27 Июля 2024 Суббота

Закон о трех головах
Евгения Журавлева
23 сентября 2013, 19:33
4570

Китайская система медстрахования готовится к перенастройке

Через 50 лет с начала строительства национальной системы медстрахования власти КНР отчитались о том, что ОМС в стране охвачено 95% населения. Однако недавний скандал в городе Чанчунь говорит о том, что охват вовсе не показатель того, что со страхованием в стране все в порядке. Сразу нескольким пациентам администрация чанчуньской больницы отказала в бесплатной госпитализации, сославшись на то, что исчерпала все страховые лимиты. Новое правительство КНР готовится к перенастройке управленческих и финансовых механизмов страхования и даже уже представило на эту тему законопроект.

Одной из тех, кому администрация чанчуньской больницы отказала в помощи по страховке, стала пациентка Ю Гуэйин. За 20 дней в стационаре ее семья заплатила клинике 18 тысяч юаней ($2,9 тысячи). Страховка у Ю Гуэйин при этом была оформлена как положено. Проблема, как объяснили врачи из Чанчуня, связана с тем, что выделенные бюджетом лимиты на софинансирование страхования пациентов исчерпаны.

Объем страховых фондов региональные фонды определяют на год вперед. Однако последние несколько лет с прогнозированием у их сотрудников явные проблемы. Суммы неоплаченных счетов по страховке в некоторых больницах доходят до 50 млн юаней ($8 млн) в год. Число госпитализаций в последние годы растет, говорят специалисты китайского здравоохранения. В том же Чанчуне в 2011 году число госпитализаций выросло на 40% по сравнению с 2010 годом, а местный страховой фонд смог покрыть только 10% сверх лимита.

Главврач больницы при Цзилиньском университете Хуа Шучэн говорит, что финансирование медстрахования построено чересчур жестко. ≪Контроля над различными медслугами со стороны расчетной системы все больше, риски страхового фонда снижаются, однако проблема взаимодействия с пациентами ложится на больницы≫, – сетует он. Специалист предлагает создать посреднический орган, с помощью которого больница и страховые органы будут договариваться с больницами о размерах страховых лимитов.

По сути, китайская система страхования делится на три программы: страхование работников в городах (по месту работы), страхование жителей городов (по месту жительства) и страхование по программе новой сельской кооперативной медпомощи. Первая программа – крупнейшая по объему финансирования. Ее бюджет формируется за счет отчислений из зарплаты работников, в среднем по стране это около 10%, из них наниматель платит 7,43% от заработка наемного работника, а сам работник – 2%. Отчисления каждого служащего распределяются по двум счетам – личному и общему. Оплата амбулаторных приемов, покупка ЛС в аккредитованных по страховой программе аптеках, несложные операции производятся с личного счета пациента, а госпитализация и сложные операции – с общего счета. Ежегодно на личный счет пациента поступает около 400 юаней ($65). Как расходуются эти средства, строго следят. Лимит выплат по страховке не должен превышать 10% от годового заработка застрахованного.

Вторая программа – медицинское страхование для жителей городов. Им охвачены школьники, студенты и неработающее население. Такое страхование является добровольным. Государство оплачивает фиксированный взнос – 80 юаней в год ($13). Размер же софинансирования полиса со стороны граждан варьируется в каждой провинции по-своему и зависит от материального положения семьи, возраста страхуемого и экономической развитости региона. В среднем эта сумма колеблется от 100 до 250 юаней ($16,2–40,6).

Есть и своя подпрограмма для малоимущих, в рамках которой государство просто выделяет по 60 юаней ($9,7) на человека в год. Эти средства поступают в общий сберегательный фонд, из которого можно оплатить госпитализацию и затраты на амбулаторный прием.

Но наиболее важной программой внутри страны считается страхование по программе новой сельской кооперативной медицинской помощи. Оно охватывает около 760 млн человек, проживающих в сельской местности. Для финансирования программы выделяются средства из центрального и регионального бюджетов, но без денег самого пациента не обходится и здесь. Размер соплатежа со стороны пациента составляет одну пятую от общей стоимости полиса, которая постоянно растет. Еще в 2008 году полис стоил всего 30 юаней, в 2013 году – уже 340 юаней ($55,2).

Объем финансирования медстрахования в стране довольно высок. Глава исследовательского центра труда и социального обеспечения Академии общественных наук КНР Ван Яньчжун говорит, что ежегодно Китай тратит на финансирование всех трех программ около 800 млрд юаней ($128,1 млрд). Страховкой пользуются 1,2 млрд человек, 70% из них – по программе новой сельской кооперативной медпомощи, однако на нее тратится всего лишь 200 млрд юаней ($32 млрд). Наблюдатели указывают на главный минус системы страхования, отчасти объясняющий ее неповоротливость. Сейчас все три программы регулируются разными госорганами. Первые две управляются Министерством трудовых ресурсов и социального обеспечения, а последняя – Министерством здравоохранения. Зачастую ведомства мешали работе друг друга и создавали путаницу в отчетах. Вплоть до конца 2011 года государство дублировало выплаты по страхованию более чем для 5,3 млн человек, дополнительно потратив 792 млн юаней ($126,8 млн) за шесть лет.

Пришедшее в марте 2013 года новое правительство КНР практически сразу предложило к обсуждению новый законопроект, по которому управление всей системой медстрахования должно быть передано одному органу. 

китай, медстрахование

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении