому же китайские специалисты отмечают, что зачастую студенты, окончившие бакалавриат по специальности фармация, продолжают учебу за рубежом, где и остаются работать из-за весомой разницы в заработной плате.

Например, во Франции фармацевт получает в среднем 4 тысячи евро ($5200) в месяц, а в Китае – около 3 тысяч юаней ($485). Однако в преддверии вступления в силу нового издания GSP, особо предусмотрительные мелкие предприниматели подготовились заранее, взяв лицензии ≪в аренду≫. За небольшое вознаграждение лицензированный специалист формально числится работающим в аптеке, хотя фактически там никогда не появляется.

≪Арендная плата≫ варьируется от 800 до 1000 юаней ($130-160) в месяц. Найти желающих подзаработать таким образом фармацевтов совсем не сложно, китайские интернет-форумы пестрят объявлениями о соискателях невидимой должности. В результате такая схема весьма выгодна как для работодателя, так и для работника, первый экономит несколько десятков тысяч юаней в год, другой получает дополнительный доход в несколько тысяч юаней в год, при этом не работая в аптеке, где работает его ≪корочка≫.

Участники такой схемы мало чем рискуют: вряд ли покупатель будет рассматривать фотографию на лицензии, которая висит где-то в уголке аптеки, и сравнивать ее и стоящего перед ним работника, а проверки со стороны регулирующего органа CFDA весьма нечасты, один-два раза в год. На вопрос, где лицензированный специалист, в ответ можно услышать, что сегодня он не вышел на работу. Схема применяется массово – по статистике, собственного лицензированного фармацевта имеет в штате только одна из 10 китайских аптек.

И тем не менее розничный рынок ЛС в Китае активно развивается, ежегодный рост выручки аптек Китая составляет около 18%, и в 2012 году общая выручка составила 230 млрд юаней ($37 млрд), наиболее прибыльными оказались аптеки южной и наиболее экономически развитой провинции Гуандун, они заработали около 40 млрд юаней ($6,4 млрд). При этом следует отметить, что аптеки Китая сбывают только 20% лекарственных средств, остальное – госпитальный сегмент.

На рынке представлено шесть компаний, чья аптечная сеть включает более тысячи аптек, и пять с выручкой более 3 млрд юаней ($485 млн). При этом, по данным Института экономических исследований Южного Китая под эгидой CFDA, выручка ТОП100 аптечных сетей КНР за 2012 год выросла на 17,5%, до 87,8 млрд юаней ($14,2 млрд), и они занимают 38,2% розничного рынка. Выделяется три провинции с наибольшей концентрацией аптек: Гуандун (12,2%), Сычуань (9,8%) и Шаньдун (7,3%). Самая крупная выручка, зафиксированная в 2011 году, принадлежит аптеке Tongrentang, которая составила 311 млн юаней ($50 млн).

Аптеки в Китае в основном расположены в жилых кварталах, здесь сосредоточено до 79% аптек. Помимо этого, они присутствуют рядом или внутри больниц, в торговых районах и центрах, а также в супермаркетах.

Выделяется несколько видов аптек: аптечные сети от производителя, социальные одиночные аптеки, аптечные сети, работающие по франшизе и больничные аптеки.

Два мира – два клистира

Пока Китай ищет свой путь организации аптечного бизнеса, примеры Франции и США демонстрируют, что успешными могут быть абсолютно разные модели.

Во Франции создание аптечных сетей запрещено законом. Для того чтобы открыть аптеку во Франции, нужно соблюсти целый ряд правил. Во-первых, нужно иметь диплом фармацевта и опыт работы в этой сфере не меньше шести месяцев. Во-вторых, придется получить лицензию Агентства регионального здравоохранения (ARS). Для этого нужно предварительно получить одобрение профсоюза фармацевтов и Национального союза врачей, после чего ARS вынесет окончательное решение. Обычно процесс занимает около полугода.

Конкуренция строго ограничена государством: открытие аптеки напрямую зависит от количества жителей в населенном пункте. Одна аптека должна обслуживать как минимум 2,5 тысячи человек. Для открытия второй аптеки необходимо уже 7 тысяч человек. Если в городе проживает меньше 2,5 тысяч человек, аптеку открывать нельзя.

Владельцем аптеки должен быть сам фармацевт. Недопустимо, чтобы у одного фармацевта было несколько аптек, однако несколько фармацевтов могут открыть одну общую аптеку и работать вместе.

Ограничена и наценка на продукцию – она не должна превышать 25-30%, торговый оборот должен быть примерно 240 тысяч евро на одного сотрудника в год. Расположение аптеки, а также расстояние от одной аптеки до другой может быть продиктовано ARS.

Неудивительно, что при таких жестких условиях мало кому из выпускников фармацевтических факультетов удается устроиться на работу по специальности. В 2011 году такой выбор сделали 20% выпускников, а в 2012-м – 26%, сообщает французская газета Le Figaro.

В США, традиционно поддерживающих дух предпринимательства, конкуренцию, ситуация принципиально иная – аптека рассматривается как обычный розничный магазин, создавать торговые сети не воспрещается. Впрочем, в каждом штате США свои правила открытия аптек, существуют даже специализированные консалтинговые компании, которые помогают желающим разобраться во всех нюансах и выбрать оптимальный вариант.

В стране зарегистрировано 22 576 организаций, занятых в аптечном бизнесе, общее количество аптек – 62 тысячи. Выручка отрасли от продаж составляет $248 млрд в год, начиная с 2008 года этот показатель стабильно увеличивается на 1,6% ежегодно. Крупнейшими аптечными сетями США являются Walgreen Company (8300 аптек) и CVS Pharmacy (7400 аптек).

В отличие от Европы, фармацевты в США очень востребованы. По разным оценкам, стране не хватает от 7 до 10 тысяч специалистов. Чтобы стать фармацевтом, необходимо иметь докторскую степень по специальности фармация, пройти практику под надзором лицензированного фармацевта, а также сдать государственный экзамен North American Pharmacist Licensure Examination (NAPLEX).

Как правило, фармацевт работает 40-50 часов в неделю. Средняя зарплата американского специалиста составляет $9,9 тысяч в месяц.

Богатые и многочисленные

Количество и зарплата фармацевтом в разных странах мира

Страна
Средняя
заработная
плата 
лицензированного 
фармацевта, 
$/месяц
Количество
фармацевтов
Количество
аптечных
учреждений
США 9900 272 320 62 000
Канада 5300 33 000 9218
Франция 5200 73 127 22 706
Великобритания 4500 46 310 13 300
Австралия 4500 26 434 5 250
Россия 972 н/д 57 000
Китай 485 80 000 420 000

Источник: VM

китай, дистрибуция

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении