Через 50 лет с начала строительства национальной системы медстрахования власти КНР отчитались о том, что ОМС в стране охвачено 95% населения. Однако недавний скандал в городе Чанчунь говорит о том, что охват вовсе не показатель того, что со страхованием в стране все в порядке. Сразу нескольким пациентам администрация чанчуньской больницы отказала в бесплатной госпитализации, сославшись на то, что исчерпала все страховые лимиты. Новое правительство КНР готовится к перенастройке управленческих и финансовых механизмов страхования и даже уже представило на эту тему законопроект.
Одной из тех, кому администрация чанчуньской больницы отказала в помощи по страховке, стала пациентка Ю Гуэйин. За 20 дней в стационаре ее семья заплатила клинике 18 тысяч юаней ($2,9 тысячи). Страховка у Ю Гуэйин при этом была оформлена как положено. Проблема, как объяснили врачи из Чанчуня, связана с тем, что выделенные бюджетом лимиты на софинансирование страхования пациентов исчерпаны.
Объем страховых фондов региональные фонды определяют на год вперед. Однако последние несколько лет с прогнозированием у их сотрудников явные проблемы. Суммы неоплаченных счетов по страховке в некоторых больницах доходят до 50 млн юаней ($8 млн) в год. Число госпитализаций в последние годы растет, говорят специалисты китайского здравоохранения. В том же Чанчуне в 2011 году число госпитализаций выросло на 40% по сравнению с 2010 годом, а местный страховой фонд смог покрыть только 10% сверх лимита.
Главврач больницы при Цзилиньском университете Хуа Шучэн говорит, что финансирование медстрахования построено чересчур жестко. ≪Контроля над различными медслугами со стороны расчетной системы все больше, риски страхового фонда снижаются, однако проблема взаимодействия с пациентами ложится на больницы≫, – сетует он. Специалист предлагает создать посреднический орган, с помощью которого больница и страховые органы будут договариваться с больницами о размерах страховых лимитов.
По сути, китайская система страхования делится на три программы: страхование работников в городах (по месту работы), страхование жителей городов (по месту жительства) и страхование по программе новой сельской кооперативной медпомощи. Первая программа – крупнейшая по объему финансирования. Ее бюджет формируется за счет отчислений из зарплаты работников, в среднем по стране это около 10%, из них наниматель платит 7,43% от заработка наемного работника, а сам работник – 2%. Отчисления каждого служащего распределяются по двум счетам – личному и общему. Оплата амбулаторных приемов, покупка ЛС в аккредитованных по страховой программе аптеках, несложные операции производятся с личного счета пациента, а госпитализация и сложные операции – с общего счета. Ежегодно на личный счет пациента поступает около 400 юаней ($65). Как расходуются эти средства, строго следят. Лимит выплат по страховке не должен превышать 10% от годового заработка застрахованного.
Вторая программа – медицинское страхование для жителей городов. Им охвачены школьники, студенты и неработающее население. Такое страхование является добровольным. Государство оплачивает фиксированный взнос – 80 юаней в год ($13). Размер же софинансирования полиса со стороны граждан варьируется в каждой провинции по-своему и зависит от материального положения семьи, возраста страхуемого и экономической развитости региона. В среднем эта сумма колеблется от 100 до 250 юаней ($16,2–40,6).
Есть и своя подпрограмма для малоимущих, в рамках которой государство просто выделяет по 60 юаней ($9,7) на человека в год. Эти средства поступают в общий сберегательный фонд, из которого можно оплатить госпитализацию и затраты на амбулаторный прием.
Но наиболее важной программой внутри страны считается страхование по программе новой сельской кооперативной медицинской помощи. Оно охватывает около 760 млн человек, проживающих в сельской местности. Для финансирования программы выделяются средства из центрального и регионального бюджетов, но без денег самого пациента не обходится и здесь. Размер соплатежа со стороны пациента составляет одну пятую от общей стоимости полиса, которая постоянно растет. Еще в 2008 году полис стоил всего 30 юаней, в 2013 году – уже 340 юаней ($55,2).
Объем финансирования медстрахования в стране довольно высок. Глава исследовательского центра труда и социального обеспечения Академии общественных наук КНР Ван Яньчжун говорит, что ежегодно Китай тратит на финансирование всех трех программ около 800 млрд юаней ($128,1 млрд). Страховкой пользуются 1,2 млрд человек, 70% из них – по программе новой сельской кооперативной медпомощи, однако на нее тратится всего лишь 200 млрд юаней ($32 млрд). Наблюдатели указывают на главный минус системы страхования, отчасти объясняющий ее неповоротливость. Сейчас все три программы регулируются разными госорганами. Первые две управляются Министерством трудовых ресурсов и социального обеспечения, а последняя – Министерством здравоохранения. Зачастую ведомства мешали работе друг друга и создавали путаницу в отчетах. Вплоть до конца 2011 года государство дублировало выплаты по страхованию более чем для 5,3 млн человек, дополнительно потратив 792 млн юаней ($126,8 млн) за шесть лет.
Пришедшее в марте 2013 года новое правительство КНР практически сразу предложило к обсуждению новый законопроект, по которому управление всей системой медстрахования должно быть передано одному органу.