27 Июля 2024 Суббота

Замолвили богословы
Анна Родионова, Ольга Каныгина, Ольга Кучерова Мединдустрия
21 июля 2013, 23:28
4356

Улемы Исламского центра Таджикистана нашли не нарушающий мусульманских традиций способ экстракорпорального оплодотворения

Дискуссия на тему греховности процедуры искусственного оплодотворения и законности рождения зачатых таким образом детей началась в Таджикистане еще в 2012 году – после проведения первого в стране ЭКО. После долгих дебатов, продолжавшихся около года, мусульманские богословы и толкователи религиозных норм пришли к выводу, что искусственное оплодотворение можно теперь исключить из числа греховных деяний. Правда, для того чтобы такое экстракорпоральное оплодотворение было признано «праведным», нужно соблюсти определенные условия.

Дело в том, что, согласно Корану, рождение ребенка должно быть следствием зачатия и последующего развития именно в утробе женщины («Мы выводим вас [из утробы ваших матерей. – VM] младенцами…» – сура «Аль-Хадж», аят 5). Это не предусмотрено процедурой ЭКО, при проведении которой сперматозоид и яйцеклетка соединяются вне женского тела.

Есть и другой аспект, смущавший правоверных: ребенка человеку дает Всевышний, и если по какой-то причине этого не случилось, значит, так тому и быть. Именно поэтому семьям, которые не могут завести ребенка традиционно, не нарушая фетвы [решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основанное на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики. – VM], – а таких в Таджикистане почти 25% – духовенство рекомендует усыновлять детей. Проводя искусственное оплодотворение, врачи вторгаются на чужую территорию, условно берут на себя функции Всевышнего. Это, собственно, и было основными доводами улемов, осуждающих процедуру ЭКО, врачей, проводящих ее, и, конечно же, участвующих в ней родителей. Впрочем, несмотря на отсутствие одобрения со стороны духовных лидеров Таджикистана, вопрос искусственного оплодотворения в стране все же как-то начал решаться. Что тоже вполне объяснимо – из 100 тысяч регистрируемых ежегодно пар 20 тысяч считаются бесплодными.

В 2010 году были приняты поправки в закон «О государственной регистрации актов гражданского состояния», позволившие таджикским врачам проводить операции по искусственному оплодотворению. В законе, правда, прописано: для осуществления ЭКО требуется письменное согласие обоих родителей. Уже в 2012 году в Душанбе при финансовой поддержке местных бизнесменов открылся медицинский центр «Насл» – пока единственное в стране медучреждение, проводящее ЭКО. Таджикистан стал второй страной в Центральной Азии после Казахстана, которая начала проводить подобные операции. В том же году в рамках программы ЭКО в МЦ «Насл» эмбрионы из пробирки были «подсажены» 35 женщинам, 10 из которых забеременели. Первые ЭКО-дети (мальчики весом 2750 г и 2550 г) родились 17 января 2013 года. Директор Научно-исследовательского института акушерства, гинекологии и перинатологии Шамсиддин Курбонов отметил тогда, что «это первый случай, когда родила женщина, которой провели программу ЭКО за счет собственных половых клеток в условиях лаборатории».

Рождение близнецов вывело религиозный диспут на новый уровень, ситуация, пусть очень неспешно, но стала меняться, многие некогда ярые противники ЭКО даже сменили гнев на милость. Однако вопрос по-прежнему оставался щекотливым – официального разрешения, фетвы, на проведение ЭКО не было, и мусульманам приходилось выбирать: следовать традиции, смиряясь с бездетностью, или вызывать осуждение общины, заводя »детей из пробирки». Многие пошли по компромиссному пути: уезжали делать ЭКО в соседние страны, где эта процедура не вызывает общественного порицания, но стоит вдвое дороже, чем на родине. По данным Курбонова, получая подобную услугу за границей, бездетная пара должна была потратить на обзаведение отпрыском не менее $10 тысяч, учитывая оплату дородового ухода и операцию кесарева сечения, которая делается при ЭКО, чтобы минимизировать риски при родах. В Таджикистане с открытием центра «Насл» эту процедуру стало возможным получить за $5 тысяч. Ситуация разрешилась в начале июля нынешнего года – улемы Исламского центра Таджикистана решили сделать поблажку парам, желающим прибегнуть к ЭКО, и вынесли фетву об искусственном оплодотворении для мусульман республики. В этом нормативно-правовом документе четко прописано, какие условия нужно соблюсти, чтобы процедура не считалась греховной.

