18 Сентября 2024 Среда

Застарелый кровоподтекст
Евгения Журавлева Мединдустрия
25 ноября 2013, 12:56
6941

Служба крови родилась как гуманитарная помощь солдатам Второй мировой

Донорство крови в США получило развитие в 1940 году, когда множественные переливания крови потребо­вались участникам боевых действий разгоравшейся Второй мировой войны. Тогда при американском отде­лении Красного Креста началась реализация программы Plasma for Britain, давшая через год старт более крупной донорской инициативе – National Blood Donor Service. В США за годы войны для нужд фронта было собрано 13,3 млн пинт плазмы крови.

И сегодня Красный Крест по-прежнему являет­ся в США одним из крупнейших поставщиков биоматериала для трансфузиологии: организа­ция заготавливает более 40% всей донорской крови в стране. Кровь от Красного Креста по­лучают 2700 больниц, при этом медучреждения не должны возмещать поставщику полученные компоненты крови, как это практикуют другие организации США и некоторых стран Европы. Работы по сбору и производству крови и ком­понентов Красный Крест организовывает сам: помимо собственной лаборатории по проверке крови у организации существует производство всех расходных материалов и реагентов The Diagnostic Manufacturing Division (DMD). Более 80% донорской крови Красный Крест собирает благодаря мобильным пунктам сдачи крови, ежегодно специализированные бригады совер­шают около 200 тысяч выездов. Красный Крест в год заготавливает 6,5 млн пакетов крови (все­го в США – 15,7 млн пакетов), полученной от 4 млн доноров (общее число доноров в стране – 9,2 млн человек).

Красный Крест за год поставляет в больницы примерно 9 млн пакетов компонентов крови, что составляет почти треть от всех производи­мых в стране переливаний. По последним дан­ным отчета The 2011 National Blood Collection and Utilization survey report, в 2011 году в США было заготовлено 5,9 млн единиц плазмы, 1,6 млн единиц замороженной плазмы крови и 1,11 млн единиц тромбоцитов и др. Ежедневно в США требуется до 41 тысячи донаций.

По подсчетам Красного Креста, 38% населения страны могут сдавать кровь, однако становят­ся донорами менее 10%. По законам страны донорство крови бесплатно и добровольно. Но больницы оплачивают так называемые «расходные» Красному Кресту или другим по­ставщикам, потратившимся на сбор и фракци­онирование биоматериала, то есть фактически покупают кровь. К тому же сами больницы могут требовать от пациентов дополнительную оплату при проводимом им переливании крови, например, за дополнительную проверку биома­териала на совместимость и так далее.

Там, где не работает Красный Крест, опериру­ют независимые центры крови, поставляющие биоматериал для трансфузий в близлежащие больницы. Кроме того, в ряде клиник орга­низованы собственные банки крови и ее ком­понентов. Обычно заготавливаемых таким образом запасов не хватает, и больницы при­обретают необходимые компоненты в центрах крови. Цены на виды биоматериала разнятся, так, например, один пакет лейкоцитов обходит­ся больнице (в среднем по ценам 2011 года) в $225,42, плазмы – в $57,91.

Центры крови объединены в несколько неком­мерческих ассоциаций производителей крови, крупнейшими из которых считаются America's Blood Centers (АВС), American Association of Blood Banks (AABB) и организация, объеди­няющая частных провайдеров плазмы Plasma Protein Therapeutics Association. Существующая в Штатах более 50 лет АВС объединяет более 600 предприятий по сбору крови, поставляю­щих половину донорской крови, необходимой реципиентам в США, и покрывающих четверть канадских нужд. Кровь от АВС используют 3500 медучреждений страны.

В состав AABB входят около 2400 учреждений и 9500 физических лиц. Ассоциация проводит инспекции и аккредитацию медучреждений, реализует образовательные программы и еже­годно по заказу Министерства здравоохранения и социальных служб США выпускает стати­стический отчет о работе служб крови в стране. AABB также контролирует работу програм­мы обмена кровью между медучреждениями National Blood Exchange Program. Если больни­ца нуждается в каком-либо компоненте крови, ее сотрудники могут обратиться в круглосуточ­ный колл-центр или к персональному пред­ставителю. За услуги National Blood Exchange Program участники платят сервисный сбор в размере 1% (но не меньше $1) от стоимости па­кета крови.

В США также практикуется нацеленное на оптимизацию трансфузионной терапии управ­ление пациентской кровью. С помощью про­граммы Patient Blood Management врачи могут минимизировать кровопотери больного и пре­дельно точно оценить необходимость и параме­тры трансфузии.

За 2011 год, согласно упомянутому выше отчету, было отбраковано 102 тысячи пакетов донор­ской крови. Для проверки биоматериала в США действуют пять национальных лабораторий (Тhe National Testing Laboratories), не считая собственной лаборатории Красного Креста, которые проводят все необходимые анализы со­бранных биоматериалов.

Для повышения безопасности пациентов, полу­чающих донорскую кровь, в США еще в начале 70-х годов начали разрабатывать систему стан­дартов для маркировки пакетов крови – ABC Codabar, в конце 80-х FDA одобрило ее как единственное машиночитаемое маркирование. Американскую систему маркировки приняли на вооружение и в подразделении международной The International Society of Blood Transfusion, но в 1989 году начали разрабатывать свою версию – ISBT 128, основанную на символике штрихко­дов. Процесс выработки новых data-стандартов занял почти 10 лет совместных усилий предста­вителей всех заинтересованных организаций, в том числе AABB, Label Issues Task Force и FDA. Продукт сотрудничества – стандарт ISBT 128 – был принят и утвержден The International Society of Blood Transfusion в 1998 году. А в США при содействии AABB и Красного Креста воз­ник координатор внедрения стандарта ISBT 128 – Council for Commonality in Blood Banking Automation, по сути, ставший наци­ональным data-центром трансфузиологии. Деятельность координационного совета поддер­живали АВС, Министерство обороны США и Ассоциация производителей в области здраво­охранения (The Health Industry Manufacturers Association, теперь AdvaMed), дополнительные средства поступили в качестве гранта от одного из крупнейших игроков мирового рынка ме­доборудования Baxter Healthcare. В настоящее время все организации, связанные с заготовкой и переливанием крови, должны иметь необхо­димое ПО для считывания штрихкодов стандар­та ISBT 128 и мощности для хранения информа­ции о продукте. Эта информация должна быть привязана к специальному идентификационно­му номеру донора, чтобы в дальнейшем можно было проследить движение компонента крови от донора до реципиента. Ответственность за кодирование и размещение информации лежит на организациях, заготавливающих кровь.

Единого софта для чтения ISBT 128 в США не существует, на разработке коррелирующего со стандартом программного обеспечения для банков крови и больниц специализируют­ся несколько частных компаний: Blood Bank Computer Systems, Cerner Corp, Haemonetics Software Solutions, McKesson, Mediware Information Systems, NetLims NJ LLC, Psyche Systems Corp, SCC Soft Computer и Sunquest Information Systems. ПО от этих разработчиков различается по функционалу, объему инфор­мационных баз и др. Например, некоторые программы предоставляют возможность ввода данных о результатах тестирования на совме­стимость, в некоторых эта функция недоступна. Стоимость установки таких программ также значительно разнится – от $12 500 до $1,8 млн в зависимости от конфигурации системы. Ежемесячная абонентская плата за сервис и обновления начинается от $500. При этом мно­гие программы совместимы с ПО конкурентов, что позволяет клиентам иметь более широкий доступ к информации, однако делает единую систему не то что разобщенной, но сегментиро­ванной. Впрочем, эти особенности не мешают софту, обслуживающему ISBT 128, пользовать­ся стабильным спросом не только на американ­ском, но и на внешних рынках.

служба крови, служба крови, донорство крови

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»