27 Июля 2024 Суббота

За слухи перед отечеством
Марина Кругликова
3 августа 2015, 15:31
4199

ФАС обвиняет крупнейшего закупщика кохлеарных имплантатов в противодействии конкуренции.

На рынке кохлеарных протезов, имплантируемых пациентам с глубокой сенсоневральной глухотой, разгорелся конкурентный бой. Компания «Медикэл», дистрибьютор имплантатов, обратилась в ФАС с жалобой и требованием отменить итоги конкурса, проведенного Санкт‑Петербургским НИИ отоларингологии (СПб НИИ ЛОР), на закупку кохлеарных систем общей стоимостью 280,3 млн рублей. Недовольство итогами тендера в «Медикэл» мотивировали тем, что условия технического задания были сверстаны под продукцию единственного производителя – австрийской Med‑El, которую на конкурсе представлял конкурент «Медикэл» – НПК «Азимут». ФАС поддержала заявителя, предписав госзаказчику переиграть конкурс. СПб НИИ ЛОР опротестовал решение антимонопольной службы в суде.

Кохлеарная» имплантация – единственный в актуальной клинической практике метод лечения пациентов с двусторонней глубокой сенсоневральной глухотой, которым не помогает слуховой аппарат. Ежегодно в России выполняется около 1 200–1 300 операций по кохлеарной имплантации, причем 80–90% получателей протезов – дети. Почти 100% этих вмешательств проводятся по федеральной квоте, составляющей в нынешних тарифах 1,14 млн рублей, из которых более 1 млн приходится на стоимость самого кохлеарного имплантата и речевого процессора – наружного устройства, принимающего звук.

Операции по кохлеарной имплантации проводятся в менее чем 10 государственных медучреждениях. Безусловный лидер сегмента – СПб НИИ ЛОР, на долю которого приходится более 40% кохлеарных протезирований.

В мае СПб НИИ ЛОР объявил очередной тендер на поставку 281 кохлеарного комплекта с начальной стоимостью лота свыше 283 млн рублей. По итогам торгов 18 июня победителем была объявлена научно-производственная компания «Азимут» – поставщик имплантируемых систем, укомплектованных на основе протеза производства австрийской компании Med-El. Однако сразу же после объявления победителя управление ФАС по Санкт-Петербургу выдало НИИ предписание: отменить итоги торгов, в семидневный срок изменить аукционную документацию и продлить прием заявок на участие в конкурсе.

Свое решение УФАС обосновало поступившей 9 июня в управление жалобой от компании «Медикэл», дистрибьютора австралийского производителя кохлеарных имплантатов Cochlear. «Мы пришли к выводу, что аукционная документация содержит ряд нарушений действующего законодательства в сфере закупок», – говорится в жалобе компании (все документы имеются в распоряжении VM). В частности, заявитель указывал, что в техническом задании СПб НИИ ЛОР прописаны требования по количеству парных электродов и по их максимальной длине ввода в улитку, а этот пункт ТЗ ограничивает участие в конкурсе всех производителей имплантатов, кроме Med-El. «Тем самым заказчик выставляет требования под конкретный товар единственного производителя», – резюмирует «Медикэл» в жалобе, которую УФАС приняло и удовлетворило.

Однако в СПб НИИ ЛОР с предписанием ФАС об устранении нарушений не согласились – 26 июня Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области зарегистрировал заявление, в котором представители института требуют отменить решение антимонопольной службы, а 1 июля – возбудил против УФАС производство. Заседание арбитража первой инстанции назначено на 19 августа.

Выигравший отмененный конкурс дистрибьютор – НПК «Азимут», демонстрируя социальную ответственность медицинского бизнеса, высказывает опасение: если судебный процесс затянется, под угрозой срыва окажутся около 300 вмешательств, запланированных в СПб НИИ ЛОР, или примерно 20% от общего количества проводимых в стране кохлеарных протезирований. «Институт может не успеть провести своевременную закупку имплантатов, а значит, не сможет исполнить свои обязательства по госзаказу», – волнуется генеральный директор НПК «Азимут» Денис Зубов.

В самом СПб НИИ ЛОР исходом тяжбы, правда, не слишком обеспокоены. «Будет суд 19 августа, но до него все решалось в нашу пользу. Пока нас никто ни разу не обязывал ничего менять», – говорит отохирург НИИ Владислав Кузовков.

По словам собеседника VM, недовольство политикой закупок института вспыхивает не впервые: «На нас часто подают такие жалобы. Это связано с конкуренцией – у нашего института самый большой опыт кохлеарных операций и наилучший результат». Успех СПб НИИ ЛОР Кузовков объясняет как раз тем, что хирурги медучреждения предпочитают использовать для имплантации системы Med-El: «У них есть важное преимущество – большая линейка электродов, то есть один имплантат может поставляться с электродами разной длины, которые будут подходить для разных ситуаций, в том числе пациентам с сопутствующей патологией среднего и внутреннего уха. Детям с аномалиями развития, например, подходит только строго определенная длина электрода. И такой линейки электродов нет больше ни у кого, кроме Med-El».

Последние несколько лет СПб НИИ ЛОР действительно проводит операции только с использованием систем Med-El и соответствующим образом формулирует конкурсные ТЗ. Выбор операционного лидера, естественно, сказывается на рыночной ситуации – в 2014 году, по данным ФТС, 45% всех поставленных на территорию страны кохлеарных имплантатов произведены австрийской компанией.

Представители «Медикэл» на момент сдачи номера в печать не ответили на запрос VM. Однако к позиции СПб НИИ ЛОР есть претензии у других поставщиков кохлеарных систем. «Мы (и не только мы) неоднократно обращались в ФАС, писали в Общероссийский народный фронт и Веронике Скворцовой, пока безрезультатно, – признались VM на условиях анонимности в одном из дистрибьюторов американского производителя кохлеарных имплантатов Advanced Bionics. – НИИ удается избежать последствий, потому что как такового нарушения закона нет. Медицина – очень тонкая область, и врач может сказать, что ему нужен именно этот имплантат на основании индивидуальных особенностей пациента, – и все. А предъявлять ФАС историю болезни пациента врач по закону не обязан». По словам представителя компании, она сотрудничает со многими профильными клиниками страны, за исключением СПб НИИ ЛОР: «Они – единственные, кто берет только продукцию Med-El».

Мониторинг госзакупок кохлеарных имплантатов в 2014 году показывает, что клиники ФМБА, совокупно занимающие на рынке долю, сопоставимую с долей СПб НИИ ЛОР, преимущественно закупают продукцию Advanced Bionics и Cochlear. Суммарная доля этих производителей в закупках медучреждениями ФМБА имплантатов составила почти 70%, тогда как на Med-El и «Азимут» пришлось около 10% таких поставок в клиники агентства.

По мнению управляющего партнера юридической фирмы «БРАС» Романа Шаброва, в связи с отсутствием точных критериев описания объекта закупки медицинских изделий однозначно спрогнозировать позицию суда между питерским медучреждением и УФАС нельзя: «Критерии и порядок определения взаимозаменяемости медизделий с разными показателями законодательно не определены, и это – одна из главных проблем рынка обращения медицинских изделий. Существует разъяснение ФАС о взаимозаменяемости МИ, на которые в своей жалобе опирается «Медикэл» и на которых основано решение Комиссии Санкт-Петербургского УФАС. Безусловно, суд примет их во внимание, но они не являются нормативно-правовыми актами и будут оцениваться наряду с иными доказательствами. Статья 38 закона 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает, что сведения о взаимозаменяемости должны быть указаны в реестре медицинских изделий. Вероятнее всего, по этой продукции таких сведений нет. Поддержит ли суд позицию СПб НИИ ЛОР – зависит от того, какие аргументы будет приводить институт и сочтет ли суд их достаточными».

фас, кохлеарные импланты, кохлеарные операции

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении