16 Октября, 0:36

«Запускать проекты на конвейер мы не будем»

Ольга Гончарова, Тимофей Добровольский
19 Октября 2016, 16:20
2630
Фото: Оксана Добровольская
Директор Департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава России – о том, на каких условиях государство готово сотрудничать с инвесторами в сфере здравоохранения
В ближайшее время Минздрав РФ объявит параметры инвестиционного соглашения о реконструкции помещений Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова: по информации Vademecum, готовящийся ведомством ГЧП проект станет самым масштабным в его практике и потребует как минимум три млрд рублей инвестиций. Явный дефицит ресурсов в индустрии здравоохранения заставляет ведомство формулировать новые идеи об использовании внебюджетных источников финансирования. В конце сентября, например, прозвучало предложение о предоставлении госмедучреждениям права создавать дочерние предприятия, в которые они могли бы вносить свое недвижимое имущество, а затем и привлекать средства частных компаний. За подробностями осуществления этих замыслов Vademecum обратился к руководителю Департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава России Андрею Казутину.

– Идею разрешить госучреждениям создавать дочерние предприятия на собственных площадях в отрасли связали с планами привлечь инвестиции в конкретные федеральные медицинские центры. Так и есть?

– Идея возникла из аналогичной практики в сфере транспорта, где создание «дочек» – обычная корпоративная процедура, применяющаяся для диверсификации бизнеса и активов, получения частных инвестиций и в целом – развития в отрасли конкуренции. Дочерние общества в вышеуказанных целях, в том числе в процессе проводимой в отрасли структурной реформы, создавали многие крупные компании практически во всех секторах – железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте. В государственном здравоохранении подавляющее большинство организаций – бюджетные учреждения, которые в соответствии с законодательством могут создавать, в том числе совместно с частным инвестором, дочерние предприятия, но не вправе, в отличие от хозяйственных обществ, вносить в их уставный капитал переданное учредителем недвижимое имущество. Повторю, пока это только идея создания нового для бюджетных учреждений механизма привлечения частных инвестиций в инфраструктуру. Этот механизм, по сравнению с механизмами ГЧП, безусловно, имеет как потенциальные преимущества, так и потенциальные риски.

– Какие, например?

Создание дочернего общества бюджетным учреждением предполагает отчуждение из государственной собственности имущества. Представьте, что частный партнер не сможет выполнять какие-то обязательства по проекту, а активы, переданные в уставный капитал, уже будут в собственности «дочки». Мы не случайно вынесли эту идею на суд координационного совета, так как, прежде чем развивать, хотим обсудить ее с экспертным сообществом. Отклик, судя по публикациям в СМИ, был достаточно живой, высказались представители медицинских, экспертных, консалтинговых, финансовых организаций. Я не увидел жестко негативной позиции, но прозвучали вполне предсказуемые сомнения с точки зрения целесообразности использования такого механизма в целом. Вместе с тем одним из очевидных плюсов такой формы взаимодействия с частными инвесторами видится возможность самого учреждения управлять (или участвовать в управлении, в зависимости от доли учреждения в капитале дочернего общества) проектом развития инфраструктуры.

– А при существующих формах ГЧП это невозможно?

– При реализации концессионного соглашения – кстати, наиболее востребованной формы ГЧП – участие учреждения здравоохранения на стороне концедента невозможно. Получается, что госучреждение полностью выпадает из проекта, который реализуется инвестором на базе инфраструктуры, находившейся до концессии в оперативном управлении учреждения. В целом я бы вообще не стал проводить сравнение модели создания «дочек» с существующими механизмами ГЧП, поскольку эти форматы привлечения инвестиций принципиально отличаются друг от друга.

– То обстоятельство, что госучреждение не может влиять на управление передаваемой в концессию инфраструктурой, мешает развитию ГЧП‑проектов?

– Скорее не мешает, а создает определенные ограничения для повышения эффективности партнерства – участие учреждений на стороне концедента, с нашей точки зрения, позволило бы более оперативно реагировать на подготовку и ход реализации соглашения, в какой-то степени усилить контроль за исполнением его условий частным партнером. В нашем пилотном проекте на основе концессионного соглашения – строительстве медицинского промышленного парка в Новосибирске – полномочия концедента осуществляет Минздрав. А подведомственный министерству Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна, часть инфраструктуры которого была по результатам конкурса передана в концессию АО «Инновационный медико‑технологический центр», стороной соглашения не является. Схема сложная, поэтому сейчас мы разработали поправки в федеральный закон №115 «О концессионных соглашениях», позволяющие бюджетному учреждению участвовать в концессии на стороне концедента и осуществлять отдельные его полномочия. Проект поправок сейчас проходит согласование в других органах исполнительной власти.

1.jpg

Фото: menina.ru

– Как вы отбирали первый ГЧП-проект и почему остановились на медицинском промышленном парке?

– В позапрошлом и прошлом годах мы предложили подведомственным учреждениям рассмотреть возможность развития инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП и получили свыше 40 откликов. Большую часть предложений, правда, сразу отмели по объективным причинам – многие из них просто невозможно было структурировать в рамках действующего законодательства, многие мы сочли нецелесообразными. Например, невозможно всерьез рассматривать предложения «поменяться зданиями с городом», «продать земельный участок» и так далее. В итоге на финишную прямую вышли несколько проектов, представляющих собой разные формы привлечения частных инвестиций в инфраструктуру учреждения. Так и был выбран план создания медицинского парка. Он оказался максимально безрисковым с точки зрения распоряжения имуществом (речь шла о развитии временно не используемой инфраструктуры), с понятной бизнес-моделью, структурировался в рамках законодательства о концессионных соглашениях, не требовал привлечения бюджетных средств.

– Это партнерство сложилось удачно?

– Нам потребовалось полгода на превращение идеи в конкретный структурированный проект с документами, которые позволили бы начать его согласовывать для внесения в правительство. Дальше проходили конкурсные процедуры и подготовка концессионного соглашения. Сейчас, с моей точки зрения, проект развивается нормально. Концессионное соглашение заключено в конце 2015 года, уже через полгода была запущена первая линия производства, медизделия, которые будут применяться в травматологии, уже вышли на рынок. Говорить о конкретных производственных и финансовых показателях можно будет после представления отчетности концессионером.

– Над какими еще проектами вы сейчас работаете?

– После технопарка мы начали работать над инвестиционным соглашением, связанным с реконструкцией одного из зданий Пермской медицинской академии. Смысл в том, что часть площадей после реконструкции останется у академии, а часть перейдет к инвестору. Объем инвестиций небольшой – порядка 100 млн рублей. Мы сознательно начали с маленького инвестпроекта, поскольку его проще структурировать. Само соглашение еще не заключено, частного инвестора предстоит выбрать на торгах, но соответствующий акт правительства уже подписан. В сентябре этого года на координационном совете был одобрен проект концессии с АО «Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» – здесь Минздрав передает концессионеру комплекс зданий площадью более 14 тысяч кв. м в Екатеринбурге, а частный партнер инвестирует в их реконструкцию не менее 351,5 млн рублей. По этому проекту готовится акт правительства, и я надеюсь, что до конца года мы завершим эту работу. И, наконец, инвестиционный проект, связанный с реконструкцией общежития Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, – тут сумма инвестиций, по предварительной оценке, составит не менее трех млрд рублей. Проект уже на финальной стадии проработки и, надеюсь, в этом году будет внесен в правительство.

2.jpg

Фото: eyeclinic.ru

– Минздрав заявлял, что работает над 20 ГЧП-проектами, вы рассказали о трех. А как же остальные 17?

– Ждать, что мы будем реализовывать проекты, как на конвейере, не надо. На Международном инвестиционном форуме в Сочи один из экспертов сказал, что, с его точки зрения, в здравоохранении, как и еще в ряде отраслей, возможен «масс-маркет» проектов ГЧП, имея в виду, что они могут запускаться один за другим. Я не соглашусь с такой точкой зрения по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, здравоохранение – очень чувствительная сфера, каждый проект требует оценки социально-экономических последствий. Реализуя ГЧП-проекты, развивая тем самым частную инфраструктуру здравоохранения, вы рано или поздно должны будете принимать решение в отношении государственной. Создание «дочек» бюджетными учреждениями, кстати, в этой связи могло бы рассматриваться как компромиссный вариант взаимодействия частной и государственной инфраструктур. Во-вторых, все проекты, которые мы изучаем и готовим, не предусматривают поддержки за счет средств федерального бюджета. Проект должен быть самоокупаемым, а вкладом государства является инфраструктура, которая тоже имеет свою стоимостную оценку.

– Вы поддерживаете региональные ГЧП-проекты?

– Больше внимания мы, конечно, уделяем проектам Минздрава России и тем, в которых участвуют подведомственные ему организации. Формально мы не можем заниматься региональными проектами – у нас нет таких полномочий, но при необходимости мы проводим их мониторинг. 

минздрав, гчп, северно-западный государственный медицинский университет им. и.м. мечникова, казутин, госучреждения, медицинские услуги, медучреждения, государство, здравоохранение
Источник Vademecum №19, 2016
Поделиться в соц.сетях
Акция «Здоровая Москва» вошла в проект бюджета столицы до 2022 года
15 Октября 2019, 20:08
Рынок госзаказа сервиса медоборудования превысил 23 млрд рублей
15 Октября 2019, 20:00
Пациент отсудил у врачей тюменской больницы 330 тысяч рублей за неправильно сращенный перелом
15 Октября 2019, 18:00
Минздраву и МВД поручено доработать законопроект об обмене медицинскими данными
15 Октября 2019, 17:48
Акция «Здоровая Москва» вошла в проект бюджета столицы до 2022 года
Столичные власти намерены продолжить реализацию проекта «Здоровая Москва», включающего медосмотры и лекции о здоровье прямо в городских парках, в 2020–2022 годах. Об этом говорится в сопроводительном сообщении к проекту бюджета Москвы, внесенном на рассмотрение Мосгордумы. Сколько планируется потратить на очередную акцию, при этом не уточняется.
15 Октября 2019, 20:08
Рынок госзаказа сервиса медоборудования превысил 23 млрд рублей
15 Октября 2019, 20:00
Минздраву и МВД поручено доработать законопроект об обмене медицинскими данными
15 Октября 2019, 17:48
Фонд «Здоровье»: онкопрепараты перечня ЖНВЛП в региональные льготные списки включили лишь 17 субъектов РФ
Эксперты фонда «Здоровье» проанализировали погружение онкопрепаратов федерального списка ЖНВЛП в региональную «льготу»: по их оценкам, все значащиеся в перечне 103 противоопухолевых средства пациенты могут получить бесплатно или за половину стоимости только в 17 регионах. При этом смертность от онкозаболеваний в России за январь – август 2019 года, как посчитали аналитики фонда, возросла на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
15 Октября 2019, 16:34
Штат поликлиник пополнили 8 тысяч прошедших первичную аккредитацию врачей
15 Октября 2019, 14:44
Главврач тюменского «Медгорода» Андрей Кудряков лишился должности
15 Октября 2019, 13:55
Сервис протонного центра ФМБА в Димитровграде оценили в 1 млн рублей в день
15 Октября 2019, 13:49
Доля в УКЛРЦ им. В.В. Тетюхина достанется правительству Свердловской области
Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр (УКЛРЦ) им. В.В. Тетюхина передаст долю в компании правительству Свердловской области в лице Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ). Предположительно, речь идет о пакете в 25,6% компании, рыночная стоимость которой оценивается в 428 млн рублей.
15 Октября 2019, 12:33
В Курской области закупили 16 незарегистрированных мобильных медкомплексов
Заместитель министра здравоохранения РФ Наталья Хорова рассказала о рисках «отдельных мероприятий» федерального проекта по первичной медико-санитарной помощи в регионах. В большинстве из них наблюдается «отклонение от сроков достижения результатов», а в Курской области вообще законтрактовали 16 мобильных медицинских комплексов, не имевших регудостоверения.
15 Октября 2019, 8:48
Главный специалист по медицине труда поищет механизмы легализации рынка медосмотров
15 Октября 2019, 7:25
Голикова: в 2019 году курсов химиотерапии на одного пациента стало в два раза больше
14 Октября 2019, 21:42
Перечень ЖНВЛП пополнился 23 препаратами
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 14 октября подписал распоряжение о включении в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) еще 23 МНН. Треть вошедших в обновленный список лекарств используется для лечения различных видов рака.
14 Октября 2019, 21:38
Дело экс-главврача томской ЦРБ о присвоении 12 млн рублей направлено в суд
14 Октября 2019, 20:25
Депутаты намерены разрешить врачам оказывать экстренную помощь без согласия пациента
В Госдуму внесены поправки в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором авторы предлагают расширить круг лиц, принимающих решение об оказании неотложной медицинской помощи. Соответствующий законопроект подготовили председатель комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов и член комитета Юрий Кобзев.
14 Октября 2019, 19:59
Главврача тюменского «Медгорода», где выявили нецелевое расходование средств, повысили в должности
Главный врач тюменского многопрофильного клинического медицинского центра «Медицинский город» Андрей Кудряков назначен исполняющим обязанности директора этого же медцентра в связи с реорганизацией. По данным местных СМИ, главврача медучреждения, где по фактам нецелевого расходования 18,4 млн рублей возбуждено уголовное дело, уволили и назначили на более высокую должность в один и тот же день.
14 Октября 2019, 19:26
В 2018 году у половины прошедших диспансеризацию россиян нашли хронические заболевания
14 Октября 2019, 17:35
СП: цели нацпроекта «Здравоохранение» не попали в госпрограмму
Счетная палата (СП) РФ представила заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Среди прочего аудиторы отметили, что пять из девяти целей национального проекта «Здравоохранение» не отражены в государственной программе «Развитие здравоохранения», в том числе ликвидация кадрового дефицита.
14 Октября 2019, 16:00
Ульяновские главврачи ответят за несоблюдение плановых объемов медпомощи
Счетная палата Ульяновской области рекомендовала министру здравоохранения Сергею Панченко ужесточить контроль за медпомощью, оказываемой по госзаданию. Аудиторы предлагают принимать «управленческие решения» вплоть до увольнения руководителей медучреждения, которые превысили плановые объемы по программе госгарантий.
14 Октября 2019, 13:23
Минздрав выступил против передачи МВД сведений о здоровье пациентов без их согласия
14 Октября 2019, 7:59
Яндекс.Метрика