Во-первых, женщина должна использовать только сперму мужа, а мужчина – яйцеклетку жены. Если есть подозрение, что «материал» мог быть подменен, процедура категорически запрещается. Кроме этого, мужчина и женщина должны состоять в браке, заключенном по традиции никох. В МЦ «Насл» ЭКО, естественно, проводится в соответствии с общественными и религиозными нормами – процедура доступна только официально зарегистрированным семейным парам.

Появление фетвы об искусственном оплодотворении, с одной стороны, мгновенно расширила список потенциальных клиентов центра «Насл» и открыла дорогу к созданию других аналогичных клиник не только в стране, но и у соседей-мусульман, которые могут последовать примеру Таджикистана. С другой стороны, это все же компромиссный вариант, который кардинально проблему бесплодия в стране не решит. Многие пары не смогут воспользоваться «халяльным» ЭКО, так как им требуется донорская яйцеклетка или сперма.

Халяль – дозволенные поступки в шариате. Понятие «халяль» относится практически к любой сфере человеческой жизни: продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и т. д.

Никох – мусульманский обряд бракосочетания без официально регистрации в загсе, допускающий многоженство. Дети, родившиеся в таком браке без согласия отца, не могут быть зарегистрированы на его имя, а в случае развода не имеют какого-либо юридического статуса. Женщины же в этой ситуации не имеют права требовать алименты.


ЭКОномика

Клекс и Омбелет могут дешевле

Проблема бесплодия год от года становится все более актуальной. По данным International Institute for Population Sciences, около 60-80 млн пар по всему миру не могут иметь детей. Многие пары соглашаются на сложную и дорогостоящую процедуру проведения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), благо, в ряде стран за подобные операции платит государство. Например, во Франции государственное медицинское страхование L'assurance maladie оплачивает до четырех попыток ЭКО. На данный момент в Европе цена этой процедуры варьируется от 3100 до 4100 евро.

Двое ученых из бельгийского Института технологий фертильности города Генк Елке Клекс и Виллем Омбелет разработали новый способ проведения ЭКО, благодаря которому стоимость процедуры может снизиться до 200 евро уже в ближайшее время. Клекс и Омбелет заменили дорогостоящий инкубатор, в котором эмбрион перед имплантированием в матку развивается от двух до шести дней, более дешевым устройством. Обычно используются так называемые СО2-инкубаторы – шкафы, в которых поддерживается температура 37 °C и определенное содержание углекислого газа (5-6%).

Новое устройство состоит из двух трубок. В первую подается смесь соды и лимонной кислоты, что приводит к образованию двуокиси углерода. Во второй – находятся сперматозоиды и яйцеклетки. Газ из первой трубки поступает во вторую, создавая нужную «атмосферу» для оплодотворения. Здесь же после оплодотворения несколько дней живет эмбрион.

Представители European Society of Human Reproduction and Embryology рассказали, что во время клинических испытаний в 2012 году 30% попыток ЭКО с помощью новой технологии были удачными (7 из 23 попыток), что практически равнозначно количеству удач классического ЭКО. Тем не менее нельзя сказать, что новая технология универсальна и подходит всем. В частности, при плохом качестве спермы, когда сперматозоид необходимо вводить в яйцеклетку вручную, придется использовать классическое ЭКО. 

эко

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении