27 Июля 2024 Суббота

Заводской апельсин
Дарья Шубина Мединдустрия
25 марта 2016, 16:45
10713

Почему в России не вызревает такой фрукт, как промышленная медицина

Операторы рынка медуслуг своей активностью высветили нишу, которой, казалось, уже не суждено возро­диться из индустриального прошлого, – производственную медицину. В последние лет десять российские промышленные компании разного калибра ежегодно размещают вполне весомый заказ на медицинское со­провождение своих объектов. Некоторые промпредприятия поддерживают собственную, как правило, выстро­енную еще в советские времена, сеть здравпунктов и медсанчастей. Другие выстраивают у себя медицинскую инфраструктуру заново. Большинство же заказчиков выполняют нормативные требования по охране здоровья трудящихся, привлекая сторонних операторов. По самым скромным подсчетам, только медосмотры персонала вредных производств ежегодно обходятся российским промышленникам в 30 млрд рублей. Общий объем рын­ка производственной медицины наверняка кратно масштабнее. Vademecum решил в первом приближении выяснить, кто и как борется сегодня за медицинский производственный заказ.

Медсанчасти великого целого

Производственная медицина начала развиваться в СССР с середины 20-х годов попутно с масштаб­ной индустриализацией страны. Как отмечалось в соответствующем положении Наркомздрава РСФСР, фельдшерские и врачебные здравпункты на предприятиях должны были не только оказы­вать первую помощь, но и «участвовать в профи­лактической работе» – содействовать сокращению случаев производственного травматизма и профза­болеваний. Подчинялись здравпункты инспекции труда и обслуживающим предприятия медсанча­стям. На масштабных производствах в медико-са­нитарный комплекс наряду со здравпунктами вхо­дили и собственная поликлиника, и стационар. Если медсанчасти на предприятии не было, цеховые пункты курировались местными медучреждениями.

Особое внимание во все времена уделялось медобслу­живанию трудовых коллективов тяжелых и вредных производств – на предприятиях химической, уголь­ной, горнорудной промышленности и нефтеперера­ботки полагалось иметь один здравпункт на тысячу рабочих, тогда как на всех остальных предприятиях – на 2 тысячи человек. И если в конце 1929 года по всей стране насчитывалось чуть более тысячи цеховых здравпунктов, то в 1975 году – почти 37 тысяч, а про­мышленность разных отраслей обслуживали более 1,4 тысячи медсанчастей.

Развал СССР и слом экономической формации разрушили некогда стройную систему заводской медицины – медсанчасти стали массово закры­ваться или реорганизовываться в территориальные ЛПУ. По данным Министерства здравоохранения и медицинской промышленности, с 1991 года количе­ство здравпунктов ежегодно сокращалось: в 1994 году их осталось 17 тысяч. Количество медсанчастей сокра­тилось почти в два раза – в 1994-м их было 757.

Ситуацию усугубляли плачевное состояние промобору­дования и низкий уровень охраны труда в целом. Трав­мы, полученные на производстве, занимали первое ме­сто среди несчастных случаев со смертельным исходом, росла профессиональная заболеваемость. Наихудшие показатели в этом смысле демонстрировали предприя­тия угольной, авиационной, легкой промышленности, металлургии, автосельскохозяйственного и общего машиностроения, энергетики.

«Неполное выявление и регистрация больных с профес­сиональной патологией обусловлены несовершенством законодательства по охране труда, отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессио­нальной заболеваемости, недостатками организации и качества проведения профилактических осмотров работающих», – говорится в приказе Министерства здравоохранения и медицинской промышленности №130 от 23 июня 1994 года, который впервые после рас­пада СССР ввел нормативы организации медицинской инфраструктуры на промпредприятиях.

«Большинство советских промышленных предпри­ятий имели в своем составе собственные, порой достаточно раздутые, медицинские структуры – от здравпунктов на промышленных площадках до собственных поликлиник и даже многопрофиль­ных стационаров. В период приватизации новые собственники, естественно, стали сокращать из­держки и избавляться от непрофильных социальных активов – продавать крупные медицинские объекты, а здравпункты – либо сохранили в своем составе, либо передали их в управление специализированным организациям, – рассказывает генеральный директор компании «СОГАЗ-Медсервис» Евгения Зингер.

Сегодня, согласно Трудовому кодексу РФ, все рабо­тодатели должны проводить оценку условий труда и, в зависимости от ее результата и прочих производ­ственных факторов, организовывать предварительные и периодические медосмотры. Частота и прочие усло­вия таких обследований описываются в тематическом приказе Минздрава РФ №302н. Администрациям порой достаточно заключить договор со сторонней медорганизацией и отправлять туда сотрудников один-два раза в год на осмотр. Но если промпредпри­ятие крупное или расположено вдали от медицинской инфраструктуры, а также когда участникам произ­водства может понадобиться срочная медпомощь или сам процесс не обходится без регулярных, например, предрейсовых и предсменных, медосмотров, соб­ственный здравпункт приходится содержать.

В приказе Минздрава №911н, определяющем поря­док оказания медпомощи при профзаболеваниях, рекомендуется открывать здравпункт организациям с численностью работников более 1,2 тысячи че­ловек в наибольшую смену. «Необходимо иметь фельдшерские или врачебные здравпункты в орга­низациях, использующих автомобильный транспорт, со списочным количеством работающих более 300 че­ловек, на производствах пестицидов и агрохимикатов, на нефтеперерабатывающих предприятиях, – пере­числяет подпадающие под требования действующих нормативных актов компании юрист ГК «Финам» Татьяна Третьякова. – Рекомендуется также иметь здравпункт на производствах, связанных с добычей полезных ископаемых, выпуском продуктов питания, оказанием услуг общепита, образовательных услуг и так далее».

Регламенты по охране здоровья персонала пром­предприятия исполняют по-разному. Одним удалось сохранить и модернизировать советское наследие – цеховые здравпункты, медсанчасти, поликлиники, другим – вывести медицинские объекты в особое управление и даже позволить таким структурам зарабатывать на стороне. Однако большинство хозяйствующих агентов предпочло освободиться от непрофильных, в том числе социальных, объектов, либо делегировав их функции по медобслуживанию сторонним организациям по прямым договорам, либо передав собственные здравпункты на аутсорсинг.

Затраты предприятия на содержание точки произ­водственной медпомощи зависят от функционала, уровня оснащенности и штатного обеспечения. Судя по данным открытой отчетности, в среднем компании тратят на точку от 1 млн руб­лей в год. Например, новокузнецкий производитель сантехники «Завод Универсал» в 2015 году отпустил на содержание здравпункта 1,3 млн рублей, а Архан­гельский ЦБК – более 8 млн рублей.

Как правило, первичная медпомощь, предрейсовые и предсменные медосмотры выполняются в здравпун­ктах (если такового на предприятии нет, допуск к рейсу может давать специальный сотрудник – ин­спектор труда). Обязательные ежегодные медосмотры подавляющим большинством производственных ком­паний отдаются сторонним организациям: скрининг одного работника в среднем обходится предприятию в 1,5–2 тысячи рублей.

Статистики по масштабам собственной медицинской инфраструктуры российских предприятий VM не об­наружил. В Минтруде нам, опираясь на «оценки экс­пертов и данные Росстата», сообщили, что на 2014 год в России только на вредных производствах было занято 15 млн человек. Если предположить, что каж­дый занятый там работник хотя бы раз в год проходит медосмотр средней стоимостью около 2 тысяч рублей за каждого обследованного, то объем этого рынка уже превысит отметку в 30 млрд рублей. Показатель ус­ловно минимальный, поскольку даже приблизитель­ных данных о совокупных затратах всех подпадающих под нормативные регламенты промпредприятий на содержание собственных здравпунктов, медсанча­стей, поликлиник и стационаров не существует.

Однако даже беглый мониторинг активности за­казчиков подобных услуг на тендерных площадках и количество организаций, специализирующихся на управлении здравпунктами и профосмотрах, позволяют сделать однозначный вывод: производ­ственная медицина в России оформилась в отдельный привлекательный сегмент, к которому начали про­являть интерес не только локальные, но и крупные операторы рынка медуслуг. А встречные кризисные тренды – проводимая самими промпредприятиями оптимизация расходов и поиск медицинскими ком­паниями незанятых ниш – развитию сегмента только способствуют. «Тенденция передавать медпункты и даже ведомственные клиники внешнему провайде­ру в настоящее время очевидна», – подтверждает ди­ректор бизнес-единицы «Клиники МЕДСИ Регионы» Наталья Маринич.

В Газпроме и кое-где, кроме

Естественно, собственные медицинские мощно­сти – не только сохраненное советское наследие, но и вновь обустроенные специализированные объекты. Например, компания «Газпром добыча Астрахань» владеет медсанчастью с поликлиникой, стационаром и станцией скорой помощи в регионе присутствия: комплекс обслуживает действующих работников и пенсионеров самого предприятия, а попутно – сотрудников других местных подразделе­ний корпорации «Газпром». Медсанчасть занимается всеми видами профосмотров, лечением профпатоло­гий, курирует работу здравпунктов на приписанных месторождениях и даже успевает оказывать медуслуги разного профиля коммерческим пациентам. Одна­ко самое заметное медицинское учреждение ПАО «Газпром» – одноименная московская поликлиника, сгенерировавшая в 2014 году более 2 млрд рублей вы­ручки, – рассчитана на сотрудников головного офиса. Тогда как здравпункты на промышленных объектах «Газпрома», не содержащих собственных медсанча­стей, отдаются в управление сторонним операторам. «Каждая из компаний в структуре «Газпрома» живет своей жизнью. Те «дочки», у которых есть ресурсы, имеют собственные поликлиники и санатории, остальные – привлекают аутсорсеров. Около пяти лет назад в «Газпроме» уже обсуждался вопрос передачи большинства непрофильных объектов в управление медицинским компаниям, но тема заглохла, а сейчас из-за кризиса опять зазвучала», – рассказал VM на ус­ловиях анонимности сотрудник одной из компаний «Газпрома». В «Газпроме» на запрос VM на момент сдачи номера в печать не ответили.

Сеть медцентров имеется у компании «РУСАЛ». Поликлиники и здравпункты «РУСАЛ медицинский центр» (РМЦ) есть во всех регионах присутствия алю­миниевого гиганта, в том числе за границей – на за­рубежных объектах в Нигерии, Гайане и Гвинее. «Мы работаем над снижением уровня заболеваемости, сокращением трудопотерь, оказываем экстренную помощь на удаленных объектах и проводим осмотры. Нам выгоднее работать самостоятельно», – говорит корпоративный врач РУСАЛа Елена Коломоец.

Осознанно развивает собственную медицинскую базу Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), в 2009 году открывшая в Екатеринбурге клинику «УГМК-Здоровье». Этот медцентр, поми­мо обслуживания персонала холдинга и управления подведомственными здравпунктами, выступает за­метным игроком регионального рынка коммерческих медуслуг. По данным СПАРК-Интерфакс, клиника в 2014 году выручила 892 млн рублей.

И все же подобные примеры скорее исключение из общего правила. Данные электронных торговых площадок убедительно доказывают: ниша живет усилиями сторонних медицинских операторов – заказы на корпоративное обслуживание разме­щают промпредприятия самых разных профилей и масштабов. «Передача непрофильных функций специализированным сервисным медицинским компаниям априори эффективнее для предприя­тия, чем самостоятельная работа по охране здо­ровья сотрудников, – рассуждает Евгения Зингер из «СОГАЗ-Медсервиса». – К преимуществам данного варианта медицинского обеспечения можно отнести более понятное ценообразование, как правило, более высокое качество медицинской услуги, а также отсутствие необходимости оформ­лять лицензию на осуществление медицинской де­ятельности на само предприятие. И потом, передача на аутсорсинг крупных медицинских подразделе­ний, например ведомственных медико-санитарных частей, существенно сокращает расходы на здра­воохранение, предусмотренные коллективным договором».

В сегменте производственной медицины уже сложились внутренние традиции. Ну, например, если подрядчика для проведения периодических ос­мотров заказчики отбирают на тендерах ежегодно, то здравпункт отдается в управление профильному оператору на несколько лет – чтобы начать такую работу, аутсорсеру необходимо лицензировать поме­щение и подобрать персонал. Некоторые промпред­приятия самостоятельно лицензируют и оснащают здравпункты, а к сторонней организации обраща­ются только за медперсоналом. «Это достаточно распространенная практика, так как гораздо проще расстаться с подрядчиком, предоставившим мед­работников, чем каждый раз заново лицензировать объект и налаживать связи с поставщиками медика­ментов и расходных материалов», – говорит владею­щий ситуацией представитель компании TNK-BP.

Более того, на фоне растущего спроса со стороны промышленников на рынке стали появляться специ­ализированные компании, ориентированные исклю­чительно на производственную медицину. Наиболее заметные игроки ниши предлагают комплекс ус­луг – все виды осмотров, организацию и управление здравпунктами, амбулаторную и скорую помощь, веде­ние курсов первой помощи, медицинскую эвакуацию.

Подразделения крупных промышленных групп, ориентированные на внутрикорпоративное обслужи­вание или страховых клиентов, постепенно начали предлагать свои наработки и услуги сторонним заказчикам. Компания «СОГАЗ-Медсервис», поми­мо обеспечения профильными услугами клиентов группы «СОГАЗ», работает на подряде с многочислен­ными предприятиями энергетического и нефтегазо­вого комплекса в Московском регионе и управляет почти 200 здравпунктами. Выручка «СОГАЗ-Медсер­виса» в 2014 году составила 492 млн рублей. «Дочка» «Лукойла» компания «Медис», имея в распоряжении 125 здравпунктов и 15 амбулаторий, в 2014 году пока­зала оборот более 900 млн рублей.

В Сибирском регионе лидером промышленного сегмента называют Центр корпоративной медицины (ЦКМ): помимо проведения профосмотров и органи­зации здравпунктов компания, с совокупной выручкой в 2014 году более 200 млн рублей занимается орга­низацией курсов первой помощи и сопутствующим направлением – специальной оценкой условий труда. В ЦКМ подтвердили действующие договоры подряда с местными подразделениями таких компаний, как «Газпром-Нефть», «Роснефть», «Евраз», «Новатэк» и других.

Примечательно, что в сегменте производственной медицины довольно существенную долю держат государственные учреждения, смело конкуриру­ющие с частниками в борьбе за право проведения медосмотров и управления здравпунктами. Практиче­ски во всех промышленных центрах страны городские поликлиники проводят профосмотры работников местных предприятий. Из 100 профильных тендеров, размещенных на площадке B2B-Center в 2015 году, более трети выиграли государственные медоргани­зации. Есть промпредприятия, которым удобнее работать в постоянной связке с муниципальными медучреждениями, – например, ОАО «Татнефть» еще в 2008 году организовало на базе городской медсанча­сти Альметьевска центр, который помимо оказания услуг общего профиля занимается медсопрово­ждением работников местных объектов нефтяной компании.

Перспективность ниши подтверждает интерес много­профильных медцентров разного калибра и формата. Медосмотрами увлечены сегодня как игроки сред­ней руки, вроде екатеринбургского ООО «Городская больница №41» или челябинского МЦ «Лотос», так и московские сети с громкими именами – например, ЗАО «Семейный доктор».

Сам по себе сегмент профосмотров все еще стихиен, в нем много «серых» игроков, гово­рит Валерий Великанов, основатель компании «Мобилмед», которая изначально специализи­ровалась на оформлении личных медицинских книжек, а потом вышла в сегмент профосмотров: «Добросовестные операторы, в том числе госу­дарственные учреждения, участвуют в тендерах, но проигрывают компаниям, которые демпин­гуют в ущерб качеству услуг. К сожалению, очень многих заказчиков сегодня волнует исключительно стоимость медосмотра. Пожалуй, только крупные предприятия не подходят к требованиям приказа 302н формально».

Тематика управления здравпунктами тоже наби­рает популярность. В этой нише замечены, напри­мер, клиники московской сети «Доктор рядом», которая в 2015 году заключила контракт с СО ЕЭС на 9,5 млн рублей. Развивает это направление и профильное подразделение ГК «Медси». По сло­вам Натальи Маринич, за 10 лет компания взяла в управление 76 здравпунктов на предприятиях в разных регионах страны. Не остаются в стороне сети клиник страховых компаний. Медосмотрами, например, занимается «Альфа-Центр здоровья». А «ингосстраховская» сеть «Будь здоров» реализует совместные проекты сразу с несколькими крупны­ми промпредприятиями. «От крупных производ­ственных компаний к нам поступают предложения о передаче медицинского обеспечения деятельности предприятий на аутсорсинг. Осенью прошлого года мы открыли первую клинику в интересах компании Mars в подмосковном Ступино, а в декабре – вместе с «Трубной металлургической компанией» клинику в Каменск-Уральском для медицинского обеспече­ния деятельности Синарского трубного завода. Мы считаем данный опыт интересным и рассматриваем варианты расширения работы в таком формате», – рассказал VM генеральный директор сети «Будь здоров» Вячеслав Новиков.

В промышленный сегмент решила пойти и На­циональная медицинская сеть (НМС) – проект УК «Эльбрус Капитал», объединившей 25 клиник в нескольких регионах. Как рассказал VM один из партнеров сети, НМС предлагает предприятиям не только медицинское обслуживание в собствен­ных клиниках, но и выездные профосмотры на так называемых медицинских автопоездах. Сейчас в распоряжении подрядчика есть два таких «поез­да» и две машины с рентген-аппаратами, компа­ния оперирует ими в Башкирии и Волгоградской области. По словам источника в НМС, в дальнешем планируется значительно расширить географию присутствия до 12 регионов с прицелом на крупные промпредприятия.

К слову, специализирующиеся на медосмотрах операторы часто имеют в своем арсенале передвиж­ные комплексы, но работают, как правило, в гра­ницах одного региона. «Основная проблема такого способа оказания медицинских услуг в том, что непосредственно на медицинский автопоезд нельзя получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, так как сегодня медицинская лицен­зия оформляется непосредственно на помещения по адресу оказания медицинских услуг. В России пять – семь специализированных компаний про­изводят медицинские мобильные комплексы, но только одной из них удалось получить сертификат Минздрава. Мобильные комплексы, конечно, имеют право на жизнь, но массово не распространены», – считает Евгения Зингер из «СОГАЗ-Медсервиса».

Что в лобби, что по лбу

Ярые сторонники и, по сути, лоббисты возрождения медицинской инфраструктуры на промышленных производствах – профсоюзы, причем, как правило, местные. В июле 2015 года Кемеровская террито­риальная организация Горно-металлургического профсоюза России опубликовала отчет за первое полугодие, в котором констатировала, что до 7% случившихся на производстве тяжких травм могли бы и не привести к смерти, если бы пострадавшим вовремя была оказана первая помощь членами бригады или медперсоналом здравпунктов. Авторы отчета выделили несколько системных проблем охраны труда и здоровья персонала промышлен­ных предприятий, основные из них – низкий уровень подготовки работников по оказанию первой помощи и отсутствие здравпунктов шаговой доступности. «По регламенту [приказ Минздрава №911н. – Vademecum] здравпункт создается в организациях с численностью работников свыше 1 201 человека в наибольшую смену. Это позволяет предприя­тиям официально отказываться от содержания здравпункта на своей территории. В горно-метал­лургическом комплексе Кемеровской области – восемь предприятий, и только три из них обязаны иметь здравпункт. Остальным достаточно действу­ющих договоров на оказание экстренной помощи со «скорой» и горноспасателями», – сетует главный техинспектор труда ГМПР по Кемеровской области Сергей Ермаков, добавляя, что профсоюзы должны настаивать на организации здравпунктов на заводах «в количестве более одного».

В головном офисе профсоюза ситуацию предпо­читают излишне не драматизировать. По словам заместителя председателя ГМПР Андрея Шведова, такие крупные предприятия, как горно-металлур­гические, соблюдают тематические нормативы: «Мы отслеживаем, насколько полно проводятся все необходимые медосмотры работников, хорошо ли они организованы. Но где и как вести эту рабо­ту – в сторонней организации или в здравпункте, – мы доверяем решать нашим коллегам совместно с работодателями».

Абсолютное большинство предприятий научились сегодня не экономить на медосмотрах и медкниж­ках, так как это чревато ответственностью менед­жмента в случае несчастных случаев, соглашается Татьяна Третьякова из «Финама». Представители отраслевого сообщества, однако, полагают, что в организации медпомощи на предприятиях по-прежнему побеждает формальный подход, а действующая нормативная база этим настроени­ям лишь потворствует.

Надо заметить, что все медицинские мероприятия на производстве проводятся за счет работодателей, чье стремление сэкономить если не на объеме, так на качестве услуг, в общем-то, объяснимо. Но и тут есть пространство для честного маневра. «Неко­торые клиники нашего медцентра включаются в территориальную программу ОМС, это позволяет покрыть часть расходов, в зависимости от предо­ставленных объемов госзадания, конечно, – говорит Елена Коломоец из РУСАЛа. – Чтобы включить клинику в ОМС, необходимо привести ее в соот­ветствие со всеми требованиями ФОМС, получить дополнительные лицензии. При этом вероятность того, что удастся получить объемы медпомощи, невысока, многое зависит от позиции региональных властей».

В Прикамье, например, до недавнего времени медпомощь в здравпунктах промышленных пред­приятий финансировалась за счет средств терри­ториальной программы госгарантий. В 2014 году, например, на финансирование здравпунктов здесь было выделено 17,3 млрд рублей. Но с 2015 года эта практика прекратилась, и многим промышленни­кам пришлось свои здравпункты просто закрыть. Остальные перевели точки медобслуживания на внутреннее довольствие и тут же обратились к губернатору Пермского края Виктору Басаргину с просьбой – вернуть региональные целевые дота­ции. Варианты софинансирования деятельности здравпунктов обсуждались представителями пром­предприятий и чиновниками краевой администра­ции весь год, но решение найдено не было.


промышленная медицина, медицинские услуги, производство
Источник: Vademecum №5, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении