Операторы рынка медуслуг своей активностью высветили нишу, которой, казалось, уже не суждено возродиться из индустриального прошлого, – производственную медицину. В последние лет десять российские промышленные компании разного калибра ежегодно размещают вполне весомый заказ на медицинское сопровождение своих объектов. Некоторые промпредприятия поддерживают собственную, как правило, выстроенную еще в советские времена, сеть здравпунктов и медсанчастей. Другие выстраивают у себя медицинскую инфраструктуру заново. Большинство же заказчиков выполняют нормативные требования по охране здоровья трудящихся, привлекая сторонних операторов. По самым скромным подсчетам, только медосмотры персонала вредных производств ежегодно обходятся российским промышленникам в 30 млрд рублей. Общий объем рынка производственной медицины наверняка кратно масштабнее. Vademecum решил в первом приближении выяснить, кто и как борется сегодня за медицинский производственный заказ.
Медсанчасти великого целого
Производственная медицина начала развиваться в СССР с середины 20-х годов попутно с масштабной индустриализацией страны. Как отмечалось в соответствующем положении Наркомздрава РСФСР, фельдшерские и врачебные здравпункты на предприятиях должны были не только оказывать первую помощь, но и «участвовать в профилактической работе» – содействовать сокращению случаев производственного травматизма и профзаболеваний. Подчинялись здравпункты инспекции труда и обслуживающим предприятия медсанчастям. На масштабных производствах в медико-санитарный комплекс наряду со здравпунктами входили и собственная поликлиника, и стационар. Если медсанчасти на предприятии не было, цеховые пункты курировались местными медучреждениями.
Особое внимание во все времена уделялось медобслуживанию трудовых коллективов тяжелых и вредных производств – на предприятиях химической, угольной, горнорудной промышленности и нефтепереработки полагалось иметь один здравпункт на тысячу рабочих, тогда как на всех остальных предприятиях – на 2 тысячи человек. И если в конце 1929 года по всей стране насчитывалось чуть более тысячи цеховых здравпунктов, то в 1975 году – почти 37 тысяч, а промышленность разных отраслей обслуживали более 1,4 тысячи медсанчастей.
Развал СССР и слом экономической формации разрушили некогда стройную систему заводской медицины – медсанчасти стали массово закрываться или реорганизовываться в территориальные ЛПУ. По данным Министерства здравоохранения и медицинской промышленности, с 1991 года количество здравпунктов ежегодно сокращалось: в 1994 году их осталось 17 тысяч. Количество медсанчастей сократилось почти в два раза – в 1994-м их было 757.
Ситуацию усугубляли плачевное состояние промоборудования и низкий уровень охраны труда в целом. Травмы, полученные на производстве, занимали первое место среди несчастных случаев со смертельным исходом, росла профессиональная заболеваемость. Наихудшие показатели в этом смысле демонстрировали предприятия угольной, авиационной, легкой промышленности, металлургии, автосельскохозяйственного и общего машиностроения, энергетики.
«Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены несовершенством законодательства по охране труда, отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональной заболеваемости, недостатками организации и качества проведения профилактических осмотров работающих», – говорится в приказе Министерства здравоохранения и медицинской промышленности №130 от 23 июня 1994 года, который впервые после распада СССР ввел нормативы организации медицинской инфраструктуры на промпредприятиях.
«Большинство советских промышленных предприятий имели в своем составе собственные, порой достаточно раздутые, медицинские структуры – от здравпунктов на промышленных площадках до собственных поликлиник и даже многопрофильных стационаров. В период приватизации новые собственники, естественно, стали сокращать издержки и избавляться от непрофильных социальных активов – продавать крупные медицинские объекты, а здравпункты – либо сохранили в своем составе, либо передали их в управление специализированным организациям, – рассказывает генеральный директор компании «СОГАЗ-Медсервис» Евгения Зингер.
Сегодня, согласно Трудовому кодексу РФ, все работодатели должны проводить оценку условий труда и, в зависимости от ее результата и прочих производственных факторов, организовывать предварительные и периодические медосмотры. Частота и прочие условия таких обследований описываются в тематическом приказе Минздрава РФ №302н. Администрациям порой достаточно заключить договор со сторонней медорганизацией и отправлять туда сотрудников один-два раза в год на осмотр. Но если промпредприятие крупное или расположено вдали от медицинской инфраструктуры, а также когда участникам производства может понадобиться срочная медпомощь или сам процесс не обходится без регулярных, например, предрейсовых и предсменных, медосмотров, собственный здравпункт приходится содержать.
В приказе Минздрава №911н, определяющем порядок оказания медпомощи при профзаболеваниях, рекомендуется открывать здравпункт организациям с численностью работников более 1,2 тысячи человек в наибольшую смену. «Необходимо иметь фельдшерские или врачебные здравпункты в организациях, использующих автомобильный транспорт, со списочным количеством работающих более 300 человек, на производствах пестицидов и агрохимикатов, на нефтеперерабатывающих предприятиях, – перечисляет подпадающие под требования действующих нормативных актов компании юрист ГК «Финам» Татьяна Третьякова. – Рекомендуется также иметь здравпункт на производствах, связанных с добычей полезных ископаемых, выпуском продуктов питания, оказанием услуг общепита, образовательных услуг и так далее».
Регламенты по охране здоровья персонала промпредприятия исполняют по-разному. Одним удалось сохранить и модернизировать советское наследие – цеховые здравпункты, медсанчасти, поликлиники, другим – вывести медицинские объекты в особое управление и даже позволить таким структурам зарабатывать на стороне. Однако большинство хозяйствующих агентов предпочло освободиться от непрофильных, в том числе социальных, объектов, либо делегировав их функции по медобслуживанию сторонним организациям по прямым договорам, либо передав собственные здравпункты на аутсорсинг.
Затраты предприятия на содержание точки производственной медпомощи зависят от функционала, уровня оснащенности и штатного обеспечения. Судя по данным открытой отчетности, в среднем компании тратят на точку от 1 млн рублей в год. Например, новокузнецкий производитель сантехники «Завод Универсал» в 2015 году отпустил на содержание здравпункта 1,3 млн рублей, а Архангельский ЦБК – более 8 млн рублей.
Как правило, первичная медпомощь, предрейсовые и предсменные медосмотры выполняются в здравпунктах (если такового на предприятии нет, допуск к рейсу может давать специальный сотрудник – инспектор труда). Обязательные ежегодные медосмотры подавляющим большинством производственных компаний отдаются сторонним организациям: скрининг одного работника в среднем обходится предприятию в 1,5–2 тысячи рублей.
Статистики по масштабам собственной медицинской инфраструктуры российских предприятий VM не обнаружил. В Минтруде нам, опираясь на «оценки экспертов и данные Росстата», сообщили, что на 2014 год в России только на вредных производствах было занято 15 млн человек. Если предположить, что каждый занятый там работник хотя бы раз в год проходит медосмотр средней стоимостью около 2 тысяч рублей за каждого обследованного, то объем этого рынка уже превысит отметку в 30 млрд рублей. Показатель условно минимальный, поскольку даже приблизительных данных о совокупных затратах всех подпадающих под нормативные регламенты промпредприятий на содержание собственных здравпунктов, медсанчастей, поликлиник и стационаров не существует.
Однако даже беглый мониторинг активности заказчиков подобных услуг на тендерных площадках и количество организаций, специализирующихся на управлении здравпунктами и профосмотрах, позволяют сделать однозначный вывод: производственная медицина в России оформилась в отдельный привлекательный сегмент, к которому начали проявлять интерес не только локальные, но и крупные операторы рынка медуслуг. А встречные кризисные тренды – проводимая самими промпредприятиями оптимизация расходов и поиск медицинскими компаниями незанятых ниш – развитию сегмента только способствуют. «Тенденция передавать медпункты и даже ведомственные клиники внешнему провайдеру в настоящее время очевидна», – подтверждает директор бизнес-единицы «Клиники МЕДСИ Регионы» Наталья Маринич.
В Газпроме и кое-где, кроме
Естественно, собственные медицинские мощности – не только сохраненное советское наследие, но и вновь обустроенные специализированные объекты. Например, компания «Газпром добыча Астрахань» владеет медсанчастью с поликлиникой, стационаром и станцией скорой помощи в регионе присутствия: комплекс обслуживает действующих работников и пенсионеров самого предприятия, а попутно – сотрудников других местных подразделений корпорации «Газпром». Медсанчасть занимается всеми видами профосмотров, лечением профпатологий, курирует работу здравпунктов на приписанных месторождениях и даже успевает оказывать медуслуги разного профиля коммерческим пациентам. Однако самое заметное медицинское учреждение ПАО «Газпром» – одноименная московская поликлиника, сгенерировавшая в 2014 году более 2 млрд рублей выручки, – рассчитана на сотрудников головного офиса. Тогда как здравпункты на промышленных объектах «Газпрома», не содержащих собственных медсанчастей, отдаются в управление сторонним операторам. «Каждая из компаний в структуре «Газпрома» живет своей жизнью. Те «дочки», у которых есть ресурсы, имеют собственные поликлиники и санатории, остальные – привлекают аутсорсеров. Около пяти лет назад в «Газпроме» уже обсуждался вопрос передачи большинства непрофильных объектов в управление медицинским компаниям, но тема заглохла, а сейчас из-за кризиса опять зазвучала», – рассказал VM на условиях анонимности сотрудник одной из компаний «Газпрома». В «Газпроме» на запрос VM на момент сдачи номера в печать не ответили.
Сеть медцентров имеется у компании «РУСАЛ». Поликлиники и здравпункты «РУСАЛ медицинский центр» (РМЦ) есть во всех регионах присутствия алюминиевого гиганта, в том числе за границей – на зарубежных объектах в Нигерии, Гайане и Гвинее. «Мы работаем над снижением уровня заболеваемости, сокращением трудопотерь, оказываем экстренную помощь на удаленных объектах и проводим осмотры. Нам выгоднее работать самостоятельно», – говорит корпоративный врач РУСАЛа Елена Коломоец.
Осознанно развивает собственную медицинскую базу Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), в 2009 году открывшая в Екатеринбурге клинику «УГМК-Здоровье». Этот медцентр, помимо обслуживания персонала холдинга и управления подведомственными здравпунктами, выступает заметным игроком регионального рынка коммерческих медуслуг. По данным СПАРК-Интерфакс, клиника в 2014 году выручила 892 млн рублей.
И все же подобные примеры скорее исключение из общего правила. Данные электронных торговых площадок убедительно доказывают: ниша живет усилиями сторонних медицинских операторов – заказы на корпоративное обслуживание размещают промпредприятия самых разных профилей и масштабов. «Передача непрофильных функций специализированным сервисным медицинским компаниям априори эффективнее для предприятия, чем самостоятельная работа по охране здоровья сотрудников, – рассуждает Евгения Зингер из «СОГАЗ-Медсервиса». – К преимуществам данного варианта медицинского обеспечения можно отнести более понятное ценообразование, как правило, более высокое качество медицинской услуги, а также отсутствие необходимости оформлять лицензию на осуществление медицинской деятельности на само предприятие. И потом, передача на аутсорсинг крупных медицинских подразделений, например ведомственных медико-санитарных частей, существенно сокращает расходы на здравоохранение, предусмотренные коллективным договором».
В сегменте производственной медицины уже сложились внутренние традиции. Ну, например, если подрядчика для проведения периодических осмотров заказчики отбирают на тендерах ежегодно, то здравпункт отдается в управление профильному оператору на несколько лет – чтобы начать такую работу, аутсорсеру необходимо лицензировать помещение и подобрать персонал. Некоторые промпредприятия самостоятельно лицензируют и оснащают здравпункты, а к сторонней организации обращаются только за медперсоналом. «Это достаточно распространенная практика, так как гораздо проще расстаться с подрядчиком, предоставившим медработников, чем каждый раз заново лицензировать объект и налаживать связи с поставщиками медикаментов и расходных материалов», – говорит владеющий ситуацией представитель компании TNK-BP.
Более того, на фоне растущего спроса со стороны промышленников на рынке стали появляться специализированные компании, ориентированные исключительно на производственную медицину. Наиболее заметные игроки ниши предлагают комплекс услуг – все виды осмотров, организацию и управление здравпунктами, амбулаторную и скорую помощь, ведение курсов первой помощи, медицинскую эвакуацию.
Подразделения крупных промышленных групп, ориентированные на внутрикорпоративное обслуживание или страховых клиентов, постепенно начали предлагать свои наработки и услуги сторонним заказчикам. Компания «СОГАЗ-Медсервис», помимо обеспечения профильными услугами клиентов группы «СОГАЗ», работает на подряде с многочисленными предприятиями энергетического и нефтегазового комплекса в Московском регионе и управляет почти 200 здравпунктами. Выручка «СОГАЗ-Медсервиса» в 2014 году составила 492 млн рублей. «Дочка» «Лукойла» компания «Медис», имея в распоряжении 125 здравпунктов и 15 амбулаторий, в 2014 году показала оборот более 900 млн рублей.
В Сибирском регионе лидером промышленного сегмента называют Центр корпоративной медицины (ЦКМ): помимо проведения профосмотров и организации здравпунктов компания, с совокупной выручкой в 2014 году более 200 млн рублей занимается организацией курсов первой помощи и сопутствующим направлением – специальной оценкой условий труда. В ЦКМ подтвердили действующие договоры подряда с местными подразделениями таких компаний, как «Газпром-Нефть», «Роснефть», «Евраз», «Новатэк» и других.
Примечательно, что в сегменте производственной медицины довольно существенную долю держат государственные учреждения, смело конкурирующие с частниками в борьбе за право проведения медосмотров и управления здравпунктами. Практически во всех промышленных центрах страны городские поликлиники проводят профосмотры работников местных предприятий. Из 100 профильных тендеров, размещенных на площадке B2B-Center в 2015 году, более трети выиграли государственные медорганизации. Есть промпредприятия, которым удобнее работать в постоянной связке с муниципальными медучреждениями, – например, ОАО «Татнефть» еще в 2008 году организовало на базе городской медсанчасти Альметьевска центр, который помимо оказания услуг общего профиля занимается медсопровождением работников местных объектов нефтяной компании.
Перспективность ниши подтверждает интерес многопрофильных медцентров разного калибра и формата. Медосмотрами увлечены сегодня как игроки средней руки, вроде екатеринбургского ООО «Городская больница №41» или челябинского МЦ «Лотос», так и московские сети с громкими именами – например, ЗАО «Семейный доктор».
Сам по себе сегмент профосмотров все еще стихиен, в нем много «серых» игроков, говорит Валерий Великанов, основатель компании «Мобилмед», которая изначально специализировалась на оформлении личных медицинских книжек, а потом вышла в сегмент профосмотров: «Добросовестные операторы, в том числе государственные учреждения, участвуют в тендерах, но проигрывают компаниям, которые демпингуют в ущерб качеству услуг. К сожалению, очень многих заказчиков сегодня волнует исключительно стоимость медосмотра. Пожалуй, только крупные предприятия не подходят к требованиям приказа 302н формально».
Тематика управления здравпунктами тоже набирает популярность. В этой нише замечены, например, клиники московской сети «Доктор рядом», которая в 2015 году заключила контракт с СО ЕЭС на 9,5 млн рублей. Развивает это направление и профильное подразделение ГК «Медси». По словам Натальи Маринич, за 10 лет компания взяла в управление 76 здравпунктов на предприятиях в разных регионах страны. Не остаются в стороне сети клиник страховых компаний. Медосмотрами, например, занимается «Альфа-Центр здоровья». А «ингосстраховская» сеть «Будь здоров» реализует совместные проекты сразу с несколькими крупными промпредприятиями. «От крупных производственных компаний к нам поступают предложения о передаче медицинского обеспечения деятельности предприятий на аутсорсинг. Осенью прошлого года мы открыли первую клинику в интересах компании Mars в подмосковном Ступино, а в декабре – вместе с «Трубной металлургической компанией» клинику в Каменск-Уральском для медицинского обеспечения деятельности Синарского трубного завода. Мы считаем данный опыт интересным и рассматриваем варианты расширения работы в таком формате», – рассказал VM генеральный директор сети «Будь здоров» Вячеслав Новиков.
В промышленный сегмент решила пойти и Национальная медицинская сеть (НМС) – проект УК «Эльбрус Капитал», объединившей 25 клиник в нескольких регионах. Как рассказал VM один из партнеров сети, НМС предлагает предприятиям не только медицинское обслуживание в собственных клиниках, но и выездные профосмотры на так называемых медицинских автопоездах. Сейчас в распоряжении подрядчика есть два таких «поезда» и две машины с рентген-аппаратами, компания оперирует ими в Башкирии и Волгоградской области. По словам источника в НМС, в дальнешем планируется значительно расширить географию присутствия до 12 регионов с прицелом на крупные промпредприятия.
К слову, специализирующиеся на медосмотрах операторы часто имеют в своем арсенале передвижные комплексы, но работают, как правило, в границах одного региона. «Основная проблема такого способа оказания медицинских услуг в том, что непосредственно на медицинский автопоезд нельзя получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, так как сегодня медицинская лицензия оформляется непосредственно на помещения по адресу оказания медицинских услуг. В России пять – семь специализированных компаний производят медицинские мобильные комплексы, но только одной из них удалось получить сертификат Минздрава. Мобильные комплексы, конечно, имеют право на жизнь, но массово не распространены», – считает Евгения Зингер из «СОГАЗ-Медсервиса».
Что в лобби, что по лбу
Ярые сторонники и, по сути, лоббисты возрождения медицинской инфраструктуры на промышленных производствах – профсоюзы, причем, как правило, местные. В июле 2015 года Кемеровская территориальная организация Горно-металлургического профсоюза России опубликовала отчет за первое полугодие, в котором констатировала, что до 7% случившихся на производстве тяжких травм могли бы и не привести к смерти, если бы пострадавшим вовремя была оказана первая помощь членами бригады или медперсоналом здравпунктов. Авторы отчета выделили несколько системных проблем охраны труда и здоровья персонала промышленных предприятий, основные из них – низкий уровень подготовки работников по оказанию первой помощи и отсутствие здравпунктов шаговой доступности. «По регламенту [приказ Минздрава №911н. – Vademecum] здравпункт создается в организациях с численностью работников свыше 1 201 человека в наибольшую смену. Это позволяет предприятиям официально отказываться от содержания здравпункта на своей территории. В горно-металлургическом комплексе Кемеровской области – восемь предприятий, и только три из них обязаны иметь здравпункт. Остальным достаточно действующих договоров на оказание экстренной помощи со «скорой» и горноспасателями», – сетует главный техинспектор труда ГМПР по Кемеровской области Сергей Ермаков, добавляя, что профсоюзы должны настаивать на организации здравпунктов на заводах «в количестве более одного».
В головном офисе профсоюза ситуацию предпочитают излишне не драматизировать. По словам заместителя председателя ГМПР Андрея Шведова, такие крупные предприятия, как горно-металлургические, соблюдают тематические нормативы: «Мы отслеживаем, насколько полно проводятся все необходимые медосмотры работников, хорошо ли они организованы. Но где и как вести эту работу – в сторонней организации или в здравпункте, – мы доверяем решать нашим коллегам совместно с работодателями».
Абсолютное большинство предприятий научились сегодня не экономить на медосмотрах и медкнижках, так как это чревато ответственностью менеджмента в случае несчастных случаев, соглашается Татьяна Третьякова из «Финама». Представители отраслевого сообщества, однако, полагают, что в организации медпомощи на предприятиях по-прежнему побеждает формальный подход, а действующая нормативная база этим настроениям лишь потворствует.
Надо заметить, что все медицинские мероприятия на производстве проводятся за счет работодателей, чье стремление сэкономить если не на объеме, так на качестве услуг, в общем-то, объяснимо. Но и тут есть пространство для честного маневра. «Некоторые клиники нашего медцентра включаются в территориальную программу ОМС, это позволяет покрыть часть расходов, в зависимости от предоставленных объемов госзадания, конечно, – говорит Елена Коломоец из РУСАЛа. – Чтобы включить клинику в ОМС, необходимо привести ее в соответствие со всеми требованиями ФОМС, получить дополнительные лицензии. При этом вероятность того, что удастся получить объемы медпомощи, невысока, многое зависит от позиции региональных властей».
В Прикамье, например, до недавнего времени медпомощь в здравпунктах промышленных предприятий финансировалась за счет средств территориальной программы госгарантий. В 2014 году, например, на финансирование здравпунктов здесь было выделено 17,3 млрд рублей. Но с 2015 года эта практика прекратилась, и многим промышленникам пришлось свои здравпункты просто закрыть. Остальные перевели точки медобслуживания на внутреннее довольствие и тут же обратились к губернатору Пермского края Виктору Басаргину с просьбой – вернуть региональные целевые дотации. Варианты софинансирования деятельности здравпунктов обсуждались представителями промпредприятий и чиновниками краевой администрации весь год, но решение найдено не было.