27 Июля 2024 Суббота

Залатают купола
Кирилл Седов
25 мая 2015, 15:47
3753

Как Минздрав намерен переписать формулу распределения бюджета ФФОМС в пользу Москвы и других важных субъектов

Представители Минздрава России, реагируя на просьбу московской мэрии увеличить перечисления из феде­рального фонда ОМС в столичный, собираются всерьез перекроить существующую методику распределения медицинских субвенций между регионами. При раздаче денег ФФОМС министерство предлагает руководство­ваться прежде всего интересами городов федерального значения и регионов с высоким уровнем зарплат. VM изучил задаваемые этой инициативой векторы финансовых потоков в здравоохранении.

Субвенции регионам на выпол­нение полномочий по организа­ции обязательного медицинского страхования традиционно со­ставляют главную статью расхо­дов федерального фонда ОМС. В текущем году, согласно закону о бюджете ФФОМС, их суммарный объем составит 1 414 млрд рублей, а в 2017-м перевалит за полтора триллиона. Порядок распределения этих денег между территориаль­ными фондами ОМС Минздрав намерен существенно модифи­цировать, как следует из проекта постановления правительства, представленного министерством 20 мая. Субвенции предлагает­ся не только перераспределить, но и в целом увеличить. В проекте Минздрава предусмотрен рост соответствующих расходов фонда: на 31,6 млрд рублей – в 2016 году, на 35,3 млрд рублей – в 2017-м.

Размер субвенций в фонде ОМС ежегодно рассчитывают на основе количества застрахованных, нор­матива финансового обеспечения базовой программы ОМС и коэф­фициента дифференциации. По­следний показатель индивидуален для каждого субъекта Федерации, поскольку зависит от местного уровня среднемесячной заработной платы и индекса бюджетных расхо­дов (ИБР).

В действующей методике расчета субвенций на ИБР установлено ограничение: сколько бы индекс ни составлял на самом деле, в фор­мулах ФФОМС его максимальное значение равно 3. Минздрав же предлагает пойти навстречу реги­онам Крайнего Севера, «в которых плотность населения в разы ниже, чем в целом по Российской Федера­ции, а коэффициент транспортной доступности (по расчетам Мин­фина России) в разы выше», и под­нять максимальное значение ИБР до 4,5 – соответственно увеличив объем субвенции. В пояснительной записке к проекту даже перечис­лены конкретные регионы – бе­нефициары этого решения: Ре­спублика Саха, Камчатский край, Магаданская область и Чукотский автономный округ. Впрочем, даже поднятый Минздравом «потолок» не пробьет только Саха, где ИБР, по данным Минфина, составляет 4,4. А вот для Магаданской области (ИБР – 4,7), Камчатского края (5,59) и особенно Чукотки (13,08) новую формулу вряд ли можно назвать приемлемой, не говоря уже справедливой.

Зато в вопросе установления коэффициента заработной платы по экономике региона (еще один базовый элемент расчета субвен­ций) авторы документа полумер решили избежать – ограниче­ния этого показателя в форму­лах ФОМС Минздрав предлагает отменить вовсе. В министерстве считают, что это позволит поднять зарплаты медработников до целе­вых значений в таких регионах, как Москва и Ямало-Ненецкий авто­номный округ, где средняя зара­ботная плата по экономике выше, чем в среднем по России.

Напомним, что тут следует счи­тать «целевым значением». До­вести средние заработки врачей к 2018 году до уровня 200% от сред­него по региону требуют «майские» указы президента. Для Москвы это означает, что врачи городских поликлиник и больниц должны в среднем получать 140 тысяч руб­лей в месяц. Этот зарплатный ори­ентир уже однажды сыграл свою роль – при подготовке плана-гра­фика оптимизации московского здравоохранения. По крайней мере, о своем намерении направ­лять средства, поступающие за счет реорганизации неэффективных медорганизаций, именно на повы­шение заработной платы персонала неоднократно заявляли предста­вители московской мэрии. Разра­ботка Минздравом новой методики распределения субвенций означа­ет, что денег, высвобождающихся в результате сокращения врачей и закрытия больниц, на испол­нение «майских» указов Москве может не хватить.

Столичные власти не скрывают своей острой заинтересованно­сти в срочном пополнении бюд­жета городского фонда ОМС, однако предпочитают объяснять это не гонкой за ростом зарплат, а другими насущными задача­ми. В марте мэрия обратилась к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой увеличить субвенции из ФФОМС «в связи с объективны­ми экономическими факторами, в том числе с удорожанием лекар­ственных препаратов и расходных материалов». Этой просьбе напря­мую удовлетворяет третья из пред­ложенных Минздравом новаций в распределении средств ОМС. При расчете субвенции для городов фе­дерального значения предлагается вместо упомянутого индекса бюд­жетных расходов применять индекс стоимости жизни (ИСЖ) – показа­тель, измеряющий относительную стоимость набора товаров и услуг в отдельных городах по сравнению с ее среднероссийским значением.

Объясняя это решение, авторы документа, как и московские вла­сти, ссылаются на «объективные экономические факторы», а именно на «большую фактическую раз­ницу» в затратах на приобретение товаров, работ и услуг в городах федерального значения по срав­нению с другими регионами. Вот только сравнение ИСЖ в разных городах России показывает, что коэффициент дороговизны не за­висит от наличия у города «феде­рального» статуса. По имеющимся в публичном доступе данным Росстата, в 2012 году ИСЖ Москвы и Санкт-Петербурга составляли 127,2 и 108 соответственно. Тог­да как лидерами по ИСЖ были признаны города Крайнего Севе­ра – чукотские Билибино (206,65) и Анадырь (175,24), а также Петро­павловск-Камчатский (165,91). Вот только предлагаемая Минздравом формула расчета субвенций через ИСЖ этих территорий не коснет­ся – статусом не вышли.

ффомс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении