23 Мая, 5:44

«Запускать проекты на конвейер мы не будем»

Ольга Гончарова, Тимофей Добровольский
19 Октября 2016, 16:20
2333
Фото: Оксана Добровольская
Директор Департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава России – о том, на каких условиях государство готово сотрудничать с инвесторами в сфере здравоохранения
В ближайшее время Минздрав РФ объявит параметры инвестиционного соглашения о реконструкции помещений Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова: по информации Vademecum, готовящийся ведомством ГЧП проект станет самым масштабным в его практике и потребует как минимум три млрд рублей инвестиций. Явный дефицит ресурсов в индустрии здравоохранения заставляет ведомство формулировать новые идеи об использовании внебюджетных источников финансирования. В конце сентября, например, прозвучало предложение о предоставлении госмедучреждениям права создавать дочерние предприятия, в которые они могли бы вносить свое недвижимое имущество, а затем и привлекать средства частных компаний. За подробностями осуществления этих замыслов Vademecum обратился к руководителю Департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава России Андрею Казутину.

– Идею разрешить госучреждениям создавать дочерние предприятия на собственных площадях в отрасли связали с планами привлечь инвестиции в конкретные федеральные медицинские центры. Так и есть?

– Идея возникла из аналогичной практики в сфере транспорта, где создание «дочек» – обычная корпоративная процедура, применяющаяся для диверсификации бизнеса и активов, получения частных инвестиций и в целом – развития в отрасли конкуренции. Дочерние общества в вышеуказанных целях, в том числе в процессе проводимой в отрасли структурной реформы, создавали многие крупные компании практически во всех секторах – железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте. В государственном здравоохранении подавляющее большинство организаций – бюджетные учреждения, которые в соответствии с законодательством могут создавать, в том числе совместно с частным инвестором, дочерние предприятия, но не вправе, в отличие от хозяйственных обществ, вносить в их уставный капитал переданное учредителем недвижимое имущество. Повторю, пока это только идея создания нового для бюджетных учреждений механизма привлечения частных инвестиций в инфраструктуру. Этот механизм, по сравнению с механизмами ГЧП, безусловно, имеет как потенциальные преимущества, так и потенциальные риски.

– Какие, например?

Создание дочернего общества бюджетным учреждением предполагает отчуждение из государственной собственности имущества. Представьте, что частный партнер не сможет выполнять какие-то обязательства по проекту, а активы, переданные в уставный капитал, уже будут в собственности «дочки». Мы не случайно вынесли эту идею на суд координационного совета, так как, прежде чем развивать, хотим обсудить ее с экспертным сообществом. Отклик, судя по публикациям в СМИ, был достаточно живой, высказались представители медицинских, экспертных, консалтинговых, финансовых организаций. Я не увидел жестко негативной позиции, но прозвучали вполне предсказуемые сомнения с точки зрения целесообразности использования такого механизма в целом. Вместе с тем одним из очевидных плюсов такой формы взаимодействия с частными инвесторами видится возможность самого учреждения управлять (или участвовать в управлении, в зависимости от доли учреждения в капитале дочернего общества) проектом развития инфраструктуры.

– А при существующих формах ГЧП это невозможно?

– При реализации концессионного соглашения – кстати, наиболее востребованной формы ГЧП – участие учреждения здравоохранения на стороне концедента невозможно. Получается, что госучреждение полностью выпадает из проекта, который реализуется инвестором на базе инфраструктуры, находившейся до концессии в оперативном управлении учреждения. В целом я бы вообще не стал проводить сравнение модели создания «дочек» с существующими механизмами ГЧП, поскольку эти форматы привлечения инвестиций принципиально отличаются друг от друга.

– То обстоятельство, что госучреждение не может влиять на управление передаваемой в концессию инфраструктурой, мешает развитию ГЧП‑проектов?

– Скорее не мешает, а создает определенные ограничения для повышения эффективности партнерства – участие учреждений на стороне концедента, с нашей точки зрения, позволило бы более оперативно реагировать на подготовку и ход реализации соглашения, в какой-то степени усилить контроль за исполнением его условий частным партнером. В нашем пилотном проекте на основе концессионного соглашения – строительстве медицинского промышленного парка в Новосибирске – полномочия концедента осуществляет Минздрав. А подведомственный министерству Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна, часть инфраструктуры которого была по результатам конкурса передана в концессию АО «Инновационный медико‑технологический центр», стороной соглашения не является. Схема сложная, поэтому сейчас мы разработали поправки в федеральный закон №115 «О концессионных соглашениях», позволяющие бюджетному учреждению участвовать в концессии на стороне концедента и осуществлять отдельные его полномочия. Проект поправок сейчас проходит согласование в других органах исполнительной власти.

1.jpg

Фото: menina.ru

– Как вы отбирали первый ГЧП-проект и почему остановились на медицинском промышленном парке?

– В позапрошлом и прошлом годах мы предложили подведомственным учреждениям рассмотреть возможность развития инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП и получили свыше 40 откликов. Большую часть предложений, правда, сразу отмели по объективным причинам – многие из них просто невозможно было структурировать в рамках действующего законодательства, многие мы сочли нецелесообразными. Например, невозможно всерьез рассматривать предложения «поменяться зданиями с городом», «продать земельный участок» и так далее. В итоге на финишную прямую вышли несколько проектов, представляющих собой разные формы привлечения частных инвестиций в инфраструктуру учреждения. Так и был выбран план создания медицинского парка. Он оказался максимально безрисковым с точки зрения распоряжения имуществом (речь шла о развитии временно не используемой инфраструктуры), с понятной бизнес-моделью, структурировался в рамках законодательства о концессионных соглашениях, не требовал привлечения бюджетных средств.

– Это партнерство сложилось удачно?

– Нам потребовалось полгода на превращение идеи в конкретный структурированный проект с документами, которые позволили бы начать его согласовывать для внесения в правительство. Дальше проходили конкурсные процедуры и подготовка концессионного соглашения. Сейчас, с моей точки зрения, проект развивается нормально. Концессионное соглашение заключено в конце 2015 года, уже через полгода была запущена первая линия производства, медизделия, которые будут применяться в травматологии, уже вышли на рынок. Говорить о конкретных производственных и финансовых показателях можно будет после представления отчетности концессионером.

– Над какими еще проектами вы сейчас работаете?

– После технопарка мы начали работать над инвестиционным соглашением, связанным с реконструкцией одного из зданий Пермской медицинской академии. Смысл в том, что часть площадей после реконструкции останется у академии, а часть перейдет к инвестору. Объем инвестиций небольшой – порядка 100 млн рублей. Мы сознательно начали с маленького инвестпроекта, поскольку его проще структурировать. Само соглашение еще не заключено, частного инвестора предстоит выбрать на торгах, но соответствующий акт правительства уже подписан. В сентябре этого года на координационном совете был одобрен проект концессии с АО «Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» – здесь Минздрав передает концессионеру комплекс зданий площадью более 14 тысяч кв. м в Екатеринбурге, а частный партнер инвестирует в их реконструкцию не менее 351,5 млн рублей. По этому проекту готовится акт правительства, и я надеюсь, что до конца года мы завершим эту работу. И, наконец, инвестиционный проект, связанный с реконструкцией общежития Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, – тут сумма инвестиций, по предварительной оценке, составит не менее трех млрд рублей. Проект уже на финальной стадии проработки и, надеюсь, в этом году будет внесен в правительство.

2.jpg

Фото: eyeclinic.ru

– Минздрав заявлял, что работает над 20 ГЧП-проектами, вы рассказали о трех. А как же остальные 17?

– Ждать, что мы будем реализовывать проекты, как на конвейере, не надо. На Международном инвестиционном форуме в Сочи один из экспертов сказал, что, с его точки зрения, в здравоохранении, как и еще в ряде отраслей, возможен «масс-маркет» проектов ГЧП, имея в виду, что они могут запускаться один за другим. Я не соглашусь с такой точкой зрения по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, здравоохранение – очень чувствительная сфера, каждый проект требует оценки социально-экономических последствий. Реализуя ГЧП-проекты, развивая тем самым частную инфраструктуру здравоохранения, вы рано или поздно должны будете принимать решение в отношении государственной. Создание «дочек» бюджетными учреждениями, кстати, в этой связи могло бы рассматриваться как компромиссный вариант взаимодействия частной и государственной инфраструктур. Во-вторых, все проекты, которые мы изучаем и готовим, не предусматривают поддержки за счет средств федерального бюджета. Проект должен быть самоокупаемым, а вкладом государства является инфраструктура, которая тоже имеет свою стоимостную оценку.

– Вы поддерживаете региональные ГЧП-проекты?

– Больше внимания мы, конечно, уделяем проектам Минздрава России и тем, в которых участвуют подведомственные ему организации. Формально мы не можем заниматься региональными проектами – у нас нет таких полномочий, но при необходимости мы проводим их мониторинг. 

минздрав, гчп, северно-западный государственный медицинский университет им. и.м. мечникова, казутин, госучреждения, медицинские услуги, медучреждения, государство, здравоохранение
Источник Vademecum №19, 2016
Поделиться в соц.сетях
В Новосибирске запустили серийное производство биоразлагаемых конструкций для травматологии
22 Мая 2019, 20:53
Минздрав Пермского края просит у федерального центра 2,4 млрд рублей на строительство инфекционной больницы
22 Мая 2019, 20:13
Татьяна Семенова объяснила, как рассчитывается средняя зарплата медсестер
22 Мая 2019, 18:22
Экс-главврач ЦКБ Сибирского отделения РАН осуждена за присвоение и растрату 2,4 млн рублей
22 Мая 2019, 17:12
Минздрав Пермского края просит у федерального центра 2,4 млрд рублей на строительство инфекционной больницы
22 Мая 2019, 20:13
Минздрав второй раз за год предложил изменить форму рецептурных бланков
22 Мая 2019, 11:24
Численность онкобольных с 2008 года выросла на 23%
Главный внештатный онколог Минздрава РФ Андрей Каприн рассказал о статистике смертности, а также о заболеваемости и выявляемости. В 2018 году в России было зарегистрировано 3,76 млн пациентов с онкологическими заболеваниями, а с 2008 года заболеваемость раком выросла на 23,7%,
21 Мая 2019, 13:34
Роспотребнадзор и родители детей, заразившихся гепатитом С, подали 24 иска к Амурской больнице
Роспотребнадзор по Амурской области вместе с родителями зараженных гепатитом С детей подали в суд 24 иска к Амурской областной детской клинической больнице (АОДКБ) Благовещенска. Требования истцов составляют от 10 до 15 млн рублей.
21 Мая 2019, 12:43
И. о. директора НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина назначен кардиохирург Александр Чернявский
Руководитель Центра хирургии аорты и коронарных артерий НМИЦ им. академика Е.Н. Мешалкина Александр Чернявский назначен на должность исполняющего обязанности директора центра. На этой позиции он сменил уволенного 17 мая Александра Караськова.
21 Мая 2019, 11:36
Deloitte: здравоохранение вошло в ТОП5 тревог российских миллениалов
21 Мая 2019, 8:51
«Ростовмединвест» отказалась от концессии ростовской ЦГБ
ООО «Ростовмединвест», в конце апреля предложившее администрации Ростова-на-Дону построить и взять в концессию корпус Центральной городской больницы №1 им. Н.А. Семашко, отказалось от своих планов. Стороны не сошлись в параметрах будущего концессионного соглашения, предполагавшего инвестиции в 8,2 млрд рублей.
20 Мая 2019, 21:28
Госмедучреждения отчитаются об использовании нормированного страхового запаса
Федеральный фонд ОМС представил форму отчетности для государственных медицинских организаций, которые будут использовать средства нормированного страхового запаса (НСЗ) территориальных фондов ОМС.
20 Мая 2019, 20:16
Ульяна Супрун не планирует уходить из Минздрава Украины
20 Мая 2019, 20:06
ФОМС разработал правила отчетности для частных клиник об использовании субсидии на ВМП
Федеральный фонд ОМС анонсировал разработку порядка и форм отчетности об использовании средств, выделенных частным клиникам на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не включенной в базовую программу ОМС и оказанной частными клиниками. По плану документ должен вступить в силу с января 2020 года.
20 Мая 2019, 14:36
Фонд «Здоровье»: половина ФАП не отвечают санитарным требованиям
20 Мая 2019, 13:32
Роспотребнадзор: в России за 31 год умерли более 300 тысяч ВИЧ-инфицированных
С момента начала официальной регистрации людей с ВИЧ в 1987 году по декабрь 2018 года в СССР и России умерли более 318 тысяч человек, инфицированных вирусом иммунодефицита. В 2018 году от разных причин умерли 36,9 тысячи человек с ВИЧ-инфекцией. Основной причиной стал туберкулез.
20 Мая 2019, 12:16
СП: в I квартале 2019 года финансировалась только «Борьба с онкозаболеваниями»
20 Мая 2019, 8:10
Грузия займется медицинским туризмом
17 Мая 2019, 11:16
Минздрав РФ разрешит ввозить все виды клеточных продуктов для КИ
Министерство здравоохранения РФ намерено изменить порядок и форму ввоза в Россию незарегистрированных биомедицинских клеточных продуктов (БМКП). Также ведомство планирует утвердить правила представления образцов БМКП, медизделий, лекарственных препаратов и веществ, входящих в состав клеточного продукта, используемых при экспертизе качества для регистрации.
16 Мая 2019, 20:17
Нацмедпалата согласует кандидатуры председателей аттестационных комиссий
Министерство здравоохранения РФ представило проект изменений в порядок прохождения аттестации медработниками и фармработниками. В нем предлагается назначать председателя аттестационной комиссии по согласованию с медицинской профессиональной некоммерческой организацией. Озвученным ранее требованиям к таким организациям соответствует Национальная медицинская палата (НМП) Леонида Рошаля.
16 Мая 2019, 19:41
Законопроект о доступе родственников пациентов в реанимацию прошел второе чтение
Депутаты Госдумы РФ приняли во втором чтении законопроект, обязывающий медучреждения предоставлять доступ в реанимационные отделения родственникам пациентов. Изменения вносятся в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
16 Мая 2019, 18:04
Яндекс.Метрика