27 Июля 2024 Суббота

«За наше оборудование частная клиника голосует рублем»
Партнерский материал Мединдустрия
17 октября 2023, 10:00
Основатели проекта DiAR – Виктор Дьяков, Альберт Рудашевский и Павел Черпицкий
Фото: DiAR
1893

В марте 2023 года Росздравнадзор зарегистрировал маммографический комплекс DiAR-Mammo – результат синергии южнокорейских технологий и инженерных компетенций российского отраслевого оператора. Впервые перед разработчиками оборудования стояла задача сделать не только экспертный, но еще и надежный и эргономичный аппарат, комфортный для врачей и пациентов. О приоритетах новых вендоров диагностической техники на российском рынке в интервью Vademecum рассказали основатели проекта DiAR  Альберт Рудашевский, Виктор Дьяков и Павел Черпицкий.

– Бренд DiAR появился из ярославского провайдера сервиса и ремонта медтехники «Медикал-Сервис». Как родилась идея создания собственного R&D проекта?

– Компания «Медикал-Cервис» образовалась в 2012 году как сервисный оператор, который занимался техническим обслуживанием и ремонтом медоборудования. Нашими якорными территориями, помимо Ярославской области, были Москва, Подмосковье и близлежащие регионы. Мы сформировали большой штат квалифицированных инженеров, занимались обслуживанием практически всех брендов медтехники и накопили большой багаж знаний об их преимуществах и недостатках.

А затем настал новый этап развития компании – в 2016 году мы замахнулись на дистрибуцию и направили все силы на поиск иностранных партнеров. Это оказалось довольно сложным делом: мы искали максимально качественное оборудование с прицелом на Азию, в частности Южную Корею. Качество оборудования тогда там было на голову выше многих прочих. Мы объездили все заводы в стране и поняли, что необходимо разрабатывать свой продукт. Так появился бренд DiAR – «ДИагностические Аппараты России».

Сейчас у нас две производственные площадки: одна находится в Ярославле, вторая – в Москве на базе «ТехноСпарка», где производится часть комплектующих. У нас амбициозные планы по увеличению ассортимента. Ключевая специализация – диагностическое оборудование.

– Флагманский продукт компании – маммографический комплекс DiAR-Mammo. Почему вы сделали акцент на этом профиле, ведь принято считать, что это самое сложное оборудование из рентгеновской линейки?

– Выбор опирается на необходимость расширения диагностических возможностей. Если обратиться к материалам Минздрава, выяснится, что с 2011 по 2019 год в России наблюдалась устойчивая тенденция к росту заболеваемости раком молочной железы. Этот тренд прослеживался среди населения всех возрастов, и не только в России, но и во всем мире. Эффективный скрининг позволяет выявлять заболевание на ранней стадии и снижать смертность среди пациентов, поэтому с 2019 года в стране реализуется программа по борьбе с онкозаболеваниями в контуре нацпроекта «Здравоохранение». Этот федеральный проект предусматривает в числе прочего внедрение современных методов диагностики и лечения в рутинную практику.

Мы считаем, что маммографы – один из самых востребованных типов оборудования, потому что маммография – это максимально важная диагностическая опция. Занимаясь сервисом медтехники больше десяти лет, мы убеждались, насколько тяжелая ситуация с маммографами в регионах. Нам попадались и аналоговые аппараты из начала 2000-х годов, и даже советские аппараты. Они были очень капризные, давали низкое качество изображения и постоянно требовали техобслуживания. Одновременно мы ездили по международным выставкам и видели, какой уровень аппаратов представлен в мире сегодня. Первое, что мы привезли в Россию, начав заниматься дистрибуцией, – это цифровой детектор, который мог сделать апгрейд аналоговому аппарату, чтобы получить цифровую картинку. Это позволило в ряде больниц навсегда закрыть проявочные комнаты. И мы взяли на себя смелость разработать отечественную медтехнику, которая позволит повысить качество и доступность скрининга рака молочной железы на всех уровнях.

диар 2.jpg

– В чем преимущества маммографических комплексов DiAR-Mammo?

– У врачей на первом месте стоит клинический результат, который они могут дать своему пациенту. Поэтому мы нацелились создать продукт, не просто работающий безотказно, но и предоставляющий передовой результат для раннего выявления онкологии. Это достаточно сложная задача, которая по силам только высокотехнологичному прибору, где уделено большое внимание и электронной, и механической, и программной составляющей, что было бы доказано испытанием изделия в клинической практике. Многое зависит от приемника цифрового изображения: в отличие от конкурентов, у нас приемник прямого действия, у него нет погрешности, поэтому он имеет наивысшую эффективность. Наш комплекс позволяет получить визуализацию высокого качества, которая дает врачу возможность диагностировать новообразование на самой ранней стадии и дать пациенту максимальный шанс на выздоровление.

Мы очень активно разрабатываем и применяем наработки российских компаний в сфере искусственного интеллекта. Маммограф DiAR-Mammo поддерживает несколько продуктов компаний-партнеров, которые помогают врачу в поиске патологии уже на готовом снимке, среди которых Саrе Mentor AI и «Цельс». Программа поддержки принятия врачебных решений выделяет области, в которых, по ее оценке, есть патология, и врач уже перепроверяет подозреваемые области. Все это, как мы надеемся, позволит улучшить статистику и максимально сократить смертность от новообразований.

– В отличие от ряда разработчиков подобных приборов, вы делаете акцент не только на повышенной четкости изображения, что важно для клиницистов, но и на эргономике аппарата, комфорте и удобстве прохождения обследования для пациенток. Почему вы решили пойти этим путем?

– Мы учитывали не только мнение врачей, но и младшего медицинского персонала и рентген-лаборантов, потому что от комфорта проведения процедуры прямо пропорционально зависит качество получаемого результата диагностики. Во-первых, мы исключили все острые углы из нашего аппарата – как на самом штативе, так и во всем оборудовании. Особое внимание мы уделили защите пациента и врача от сопутствующего рентгеновского излучения: поставили дополнительные качественные и дорогие защитные щитки.

Ключевой акцент сделали на комфорте самой процедуры для пациентов. Когда идет исследование, аппаратом производится компрессия молочной железы. Мы много общались с рентген-лаборантами, которые во всех красках передавали нам экспрессивные выражения пациенток из-за высокой болезненности процедуры, особенно при нештатной работе аппарата. Поэтому мы разработали собственную систему с очень точным контролем по плотности ткани, геометрии молочной железы и анатомическим свойствам, автоматически определяющую оптимальный уровень компрессии для минимизации неприятных ощущений при проведении маммографии. Это позволяет медицинскому персоналу деликатно проводить процедуру, а пациентам – избежать психологических травм, что повышает вероятность возвращения на скрининг в будущем. 

– Вы позиционируете DiAR-Mammo как полностью российский аппарат, в отличие от многих проектов, которые представляют собой крупно- или мелкоузловую сборку медтехники, произведенной за рубежом. Какова глубина локализации вашего оборудования?

– Каждая предыдущая наша работа заметно помогала нам при совершении следующих шагов: опыт сервисного обслуживания дал возможность максимально точно определить интересных производителей для дистрибуции, дистрибуция помогла предметно ознакомиться с заводами, посмотреть на процесс изнутри, понять, как устроены зарубежные предприятия. Мы общались со многими производителями, находили и локализовывали от каждого завода максимально перспективные новации для производства, чтобы внедрить их на российском рынке. Нам удалось создать современный, технологичный продукт в России и запатентовать его.

Сейчас мы ведем сбор документов для подачи в Торгово-промышленную палату для вступления в реестр российской радиоэлектронной продукции Минпромторга, что позволяет юридически закрепить отечественное происхождение оборудования. Процесс объективно сложный, но необходимый. Сейчас ввели балльную систему определения страны происхождения, но мы готовились к этому сценарию, и он нас не шокировал. Мы уверены, что сможем набрать необходимое количество баллов ввиду преимущественно российских технологий в маммографе DiAR-Mammo.

– Вы изначально были сервисной компанией, поэтому понимаете всю важность для клиник стоимости жизненного цикла оборудования. Есть ли у вас преимущества по этому параметру перед конкурентами?

– Для нас важно качество оборудования. Со своей стороны, мы готовы давать увеличенную гарантию в 24–36 месяцев против общепринятых на рынке 12 месяцев. Как сервисная компания, мы понимаем, что, дав такую гарантию и имея некачественное оборудование, мы понесем убытки. Но мы уверены в своем оборудовании. Во-первых, нас воспитали годы работы на сервисном рынке, во-вторых, нас воспитал частный рынок. Все эти знания и опыт мы вложили в процесс производства.

Частные медицинские центры крайне серьезно конкурируют с государственными медицинскими учреждениями с огромными бюджетами, поэтому они должны гарантировать пациенту более высокий результат диагностики, лечения, реабилитации. С помощью частного рынка мы научились конкурировать результатом – большей надежностью оборудования, подтверждаемой сугубо контрактом, а не словами.

Частные клиники смотрят и на клинический результат. Мы работали со многими региональными и федеральными сетями и видели, что при открытии новых филиалов они делают ставку на оборудование, которое поставлялось ранее и оправдало ожидания. Никто никогда в жизни в новый филиал не поставит то оборудование, которое не устроило заказчика по сервису, качеству и сроку службы. И за наше оборудование частная клиника голосует рублем.

диар 3.jpg

– Насколько часто вы сталкивались с предубеждением эксплуатантов в отношении новых брендов медтехники, в том числе отечественных? Как вы собираетесь преодолевать консерватизм и инертность врачей?

– Когда мы вышли в дистрибуцию, нам постоянно приходилось доказывать качество оборудования, которое мы продаем. Но мы работали на частном рынке, гораздо более жестком по сравнению с государственным, закупочные отделы частных клиник готовы выявлять и показывать минимальные отличия. Конечно, мы переживаем за будущее, но мы умеем выводить на рынок достойное и качественное оборудование, особенно если у него есть преимущества перед конкурентами. Мы серьезно готовимся, в том числе хотим получить пострегистрационные рекомендации от ведущих медицинских учреждений и независимых лабораторий по работе нашего оборудования – как в плане удобства проведения процедуры, так и клинического результата, который позволяет врачу улучшить точность диагностики.

– Вы чувствуете протекционизм государства в отношении российских разработчиков медтехники? Каких преференций вам не хватает?

– В первую очередь стоит сказать о Каталоге работ, товаров и услуг (КТРУ). Сейчас, например, есть всего два критерия, которые регламентируют различия между маммографами – это разрешение детектора (приемника рентгеновского излучения) и биопсийная приставка, которая позволяет делать забор тканей. Однако само по себе наличие высокого разрешения или унифицированной компрессии не дает гарантии результата. Геометрия и плотность молочной железы у каждой женщины разные: зачастую левая грудь немного отличается от правой. И ввести какой-то общий стандарт проведения процедуры и автоматики самого изделия очень сложно. Высокое разрешение детектора также не гарантирует результат, потому что большинство маммографов поставляют с приемниками непрямого действия: у них есть дополнительный сцинтиляционный слой, имеющий свой коэффициент эффективности. И он, к сожалению, оставляет желать лучшего, потому как наработки даже мировых производителей в классе эффективности сцинтиляционного слоя составляют всего 70%. Результат, полученный на детекторе прямого действия с большим пикселем, гораздо точнее, чем на непрямом с высоким разрешением.

Поэтому нам хотелось бы дополнительно ввести дифференциацию в КТРУ и распространить эту опцию на уровень технологий, например, ввести критерий наличия детекторов прямого действия, а также наличие поддержки системы принятия врачебных решений на основе технологий искусственного интеллекта. Ассортимент и конкуренция в этом разрезе среди российских производителей уже есть, потому что сейчас таких уже двое. Российская промышленность в состоянии в полной мере конкурировать с иностранными лидерами.

– Какие планы у компании по развитию продуктовой линейки и поставке медтехники в клиники? Планируется ли развитие экспорта?

– В марте 2023 года мы получили регистрационное удостоверение на аппарат DiAR-Mammo, по которому ведем процесс с Торгово-промышленной палатой. В следующем году мы рассчитываем вывести на рынок мобильные рентген-хирургические комплексы, передвижные рентгеновские аппараты, в среднесрочной перспективе – ультразвуковые сканеры. На дальнюю перспективу мы рассматриваем и другую медтехнику.

Мы получили национальное регудостоверение и планируем работать по всей России. У нас есть представительство в Казахстане, но это компания, которая занимается дистрибуцией иностранного оборудования. Дистрибуция остается, она финансово питает производство, так же как изначально сервисное обслуживание запитало возможность импорта первых аппаратов. Экспорт – потенциально интересное направление, но сейчас мы нацелены именно на оснащение и техническую поддержку российских клиник. 

– Вы работаете в сегменте медоборудования более 10 лет. Что поменялось на рынке медтехники за последние годы? Какие важные, на ваш взгляд, задачи стоят перед его участниками?

– Мы видим сплоченность операторов в решении острых вопросов, положительную реакцию со стороны государственных органов. Впервые рынок осознал себя действительно рынком. Мы считаем, что сейчас открывается возможность делиться знаниями и технологиями. Пусть мы все конкуренты друг другу, но у нас общая цель – обеспечить здоровье населения и постараться увеличить продолжительность жизни. В первую очередь мы все вместе занимаемся стратегически важным делом по налаживанию работы системы здравоохранения в России. Сейчас все мы находимся в экстремальных условиях. Как правило, такие вызовы способствуют кооперации между компаниями. Мы готовы обсуждать и решать острые вопросы – по комплектующим, запчастям, интеграции технологий. В таких условиях конкуренты могут стать партнерами.

Нам предстоит большой путь в сторону повышения уровня клинического результата, улучшения качества и эргономики российской медтехники. Нам есть над чем работать. Сейчас всего два производителя в России имеют передовые, по мировым меркам, технологии для выявления рака молочной железы. Очень много аспектов, над которыми всему рынку надо работать. Важно понимать, что от нашей работы зависит жизнь и здоровье людей. Да, напрямую у нашей компании нет пациентов, которым мы помогаем. Но нам самим рано или поздно потребуется квалифицированная медицинская помощь. Мы хотели бы обеспечить российские больницы качественным и высокотехнологичным оборудованием мирового уровня, полагаясь на которое, мы были бы спокойны и уверены в результате.
diar, медоборудование, диагностика
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении